Принцип цветного фотографирования

Принцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впер­вые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впо­следствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом.
Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предло­жили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения конту­ров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов.
В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излуче­ний того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красите­лей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окис­ления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными   компонентами.
Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериа­ла требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фото­материалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года.
Существует очень много способов получения цветных изображений.   Мы рассмотрим только  один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотомате­риале способом обращения.
Трехслойный цветной фотоматериал имеет три свето­чувствительных слоя, политых друг на друга. Эти слои неразделимы и подвергаются обработке одновременно. Каждый слой регистрирует определенную зону спектра: синюю, зеленую или красную. Верхний (несенсибилизи-рованный) слой светочувствителен только к синей зоне; средний — только к зеленой зоне; нижний — только к красной зоне спектра. Поскольку светочувствительным началом во всех трех слоях является галогенид серебра, имеющий собственную светочувствительность к синей зоне спектра, между верхним и средним слоями имеется специальный желтый фильтровый слой, задерживающий синюю часть спектра. Таким образом, к среднему и ниж­нему слоям проходят только зеленые и красные части спектра, к которым светочувствительны соответствую­щие слои.
В каждом слое имеются специальные добавки — цвет­ные компоненты, которые сами по себе бесцветны, но, сое­диняясь с окисленной формой цветного проявляющего вещества, дают соответствующие цветные красители. Так, в верхнем (синечувствительном) слое после цветного проявления образуется желтый краситель, в среднем (зеленочувствительном) слое — пурпурный краситель, а в нижнем (красночувствительном) слое — голубой кра­ситель.
Между нижним (красночувствительным) слоем и под­ложкой находится противоореольный слой.
Как видно, цветной фотоматериал имеет пять слоев. Поэтому цветные фотоматериалы часто называют много­слойными. Типичный многослойный цветной фото­материал схематически показан на рис. 26.

Рис. 26. Схема многослойного цветного фотомате­риала
Чтобы получить высококачественный многослойный фотоматериал, требуются хорошее сырье, высокая техника изготовления и полива фотографических эмульсий. А для получения высококачественного изображения необходимы точная экспозиция и правильная обработка. Немаловаж­ное значение при этом имеют условия хранения цветных фотоматериалов как до экспонирования, так и после него.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.