Природа света и чувствительность к нему глаза и плёнки


Электрон любого атома на орбите под влиянием свободной солнечной энергии прыгает на  следующую внешнюю орбиту.Поскольку это новое его положение для него не стабильное то он мгновенно уходит назад,испуская квант света собственной частоты,собственно фотон.Разные атомы производят разную частоту,например атом водорода производит свет,воспринимаемый ретиной глаза как красный.Таково происхождение всего электромагнитного спектра от “короткого” ультрафиолетового до “длинных” радиоволн.Весь этот спектр срезается атмосферой Земли до определённого диапазона.

Сетчатка человека видит очень узкий диапазон “видимого света” в то время как пчёлы видят относительно больше ультрафиолетовых волн а кролик-больше инфракрасных.Существующие фотоэмульсии способны регистрировать гораздо более широкий диапазон света, чем это могут живые существа.Например,рентген видит костную структуру.На этом свойстве плёнок и построено искусство фотографии.Плёнка ЧБ видит мир гораздо шире возможностей глаза а вот digital-гораздо меньше возможностей глаза,к тому же с дополнительными ограничениями.Этот момент рассмотрим позже.Поэтому сканировать и печатать на принтере ЧБ плёнку-значит кастрировать её,лишая всех  преимуществ.Разные фотоэмульсии видят или записывают разные диапазоны спектра электромагнитных волн.

Первые плёнки записывали только голубую часть спектра и это давало столь странное ощущение при их восприятии.Люди выглядели сильно загорелыми,но как-то неестественно,как в фильмах ужасов.Практически весь видимый спектр оказался не записанным на первых фотографиях,особенно пострадала его красная часть.Чувствительность была очень низкая,сравнимая с 6 единиц современных ,экспозиции длительные,до получаса-это было одной из основных причин быстрого перемещения большинства фотостудий в Нью-Йорк,где число светлых дней в году было заметно выше европейских Парижа и Лондона.Стёкла редких тогда фотостудий делали голубого оттенка,поэтому фотографию поэтично называли “голубым цветком мскусства”.Фотоувеличителей тогда ещё не существовало и печать производилась контактным способом с негативов напрямую.Поэтому стандартный размер визитной карточки сегодня имеет именно этот размер.Это одна четвёртая стандартного, выжившего размера негатива для современных технических камер 4 на 5 инч.Первые визитки были фотографии с этого негатива,где делалось 4 фото в специальных камерах с четырьмя одинаковыми объективами на этот один негатив.Негатив печатался контактом и разрезался на 4 разные фото.Сам полный контакт с 4 на 5 инч негатива в “нормальной” камере с одним объективом назывался “кабинетный” формат и использовался для семейных  фото на стол.Из этого формата и выводили позже всю теорию шкал глубин резкости объективов на фундаментальном,физиологическом понятии “circle of confusion” сетчатки глаза.Кстати, многие вопросы относительно “пикторализма”,как художественного стиля в фотографии,объясняются именно “ручным” характером изготовления негативов и ручной печати их отпечатков.Таким образом, каждый отпечаток приготовлялся вручную фотографом и сам процесс занимал до часу времени с полным контролем проявления,что давало редкую возможность создания индивидуального “рисунка,не говоря уже о полном контроле “своей” фотоэмульсии при её ручном нанесении.Тут важно не путать самый ранний “авангардный” период “пикторализма” с его коммерческими последователями.Мастера-“хорошие художники”(по образному выражению imperceptible из ЖЖ,покинули этот корабль до примерно 1920 года после появления промышленного производства фотоэмульсий высокой чувствительности и оставили на борту “плохих” художников. .Глаз так устроен,что воспринимает жёлто-зелёную основную порцию  видимого света,как белый.Тут самое время сказать о фильтрах,которые так важны в искусстве ЧБ фотографии.Желто-зелёный фильтр поможет записать мир так,как его видит глаз,что применяется при документальной фотографии или репортаже.Поскольку современные панхроматические плёнки обладают диапазоном шире,чем глаз,то с помощью фильтров можно решать разные задачи.Например,при использовании оранжевого фильтра лицо и тело человека приобретают более светлый тон,создавая эффект белой,”мраморной” поверхности,скрадывая мелкие дефекты кожи.Небо становится насыщенным с резким выделением облачности,причём даже такой слабой,что глаз её не читает,а плёнка Пан с оранжевым фильтром-да.Зелень становится тёмной,часто почти чёрной,что создаёт спецэффект.Мир становится нереальным,правда приходится очень следить за экспозицией.Эффект применения фильтра столь заметен,сколь точно чуть недоэкспонирована плёнка.При небольшом пережоге эффект работы фильтра пропадает.Например,при использовании красного фильтра для съёмки красных роз с зелёными листьями недоэкспонирование плёнки даст эффект нормальных роз на почти чёрных листьях а переэкспозиция даст эффект очень светлых роз с нормальными листьями.При съёмке зелени и мужчин применяется зеленоватый фильтр,который создаёт более тёмное,загорелое,”мужественное” лицо.Это часто используется в гламуре. Существуют инфракрасные плёнки,которые требуют специального обращения-нельзя долго держать в тепле.Из холодильника достал,сразу же отснял и сразу проявил.Эффект абсолютно дикий,картинка невероятно сюрреалистичная,небо чёрное,зелень белая,контрасты типа на Луне или Марсе,но уж точно не на Земле.Привычные вещи становятся неузнаваемы. Также существуют поляризационные фильтры,которые используются в цветной фотографии.Они состоят из двух стёкол, при повороте друг относительно друга наступает момент невероятной насыщенности цветов-тогда надо снимать.Правда они жрут много света,но также удаляют всякие побочные отражения и блики,что используется в рекламе товаров для втюхивания потребителю. Доказательством необходимости фильтров в цветной и ЧБ фотографии служит существование одного забавного объектива NIKON 16 mm 2,8.Он так устроен, что фильтры вставляются не спереди а сзади в виде очень маленького дополнительного стекла да к тому же являющегося частью оптической системы линз.Без фильтра объектив не жил.Создатели снабдили этот объектив 4 фильтрами- НЕОБХОДИМЫМИ на все случаи жизни. Три из них были для цветной плёнки-нейтральный для обрезания лишнего ультрафиолета в горах,корректирующий цвет в пасмурную погоду,корректирующий цвет на восходе и закате солнца с избытком красных лучей,а вот четвёртый и был именно оранжевый фильтр для ЧБ.Первый фильтр мог использоваться и в ЧБ тоже как нейтральный.
автор konevin

 

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.