возвращение дагерротипа в Россию

Anthropomorphous

«Anthropomorphous» Первый новый русский дагерротип. 6х6 см, серебряная пластина, 2004

Самый первый

Дагерротип — это первая в мире фотография, первый в мире фотографический процесс, который без всякого преувеличения изменил мир

Самый трудный

Дагерротип трудно сделать. Сегодня, как и сто семьдесят лет назад, это самый сложный, трудоемкий и непредсказуемый процесс

Самый опасный

Дагерротип — смертельно опасный. Производство дагерротипа связано с очень ядовитыми химикатами. Многие операторы заплатили жизнью за пренебрежение правилами техники безопасности Самый дорогой. Дагерротип дорого стоит. Во всех смыслах. Золото и серебро — это вещества, из которых построено изображение дагерротипа. Золото и серебро — это и есть дагерротип

Самый красивый

Дагерротип — самый красивый, мистический, не похожий ни на один из существующих фотопроцессов

BAILUN [Байлун]

BAILUN [Байлун] (р. 1964) Художник. Живет и работает в России. Участвует в выставках с 1984 г. В 2004 г. сделал первый новый русский дагерротип. Единственный из российских художников работал с классиком американской современной фотографии Джоэлом-Питером Уиткиным/Joel-Peter Witkin. А другой великий американский художник, Эндрю Вайет/Andrew Wyeth, сказал о творчестве BAILUN’а: «…в его работах — настоящее качество».

Дагерротип — дар Света. Это первый и единственный вид фотографии, в котором автор называется оператором. Не потому, что стоит за камерой, а потому, что управляет тонким мистическим процессом обретения образа

Текст и фото BAILUN

 

19 августа 1839 г. у Луи Жака Манде Дагерра, изобретателя фотографии, болело горло. И поэтому на объединенном заседании французской Академии наук и изящных искусств подробности технологии изготовления дагерротипа сообщил друг Дагерра, физик Доминик Франсуа Араго. В этот день Франция подарила миру фотографию. «Гениальное изобретение… Мы убеждены, — говорил Араго, — что нельзя не видеть значения дагерротипа. Он займет почетнейшее место в ряду изобретений и открытий, получивших признательность человечества». Сразу после обнародования изобретения многими были предприняты попытки сделать дагерротип. Однако результаты производили очень бледное впечатление, и вскоре во влиятельных французских газетах появились сообщения, подвергающие сомнению практическую полезность изобретения и мудрость правительства в предоставлении пенсии господину Дагерру. В ответ Дагерр поспешил публично продемонстрировать простоту и качество своего изобретения всем желающим. Состоялось три публичных показа, проходивших с неизменным аншлагом. Те, кто получил прямые инструкции и советы самого Дагерра, совершили большой прогресс в освоении новой технологии. Они, в свою очередь, делились опытом с другими. Через такую цепь инструкций, а также благодаря выпущенной брошюре с детальным описанием процесса дагерротип очень быстро распространился по всему миру. 16 сентября 1939 г. в Нью-Йорке англичанин Сиджер снял первый дагерротип в Новом Cвете. 8 октября 1839 г. в Петербурге господин Теремин, подполковник Путей сообщения, «произвел удачный опыт, снятием через дагерротип, в продолжении 25 минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60 градусов широты, осенью, дагерротип не теряет своего действия».

«Skull VIII»
Дагерротип, 10,1х12,7 см, 2007

Начиналась великая эпоха. Эра дагерротипа. В следующем, 1840 г., будут сделаны важные усовершенствования этого удивительного процесса. Йозеф Петцваль рассчитает свой знаменитый портретный объектив. В 16 раз возрастет светосила линзы. Объектив Петцваля с относительным отверстием 1:3.4 удержит лидерство на протяжении всего ХIХ в. Ипполит Физо улучшит контраст, тональный диапазон и механическую стойкость пластины, тонируя ее в растворе хлорного золота. Наконец, будут открыты и применены акселераторы. Бром и хлор — вещества, повышающие светочувствительность и ускоряющие экспозицию. Экспозиция дагерротипа сократится до нескольких секунд. Теперь идея сделать удачный портрет средствами светописи, в которую не верил сам Дагерр, станет реальностью. Надо отметить, что 90 процентов всех отснятых дагерротипов будут именно портреты. В том же 1840 г. 19-летний французский физик Александр Эдмон Беккерель открыл поразительный феномен. Он заметил, что после экспозиции изображение дагерротипа можно получить не в горячих парах ртути, а выставляя пластину в солнечном свете под красным стеклом. Но метод Беккереля не имел широкого практического применения и остался на уровне феноменального лабораторного эксперимента, потому что проигрывал в скорости. Кто мог позволить себе в 3–5 раз большую экспозицию и, возможно, длящийся более суток процесс проявления? Ртутный метод был распространен и успешно применялся в эпоху классического дагерротипа с 1839 по 1860 г.

«Автопортрет» Дагерротип, 10,1х12,7см, 2008

«Автопортрет»
Дагерротип, 10,1х12,7см, 2008

В последующие годы это искусство было постепенно оставлено. На смену ему пришли другие фотографические процессы, более целесообразные с экономической и практической точки зрения, но абсолютно лишенные уникальности, волшебства и очарования первой в мире фотографии. Началась другая, постдагерротипическая эра. Однако дагерротип не был забыт окончательно. Благодаря редким энтузиастам и подвижникам он выжил. В Америке Джон Харлок/John Hurlock периодически занимается дагерротипами с 1958 г. В 1971 г. в Рочестерском технологическом институте Ирвинг Поборравски/Irving Pobboravsky провел серию экспериментов с дагерротипными пластинами, в том числе и по методу Беккереля. В 1987 г. Жерар Миган/Gerard Meegan повторил часть экспериментов Ирвинга Поборравски. В итоге метод Беккереля дал результаты, сопоставимые с традиционным ртутным проявлением. В 1994 г. в Сан-Франциско открыл свою дагерротипическую практику Джерри Спаньоли/Jerry Spagnoli, один из лидирующих операторов настоящего времени. Преодолевая обоснованный страх пред опасными химикатами (Джерри всерьез собирался заняться дагерротипами только после того, как ему исполнится 70 лет) и начав с относительно безопасного метода Беккереля, позже он достиг выдающихся результатов и с ртутным дагерротипом. Достаточно сказать, что Чак Клоуз/Chuck Close, известный американский художник-гипперреалист (его выставка пройдет с 16 декабря 2008 г. по 25 февраля 2009 г. в Галерее Гари Татинцяна, Москва, см. раздел «События» журнала. — Прим. ред.), сделал свою знаменитую серию дагерротипов 1999 г. именно с Джерри Спаньоли. С технической точки зрения они безупречны.

Все дагерротипы, созданные в конце XX — начале XXI в., называются современными, или новыми. Можно сказать, что к этому времени сопротивление материала окончательно побеждено, и теперь искусство дагерротипа переживает свое второе рождение. Возвращение, ренессанс или скорее проторенессанс, поскольку реально практикующих современных операторов дагерротипа во всем мире можно пересчитать по пальцам. Когда западных операторов спрашивают о причинах, побудивших их заняться дагерротипом, все в один голос заявляют: «Однажды я впервые увидел дагерротип и…». Потрясение оказывалось настолько сильным, что достаточно было одного взгляда. Потрясение? Наверное, это можно назвать любовью. На второй вопрос — «какой ваш первый дагерротип?» — у всех операторов ответ один: «снимок из окна». Это традиция идет от Дагерра, Ньепса и Тэлбота. Снимок из окна мастерской — глубочайший архетипический паттерн. Окно — это источник света, мембрана, разделяющая «здесь» и «там». Это граница двух миров, граница между известным и неизвестным. Оператор дагерротипа смотрит в неизвестное на границе миров, а фотография — это свидетельство, печать бесконечности.

Я пошел дальше западных операторов — я не видел дагерротип! Мое потрясение случилось всего лишь от иллюстрации. Годами я рассматривал изображение современного дагерротипа (это был портрет Джино работы Барбары Галассо/ Barbara Galasso), и он не отпускал меня. Только в 2005 г., на выставке «АртМосква» я впервые увидел новый дагерротип. «Кто это сделал?» — спросил я у Гари Татинцяна. Ответ был: «Чак Клоуз». Потом в запасниках Гари я держал в руках и исследовал эти драгоценности, произведения дуэта Чака Клоуза и Джерри Спаньоли. Где в России можно увидеть дагерротип? Нигде! Только на редких привозных выставках. Пушкинский музей однажды выставил репродукции испанских дагерротипов. Даже не оригиналы, всего лишь бумагу! На Западе это национальное достояние, иконы изобразительной культуры. «А где первый русский дагерротип?» — спрашиваю я хранителей музеев, искусствоведов. Тот, кто найдет его и атрибутирует, станет национальным героем. Хотя бы первый сохранившийся дагерротип. Не думаю, что Исаакий подполковника Теремина выжил. В XX в. Россия осталась без дагерротипов, я полагаю. Войны, революции, репрессии и перестройки — было не до них. Впрочем, это вопрос к искусствоведам и историкам. Но очевидно, что и здесь непаханное поле — на всю Россию единственная книга по истории фотографии Владимира Левашова. Задумайтесь! Два года я учился полировать пластины и собирал недостающее оборудование, фотографическое и химическое. Проще сделать дагерротип на Луне, чем в России сегодня. Это был вызов — сделать невозможное. Если люди создавали подобное в XIX в., то почему в XXI нельзя? Все, что у меня было, — теория, общие сведения. Никакого руководства, подсказок, наставлений мастера, круглосуточного телефона поддержки пользователя. Ничего, кроме несгибаемого намерения это сделать и энтузиазма, порою переходящего в отчаяние. Было ясно, что где-то здесь, в простой комбинации веществ и обстоятельств, скрывалась тайна рождения фотографии. У меня была возможность прикоснуться к этой тайне и вслед за Дагерром увидеть чудо рождения фотографии. Увидеть этот дар Света.

В марте 2004 г., после большой подготовительной работы и бесчисленных экспериментов, из бесконечности и неизвестности, в тишине ночи начал проявляться первый новый русский дагерротип. От радости я танцевал. Ночью. Безумный русский художник танцевал волшебный танец алхимического превращения. Свет материализовался в Образ. Через 150 лет дагерротип возвращался в Россию. Уже потом я принимал поздравления от зарубежных коллег. Поздравления с возвращением русского дагерротипа в контекст современной изобразительный культуры. Этот процесс необратим и происходит прямо на глазах. Тихая экспансия — дагерротип возвращается. Почему? Наверное потому, что чем дальше мы стремимся вперед, за цифровыми технологиями, тем больше нас тянет обратно к истокам фотопроцесса, туда, откуда все начиналось.

F&V

Все фотографии: © BAILUN

Процесс дагерротипии

Пожалуйста, обратите внимание, что используемые химические вещества являются потенциально опасными для здоровья человека и окружающей среды. При неправильном взаимодействии с ними последствия могут оказаться фатальными. Опасные химикаты нельзя хранить в жилых помещениях. Проконсультируйтесь со специалистами, прежде чем захотите что-либо сделать

В одной старой книге говорится пронзительно точно: «Объектив — душа фотографии». Лучше не скажешь. Светосильная оптика — это то, к чему всем сердцем стремится оператор дагерротипа. Слева направо: Petzval lens 210 mm f/3.5 — знаменитая линза золотого века «эры дагерротипа»; Ernostar 240 mm f/1.8 —уникальный, легендарный раритет, шедевр Людвига Бертеле, «король линз»; Carl Zeiss Tessar 165 mm f/2.7 — получил название «орлиный глаз» за хорошую резкость даже с открытой диафрагмой

На сегодняшний день известны две устойчивые модификации дагерротипа, различающиеся способом проявления. Это ртутный метод самого Дагерра, усовершенствованный последователями, и адиактиничный (в красном свете) метод проявления Беккереля. Процесс изготовления «ртутного» дагерротипа состоит из следующих этапов: 1) полировка пластины, 2) сенсибилизация пластины парами йода и брома, 3) экспозиция, 4) проявление парами горячей ртути, 5) фиксирование, 6) ополаскивание, 7) золочение, 8) ополаскивание и сушка, 9) запечатывание пластины. В методе Беккереля проявление парами ртути заменяется проявлением в адиактиничном свете. Этот метод является лучшим для начинающих операторов дагерротипа, поскольку позволяет в полной мере ознакомиться с тонкостями процесса, избегая применения потенциально опасных химикатов и дополнительного дорогостоящего оборудования. Остановимся на нем более подробно. Понадобятся реактивы: кристаллический йод, тиосульфат натрия, сульфит натрия, хлорид золота и специфическое оборудование — очувствляющий бокс и проявляющий бокс. Основа дагерротипа — медная пластина с тонким слоем чистого 99,99% серебра. Серебро наносится на поверхность пластины гальваническим способом.

Полировка пластины

Все готово для полировки. Инструменты, красная полировальная паста, пластина зафиксирована на рабочем столе. Полировать я научился достаточно быстро — всего за два года

Это первая серьезная трудность на пути к созданию дагерротипа. Посеребренная медная пластина должна быть безукоризненно отполирована. Рассматривайте процесс полировки как отдельное, самостоятельное искусство. Подойдут любые современные средства и механизмы. Используйте те, которые сочтете удобными. Никаких царапин и прочих дефектов быть не должно. Идеальное зеркало — это то, к чему нужно стремиться. Используйте средства защиты: очки, маски, перчатки. В ХIХ в. эта стадия требовала серьезных физических усилий. Позже появились механические приспособления, полировальные круги с ножным приводом. Лучшими материалами были красный гнилой камень (оксид железа) и специально выделанная кожа оленя. Можно заранее отполировать пластины и хранить их в специальном ящике. Но в любом случае, перед съемкой необходима повторная полировка. Нужно снять оксид серебра, который неизбежно образуется при хранении пластин, и после этого немедленно приступить к сенсибилизации.

Сенсибилизация

Специфическое оборудование. Примеры конструкций очувствляющих боксов, материал — пластик и дерево. Держатели пластин 6х6 и 9х12 и стеклянная емкость для йода

Для этой операции понадобится построить специальный ящик для сенсибилизации, очувствляющий бокс. Конструкция и материалы ящика могут быть различными, от дерева до пластика. Избегайте металла, который неизбежно подвергнется сильной коррозии. Внутрь ящика помещается склеенная из стекла емкость для йода. Она должна быть немного больше по размеру, чем пластина, с которой вы собираетесь работать. Сверху необходимо предусмотреть скользящую рамку, на которой размещается пластина. Бокс должен быть максимально герметичным, предотвращающим утечку йода. Хранить его нужно в безопасном месте, а работать только в перчатках, маске и очках под лабораторной вытяжкой.

Химия дагерротипа. Кристаллический йод, рабочий раствор тиосульфата натрия, раствор золотого хлорида. Перед тем как загрузить в емкость очувствляющего бокса йод, его необходимо размельчить в ступке. Работать только в очках, перчатках, маске под вытяжкой

При безопасном свете (лампа 7,5 Вт, направленная на белый отражатель) поместите пластину в рамку очувствляющего бокса. Как только пластина окажется над йодом, на ее поверхности начнет осаждаться светочувствительное вещество — йодид серебра. При этом цвет пластины будет меняться. Сначала очень светлый желтый, затем оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый и снова желтый. Потом цветовой цикл повторится, а интенсивность цвета будет возрастать. Рабочий диапазон чувствительности дагерротипа — до желтого цвета третьего цикла. Если экспонировать пластину после первого цикла сенсибилизации, то проявленный дагерротип будет более контрастным, с насыщенными черными тенями. Если использовать пластины из последующих циклов, то контраст будет падать, возрастет тональная градация, но черный начнет блекнуть. Проверяйте пластину в отраженном свете, остановите сенсибилизацию в нужном вам месте. Вставляйте пластину в держатель или непосредственно в фотоаппарат и приступайте к съемке.

Экспозиция

Вот это интересный вопрос. В дагерротипе ничего нельзя сказать наверняка. Знание приходит через опыт. И даже тогда, когда, казалось бы, все должно получиться правильно, случаются странные и иррациональные вещи, отказ и неудача при полном формальном соблюдении технологии. То, что работает сегодня, не работает завтра. Никаких приборов, измеряющих экспозицию, в 1839 г. не существовало. А дагерротип был. Затворов на камере-обскуре, кроме крышки объектива или шляпы оператора, не существовало. А дагерротип, тем не менее, стремительно развивался. Несгибаемое намерение оператора сделать дагерротип заставляет отступить сопротивление материала и неблагоприятные обстоятельства.

Экспозиция дагерротипа

Экспозиция дагерротипа

Дагерротип чувствителен к синей и ультрафиолетовой части видимого спектра. Поэтому в старых ателье стены красили в голубой цвет и использовали максимальное количество естественного солнечного света, которое можно собрать. Экспозиция от 4 до 40 минут, в зависимости от доступного света — рекомендация самого Дагерра для его камеры с фокусным расстоянием 340 мм и f/16. И 8–10 секунд для f/2.8 при EV14 — отправная точка для современного американского оператора Жерара Мигана. Больше или меньше — зависит от дополнительных переменных. Опыт приведет к тому, что вы начнете чувствовать необходимое время экспозиции. И это чувство окажется самым точным экспонометром.

 

Проявление

Загадочный процесс очувствления дагерротипа. В безопасном свете проверяйте пластину, наблюдайте за цветовыми циклами

Следующая стадия производства дагерротипа также не требует отлагательств. Необходимо незамедлительно проявить пластину. А проявляется она в адиактиническом свете. Экспонируется в синем, проявляется в красном. Свет снимает и свет проявляет. Для этого нужно сделать элементарные устройства, блокирующие любой другой свет, кроме красного. Рубиновое стекло будет хорошо работать как фильтр, отсекающий ненужные излучения в проявляющем боксе. В безопасном свете поместите отснятую пластину в проявляющий бокс. Затем его можно выставить на открытое солнце. В течение примерно 10 минут, если экспозиция была правильной, через красное стекло можно будет увидеть проявляющиеся очертания будущего дагерротипа. Время проявления может продолжаться от 1,5 и до 36 часов и более, в среднем 8–12 часов. Слишком короткое время проявления будет говорить о переэкспонировании, слишком продолжительное — о недоэкспонировании материала. Рекомендуется делать записи об условиях съемки и времени проявления. Для проявления можно воспользоваться искусственным светом, например, лампами накаливания мощностью 250 или 500 Вт. В этом случае необходимо предусмотреть охлаждение пластины с помощью вентилятора. Перегрев неизбежно приведет к затуманиванию пластины. Проявление нужно продолжать до тех пор, пока изображение на пластине не окажется полностью видимым. Процесс легко контролировать через красное стекло. Это удобно и напоминает проявление фотобумаги под красным фонарем. Когда проявление закончено, приступаем к фиксации изображения.

 

Фиксирование

Йодид серебра. Это маджента второго цветового цикла. Рядом по периметру можно видеть желтый второго цикла и на самом краю синий первого цикла

Смешайте 15 г тиосульфата натрия и 15 г сульфита натрия в 1 литре дистиллированной воды. Отфильтруйте. Раствор всегда должен быть свежим, повторное использование не допускается. Естественно, фиксировать дагерротип нужно в безопасном свете. Налейте фиксаж в кювету и приподнимите ее так, чтобы один конец оказался сухим. В эту сухую область положите пластину лицом вверх. Затем одним плавным движением приведите кювету в горизонтальное положение, чтобы одна волна аккуратно и полностью накрыла пластину. Все, больше кювету не трогайте. Наблюдайте. Мало-помалу цветное окрашивание начнет распадаться. Если колебать кювету во время закрепления, есть большая вероятность того, что изображение будет просто смыто. Я экспериментировал и ставил пластину вертикально в раствор фиксажа. Изображение просто осыпалось вниз под собственной тяжестью. Араго сравнивал хруп кость изображения дагерротипа с крыльями мотылька. Абсолютная правда. Слишком теплый раствор также может легко смыть изображение. Слишком холодный будет фиксировать несколько часов. Температура около 20°С оптимальна. Время полной фиксации должно быть вдвое больше того, за которое исчезла радужная окраска йодида серебра.

Ополаскивание

В безопасном свете зарядите пластину в фотоаппарат. Формат 6х6. Зафиксировать пластину в камере помогает скотч

Не вынимайте пластину из фиксажа. Поставьте кювету в еще большую емкость с водой и ополаскивайте дагерротип под мягкой струей фильтрованной водопроводной воды, направленной в сторону от пластины. 10–15 минут ополаскивания будет достаточно. Дагерротип — не бумага, которая активно впитывает химикаты и довольно трудно промывается. Здесь тончайший микронный слой соли на металлической поверхности. Обильная часовая промывка не требуется. Главное — осторожность. Не поднимайте пластину из воды и тем более не касайтесь рабочей поверхности пальцами. Любое прикосновение неизбежно оставит следы. До золочения держите пластину в воде. В принципе уже сейчас через воду, под определенным углом, видно готовое изображение. После золочения тональная гра дация и диапазон черно-белого усилятся. Дагерротип перестанет быть тусклым и засияет особенным блеском. Итак, если вы довольны картинкой, начинаем золотить.

 Золочение

Золочение дагерротипа. Автономная газовая горелка с регулятором пламени. Пластина в рабочем растворе хлорида золота в стеклянной емкости. Золочение — один из самых драматических моментов. Практически готовый дагерротип может легко оказаться разрушен на этой заключительной стадии процесса

Растворите 2 г хлорида золота в 1 литре дистиллированной воды. Это первый раствор. Он может храниться неопределенно долго в герметично закрытой бутылке темного стекла. Второй раствор, 8 г тиосульфата натрия в 1 литре дистиллированной воды, долго не хранится. Перед золочением смешайте равные части растворов, добавляя первый раствор во второй (не наоборот!), и отфильтруйте. Смешайте такое количество раствора, чтобы хватило полностью закрыть пластину.

Проявление Беккереля. Слева направо: самодельный проявляющий бокс для пластины 9х12, стандартная кассета формата 4х5

Фиксаж дагерротипа. Здесь показано основное и единственное движение ванночки при фиксировании. Фиксировать в безопасном свете

Налейте в стеклянную или эмалированную, неметаллическую посуду. Аккуратно, одним энергичным движением переместите пластину из ванны для полоскания в раствор для золочения. Поставьте на слабый огонь. Наблюдайте. Через некоторое время пластина сначала потемнеет, а потом начнет осветляться. Осветление и последующее легкое тонирование будут означать нужную стадию золочения. Если продолжить золочение дальше, тон усилится и может оказаться неприятным для глаза, дагерротип «поджарится», станет темно коричневым. Не перегревайте пластину, не доводите раствор до кипения. В этом случае возможно отслаивание золотого покрытия. Важно вовремя остановиться.

Ополаскивание, сушка

Не вынимайте пластину из золотого раствора, а перенесите ее вместе с посудой в большую емкость с водой для ополаскивания, так же как при ополаскивании после фиксажа. Вымойте пластину в водопроводной воде в течение 10 минут. Последующим энергичным движением переместите пластину в емкость с дистиллированной водой и оставьте там на некоторое время. Для сушки понадобится фен. Поднимите пластину вертикально, горячим воздухом из фена с одного угла пластины гоните стекающую воду по диагонали вниз. Действуйте без промедления, на одном дыхании. Не позволяйте каплям воды оставаться на поверхности дагерротипа, — при высыхании пластины их уже нельзя будет удалить.  Запечатывание пластины Дагерротип должен быть как можно скорее защищен от окисления и царапин. Понадобятся: стекло, архивный картон, архивная лента Filmoplast P90.

Последовательность сборки сохраняющего блока:
1 стекло (переднее),
2 картон (паспарту, внутренний периметр меньше размера
пластины дагерротипа),
3 пластина дагерротипа (склеить лентой P90 со следующим
слоем),
4 картон (паспарту, внутренний периметр больше размера
пластины дагерротипа),
5 картон (задник, в размер стекла),
6 стекло (заднее)

Последовательность сборки правильного сохраняющего блока такова: переднее стекло, картон (паспарту, внутренний периметр которого меньше размера пластины дагерротипа), дагерротип, картон (паспарту, внутренний периметр которого больше размера пластины дагерротипа), картонный задник в размер стекла, заднее стекло. Облегченный блок собирается с одним стеклом и паспарту. Избегайте попадания пыли внутрь. Весь блок по периметру оклеивается лентой P90, углы запечатываются.

Запечатанный блок дагерротипа. Остается только подобрать раму

Собирать блоки, а равно как и хранить готовые дагерротипы, желательно при 40–50 процентах влажности и температуре 21°С в помещениях, свободных от агрессивных химических соединений. По американской традиции, дагерротипы хранятся в специальных кожаных с бархатом футлярах, наподобие книги. В Европе предпочитают вешать дагерротипы на стены в рамах, наподобие картин. Выбирайте, что вам нравится.

Дагерротип в раме

Литература:

  • «Coming into Focus. A Step-By-Step Guide to Alternative Photorgraphic Printing Processes» Edited by John Barnier; Chronicle books, 2000; ISBN 0-8118-1894-2
  • «Jerry Spagnoli Daguerreotypes: 1995–2004» By Jerry Spagnoli; Steidl, 2006; ISBN 386521200X
  • «Daguerreotypes. Chuck Close» Edited by Demetrio Paperoni; conversation with Timothy Greenfield-Sanders; published by Alberico Cetti Serbelloni Editore, Italy, 2002; ISBN 8888098100
  • «Лекции по истории фотографии», Владимир Левашов Нижегородский филиал ГЦСИ; Нижний Новгород, 2007; ISBN 978-5-94620-040-0
  • Дополнительная информация: Новые дагерротипы и операторы www.newdags.com

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.