Точечная фотопечать

Вся прелесть точки видна в полной мере на больших увеличениях – от 20х30 для узкой пленки и 30х40 для рольфильма. Печатать фотографии 13х18, например, не имеет особого смысла т.к. отличия с обычной печатью, конечно, будут, но не очень большие, а ретушь маленьких форматов довольно трудоемкое и ювелирное занятие.

Итак, что же собой представляет точечная печать? Прежде всего, точка – это минимальный по габаритам источник света в увеличителе. Это может быть галогенная лампа (без зеркальной “юбки”), лампа накаливания или применяемые автором автомобильные лампы. Они, правда, работают на разном напряжении, поэтому придется позаботиться о соответствующем трансформаторе напряжения. Лампу нужно подбирать очень тщательно, иначе все неоднородности и дефекты стекла лампы будут переданы на фотобумаге. Все царапины и свили конденсора также будут четко видны на отпечатке, следовательно, качество стекла конденсора должно быть тоже очень высоким. По этой причине всем обладателям польских KROKUSов в виду низкого качества “родного” конденсора придется заменить на аналогичный по размерам. Фирменный конденсор стоит довольно дорого, да и купить подходящий не так просто, поэтому вполне можно использовать конденсоры от отечественных увеличителей Нева, Беларусь, или Азов. Сами эти увеличители также могут быть приспособлены для точечной печати. Вообще, марка увеличителя не играет особой роли для печати точкой, однако точность юстировки и качество Durst или Focomat, Jobo,например, не идет ни в какое сравнение с вышеуказанными моделями.

Чрезвычайно высокие требования предъявляются к проекционному объективу, качество которого сразу видно при большом увеличении. Фокусное расстояние объектива и диаметр конденсора зависят от выбранного формата негатива. Универсальным является фокусное расстояние объектива 100 мм, однако чтобы сделать большие увеличения с узкой пленки, придется разворачивать увеличитель на пол. Вполне подойдут объективы Rodenstok и Nikon, Durst и Schneider, и даже Индустары. При наличии специальных переходников в ход могут пойти и съемочные объективы, например Волна-3 от Киев-88 показал очень неплохие результаты. Главный критерий оценки таков: при любом увеличении объектив должен передавать зерно пленки максимально резко не только в центре кадра, но и по краям. Светосила объектива не имеет большого значения для освещенности экрана, она падает лишь при уменьшении отверстия диафрагмы меньше реального размера нити накала лампы, это где-то с f/11-16. Однако понятие глубины резкости имеет большое значение для характера конечного рисунка на фотобумаге т.к. от этого зависит форма зерна и общее эстетическое восприятие фотографии.

Стекла в негативной рамке придется, скорее всего, заменить форматными вкладышами, т.к. дефекты изображения, такие как царапины, пыль, свили и кольца Ньютона, будут отчетливо видны на фотографии.

Теперь о самом важном в подготовке к точечной печати – о юстировке увеличителя. Первое, что необходимо сделать – это обеспечить очень высокую степень параллельности негатива и панели крепления объектива. Даже перепад в 0,5 мм придется компенсировать наклонами кадрирующей рамки или рабочего стола, что может привести к перспективным искажениям конечной фотографии. После этого выбирается масштаб увеличения, потом лампа фокусируется в объективе увеличителя. Для этого ее необходимо двигать вверх-вниз, пока в зрачке объектива нить накала лампы не займет минимальную площадь.

Если этого не сделать, то теряется всякий смысл в применении точки, ибо, во-первых, расфокусированная лампа обладает теми же свойствами, что обычные источники мягкого, а также диффузного света, использование которых не дает отпечатков максимальной резкости. Во-вторых, точная фокусировка лампы позволяет добиться 100%-ной равномерности освещенности негатива. А вот теперь можно произвести наводку на резкость при помощи фокускопа.

Правда, здесь нужно оговориться: все эти приборы адекватно воспроизводят картинку только при строго вертикальном падении световых лучей, поэтому на краях кадра навести на резкость с их помощью, как правило, не удается. Сделать это можно, полагаясь на собственное зрение, а также при помощи проб на краях кадра. Причем угол наклона лучей зависит не только от удаления от центра фотографии, но от фокусного расстояния проекционного объектива (чем оно больше, тем меньше угол, следовательно, легче контролировать резкость в углах кадра).

Теперь о глубине резкости. Конечно, если уменьшить диафрагму объектива с целью увеличить глубину резкости, то резкость зерна негатива в углах кадра возрастет, но… Вот здесь, оказывается и заключается основная “фишка” точечной печати: “зажатый” объектив, точно наведенный на эмульсию негатива, воспроизводит еще и подложку, что приводит к визуальному “сворачиванию” изображения зерен серебра в шарики. А это влечет за собой не только уменьшение контурной резкости, но и значительное увеличение контраста, который и без того довольно велик при точечной печати.

Таким образом, формируется основное качественное требование при печати точкой: зерно на фотографии должно не только быть максимально резким, но и иметь одинаковую резкость по всей площади снимка. Поэтому следует констатировать, что полностью открытая или прикрытая на одну ступень диафрагма позволяет добиться максимальной резкости негатива на бумаге, а также наибольшей для данного способа пластичности изображения.

Однако повышенная резкость при печати точкой приводит к воспроизведению не только всех огрехов качества подложки. После тщательной настройки малейшая царапинка станет еще более заметна. Кроме того, появляется впечатление “сухости” и повышенной графичности изображения.

Нужно сказать, что такой способ печати не подходит к печати цвета, т.к. становятся видны разноцветные зерна красителей цветной пленки, поэтому точку в “цвете” можно использовать как специальный прием.

Раньше для точечной печати вследствие высокого контраста приходилось использовать тонкие и мягкие негативы, а также “мягкую” фотобумагу. Но сейчас с появлением бумаг с переменным контрастом, для печати годятся практически все негативы, имелись бы только необходимые фильтры для печати.

После печати отпечатку, конечно, потребуется ретушь, неотъемлемая составляющая при печати точкой.

Конечно, абсолютно всех этих недостатков лишена современная цифровая печать – ни пыли, царапин и других дефектов, любой контраст и плотность, но если положить рядом две фотографии точечную и цифровую, двух мнений быть не может: одна из них действительно живая и обладает неповторимым оптическим рисунком, к тому же она резкая, а значит у нее есть объем.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.