Есть ли правда в цвете?

портфолио

Галина. цветная негативная плёнка. скан. Первые эксперименты.

Наша цветная революция подошла к концу. К лету мы подошли с отлаженным процессом проявления цветного негативного материала по процессу C-41. Выяснилось — очень много нюансов. Подняли огромный пласт документации и специализированной литературы, провели огромное количество тестов, буквально нутром начали чувствовать диффузию проявителя в слоях и эквивалентный выход красителя. После двух месяцев работы можно с уверенностью заявить — мы кое-что понимаем в процессе C-41, но вместе с пониманием пришло и маленькое разочарование. Обо всём по порядку.

Мы уже писали о наших опытах с процессом C-41, где были учтены почти все особенности процесса (со временем выяснились новые), но того результата, который мы наблюдаем в сети, на популярных плёночных сайтах, мы не получили, даже на таком сканере как Imacon, даже при сканировании в 16bt на канал с предельным разрешением.

Всё познаётся в сравнении и сравнивать лучше исходники исходников. Мы попросили негативы у прекрасной девушки и фотографа Натальи Семенец. Плёнка Fuji pro 400h, камера Mamiya 645pro со штатником. Плёнка проявлена и отсканирована на Fuji Frontier у довольно популярных ребят. Оригиналы сканов мы тоже получили. Сразу скажем, претензий к качеству как проявки, так и сканирования нет.

Первое, что бросилось в глаза — оригиналы сканов отличаются от того, что выставлено у Наташи в сети. В лучшую или худшую сторону — вопрос спорный. Поговорив с остальными «цветными плёночниками», методом пыток удалось выяснить, что они тоже подвергают свои снимки постобработке, в том числе и цветокоррекции, и шарпингу. Ну и пусть, их дело, но проблема оказалась глубже.

Зарядив негатив, проявленный не у нас, в магнитную рамку Imacona и нажав скан, мы испытали шок и жесть в конце разочарование, картинка была не просто не такой как на переданных нам сканах, она была кардинально другой. К тому, что она до нажатия кнопки «автоматическая коррекция» выглядит совсем убого, мы привыкли, знали, что это так и должно быть, хотя причины вскрылись позже. Сканирование велось с автоматической цветокррекцией. Профилей плёнки в ПО сканера нет, как выяснилось, их надо создавать самим (что мы потом и сделали).

Прекрасно понимая, что сравнивать урезанные превьюшки из интернета — дело  почти бессмысленное, особенно если принять тот факт, что далеко не все раз в неделю перекалибровывают свои мониторы на IPS – матрицах, всё же предлагаем посмотреть на результаты.

Frontier_vs_Imacon

 

Автоматика явно пожалела синего. Дальше — больше. При попытке «поиграться уровнями» каждого канала в отдельности, не удалось получить желаемый цветовой баланс. Опять литература, старая по процессу, но уже позитивному и новая по сканированию. Выяснилась страшная правда. Технология трёх-слойной негативной эмульсии априори не даст на выходе цветов, близких к оригиналу. Позитивный процесс аналоговой печати RA-4 тоже является цветокоррекцией. Негатив — это что-то вроде RAW файла в цифре, который нуждается в правке как цвета, так и контраста. Эта мысль натолкнула на другую мысль. Imacon сканирует в RAW, у него это формат FFF,  значит и будет так сканировать. Попытка прикрутить плагин, который понимает эти файлы, на новый фотошоп ничего не дала. Старый ставить, да еще и пиратский, не давала совесть программиста и время. Просто изменив расширение FFF на TIFF и открыв файл в canera-raw, мы решили по крайней мере эту  проблему….

Вот результаты:

Что подтверждает то, что C-41 просто нуждается в постобраюботке. Нуждается – делаем.

Баловались баловались цветом, пришли к определённой картинке, создали профиль плёнки и успокоились. Вопрос такой: можно ли говорить в этом случае о «плёночном цвете»? Ответ: “Да, но с натяжкой”. При сканировании других типов негативных цветных материалов, например Kodak Ektar, хорошо видно, что цветовой баланс правится в довольно узких пределах и плёнку даже после обработки узнать можно: портра это или ектар. Некий цветовой баланс, рисунок, цветовой характер плёнки сохраняется.

ektar kodak

Kodak Ektar. Автор Г. Курманбакиева

Совсем расстроившись тем фактом, что плёночный негатив не такой честный и аналоговый, как представлялось нам ранее. Пошли мы на презентацию супер-современной цифровой камеры, матрица которой вобрала в себя все мегапиксели мира, причем шпуляет она ими 20 раз в секунду и надели на неё еще более совершенное стекло. Просматривая снимке на ноутбуке, было ощущение, что это просто фантастика: безупречная детализация, снимает почти в темноте, ISO 100000000000 – шумов нет и цвета достойные. Принеся файлы в штаб (к сожалению не RAW) и просмотрев на хороших мониторах — восхищения поубавилось: обычный пластилин с глутоматом. Всё таки цифра цифрой, а плёночка живее и богаче, даже негативная, и даже цветная и даже отсканированная.

Выводы:

  • негативный цвет – требует постобработки, что делает его очень условным
  • при заливании в соц. сеть картинка файла сильно меняется, упрощается, становится резче и проще в плане полутонов
  • картинка сильно меняется, если её смотреть на маленьких особенно глянцевых мониторах (смартфоны)
  • часто можно встретить на сайтах “плёночников” снимки, которые уже больше цифра, чем плёнка
  • плёнка негативная в полной мере всё равно раскроет себя только при оптической проекционной печати (для ЧБ – это тоже актуально)
  • и всё равно, негативный цвет – более чем достоен того, чтобы светиться во всех социальных сетях и занимать место вашего HD, ожидая счастья быть распечатанным.

Как нам с этим жить?

Мы с чистой совестью запускаем процесс C-41 на коммерческий рынок, как очень качественный и не лишённый души продукт. Пока это будет съёмка, проявка и оцифровка. В планах вернуться к оптической печати, которой мы не занимались уже полтора года. Перейти потихоньку на царь-цвет, на слайд. Потому что по чистоте цвета, полутонам, детализации – равных ему просто нет. И слайд — это самый честный аналоговый продукт, после проявки — уже конечная картинка.

Самый первый снимок, что мы отсканировали, и был как раз слайд. Сделали мы это как попало, но даже этого достаточно, что бы понять — слайд самый аналоговый цвет (да еще какой) из плёночных.

velvia

Fuji Velvia 100

PS: Мы провели огромную работу. Создали честный и очень качественный продукт. Ждём ваших предложений, как Вам весь этот технологический изыск, будет полезен.

еще PS: красивая свадебная пара, на самом деле не лучший вариант для отлаживания тестирования, но Наталья дала неразрезанные плёнки, а Imacon так сканировать не может, поэтому пришлось сканить крайний кадр. Не бросили это занятие даже тогда, когда получили от автора право разрезать плёнку.

Похожие записи