Процесс С-41. Принцип проявления

Химические процессы при обработке пленки.

Фотопленку, отснятую фотоаппаратом, необходимо проявить (обработать), то есть получить изображение объекта съемки, сюжета на пленке, чтобы получить с нее слайд для просмотра через диапроектор, либо изготовить (напечатать) отпечаток – фотографию объекта или сюжета.

Пленка обрабатывается последовательно в нескольких химических растворах. При автоматизированной обработке пленки состав, последовательность этих растворов, температура и время обработки в каждом из них определяются технологическими стандартами, определяемыми фирмами – изготовителями растворов.

Старейшим законодателем стандартов является английская фирма Кодак (Kodak). Стандарт, разработанный этой фирмой, носит название “процесс С-41“. Это название процесса обработки цветной негативной пленки. А, например, при обработке цветных обращаемых пленок (слайдов) применяется “процесс Е-6“.

Оборудование, используемое для обработки пленки носит название – “фильмпроцессор” (буквальное прочтение слова “filmprocessor”, что переводится как устройство для обеспечения процесса обработки пленки). Фильмпроцессор обеспечивает светонепроницаемость емкостей для обработки пленки, поддержание необходимой температуры и уровня растворов и механическую транспортировку пленки через емкости с растворами. Процессор преобразует скрытое (невидимое) изображение на пленке, полученное в фотоаппарате, в негативное цветное изображение. Каждый участок на пленке будет инверсным (противоположным) по плотности заснятому сюжету. Так белая сорочка на негативе будет темной или высокой плотности, а черный пиджак – почти прозрачным или низкой плотности. Точно также на негативе воспроизводятся цвета, дополнительные цветам, имеющимся в сюжете. Например, зеленая трава будет представлена на пленке дополнительным цветом – пурпурным (Мажента – Magenta).

Процесс обработки по процессу С-41 состоит из пяти стадий. Каждая стадия способствует последовательному получению негативного изображения на пленке. Некоторые стадии действуют более эффективно, чем другие, одни имеют более строгие требования к температуре, например, чем другие, но все они важны для получения негативов высокого стабильного качества, чтобы с них получить потом такие же стабильные высококачественные отпечатки.

        Стадия                                     Раствор

1. Проявление - Develop          1. Проявитель - Developer
2. Отбеливание - Bleach          2. Отбелка - Bleach
3. Фиксирование - Fixing         3. Фиксаж - Fixer
4. Стабилизация - Stabilize      4. Стабилизатор - Stabilizer
5. Сушка - Dry                         5. Сушка - Dryer, drier

Первые четыре стадии носят название “мокрой части” (Wet part) процесса, а последняя стадия осуществляется вне емкостей с растворами.

Фирмы – производители химических растворов для обработки фотоматериалов выпускают специальную документацию с описанием соответствующего процесса, в данном случае, С-41. В документации подробно расписаны все стадии процесса, температуры и время обработки на каждой стадии, нормы подкачки растворов, нормы регенерации и утилизации, методика и условия контроля качества растворов.

Теперь подробно рассмотрим основные требования, предъявляемые к каждой стадии процесса.

Проявление. Это наиболее критичная стадия процесса, так как в проявителе формируется цветовая окраска негатива, правильно и точно передающая цвета и оттенки объекта съемки или сюжета. При ошибках на этой стадии появятся искажения (перекос) цветового баланса, который практически невозможно исправить при печати с целью получения качественного отпечатка. Правильное (с параметрами, гарантированными фирмами – изготовителями растворов) действие проявителя определяется шестью главными факторами:

1) Время – как долго пленка находится в рабочем растворе;
2) Температура – соответствие действительной температуры раствора рекомендуемой;
3) Норма подкачки – пополнение свежим раствором;
4) Перемешивание (циркуляция) рабочих растворов;
5) Концентрация – активность компонентов рабочих растворов;
6) Чистота химических растворов в соответствии с рецептурой.

1) Время проявления определяется двумя условиями:

– скоростью транспортировки (протяжки) пленки через раствор проявителя механизмом процессора;
– длиной пути транспортировки.

Эти условия определяются конструкцией фильмпроцессора и ,как правило, не поддаются изменению. При неисправности механизма транспортировки или помех на пути движения, пленка может быть перепроявлена (Over) или недопроявлена (Under).

Отсюда вытекает, что оператор не может влиять на время проявления, его забота в этом случае следить за исправностью механизмов фильмпроцессора и вовремя устранять возникающие неполадки. Правда, в некоторых фильмпроцессорах имеется возможность менять скорость транспортировки, а значит и время обработки пленки.

2) При повышении или понижении температуры проявителя его активность соответственно увеличивается или уменьшается. В современных фильмпроцессорах температура всех растворов поддерживается компьютером с высокой точностью в заданных пределах.

Эти пределы определенны для каждого раствора. Так, температура проявителя для процесса С-41 – 100 градусов F – 1/4 градуса F или 37,8 градуса С – 0,15 градуса С. В некоторых случаях, например, при корректировке процесса оператор может устанавливать температуру растворов близкую к граничной для данного раствора.

3) В процессе обработки пленки в растворе накапливаются побочные продукты химических реакций, часть их участвует в дальнейших реакциях, но избыточное количество их сильно замедляет процесс обработки. Поэтому эти продукты необходимо выводить из раствора. Это выполняется в фильмпроцессоре добавлением (подкачкой) свежих растворов из пополняющих бачков с помощью насосов (помп), по нормам подкачки процесса С-41, а эти нормы пересчитываются компьютером для каждого конкретного фильмпроцессора. Пополняющий раствор поступает в рабочие емкости (танки), но так как уровень растворов в танках должен быть постоянным, то избыток раствора сливается в сливные емкости (бачки). Отработанные растворы фильмпроцессора подлежат утилизации, так как, кроме вредных веществ, эти растворы содержат и ценный металл – серебро. Регулирование подкачки один из способов корректировки процесса. Увеличение уровня подкачки повышает активность растворов, что важно для проявителя и отбелки, так как их активность оказывает сильное влияние на процесс, в то же время увеличение уровня подкачки фиксажа и стабилизатора, хотя и приводит к повышению их активности, но это практически не влияет на процесс, а только ведет к неоправданному расходу этих растворов.

4) Перемешивание или циркуляция раствора, как и температура, зависит от конструкции фильмпроцессора. Перемешивание раствора необходимо для того, чтобы новые порции раствора заменяли (смывали) продукты реакций, которые скапливаются у поверхности эмульсии. Кроме того, для повышения эффективности проявителя в конструкции фильмпроцессора предусмотрена дополнительная принудительная подача раствора непосредственно на эмульсионный слой в месте погружения пленки в рабочий танк проявителя.

5) Наиболее чувствительным фактором активности химического раствора является концентрация. Она характеризует его активность. Иными словами, концентрация показывает соотношение воды и химикатов. Например, если раствор имеет много воды, он будет разбавленным, менее активным, менее концентрированным.

С другой стороны, если раствор более концентрирован, это говорит о наличии меньшего количества воды, а большего количества одного или нескольких составляющих химикатов. В этом случае раствор будет более активен. Концентрация растворов зависит от правильности смешивания (приготовления) растворов для процесса и от пополнения растворов водой для компенсации испарения.

6) И последний фактор – чистота раствора, говорит о том, что раствор во время обработки остается чистым и свободным от посторонних включений, а наличие таких включений свидетельствует о загрязнении раствора. Причиной загрязнения могут быть другие растворы из этого же процесса, вода, используемая для приготовления растворов, посторонние включения, попадающие в раствор извне.

Например, для проявителя особенно губительно попадание отбелки или фиксажа, так как они имеют кислотную реакцию (pH= 4,3-4,5), а проявитель – щелочную (pH- 10,0). Поэтому капли отбелки или фиксажа нейтрализуют, останавливают действие проявителя.

Так, по сведениям фирмы Kodak, 30 капель отбелки на 1 млн. капель проявителя делают его непригодным для применения, а по сведениям фирмы Fuji этот же результат “достигается” 30 миллилитрами отбелки или 10 миллилитрами фиксажа. Ржавая вода для приготовления растворов также сильно загрязняет приготавливаемые растворы, так как окислы железа нарушают течение химических реакций процесса.

Поэтому для сохранения чистоты необходимо при приготовлении растворов строго следовать инструкциям фирм – изготовителей, быть внимательным и аккуратным при обращении с химическими растворами для обработки. Параметры процесса С-41 при обработке пленки для современных технологий обработки

Стадия                        Время           Температура

1. Проявление              3:15             37,8 оС  - 0,15 оС
2. Отбеливание            3:00             35 оС- 41 оС
3. Фиксирование       2:00х2:00        35 оС- 41 оС
4. Стабилизация     0:50х0:50х0:50   35 оС- 41 оС
5. Сушка                Как требуется    40 оС- 68 оС

Схема обработки пленки в фильмпроцессоре. Конец пленки закрепляется к пластиковой пластине, называемой лидером (lider). Лидер протягивается через механизмы – рэка (rack), находящиеся в емкостях – танках (tank) с растворами. Конструкция рэков такова, что плоскость пленки не вступает в контакт с протягивающими роликами, а тянется лидером и касается роликов только кромками, краями. После выхода из растворов пленка протягивается через поток горячего воздуха, подаваемого вентилятором, где высушивается и выходит из фильмпроцессора готовой к дальнейшему использованию.

Теперь подробно рассмотрим процессы, происходящие с пленкой в каждом химическом растворе при ее обработке. Процессы будут рассмотрены для одного эмульсионного слоя, хотя такие же процессы происходят во всех слоях пленки. Отличие только в том, что в слоях формируется разная цветовая окраска изображения. Каждый слой эмульсии формирует дополнительный цвет (желтый, пурпурный и голубой или yellow(Y), magenta (M) & cyan (C)), а цветное изображение на негативе образуется комбинацией этих трех слоев.

Из рисунка видно, что каждый слой чувствителен к одному основному цвету, верхний к синему – Blue, средний к зеленому – Green и нижний слой к красному – Red, а после обработки слои будут соответственно в дополнительных цветах (желтом – yellow, пурпурном – magenta и голубом – cyan.

Каждый эмульсионный слой экспонированной пленки включает в себя кристаллы (зерна) галидов серебра (silver halide), засвеченные галиды серебра, каплеры (couple – связывать, объединять, coupler – связыватель, объединитель), консервирующие, антисептические и другие вещества на желатиновой основе. В отечественной литературе кристаллы галидов серебра называются галоидами, галогенидами- солями галоидоводородной кислоты.

В современных эмульсиях кристаллы (зерна) галидов серебра имеют форму плоского треугольника со стороной около одного микрона. Эти кристаллы являются светочувствительным элементом эмульсионного слоя фотопленки или фотобумаги. В современных пленках каждый из эмульсионных слоев состоит в свою очередь из 2-3-х подслоев.

Подслои отличаются размерами содержащихся в них кристаллов галидов серебра. В верхних подслоях более крупные кристаллы – более светочувствительные, в нижних более мелкие – слабочувствительные к свету. Комбинация подслоев дает повышение резкости изображения объекта съемки, более точную передачу (проработку) деталей его.

Значительным прогрессом в этой области является разработка Т- образных зерен, а также плоских кристаллических зерен фирмы Kodak, которые используются не только в высокочувствительных, но и в низкочувствительных пленках. Фирма Fuji использует шестиугольные, так называемые “Сигма-кристаллы”, которые при их дальнейшей модификации станут еще более мелкими и плоскими. Такие пленки имеют высокочувствительное покрытие и внешнее зерно, которое обеспечивает большую мелкозернистость.

Аналогичным образом работают “двойная структура кристаллов” фирмы Agfa и “мультикристаллическая структура” фирмы Konica. Такая структура дает возможность получения все более тонких слоев эмульсии пленки и препятствуют рассеиванию света, а ,следовательно, заметно улучшается резкость передачи изображения. Итак, после экспонирования пленки в фотоаппарате, в каждом из трех слоев пленки создается скрытое (невидимое) изображение объекта съемки (сюжета). Графически это можно представить так:

У участка кристалла, подвергшегося воздействию света, изменяется структура кристаллической решетки этого участка – возникает центр скрытого изображения.

Согласно принципа, открытого французским художником и изобретателем Л.Ж.Даггером в 1839 году, галиды серебра могут вступать или не вступать в химические реакции с определенными веществами (проявителями) в зависимости от того, воздействовал или не воздействовал на них свет. В результате химической реакции кристаллы галидов серебра восстанавливаются в кристаллы металлического серебра и изображение становится видимым.

Рассмотрим подробно химических процесс не только стадии проявления, но и других стадий процесса С-41.

Проявление.

Цветной проявитель или CD (Color Developer) имеет 2 функции:
1) “проявление” скрытого изображения в изображение из металлического серебра;
2) формирование “цветной окраски ” изображения.

После погружения пленки в проявитель, ее эмульсия набухает, активные ингредиенты вступают в реакцию с кристаллами галидов серебра, участки которых подверглись воздействия света (окисляют их), и они превращаются в зерна металлического серебра. Таким образом, части пленки, подвергшиеся воздействию света в фотокамере, в проявителе становятся более темными (плотными), а изображение на пленке становится инверсным (негативным) по отношению к объекту съемки.

Схема показывает, как засвеченные (экспонированные) кристаллы галидов серебра проявляются в видимое серебрянное изображение.

В результате реакции образуются продукты окисления и ионы галидов серебра- бромиды для негативной пленки и хлориды для бумаги (химические формулы приводить вряд ли имеет смысл).

При проявлении эти ионы накапливаются в растворе, что резко замедляет химические реакции в проявителе. Для устранения этого в фильмпроцессорах и процессорах бумаги применяется добавление свежего раствора проявителя в проявляющие емкости (танки) – подкачка пополняющего раствора.

Порции свежего раствора вытесняют часть рабочего раствора в сливные бачки, понижая избыточное количество бромидов серебра. Более того, для того, чтобы продукты окисления не накапливались у поверхности эмульсии, особенно в начальный период проявки, в фильмпроцессорах пленка со стороны эмульсии поливается проявителем через специальную перфорированную пластину или трубку.

Продукты окисления вступают в реакцию с каплерами (coupler) – частицами бесцветных органических веществ (в отечественной литературе они называются краскообразующими компонентами цветного проявления). В результате реакции вокруг зерен металлического серебра образуются окрашенные в соответствующий цвет цветные “облачка” (cloud) – пятна образовавшегося красителя (в верхнем – желтого, в среднем – пурпурного и в нижнем – голубого). Количество образовавшегося красителя соответствует количеству восстановленного металлического серебра. Графически это можно представить так:

Говоря коротко, схема действия проявителя такова:

– при экспонировании пленки в фотоаппарате, то есть при фотографировании, на участках пленки, на которые попал свет, в каждом эмульсионном слое образуется скрытое (невидимое) изображение, состоящее из галидов серебра, воспринявших световую энергию, и изменившие свою структуру.
– в проявителе только эти засвеченные галиды (зерна) серебра восстанавливаются до металлического серебра, которые и образуют видимое изображение.

Например, синее и зеленое пятна на объекте съемки будут на пленке на этом этапе проявления серыми пятнами в первом (желтом – Y) и втором (пурпурном – M)слое пленки. Вокруг зерен металлического серебра образуются цветные “облачка”- пятна из бесцветных до проявления каплеров. Для указанного примера, синее и зеленое пятна на объекте съемки будут желтыми и пурпурными пятнами на пленке.

Проявитель состоит из следующих основных компонентов:

1. Реактив CD-3 – для пленки или CD-4- для бумаги. Сложное химическое соединение – ноу-хау (Know-How) – производственный секрет фирмы Kodak, одно название которого на русском языке занимает строку текста.
2. Консерванты- способствующие первому окислению засвеченных галидов серебра.
3. Сохраняющие вещества- нейтрализующие вредное действие бромидов- ионов галидов серебра.
4. Ускоряющие вещества (соединения калия)- для поддержания соответствующей кислотности раствора (pH).

Кислотность раствора обычно выражают через концентрацию водородных ионов. В кислотном растворе концентрация водородных ионов превышает 10 -7 г-ион/л, в нейтральном она равна 10 -7 г-ион/л, а в щелочной среде концентрация водородных ионов меньше 10 -7 г-ион/л. Чтобы не писать числа с отрицательным показателем степени, условились выражать кислотность раствора как отрицательный логарифм концентрации водородных ионов и называть эту величину “водородным показателем”, обозначая pH:

-lg[H ]= pH

Применяя указанные обозначения, среду растворов можно выразить следующим образом:

– кислая среда [H ]>10-7, pH>7;
– нейтральная среда [H ]=10-7, pH=7;
– щелочная среда [H ]<10-7, pH<7;

Водородный показатель имеет диапазон от 0 до 14, схематично это можно представить так:

0 < Кислота < pH= 7 > Щелочь > 14

pH проявителя = 10.0, то есть, согласно приведенной выше схеме, проявитель имеет щелочную реакцию или, как говорят, щелочь.

И, наконец, в свежеприготовленном растворе проявителя отсутствуют продукты окисления – ионы галидов серебра, которые участвуют в химических процессах проявления, да и в последующих реакциях тоже.

Поэтому при первоначальной заливке процессора для обработки пленки или бумаги в проявитель добавляется так называемый “стартер” (starter), который добавляет необходимое количество ионов серебра, говорят стартер “садит” проявитель. Уже из сказанного понятно, что в химических реакциях участвует вполне определенное количество побочных продуктов реакций, причем это количество зависит от всех факторов, определяющих процесс обработки (конкретной поддерживаемой температуры растворов, норм подкачки свежего раствора, циркуляции и т.д.) в том числе и от количества материалов поступающих на обработку. Поэтому для получения стабильного качества обработки фотоматериалов в процессорах необходима тщательная корректировка всех указанных факторов.

Из практики известно, что на это уходит 2-3 недели после заливки процессора химикатами. В этом случае говорят, что за этот период “химия становится“. Но это будет в том случае, если на обработку поступает пленка или бумага. В противном случае растворы в процессорах достаточно быстро окисляются кислородом воздуха, резко падает их активность и они становятся непригодными для работы.

Этот вопрос будет рассмотрен подробно в других разделах

Отбеливание

После проявления пленка поступает в следующий раствор – отбелку (Bleach). Процесс отбеливания или отбелка имеет 2 основные функции:

– остановка действия проявителя;
– подготовка удаления металлического серебра из эмульсии последующими растворами, так как металлическое серебро затемняет цветное изображение на пленке.

Действие проявителя останавливается вследствие того, что отбелка имеет pH=4,3-4,5, то есть имеет кислотную реакцию или, проще говоря, это кислота, в отличие от проявителя, как было сказано, имеющего щелочную реакцию. Остановка проявления очень важная стадия этого процесса, так как процесс проявления продолжается и без наличия проявителя за счет остатков проявителя, оставшегося в набухшей эмульсии пленки. Это приводит к избыточной плотности негатива, искажающей передачу тонов объекта съемки. В тоже самое время отбелка подготавливает серебро для удаления фиксажем, переводит его в неметаллическое состояние. Графически это можно представить так:

Из рисунка понятно и название процесса – “отбеливание” – обесцвечивание зерен металлического серебра, перевод его в неметаллическое состояние (галиды серебра). Пленка после проявления (нормально экспонированная) содержит 50% металлического серебра и столько же галидов. Химически отбеливание осуществляется с помощью веществ, содержащих железо (например, железосинеродистый калий).

Упрощенно химическая реакция выглядит так: “Металлическое серебро” “железо” (***) “ионы галидов серебра” = “галиды серебра” “железо (**).

Звездочками обозначена валентность железа – в результате реакции 3-х валентное железо переходит в 2-х валентное. Данное преобразование возможно при окислении солей, содержащих железо, кислородом воздуха. В процессорах это осуществляется аэрацией – подачей воздуха (компрессором) в емкости (танки) отбелки.

Необходимость пополнения отбелки вызвана переносом проявителя (щелочи) в отбелку (кислоту) и, как следствие, понижение ее кислотности. pH отбелки должна быть 4,3 – 4,5, в то время как pH пополняющего раствора 3,5. Для этих же целей в фильмпроцессорах в танки отбелки при первоначальной заливке добавляют стартер (starter) отбелки, который доводит pH раствора до нужного уровня.

При низкой активности отбелки:

– остается часть зерен металлического серебра, что делает неполноценной работу фиксажа;
– недопроявление цианового красителя (Leuco cyan dye – обесцвечивание цианового красителя), что приводит к нарушению (искажению) цветового баланса на пленке.

При высокой активности отбелки:

– перепроявление цианового красителя, что дает такой же результат, искажение цветового баланса.

Следствием нарушения отбелки может быть неправильность составления рабочего и пополняющего растворов (кстати, в настоящее время фирма Kodak поставляет отбелку, не требующую приготовления, и в танки и в пополняющие бачки отбелка заливается из фирменной упаковки), неправильно установленная температура, низкая или высокая норма подкачки, недостаточный уровень аэрации, загрязнение и т.д.

Фиксирование.

Следующая стадия процесса – фиксирование, а раствор, применяемый для этого, – фиксаж. Фиксаж удаляет преобразованное серебро из эмульсии в раствор. При удалении серебра цветовая окраска становится уже действительно видимой, а эмульсия пленки более не является светочувствительной, то есть в принципе, ее дальнейшая обработка может осуществляться на свету. Графически это выглядит так:

Для этих реакций применяется тиосульфат (thiosulphate) натрия, который переводит галиды серебра в растворимые соединения, которые выводятся из эмульсии в раствор. В настоящее время вместо тиосульфата натрия применяют цианид амония, который при соединении с синтетическими моющими средствами, выделяют ядовитый газ. Поэтому мыть рабочие танки и бачки этими средствами, мягко говоря, не рекомендуется, к тому же остатки моющих средств неизбежно загрязняют рабочие растворы.

При слабой активности фиксажа в пленке остаются галиды серебра, что приводит к увеличению вуали- повышению общей плотности негатива. Увеличение активности фиксажа, например, за счет увеличения норм подкачки против рекомендуемых фирмой, на процесс не влияет, только увеличивается расход фиксажа. Увеличение активности за счет повышения температуры опять таки на процесс практически не влияет, зато приводит к температурным деформациям пленки или бумаги.

Фиксаж имеет кислотную реакцию (pH= 4,3-4,5). В одном литре отработанного фиксажа находится от 5 до 7 грамм чистого серебра. Как правило, слив фиксажа осуществляется в один из сливных бачков. Этот слив передают на переработку, с целью извлечения чистого серебра.

Стабилизация.

И заключительная стадия, как говорят, “мокрой части” (Wet part) процесса – стабилизация, а раствор- стабилизатор (Stabilizer). Как и другие растворы, он имеет две основные функции:

– вымывание фиксажа – удаление продуктов реакций, которые могут в дальнейшем влиять на сформированное цветное изображение
– стабилизация цветного изображения – повышение стойкости красителей, сформированных в эмульсии.

Так как раствор производит окончательную промывку фотоматериала от продуктов реакций, то он быстро загрязняется, появляется обильная пена с посторонними включениями. Поэтому этот раствор должен постоянно заменятся свежим.

Конструктивно это выполняется применением 3-х танков стабилизатора, в первых 2-х происходит собственно последовательная промывка, а в третьем – стабилизация, сохранение цветного изображения. Кроме того, нормы подкачки на порядок выше предыдущих растворов, При слабой активности стабилизатора будет наблюдаться остатки продуктов реакций на пленке, а увеличение активности практически не влияет на процесс, только будет перерасходоваться стабилизатор.

В состав стабилизатора входят:

– смачивающие, поверхностно – активные вещества (ПАВ), которые уменьшают поверхностное натяжение жидкости, предотвращают образование капель воды на пленке, ускоряют сушку;
– сохраняющие вещества (Keeping Agent) – уменьшающие обесцвечивание образовавшихся красителей, предотвращающие окрашивание светлых (слабоэкспонированных) участков при хранении, а также повышающие механическую прочность эмульсии.

Стабилизатор имеет нейтральную реакцию (pH= 6,8-7,2).

Конструктивно танки стабилизатора (от 2 до 3) выполняются также как и танки фиксажа. Пополняющий раствор поступает в последний танк, а слив осуществляется с первого танка.

Сушка.

Мокрая эмульсия легко повреждается при пользовании. Поэтому очень важно для обеспечения достаточной механической прочности пленки произвести правильную сушку.

В процессорах сушка осуществляется потоком горячего воздуха с температурой от 40 до 68 градусов Цельсия. При высокой температуре эмульсия становится хрупкой, а пленка скручивается. При низкой- эмульсия остается влажной и может повредиться роликами процессора. Температура сушки зависит от типа процессора (вида сушильной камеры), времени года, влажности помещения. Поэтому точная температура сушки подбирается оператором опытным путем. Конкретные рекомендации будут даны в соответствующем разделе.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.