Проявка пленки Большого формата

Film Development Equipment
(автор изображения – Thomas used under CC BY)

Многим кажется, что муторная обработка листовой пленки является главным ограничивающим фактором для практического освоения Большого формата.

В реальной жизни проявка представляет не больше сложностей, чем леденящая душу стирка белья или ужасающая готовка ужина.

Опытный фотограф, постигший дзен Большого формата… просто перестает делать кадры, которые ему не нужны, и масштабы проблемы спадают до приятно-терпимых значений.

Ну, а если подходить к теме более основательно, существует ряд значимых вещей, которые могут существенно упростить проявку в мире Большого формата, если узнать о них заранее.

Собственно, для Большого формата используются та же номенклатура пленок, что и для младших форматов, поэтому принципиально отличным будет только способ крепления листовой пленки в бачке.

Тут, правда, кроется дьявол. Если в младших системах с самого начала было ясно, что ничего удобнее для проявки рулонной пленки чем спираль не найти, то в Большом формате все еще присутствует буйное разнообразие подходов к обработке пленки.

1907-1915: KODAK FILM TANK. Eastman Kodak Company. Rochester-NY. USA
(автор изображения – Coleccionando Camaras used under CC BY)

Собственно, это разнообразие определяется двумя вещами:
1) обилием размеров листовой пленки, что снижает универсальность систем проявки;
2) отсутствием массового покупателя, борьба за которого подстегивала бы конкуренцию и появление более дешевых и совершенных проявочных систем.

В итоге, в продаже у услужливых коммерсантов полным полно приблуд для проявки, похожих друг на друга как бульдог на альбатроса. Чтобы не утруждать себя унылым перетиранием малозначительных различий, в рамках данной статьи обзор максимально упрощен и производится с наиболее общих цинично-материалистичных позиций.

Итак, самым очевидным критерием для разграничения систем проявки является способ перемешивания проявителя, предусмотренный конструкцией бака:
1) стоячее проявление: перемешивание раствора производится через равные промежутки времени (при использовании слабых проявителей возможно также прекращение перемешивания после определенного этапа проявления);
2) ротационное проявление: перемешивание (агитация) выполняется непрерывно.

Собственно, со стоячим проявлением все более-менее понятно: жидкость покрывает листы пленки полностью, а расслабленный оператор, не особо утруждаясь, в нужные моменты сотрясает бачек, чтобы обеспечить постоянный доступ свежего проявителя к пленке.

Home-Made
(автор изображения – Jose Francisco Del Valle Mojica used under CC BY)

Стоячее проявление удобно и необременительно, но рано или поздно у любителей неспешной проявки возникает одна грустная мыслишка. Даже если взять бачек, полезный объем которого близок к размеру листа пленки, окажется, что для его заполнения потребуется довольно много химии: гораздо больше, чем необходимо.

Конечно, для ЧБ-проявления такие траты не столь критичны: в крайнем случае, скрипя жабой, химию можно развести, а время проявки удлинить. Но тем, кто проявляет цветные фотоматериалы, с таким подходом крайне трудно любить жизнь. Существование этих страдальцев по своему ужасно: приходится копить пленку, покуда объем расходуемой химии не сравняется с объемом бачка. Как правило, при неспешной любительской съемке проявке может предшествовать до полугода ожидания.

Ротационная проявка возникла именно по этой сугубо меркантильной причине. Зачем заполнять химией весь бак, когда можно быстро его вращать таким образом, чтобы рабочий раствор непрерывно перемещался с одной части листа на другую. Химические процессы продолжают идти даже тогда, когда лист пленки едва смочен рабочим раствором: главное только не снижать темп, иначе начнется образование капель, которые сделают проявленный негатив леопардово-пятнистым.

Но тут, как часто бывает в технике, решение одной не самой значимой проблемы приводит к возникновению массы побочных сложностей.

Самым трудным является достижение равномерности вращения бачка и постоянства температуры.

Понятно, что в таких условиях крутить бачинского руками немного обременительно, поэтому даже у фанатиков водных процедур (бачек желательно держать в воде для термостабилизации) это крайне часто приводит к покупке (постройке) проявочной машинки.

Конструкция проявочной машинки проста и незамысловата: это прессованный пластик, в который вставляется нагревательный контур с термодатчиком и моторчик с шестернями, который, собственно, и вращает бак.

Поскольку особого выбора у расслабленного фотографа нет (монополистом в области производства машинок с термостабилизацией уже многие десятилетия является фирма Jobo), то оценивать их удобство или рациональность решений не представляет особой пользы.

Впрочем, если с машинками всё более-менее очевидно, то в отношении бачков существует обилие нюансов, связанных с их конструкцией.

Конструктивные нюансы бачков

Как может показаться на первый взгляд, стоячие бачки настолько примитивны, что не способны создать проблем. Главное, что они должны обеспечивать – возможность периодически перемешивать (агитировать) раствор.

Однако, и тут могут возникнуть определенные сложности, связанные с тем, что многие системы плоских бачков, например Yankee, Combiplan, не позволяют качественно перемешивать раствор, особенно с довольно агрессивными быстрыми проявителями.

IMG_2785
(автор изображения – Patrick Hopf used under CC BY)
(на данном изображении бачек Yankee расположен справа)

Конструкция округлого бачка Paterson в этом плане действует более успешно, так как агитация может выполняться как переворотом бачка, так и довольно энергичным вращением оси, на которую крепится вкладка-держатель для листов 4х5.


материалы сайта BHphotovideo used under CC BY)

Собственно, подобрать бачек для стоячей проявки не составляет особой сложности, как и не представляет никакого труда сделать такой бачек самостоятельно.

Для этого нужно взять любую закрытую для света емкость (особенно удобен бачек для ротационной проявки) и запихнуть туда листы пленки, связав края резинкой для банкнот, ну или создать ограничители, ввернув в ось от спиралей саморезы.

Ротационные бачки. С ними все совсем непросто и, как показывает обилие пустопорожнего трепа на форумах, крайне неочевидно.

Практический опыт подсказывает, что борьба с перерасходом химии путем перехода от стоячих бачков к ротационным будет стоить больших денег и охапок выпавших от стресса волос. Связано это с серьезными недостатками ротационных бачков, которые обычно осознаются уже после приобретения.

Во-первых, в ротационных бачках возникает ощутимая центробежная сила, которая довольно серьезно будет воздействовать на листовую пленку. Соответственно, чем больше площадь листа, тем большие перегрузки он будет испытывать.

По этой причине спираль навроде Catlabs CL81 для пленки 8×10 – вещь чрезвычайно глупая, ибо, как ни проектируй такие спирали для форматов крупнее 4х5 – пленка неизбежно будет мерзко елозить в направляющих. Тут поможет разве что снижение скорости вращения бачка да отключение реверса, однако эти меры полностью не избавят от царапин, а только сделают их менее выраженными.

CL81 Test
(автор изображения – mark killmer used under CC BY)

Однако снижение скорости и отключение реверса – довольно опасная для спиральной проявки практика. Связано это с тем, что листы пленки в спирали расположены близко к друг другу, поэтому для равнономерного проявления при ротационной обработке требуется интенсивное вращение бачка. В случае невыдерживания темпа, вращения с уклоном и прочих мелких нестыковок вероятность неудовлетворительного проявления крайне высока. По этой причине крутить ротационные бачки со спиралями руками – совсем не так весело и оптимистично, особенно если проявляется цветная пленка.

Во-вторых, безспиральные ротационные бачки по типу тубуса чаще всего имеют непригодный для проявки пленки рельеф стенок.

Плоский рельеф не позволит проявителю в полном объеме осветлить (“смыть”) противоорельный слой по той причине, что пленка успешно прилипнет к стенке такого бачка.

Еще хуже бывает, если стенки бачка имеют ярко выраженные выпуклости (шипы, продольные или поперечные выступы и др.). Заломы пленки, образовавшиеся по причине огибания листом неровного рельефа, более интенсивно омываются проявителем и, как следствие, проявляются более активно. Таким образом после проявки Вы получите пленку с отпечатком стенки бачка. Конечно, при довольно плотном негативе Вы, вполне возможно, всю эту дрянь не заметите. Но стоит только недоэкспонировать кадр, как желание уничтожить этот гадкий тубус, предназначенный, скорее всего, для проявки бумаги, запылает с невероятной силой.

ILFORD CIBACHROME-A
(автор изображения – Jerry-Lin used under CC BY)

Как Вы уже могли удостовериться, дешевые бачки для проявки фотобумаги – это та еще засада.

Как показала полная боли и разочарования практика, наиболее качественным решением является либо проявка в специальных тубусах (BTZS tubes), либо в барабанах Jobo Expert Drum.

Если BTZS представляет собой примитивный тубус, вмещающий один лист пленки, то Jobo Expert Drum – бак, по строению похожий на барабан револьвера. Барабан состоит из нескольких сообщающихся между собой тубусов: при его вращении проявитель перетекает из одной камеры в другую.

Преимущества тубусно-барабанной конструкции вполне очевидны: в темноте пленку не нужно судорожно запихивать в спираль: она помещается в бак одним движением. Кроме того, тубусное расположение пленки максимально сокращает объем необходимого проявителя, делая проявку оптимально экономичной.

Какие же минусы?

Для тубусов на один лист – то, что придется поиграть в жонглера, попеременно вращая несколько бачков в кювете. Максимальное количество тубусов, которые могут одновременно участвовать в проявке, ограничено только численностью Вашей семьи или иной подневольной рабочей силы. Если же заниматься этим в грустном одиночестве, то, как правило, пределом комфорта является проявка 4 листов за раз.

У барабанов, произведенных Jobo, есть только один существенный недостаток – цена. Сами по себе указанные баки крайне небюджетны, да еще потребуется покупать топовую проявочную машинку размером с журнальный столик, так как в младших моделях вращение данных махин невозможно в принципе.

В общем, желаю в наступившем 2016 году найти, собрать, изобрести… для своего Большого формата такую проявочную систему, которая снимет напряжение и позволит наслаждаться процессом съемки, отвратив грустные мысли о неизбежных водных процедурах.

gate 16
(автор изображения – Eddy Pula used under CC BY)

автор prostolf

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.