Проявление по процессу E-6 в домашних условиях

История процесса E-6

Лет 15-20 назад, когда мы жили в совершенно других жизненных реалиях, слайды имели совершенно особую роль. Почти полное отсутствие сферы фото услуг вызывало к жизни сверхмассовое фотолюбительство. Люди, чтобы иметь фотографии, должны были всё делать сами. Причём большинству из них были совершенно неинтересны марафоны по магазинам, чтобы собрать всё необходимое, а потом сидение в ванной над фото бачком и с красным фонарём (другое дело лично мне и другим энтузиастам – интересно и поныне). Но считалось, что каждый должен быть сам себе фотограф и лаборант, реальной альтернативы не было. Фотография была почти исключительно черно – белой, только чрезвычайно малое количество фотолюбителей пыталось получать цветные отпечатки. Для этого было необходимо добывать и материалы и реактивы, иметь набор корректирующих фильтров и другого оборудования, что в условиях хронического дефицита было трудно, почти нереально. Да и качество продаваемых материалов и реактивов было чрезвычайно нестабильным и как правило, очень низким. Технически удачный отпечаток был очень редким, и являлся уже самоценным, вне зависимости от художественных достоинств. И таких то фотографий практически и не было, даже фотосалоны получали хороший цвет от случая к случаю. И в этой ситуации слайды являлись единственным реальным способом для квалифицированного фотолюбителя получать качественные цветные фотоизображения. Ведь достаточно было «достать» только плёнки и набор химикатов для её обработки (причём наши и немецкие плёнки и химия были взаимосовместимы), а дополнительного оборудования (разве что проектор) не требовалось; и исключался главный кошмар – печать. Тогда существовала даже некоторая особая слайдовая субкультура – целые семьи с друзьями и знакомыми собирались вечерять на показ слайдов. Готовилось угощение, как на хороший юбилей, все чинно рассаживались у экрана, выключался свет, и НАЧИНАЛОСЬ. За вечер заново переживались перипетии байдарочного похода, дачного сезона, поездки «на юга» и т.п. Память о такой вечеринке ещё долго потом грела души всех участвовавших в ней.

Но те времена прошли, обстоятельства поменялись. Сначала, широким мутным потоком хлынули простенькие плёночные «мыльницы» и на всех углах, как грибы после дождя, стали расти «миниляпы». Новые негативные цветные материалы обладали потрясающей широтой (что и позволяло применять их в простейших дешевых «мыльницах», и собственно это и дало таким мыльницам право на жизнь), давали потом отпечатки с кричащими, яркими и насыщенными цветами. Практически сразу же после этого, «принудительное» массовое квалифицированное фотолюбительство и кончилось. Ведь достаточно было отщёлкать плёнку и сдать её в лабораторию, потом плати только деньги и получай свои отпечатки. Получив теперь возможность легко иметь яркие цветные отпечатки большинство фотолюбителей стало просто пользователями, к чему новые жизненные реалии и подталкивали. Насколько искусственным было предыдущее массовое «фотолюбительство» красноречиво показывает такой факт, что относительно небольшое количество бывших фотолюбителей догадалось заряжать новые цветные плёнки в свои старенькие «Зениты», «Киевы» и «Зоркие», которые реально были на порядок качественнее, чем дешевые мыльницы … А ещё несколько позже родилась и теперь становится широкодоступной цифровая фотография. Теперь простота и дешевизна получения яркого и нарядного цветного изображения для пользователя становится просто потрясающей; но общее качество получаемых цифровых изображений устраивает отнюдь не всех, ему свойственны специфические проблемы и искажения. Хотя, за последнее время качество работы цифровых фотоаппаратов ОЧЕНЬ продвинулось. А профессионалы как в стародавние времена работали на слайде, так и сейчас очень часто его используют.

И несмотря на банкротства и смерть многих мировых производителей плёнки, широчайшая номенклатура слайдовых плёнок выпускается до сих пор. Продолжают разрабатываться и выпускаться новые слайдовые пленки; а в ассортиментах ведущих производителей присутствуют даже ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ слайдовые плёнки.

Так чем же объясняется такая «любовь» к слайдам, не угасшая и в новых реалиях, такая востребованность? В первую очередь, практически МАКСИМАЛЬНЫМ и непревзойдённым качеством получаемого изображения. Ведь получаемое изображение отличается как максимальной проработкой и богатством цветов и цветовых переходов, так и цветовым охватом, при этом цветопередача максимально естественна – это принципиальное, естественное свойство слайдов. При получении слайда отсутствует печать – операция «съедающая» немало качества. Совершенно другой характер имеет и структура изображения – крупные зёрна «вычитаются» из окончательного изображения в первую очередь. И эти проблемы, реализация этих свойств, ложиться, в основном, на плечи производителей фотоматериалов. А конечным пользователям остаётся только подобрать материал, наиболее полно отвечающий реализации поставленной задачи (свойства различных слайдовых плёнок немного различаются, но в достаточно «тонких нюансах» – насыщенности цветопередачи, тёплой или холодной гамме и т.д. , но ПРИНЦИПИАЛЬНО свойства этих материалов одинаковы), и суметь правильно им воспользоваться. В первую очередь, это относится к правильности экспозиции (для каждого конкретного случая, сюжета) – «расплатой» за великолепную цветопередачу во многом является меньшая (чем у негатива) фотоширота. А во вторую очередь, слайды очень критичны к правильности обработки. И поскольку дальнейшая цветовая коррекция после обработки практически невозможна, относиться к этому необходимо самым серьёзным образом. И кроме того, немалым выигрышем может обернуться сочетание слайдов с современными цифровыми технологиями – сканирование и цифровая печать слайдов. При этом значительно облегчается оценка окончательного отпечатанного изображения, ведь оригинал то в натуральных цветах и под руками, и всегда можно произвести прямое сравнение и определить коррекцию. Это же позволяет с аргументами в руках разговаривать с «профессиональными» «миниляпами», осуществляющими цифровую печать, позволяет реально добиваться от них правильной цветокоррекции и надлежащего качества. Таким образом, можно получать практически максимально технически качественные цветные изображения, а потом осуществлять качественную печать достойных.

В общем, слайды вместе с традиционным ЧБ можно считать НАСТОЯЩЕЙ фотографией, это именно тот самый НАСТОЯЩИЙ цвет. Используя слайды, в максимальной степени можно ТВОРИТЬ в рамках цветной фотографии; это именно те материалы, тот способ, который достоин дополнять классическое ЧБ и этим может и должен и в дальнейшем заслужить «жизнь вечную». Но остаётся проблема обработки.

Считается, что обработка современных слайдов по процессу Е-6 возможна только в «фирменной» химии и на «фирменном» же обрабатывающем оборудовании, что она доступна только «избранным». И к таким мнениям есть некоторые предпосылки. Качество и точность приготовления реактивов, точность поддержания температуры (38С с точностью 0,1С для первого ЧБ проявителя) и режимов перемешивания растворов («агитации») должны быть очень высоки. Обычно, обработка слайдов производится в специализированных, достаточно дорогих и редких «профессиональных» лабораториях; иногда опытные мастера покупают небольшие наборы «фирменной» химии и проявочные машинки, и производят обработку сами. Первый путь – отдавать слайды в лабораторию – имеет некоторые явно видимые недостатки. Лаборатории, обрабатывающие слайды достаточно редки, их услуги недёшевы, качество нестабильно. Кроме того, нередко приходится ждать, когда же у лаборатории накопится достаточное количество сданной плёнки, чтобы они начали обработку (срок ожидания бывает от недель до месяцев). Да и не все форматы материалов могут быть обработаны. К тому же, систематические (да и случайные) отклонения получаемой светочувствительности являются обычным делом, и если у Вас нет «знакомой» лаборатории, то всё это начинает напоминать игру в рулетку. Второй путь (самостоятельной обработки с «фирменной» химией и оборудованием) более осмыслен и во многом оправдан, Вы теперь сами пытаетесь получить именно тот результат (в частности по чувствительности, именно под Вашу аппаратуру и манеру съёмки), который Вам нужен. Но это путь требует немалых капиталовложений, да и проживать при этом желательно в столицах, где всё необходимое можно купить. Но это совершенно оправдано для того, кто слайдами зарабатывает, или просто не испытывает материальных затруднений.

А как же быть тому, кто систематически не зарабатывает слайдами, тому, кто живёт не в столице, но кто ОЧЕНЬ хочет делать слайды? Тому, кто имеет достаточно большой опыт обработки фотоматериалов, но кто просто не может себе позволить приобрести всё «положенное» для «фирменного» пути? Или наконец, просто тому, кому ОЧЕНЬ хочется ?
Очевидно, попытаться самому, используя смекалку, изворотливость, доступную химию и оборудование попытаться реализовать процесс обработки слайдов. Как это действительно можно сделать – об этом и пойдёт рассказ.

Базовая теория процесса E-6

То самое существенное изменение жизненных реалий, описанное выше, которое привело к кардинальному изменению в структуре фотолюбительства, произошло на рубеже начала-середины 90-х годов. Примерно в это же время (90-92 год) прекратился выпуск немецких (фирмы ОРВО, ГДР) и отечественных слайдовых фотоматериалов (ЦО), хорошо пригодных для самостоятельной ручной обработки. Тогда же начали появляться в доступной продаже импортные западные слайдовые фотоматериалы, предназначенные для обработки по процессу Е-6; и тогда же в нескольких последних изданных фотосправочниках были приведены рецептуры и режимы АЛЬТЕРНАТИВНЫХ процессов Е-6 и С-41. Были также приведены в общем виде характеристики новых импортных плёнок, рассказаны некоторые особенности их строения и производства. Холодильные запасы старой слайдовой плёнки довольно быстро у всех оставшихся любителей иссякли, а обработка новых плёнок по Е-6 была для большинства практически недоступной. Но оставлять работу со слайдами не хотелось, и родилась идея попробовать обрабатывать новые плёнки, предназначенные для Е-6 в оставшихся наборах от ОРВО по рекомендуемым там режимам. Тем более, что химикаты в наборах ОРВО отличались чистотой, точностью навески и великолепным качеством упаковки – даже при хранении более 20 лет такие наборы превосходно работали. Сопоставление известных рецептур отечественной химии и ОРВО с опубликованными АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ процессами Е-6 показало принципиальную возможность такой затеи. Функционально все стадии обработки совпадали, составы обрабатывающих растворов оказались довольно близки, хоть и не тождественны. Различия составов можно было наедятся скомпенсировать режимами (температура, время и агитация) обработки. Основные опасения вызывало то, что в составах цветных проявителей использовались различные цветные проявляющие вещества (ЦПВ), что могло привести к изменению свойств получающихся в процессе проявления красителей, и в результате к нарушению цветопередачи. При этом в процессе ОРВО/ЦО используется вещество ЦПВ-1, а в альтернативных процессах Е-6 вещество CD-4 или допустима его замена на CD-3.

Необходимо отметить некоторые существенные отличия современных слайдовых материалов от ОРВО/ЦО. В числе многих новшеств, обеспечивающих существенное улучшение различных характеристик (намного лучшая задубленность желатины фотослоёв, позволяющая выдерживать высокотемпературную быструю обработку; строение каждого из цветоделительных слоёв из нескольких подслоев с различной чувствительностью, что позволяет значительно увеличить фотошироту; использование DIR и DAR компонент; и т.д.) в современных слайдовых материалах используются принципиально новые цветообразующие компоненты. Если ранее в ОРВО/ЦО использовались гидрофильные недиффундирующие компоненты, которые хоть и с трудом но были водорастворимы и смачиваемы (но не диффундировали из своего цветоделительного слоя, иммобилизуясь – связываясь с желатиной), то в современных материалах используются гидрофобные защищаемые красителеобразующие компоненты. Эти вещества в воде совершенно нерастворимы и даже не смачиваются водой, поэтому их в фотоэмульсии вводят в составе микроскопических (типичный размер – десятки нанометров, намного меньше длинны световой волны) полимерных гранул, выполняющих также и защитную функцию (отсюда и название защищаемые). Свойства этих компонент значительно улучшены: образующиеся в процессе проявления красители по характеристикам значительно ближе к «идеальным», выход красителя увеличен в 2 раза на одно и то же количество прореагировавшего окисленного ЦПВ (что позволяет значительно увеличить цветовую насыщенность и максимальную плотность изображения), компоненты значительно активнее улавливают окисленное ЦПВ и соединяются с ним образуя краситель (что улучшает цветоделение и ещё повышает выход красителя, менее опасным в процессе цветного проявления становится «конкуренция» с Сульфитом натрия – можно повысить его концентрацию и сохранность раствора).

kodak ektachrome 2018

Но как раз существенным отличием свойств красителеобразующих компонент новых фотоматериалов и вызывалась сильная боязнь применения ЦПВ-1. Хотя, после внимательного изучения литературы удалось понять, что ЦПВ-1 обычно обеспечивает получение красителей со значительно лучшими свойствами, чем другие ЦПВ (разве что Ас-60 даёт получение ещё лучших красителей) и кроме того обеспечивает лучшие проявочные (сенситометрические) фотосфойства, но при этом из всех цветных проявляющих веществ наиболее ядовито – именно это и могло сдерживать его применение для обработки современных материалов на Западе (экологичность и т.п.). К тому же, удалось найти инструкцию по обработке от выпускавшейся в 93-94 годах отечественной цветной фотобумаги «Коралл», в которой также применялись гидрофобные защищаемые красителеобразующие компоненты. В составе цветного проявителя для этой фотобумаги допускалось применять 4 типа проявляющих веществ: ЦПВ-1, ЦПВ-2, СД-3 и СД-4 (приведённые взаимозаменяемые количества позволили потом грубо рассчитать коэффициенты замены веществ для обеспечения одинаковой активности проявителей). После ознакомления с этими данными сомнения в возможности успешной обработки материалов под Е-6 по процессам ОРВО/ЦО практически отпали. Что и было подтверждено практически.

При использовании наборов ОРВО возможно получать на современных материалах достаточно качественный результат просто следуя приведённой инструкции, подбирая только время обработки в проявителях. Так, для первого проявления (ЧБ) оптимальное время проявления составляет 11-15 минут при 25С и рекомендованном в инструкции режиме перемешивания, для второго цветного проявления 12-16 минут (рекомендации для свежих, непользованных растворов); для уточнения времён проявки рекомендуется перед обработкой «смысловых» плёнок произвести пробную обработку кусочка плёнки со ступенчатой экспопробой, и уже по результатам этой обработки при необходимости скорректировать время.

Однако, желатина современных фотоэмульсий достаточно хорошо задублена и выдерживает высокотемпературную обработку, позволяя значительно сокращать общее время обработки. Не использовать это преимущество было бы неразумно. Тогда удобнее всего, температуру ВСЕХ операций поднять до 25С и сделать равной температуре проявителей. В таком случае, режим обработки принимает следующий вид:

Ч\Б проявка — 13 мин (11 -15) 25+-0,3 С

  1.  Ополаскивание – 0,5 мин (одна заливка и сливка бачка) 25+-2 С
  2.  Стоп- ванна – 1 мин 25+-2 С *
  3.  Промывка-засветка 3-5 мин (или 2-3 мин. промывки+2 мин. хим. обращение; или 2-3 мин. промывка а далее засветка-сушка, смотри Часть3) 25+-2 С
  4. Цветное проявление 12-16 мин 25+-1 С
  5. Стоп- ванна – 1-2 мин 25+-2 С *
  6. Промывка – 7-8 мин 25+-3 С
  7. Отбелка — 2-6 мин, визуальный контроль (смотри Часть3) 25+-2 С
  8.  Промывка – 2-4 мин. 25+-3 С
  9.  Фиксирование 4-8 мин., не менее утроенного времени осветления 25+-2 С
  10. Промывка – 12-20 мин 25+-3 С
  11. Стабилизация – 1-2мин 25+-3 С **

* – Рекомендуется стоп-ванну из набора готовых химикатов ОРВО желательно доработать: для 0,5 литрового набора добавить 10,0 млл 70% уксусной кислоты и10,0 гр Сульфита натрия безводного. Смысл такой добавки и применения стоп-ванны ещё и сразу после цветного проявителя описан в Части3.

** – Для составления стабилизирующей ванны воспользуйтесь рекомендациями из Части3.

Можно также порекомендовать добавление к цветному проявителю ОРВО 0,5 – 1,0 грамма ЦПВ-1 и 0,5 грамма безводного Сульфита Натрия (на 0,5 литра).

При обработке по приведённым режимам (да и по «родным»-рекомендованным в руководствах) в наборах от ОРВО/ЦО современных плёнок полученное качество изображений можно было охарактеризовать как хорошее и очень хорошее. Опасения о неприменимости ЦПВ-1 оказались практически беспочвенными, даже самое тщательное сравнение однотипных обработанных в старых наборах плёнок, и плёнок сданных в лабораторию и обработанных по «фирменному» Е-6 показало минимальную разность цветопередачи. При этом на плёнках своей проявки присутствовал только минимальный сдвиг в «холодную» гамму. Но этот сдвиг был заметно меньше, чем, например, разница между обычными и «тёплыми» плёнками (например, между Astia100 и Astia100F); впрочем, такой эффект может быть и следствием несколько другой концентрации и взаимной пропорции в составе ЧБ проявителя Йодида и Роданида калия. А вот другие характеристики изменялись несколько сильнее, чем нюансы цветопередачи. ЧБ проявитель от ОРВО/ЦО имеет бОльшую буфферность и щёлочность, но меньшую концентрацию проявляющих веществ, что приводит к более контрастной его работе, но несколько хуже позволяет выявлять чувствительность фотоматериала.

Все выявленные при работе особенности, ошибки и типы брака полностью совпадают с теми, что ранее бывали при обработке плёнок ОРВО/ЦО, их описания можно найти в старой литературе по слайдам.

Несмотря на существенно положительные результаты, хотелось добиться максимально качественного результата, в том числе по чувствительности и контрасту. Для этого, на основе полученного опыта (в том числе и предыдущего по обработке плёнок ОРВО/ЦО, которых было обработано порядка 200) и приведённых АЛЬТЕРНАТИВНЫХ рецептур и режимов процесса Е-6 был разработан собственный процесс и режим для обработки современных материалов, предназначенных для обработки по процессу Е-6. Его описание – в следующей части.

Основы практики проявления по процессу E-6

Итак, процесс я разрабатывал “под себя”, не для коммерческого использования, скорее из духа противоречия с общепринятым мнением, что “на коленке”, на самодельной химии это в принципе не возможно. “Крутые профи” платили безумные (по моим тогдашним меркам) деньги за обработку, но для них то это было оправдано. А для ЛЮБИТЕЛЯ типа меня, и тогда ещё и студента, такого пути не было. Но слайды чрезвычайно любил, и по сравнению с продукцией “миниляпов” это небо и земля. Поэтому поставил себе ЦЕЛЬ.

Задача была сформулирована примерно так: без специального оборудования, на АБСОЛЮТНО самодельной химии, не применяя ни чего дефицитного, без чего можно было бы обойтись, добиться максимально качественных и повторимых результатов. Сразу возникло множество вопросов: о применимости ЦПВ-1 (успешно разрешенный при использовании наборов от ОРВО/ЦО), о снижении температуры для упрощения её поддерживания, о регулярности перемешивания и её влиянии…

Что и как получилось в результате: множество пленок, порезанных на пробы, куча затраченного времени, но возможность самому получать результаты не хуже “фирменных”. Т.Е. это примерно можно сравнить со стандартной обработкой плёнки ORWO в её стандартных наборах.

Основные принципы процесса E-6

  1. Температура важных операций снижена до 33 С, что позволяет её проще и точнее поддерживать (хотя по настоящему важно только ч\б проявление).
  2. Были взяты за основу АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ рецепты и режимы Е–6 и подогнаны под такую температуру, найден оптимальный режим перемешивания.
  3. Были введены дополнительные стадии обработки, они позволили стабильнее получать качественный результат.

Стадии процесса E-6:

  1.  Ч\Б проявление — 11 мин (10 -12) 33+-0,2 С
  2. Ополаскивание – 0,5 мин (одна заливка и сливка бачка) 33+-3 С
  3. Стоп-дубящая ванна – 2 мин 33+-2 С
  4. Промывка-засветка 3-5 мин (или 2-3 мин. промывки+2 мин. хим. обращение; или 3-5 мин. промывка а далее засветка-сушка) 33+-3 С
  5. Цветное проявление 11-15 мин 33+-1 С
  6. Стоп номер2 – 1-2мин 33+-2 С
  7. Промывка – 1-2 мин 33+-3 С
  8. Стоп-дубящая ванна (та же, что и после ч\б) – 1-2мин 33+-2 С
  9. Промывка – 4-6 мин 33+-3 С
  10. Отбелка (на красн. кров. соли) -2-6 мин, визуальный контроль, 33+-3 С
  11. Промывка – 2-4 мин 33+-3 С
  12. Фиксирование 4-8 мин., не менее утроенного времени осветления 33+-3 С
  13. Промывка – 10-15 мин 33+-3 С
  14. Стабилизация – 1-2мин 33+-3 С

Состав ч\б проявителя

  • Трилон Б -2,0гр (6,0)
  • Сульфит натр. безводн. – 20,0гр (60,0)
  • Гидрохинон – 6,0гр (18,0)
  • Фенидон – 0,4гр (1,2)
  • Поташ – 15,0гр (45)
  • роданид аммония – 1,66гр (5,0)
  • калий бромистый – 2,0гр (6,0)
  • калий йодистый – 0,04гр (0,12)
  • Бензотриазол – 0,033гр (0,1)
  • Вода дист. – до 1л

В скобках дан состав трёхкратного концентрата (из расчета тоже на 1л), так готовить получается намного точнее и в таком виде в хорошо закрытой посуде он хранится до полугода, а когда потребовалось делать проявку: развёл 1+2 и приступай. При этом получается возможность иметь более предсказуемые результаты и стабильное качество работы ЧБ проявителя, наиболее важное для окончательного результата обработки.

Обработку пленок 120 и 135 я вёл в старых черных советских двуспиральных бачках на 1 пленку (у которых вертлюжок улитки выходит через крышку наверх, перемешивание – вращением), как самых распространенных, доступных и дешевых. При первом (ЧБ) проявлении термометр непрерывно вставлен в улитку бачка для контроля температуры, как только наблюдается падение температуры более, чем на 0,1-0,2 С включается 1,6КВт бытовой фен для волос, всегда лежащий рядом с бачком и струя тёплого воздуха направляется на боковину бачка. Включается не надолго, секунд на 15-30, т.к. есть тепловая инерция, то важно не перегреть. Режим перемешивания чрезвычайно важен для получения качественного результата. Опытным путём режим был найден следующий:

первые 2 мин. – непрерывное вращение

следующая 1 мин. – 15сек через15сек (это 3-я минута)

следующие 2мин. – 10 сек. вращ. через 20 сек (это 4-я и 5-я минуты)

следующие 3мин. – 7сек. вращ. через 23сек. (это 6,7и 8-я минуты)

следующие 3мин. – 5сек.вращ. через 25 сек (это 9,10 и 11-я минуты)

Если потребное время обработки больше 11 мин. – то и далее 5 через 25.

После ЧБ проявки и споласкивания производится остановка проявления, состав стоп-дубящей ванны:

  • квасцы алюмокалиевые – 15-20г\л
  • кислота укс. 70% – 10-15 млл\л
  • сульфит безводный – 10-15г\л
  • кислота борная – 5г\л
  • Вода дист. – до 1л

Приведенная для ЧБ проявления методика перемешивания найдена опытным путём, методом проб и ошибок, одинакова для узких и для широких пленок (широким возможно только общее время проявления брать на 15-20 сек больше, другой разницы нет). Вращение ведётся следующим образом:

В указанном (на бачке стрелкой) направлении 2-3 довольно энергичных (но не слишком резких) поворота, потом один допорот в противоположном направлении, потом опять поворот в прямом указанном направлении. Лучше, если в требуемый временной промежуток (5, 7, 10 или 15 сек) уложится целое количество таких циклов, если нет – в общем не беда. Но это для обычных черных бачков! Для обработки других типов материалов не в таких бачках, например форматных пленок Вам самому придется находить аналогичное решение. Желательно четко записывать методику, последовательность и нюансы всех действий, это позволяет потом находить ошибки и добиваться воспроизводимости результатов.

EKTACHROME

После проявки бачок один раз максимально быстро наполняется промывной водой, 1 поворот спирали – и максимально быстро сливается (для форматной пленки – наверное перенос в кювету с проточной водой на несколько секунд и полоскание пинцетом). Далее максимально быстро заливается стоп-дубящяя ванна. Ведется непрерывное но не сильное перемешивание. Уже через минуту пребывания пленки в стопе можно снять с бачка крышку, вымыть её и убрать – больше не понадобится. Количество реактивов и время обработки в стоп. дуб. ванне весьма вариабельно. Если планируется пленок “по максимуму” (про пределы использования – несколько позже), то реактивов тоже по максимуму, время обработки зависит от степени истощения и реальной температуры. Вообще, именно стоп-дубящая ванна весьма полезна, заметно уменьшается набухание пленки – следующие стадии обработки, и промывки, и окончательная сушка идут быстрее, да и спокойней на душе вести обработку при таких температурах дополнительно укрепив эмульсию. Квасцы для этой ванны желательно растворять отдельно в холодной воде! После стоп-дуб. ванны идёт промывка. В случае форматных материалов её легко и естественно проводить в кювете с сильно проточной водой, совместив с засветкой. Засветка под слоем воды наиболее проста и безопасна. Для форматных материалов в кювету с проточной водой и промываемым листом плёнки просто светят мощным источником света – лампочкой накаливания мощностью не менее 100 Вт с расстояния не более 30 см (не забывайте про электробезопастность!), можно «попыхать» и мощной электронной вспышкой. Половину времени засветку ведут со стороны подложки, а потом вторую половину со стороны эмульсии. А при обработке плёнок 135 и 120 удобно взять достаточно большой тазик с белыми стенками (эмалированный), пустить через него промывную воду соответствующей температуры, размотать в этом тазике плёнку под слоем воды, равномерно распределить по дну, и далее также засвечивать под слоем воды мощным источником света. Но в этом случае плёнку желательно под слоем воды «пошевеливать» и лампочку брать помощнее (фотоперекалка 300-500 Вт), возможно несколько увеличить время засветки, иначе могут быть плохо засвеченные места – на них потом будет мала максимальная плотность и всё изображение белёсое. А засветка-сушка начинается с ополаскивания в дистиллированной воде (после промывки за стоп-дубом) с добавлением капли смачивателя на бачок – такая эрзац – стабилизация. Потом пленка вывешивается и с неё либо сразу убираются тампоном капли, либо держится в ТЕМНОТЕ, пока капли полностью не исчезнут, засохнув (“ленивый способ”). Иначе на месте капель потом будут розовые пятна. Как пленка подсохнет – на несколько часов под СЛАБЫЙ РАССЕЯНЫЙ свет. Потом можно обработку прервать, и хранить “засушенную” довольно долго, до месяцев. Тогда перед продолжением обработки (перед ц\в проявлением) – плёнку на несколько минут помещают под сильный свет, и на пару минут размочить в проточной воде. Можно применять и химическое обращение. Это наиболее быстрый по затратам времени способ. Состав “фирменной” ванны на 1 литр:

  • Пропионовая кислота – 15 млл\л
  • Двухлористое олово 2-водное – 1,8 г\л
  • Натрия или калия гидроксид – 5,0 г\л

Я применял ванну следующего состава:

  • Кислота уксусн. 70 % -10 млл\л
  • Двухлористое олово – 1,8 г\л

Вода только дистиллированная! У меня в ванне моего состава почти сразу образовывалась белёсая муть, а потом и сильный белый осадок. Возможно, это углекислота из воздуха даёт нерастворимый карбонат олова, а уксусн. Кислота не является полноценной заменой пропионовой. Возможно, препарат хлористого олова был сильно перехранившийся. Тем не менее, работает ванна отлично. Время обработки – 2 минуты. Но готовить её лучше перед самой обработкой, не фильтровать а несколько отстаивать, а после обработки – сливать. Между обращающей ванной и цветным проявлением промывки нет!
Далее идёт цветное проявление, состав цветного проявителя:

  • Трилон Б – 3,0г\л
  • Поташ* – 45г\л
  • Цитразиновая кислота** – 1,2г\л
  • Гидроксиламин хлорид (или сульфат) – 1,5г\л
  • Сульфит безводный – 3,0 г\л
  • ЦПВ-1 *** — 6,0 г\л
  • Калий бромистый – 0,5г\л
  • Калий йодистый – 0,03г\л

*-в оригинале было 40г\л тринатрийфосфата 12-и водного, но нужен чистый препарат, а не технический, который бывает в хозмагах, сильно загрязненный дифосфатом и годный только для бумажных проявителей. Поэтому я заменил традиционным поташем, активность несколько снизилась, но временем это легко компенсируется (на фосфате было бы 8-10 мин. при 33С)
** – она активно связывает окисленную форму ЦПВ, предотвращая цветную вуаль. Но и
без неё всё хорошо (даже с лежалым ЦПВ), содержание сульфита только тогда желательно увеличить до 4,0г\л.
*** – 5-6г\л, в зависимости от качества реактива; или 10г\л CD-3; или 7,5 г\л CD-4, ЦПВ-2.

Цветной проявитель лучше готовить заранее, а через сутки или перед использованием профильтровать.

Я сам лично использовал ЦПВ-1, в “фирменных” вариантах используются CD-3 и CD-4 (почти полный аналог ЦПВ-2, но несколько более активный), на всякий случай привел количество и для них. Цветное проявление ведётся практически до конца, перепроявление совершенно не заметно и безопасно, оно предпочтительнее недопроявления. Можно для сокращения времени использовать температуру и больше, чем 33С (как я подогнал для ч\б и потом ту же температуру обычно использовал для дальнейших стадий), важно только, чтобы при переносе из ванны в ванну температура сильно не менялась, максимум на 2-3С. В ц\в слабое непрерывное перемешивание всю первую минуту, потом по 5 сек через 25 сек примерно до середины обработки и по 5 сек через 55 сек до конца обработки. Точный режим перемешивания тут уже не слишком важен. Только следите, чтоб проявитель не попадал на руки, ЦПВ-1 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯДОВИТО!

После цветного проявления, БЕЗ ОПОЛАСКИВАНИЯ !!! пленка переносится в
стоп-раствор следующего состава:

  • Кислота уксусн. 70 % -10-20 млл\л
  • Сульфит безводный – 10-20 г\л

Находясь в этом стопе 1-2 минуты пленка интенсивно помешивается. Промежуточная промывка исключена, т.к. в водопроводной воде есть немало хлора и кислорода, они окисляют оставшееся в эмульсии ЦПВ, и в результате бывает видно, как промывная вода сходит интенсивной пурпурно-розовой окраски, такая же сильнейшая вуаль образуется и на плёнке. А этот стоп переводит ЦПВ в неактивную и легковымываемую форму. Количество реактивов зависит от требуемого предела использования. После стопа интенсивная промывка, стоп-дуб и окончательная промывка от цветного проявителя.
Стоп-дуб не применяется сразу после цветного, т.к. растворы с квасцами не любят занесения (даже местного) сильнощелочных растворов, может нерастворимый гидрооксид алюминия отложиться в эмульсии. После стопов и коротких промывок ЦПВ уже дезактивировано, переведено в форму легкорастворимой соли и большей частью вымыто из пленки. Но даже малейший его остаток будет окислен в отбелке, и даст сильнейшую розовую вуаль. Поэтому эти промывки перед отбелкой должны быть тщательными!
Потом пленка идёт в отбелку, её состав:

  • Красная кровяная соль – 100 гр\л
  • Калий бромистый – 25 гр\л.

Готовить этот простой раствор можно перед употреблением. Хранится он не слишком хорошо. Для улучшения сохранности можно добавлять фосфаты, воспроизводя рецептуру отбелки для отечественных слайдов или ОРВО. Можно легко пользоваться готовыми отбелками из старых наборов для слайдов, или даже для цветной негативной пленки. Если взять отбелку от негативной пленки, то лучше развести её поконцентрированней (например, вместо положенных 0,5Л развести до 0,35Л), т.к. концентрация веществ в негативной отбелке меньше (такие же рекомендации можно дать и для фиксажа от наборов). Отбеливают при визуальном контроле, периодически вынимая спираль с плёнкой из бачка; при опускании спирали необходимо обращать внимание на удаление пузырьков воздуха между витками плёнки. Сначала, с пленкой ни чего не происходит (если смотреть со стороны основы). Потом в междукадровых промежутках и тенях изображения тёмный цвет начинает сменяться сине-зелёным, потом сине-зелёный распространяется и на средние тона, и в самом конце – на светА, которые становятся матово-белые, но ещё не прозрачные. Общее время обработки в этой ванне стоит выбрать примерно как увеличенное в 1,5-2 раза время осветления светОв. Такой визуальный контроль позволяет легко пользоваться различными (по концентрации действ. веществ) рецептами отбелки. Агитация при отбелке обязательна, желательно непрерывная, она может быть и умеренной.
После отбелки – промывка в проточной воде.
Потом фиксирование. Оно тоже не имеет существенных отличий от обычного, тоже можно применять фиксажи от старых наборов. Правда, в современных слайдовых пленках цветные компоненты гидрофобные защищаемые, и можно применять достаточно кислые фиксажи без риска обесцвечивания красителей; серебра в плёнках нередко бывает много, и поэтому лучше применять быстрый фиксаж. Я использую при самостоятельном приготовлении следующий рецепт:

  • Тиосульфат натрия кристаллический – 250-290гр\л
  • Сульфит натрия безводный – 20гр\л
  • Хлорид Аммония – 50гр\л (или Сульфат аммония – 100гр\л)
  • Кислота уксусн. 70 % -10-15 млл\л

Также используется визуальный контроль, необходима умеренная агитация, время обработки в фиксаже не менее утроенного времени осветления. Потом окончательная промывка, сначала в сильнопроточной воде, а ближе к концу можно расход воды и несколько уменьшить.
И наконец, стабилизация. Состав стабилизирующей ванны следующий:

  • Трилон Б – 0,25гр\л
  • Этанол – 20млл\л
  • Аммиак водный 25% – 10млл\л
  • Смачиватель – 10 капель\л (можно “Фэри”)*
  • Глицерин чистый – 4 млл\л
    Вода только дистиллированная!

*-лучше, конечно, использовать фирменные смачиватели или стабилизаторы. Вполне возможно использовать, например стабилизатор от негативного цветного процесса С-41, который можно попробовать «добыть» в «миниляпах»; его разводят до предписанной концентрации и добавляют прочие указанные в моём рецепте компоненты.

Глицерин уменьшает последующее скручивание – его можно и не применять, аммиак и этанол “освежают” цвета, аммиак и Трилон позволяют окончательно вывести из пленки остатки обрабатывающей химии и создать для дальнейшего хранения оптимальную щёлочность. Повешенная для сушки пленка выглядит, пока сырая, очень жутко. СветА мало прозрачные, жутко-молочные и желтоватые. Но не торопитесь пугаться! После полного высыхания всё становится отлично. А вообще, окончательный наилучший, “звенящий” цвет устанавливается на плёнке примерно только через сутки после сушки.

Химическое обращение никто не мешает СОВМЕСТИТЬ с засветкой, прямо в кювете(Бачке с прозрачными спиралями) с раствором. Пленки перед проявкой, безусловно, лучше несколько копить (снятые пленки средней чувствительности безболезненно лежат в холодильнике, защищенные от влаги, до месяцев). Первую пленку (если не делается специальная экспопроба) пускать наименее ценную, потом по ней корректировать обработку(в первом проявителе). Очень важна точная и ЕДИНООБРАЗНАЯ экспозиция при съёмке (+- 0,5 ступени обработкой безболезненно корректируются). Так у меня экспонометр “Свердловск”, который я использую с “Салютом”, показывает эксозицию на 0,5 ступени меньше, чем встроенный ТТЛ “Зенита-19”, и эта разница заметна на результатах. Поэтому желательно, чтобы весь
материал был экспонирован по возможности точнее, но главное ОДИНАКОВО. Тогда потом удаётся легко «подстроиться» и получать стабильный великолепный результат.
Вообще, обкатывать процесс на “боевых снимках” жалко, т.к. брак разной степени неизбежен. С другой стороны, при ограниченном количестве пленки (да и её дороговизне) тоже особенно не разэкспериментируешся. Лично я когда начинал «обкатку» процесса, использовал уцененные лежалые пленки (Астию и Провию) делал на них ступенчатые экспопробы и по несколько кадров оценочных (типа хорошего пейзажа, с характерными и яркими цветными объектами), резал на куски. Когда на них результаты приблизились к отличным, перешел на свежие плёнки. Коррекция этого перехода была минимальна –пришлось изменить только содержание бензотриазола в ч\б проявителе (для лежалых было 0,04 – 0,05г\л) и небольшое уменьшение времени проявления, вообще у Фудживских пленок обработка весьма единообразная. А вот Кодаковские плёнки любят более сильное перемешивание в ЧБ, режимы времён проявления для них как и было рекомендовано, но желательно более сильное и резкое вращение.

Предел использования рецептур нормальный – около 8 плёнок на литр, максимальный – около 12 плёнок на литр. Исходя из этого и надо выбирать количество реактивов в тех растворах, где для него заданы «ворота» – большему количеству запланированных плёнок соответствует и большее количество реактивов. Также и в отношении времени обработки во вспомогательных ваннах и промывок – оно зависит от количества реактивов и истощения ванн, температуры и агитации.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.