Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом

Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом

Автор: Санди Кинг
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid

Введение в теорию окрашивающего проявления.

Pyrocat-HD принадлежит к группе из нескольких пиро-проявителей, окрашивающих изображение. К этой же группе относятся проявители ABC, Rollo, PMK, и WD2D+. В отношении к этому классу проявителей фотографы традиционно делятся на два противоположных лагеря. Одни находят некие экстраординарные, даже волшебные качества у этих проявителей, рекламируя такие их выгоды по сравнению с обычными проявителями, как более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна. Другие настаивают, что обычные проявители способны давать сходные результаты.
В этой статье будет рассмотрена история использования пиро-проявителей и проведён сравнительный анализ некоторых из используемых сегодня. Также будет приведена рецептура и детальные инструкции по приготовлению и использованию проявителя Pyrocat-HD, являющегося, по моему мнению, самым чистым в работе, дающего наиболее воспроизводимые результаты из всех пигментационных пиро-проявителей.

История использования пиро-проявителей

Все современные пигментационные проявители имеют в своей основе либо пирогаллол, либо пирокатехин (катехол) в качестве проявляющего вещества. Пирогаллол использовался как проявляющее вещество для серебряных фотографических пластин дольше чем любой другой органический агент. Введённый в практику Реньо / Regnault в 1851 году, он начал использоваться Фредериком Скоттом Арчером / Frederick Scott Archer в том же самом году для проявления его нового изобретения – мокро-коллоидных пластин. Он стал, бесспорно, самым популярным проявляющим веществом 19-го столетия и использовался всеми фотографами американского Запада для проявления влажных пластин, включая Уильяма Генри Джексона / William Henry Jackson, O’Салливана / T. H. O’Sullivan и Карлтона Э. Уоткинса / Carlton E. Watkins, которые работали с пластинами размером от 11¤14 до 18¤22 дюйма.
Пирокатехин, также называемый пирокатехол (или иногда просто катехол), был введён в практику в 1880 году, но так широко не использовался в Соединенных Штатах, как пирогаллол, несмотря на преимущества в устойчивости и надёжности.
После того, как приблизительно в 1910 году пирогаллол потерял свою популярность, он был в значительной степени заменён другими проявляющими веществами. Пирогаллол был широко известен как проявитель, который давал “сокращённое время промывки и более чёткое разделение тонов, чем любой другой проявитель” (1), и в то же самое время считался одним из самых гибких из всех агентов, способный давать негативы либо с высоким контрастом при высоких концентрациях, либо мягкие, тонкие негативы при большом разведении. Однако пирогаллол имеет множество отрицательных особенностей, из-за которых он потерял свою популярность. Он устойчив только в кислом растворе и быстро окисляется в растворах с высоким содержанием сульфита и/или карбоната. Во всех вариациях рабочий раствор быстро окисляется, а его срок полезного использования короток. Воздушное окисление в свою очередь приводит к высокой общей окраске. Что особенно важно, что интенсивность окраски изображения напрямую зависит от типа и интенсивности перемешивания, количества консерванта в проявителе, количества проявителя на единицу поверхности фотоматериала. Всем этим в совокупности очень трудно управлять. Наконец, когда пиро-агент – единственное проявляющее вещество в составе проявителя, это ведёт к значительной потере светочувствительности. В дни, когда наука уделяла гораздо меньше внимания проблемам проявления, чем сегодня, было очень трудно, если не невозможно, управлять всеми этими факторами и достигать повторяемых результатов с пиро-агентами. Использование рецептур без пигментации изображения устранило некоторые проблемы, создаваемые неравномерным окрашиванием, но с устранением окраски пропало и уникальное качество печати с этих негативов.

Использование окрашивающих проявителей в современный период

В течение нескольких десятилетий использование пиро-агента было продолжено прежде всего в классическом рецепте, известном как ABC. Формула ABC использовалась множеством фотографов Западного Побережья, включая Эдварда Уестона / Edward Weston и Морлей Баера / Morley Baer, и всё ещё используется сегодня Майклом Смитом / Michael Smith для контактной печати на AZO. Эта формула, как говорят, является самой трудоёмкой и непостоянной в работе из всех пиро-формул, но способной к превосходным результатам “несравнимым даже с большинством других формул, использующих пиро-агент, в плане тональной градации и тонкой проработки деталей в светах”. (2)
Первым проявителем с пиро-агентом, разработанным для современных фотоплёнок, стал проявитель Джона Уимберли / John Wimberly WD2D, представленный в 1977 в журнале Peterson’s Photographic. Формула Уимберли, которая использует метол в комбинации с пирогаллолом, не снижает светочувствительности и даёт при печати намного более мелкое зерно чем старые составы типа ABC. Она всё ещё используется сегодня многими фотографами и доступна через Photographer’s Formulary  (http://www.photoformulary.com/) в пересмотренной версии, известной как WD2D+.
Сегодня наибольший интерес для пользователей пиро-агента вызывает формула Гордона Хатчингса / Gordon Hutchings – PMK, впервые представленная публике в длинной статье в View Camera в сентябре/октябре 1991 и получившая дальнейшее развитие в The Book of Pyro, впервые изданной в конце 1991 года. Хатчингс описывает PMK как универсальный проявитель для современных эмульсий, используемый в разнообразных условиях, удобный в эксплуатации, и составленный таким образом, чтобы достигать максимальной окраски изображения при минимальной общей окраске. При проявлении в PMK желтовато-зелёная окраска изображения образуется в тех областях негатива, где образуется серебро, и эта окраска пропорциональна количеству этого серебра: меньше всего её в тенях, где плотности серебра невысоки, и больше всего в светах. Так как свет при печати с такого негатива реагирует на окраску, как на дополнительную плотность, суммарная плотность негатива получается равной плотности серебра плюс удельный вес окраски. В результате пигмент маскирует зёрна эмульсии, заполняя пространство между ними, что ведёт к увеличенной чёткости и улучшению тоновоспроизведения при печати. Этот эффект замечен на негативах всех размеров, но воздействие является особенно сильным на 35мм и катушечной фотоплёнке. Стив Сайммонс / Steve Simmons описывает этот эффект следующим образом: “Другими словами, это не общая окраска, которая действовала бы как вуаль, а окраска, которая действует как дополнительная плотность, и это увеличение плотности расширяет тональную шкалу. Следовательно, высокие плотности, сформированные серебром, более тонки чем при проявлении в обычном проявителе, а окраска добавляет им плотности до нормы. Эти «более тонкие» высокие плотности негатива могут произвести чудесно ясные тонкие тональные переходы при печати, недостижимые при обычном проявлении” (3).
В последние годы были представлены еще три пигментационных проявителя: Rollo Pyro или ABC+, Diaxactol, и Pyrocat-HD. Rollo Pyro был разработан в 1997 году Харальдом Лебаном / Harald Leban как ABC+, но продаётся сегодня  Photographer’s Formulary  как Rollo Pyro. Rollo Pyro – очень энергичный проявитель, который проявляет быстро, до приблизительно половины требуемого времени для PMK. Он хорошо работает при обработке с ротацией, производя низкую общую окраску и приводя к повышению светочувствительности, подобно PMK.
Diaxactol – проявитель на базе пирокатехина, разработанный Барри Тортоном / Barry Thornton  (http://www.barry-thornton.co.uk/) и продаваемый как собственная формула  Photographer’s Formulary . Используется в основном как двухрастворный проявитель.
Pyrocat-HD был разработан автором и опубликован в 1999 году в статье, изданной в Post-Factory Photography. Пересмотренная формула доступна в сетевом журнале Unblinking Eyeс 2000 года, и проявитель также доступен как комплект от Photographer’s Formulary  в Соединенных Штатах и от Lotus Camera (http://www.lotusviewcamera.at/) в Европе. Pyrocat-HD, как и Diaxactol, основан на пирокатехине, но содержит также некоторое количество фенидона, являющегося наилучшей добавкой к пирокатехину.

Преимущества пигментационных проявителей: некоторые предположения и факты

Выводы, сделанные сторонниками пигментационного проявления основаны на эмпирических исследованиях и на теоретических заключениях. Наиболее важные из них следующие:

  1. Так как количество пигмента в фотослое пропорционально серебряной плотности, то его окраска маскирует серебряное зерно. Таким образом улучшается тональность изображения и уменьшается зернистость, особенно заметная в светах.
  2. Разделение тонов, резкость и чёткость увеличены, потому что пиро-проявитель даёт более явные краевые эффекты, чем другие проявители. Это происходит вследствие того, что продукты окисления пиро-агента дубят желатину, что препятствует диффузии галоидного серебра в эмульсии в процессе проявления. Это и ведёт в свою очередь к повышению резкости в результате уменьшения эффекта рассеивания света в эмульсионном слое и снижения эффекта инфекционного проявления (распространения проявленного серебра вне точных границ изображения).
  3. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, которая является всегда пропорциональной плотности серебра, функционирует как непрерывная переменная цветная маска, которая уменьшает контраст при печати, особенно в высоких плотностях. Это позволяет хорошо пропечатывать тени и средние тона, избежав при этом провалов в светах. Результат примерно соответствует тому, что можно получить, используя технику маскирования, сэкономив, тем самым, время, затрачиваемое на её проведение.
  4. Пигментационные проявители идеальны для фотографов, которым необходимы двухцелевые негативы, то есть негативы, которые хорошо печатаются на обоих типах обычной серебряной бумаги, а так же альтернативными процессами типа платины или палладия. Этого невозможно достичь, используя традиционные проявители, потому что для Pt/Pd требуются негативы намного большего диапазона плотностей, чем для серебряной бумаги. Пигментированный же негатив имеет два диапазона плотностей печати: один для сине-зелёного света, используемого для печати на обычную бумагу, и другой – для ультрафиолетового света, используемого с альтернативными процессами. При печати на бумагах с переменным контрастом, окраска, наиболее плотная в светах, сжимает тональную шкалу, действуя как непрерывный пропорциональный фильтр, что даёт возможность воспроизвести на бумаге больший диапазон плотностей негатива. С другой стороны, при альтернативных процессах окраска действует как очень эффективный ультрафиолетовый фильтр, увеличивая время экспозиции на целую ступень и повышая контраст, добавляя log0.30 плотности и более к вершине кривой. Результат состоит в том, что окрашенный негатив печатается под ультрафиолетовым светом с намного более высоким эффективным диапазоном плотностей чем на обычной бумаге. Этот факт был известен очень давно, поскольку мы можем прочесть о нём ещё в The Daybooks of Edward Weston (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0893814458/) , где он пишет во время своего пребывания в Мексике, что ожидает возможности напечатать свои негативы, проявленные в Pyro, либо в платине либо в серебре (4). Недавняя статья Боба Хербста / Bob Herbst в журнале View Camera для наилучшего понимания этого явления описывает его сенситометрическую основу (5).

Отрицательные стороны пиро-проявителей

Окрашивающие проявители не были приняты фотографическим сообществом в качестве универсальных по нескольким причинам: 1) пирогаллол – очень ядовитый химикат, 2) практическая сенситометрия с окрашенными негативами более сложна чем с традиционно обработанными негативами, и 3) многие фотографы просто не хотят признавать тот факт, что проявленные в пиро-проявителе негативы отличаются от других. Мы подробно рассмотрим каждое из этих возражений.

Токсичность

И пирогаллол и пирокатехин – очень ядовитые химикаты. Однако, первичной опасности для фотографов – попадания на кожу и вдыхания сухого порошка – можно легко избежать. Всегда используйте резиновые перчатки, обрабатывая форматную плёнку в кюветах, и готовьте растворы, содержащие пирогаллол и пирокатехин на открытом воздухе или под тягой. Следуя этим простым правилам, можно фактически устранить потенциальный риск для здоровья, связанный с использованием этих химикатов.

Сенситометрия

Воспроизведение плотностей с окрашенных негативов, которые состоят одновременно из серебряной плотности и из плотности окраски, сложнее прогнозировать, чем в случае с традиционно обработанными негативами. Визуально негатив, проявленный пиро-проявителем может выглядеть несколько плоским, но зрение в данном случае обманчиво, потому что окраска увеличивает эффективный (копировальный) диапазон плотностей негатива примерно от log0.30 до log0.50. К сожалению окраска не может читаться денситометрами, которые измеряют только белый свет. Для точного измерения плотностей окраски требуется цветной денситометр, установленный на синий канал – для печати на обычной бумаге, или UV денситометр – для печати любым альтернативным процессом. Некоторые чёрно-белые денситометры могут читать плотность окраски для обычной печати с соответствующим сине-фиолетовым фильтром поглощения типа Schott BG-28, 47, или 47B. При этом необходимо учитывать, что использование только синего канала денситометра с окрашенными негативами для печати на серебряных бумагах даст только приблизительные значения эффективной плотности. Это происходит вследствие того, что серебряные бумаги хотя и чувствительны прежде всего к синему свету, но также имеют значительную чувствительность к ультрафиолетовому, фиолетовому и зелёному свету. Следовательно, денситометр, который читает только в узкой синей полосе, не может её учесть. Проблема встаёт ещё более остро с бумагами переменного контраста, которые имеют, в дополнение к высококонтрастному синечувствительному слою эмульсии, ещё и низкоконтрастный слой, чувствительный к зелёным лучам.
Ситуация намного лучше в случае с альтернативными процессами, которые имеют максимум чувствительности в UV диапазоне. На практике, если имеется UV-денситометр – то он обеспечит очень точную индикацию фактической плотности печати с окрашенного негатива, независимо от цвета окраски.

Иллюстрация 1
Иллюстрация 1. Негатив JandC 200 проявлялся в Pyrocat-HD, 2:2:100

Иллюстрация 1 иллюстрирует множество важных фактов об окрашивающих негатив пиро-проявителях. Все три кривые сняты с одного и того же негатива. Для начала следует отметить различие по контрасту между тремя кривыми. Чёрная кривая основана на показаниях денситометра в визуальном (белый свет) канале и, таким образом, представляет фактически только серебряную плотность. Красная кривая основана на чтении синего канала, и включает плотность серебра плюс плотность окраски, что примерно соответствует печати на серебряной бумаге. Зелёная кривая основана на чтении в UV-канале, и показывает полную плотность – т.е. плотность, образованную серебром вместе с окраской, что примерно соответствует печати с помощью альтернативных UV-чувствительных процессов. Следует отметить, что окраска пропорциональна серебряной плотности, т.е. меньше всего её в теневых областях негатива, и больше всего в светах.

 

Действительно ли негативы, проявленные в пигментационных пиро-проявителях имеют отличия при печати?

Многие фотографы считают преимущества, процитированные защитниками пиро-проявления (более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна) как субъективные и бездоказательные, и утверждают что если кривая окрашенного негатива выглядит почти так же как и традиционно обработанного, результат при печати не может быть отличим. С этим эксперты согласиться никак не могут. Фила Дэвиса / Phil Davis, автора многочисленных книг и статей по техническим аспектам фотографии, спрашивал Стив Сайммонс / Steve Simmons в интервью для View Camera: “Вы считаете, что если было бы возможно создать такую же кривую с определенной эмульсией и не-PMK проявителем, что и на той же самой эмульсии, но проявленной в PMK, то отпечатки с обоих негативов были бы неотличимы на глаз?” Дэвис ответил: “Чтобы быть до конца объективным, скажу, что если была бы возможность произвести идентичные кривые и с PMK и с некоторым другим проявителем на той же самой плёнке, и если бы отпечатки соответствовали бы друг другу на двух или более уровнях плотности, при этом испытания проводились бы с группой непредубеждённых зрителей при «полностью слепых» условиях, я подозреваю, что отпечатки были бы оценены, как неразличимые” (6). Отвечая на тот же самый вопрос, Гордон Хатчингс, который развивал и популяризировал формулу PMK, не согласился с этим комментарием Дэвиса: “Будет два отпечатка с идентичной гаммой при печати с негатива, проявленного в пиро-проявителе и негатива проявленного обычным образом? Абсолютно нет. Если бы не было никакого различия между ними, мы никогда не нуждались бы в пиро-проявителях ” (7).
Отличаются ли на вид отпечатки с окрашенных негативов от отпечатков с других негативов? Я полагаю, что большинство пользователей пиро-проявителей ответили бы на этот вопрос утвердительно. Опыт и наблюдения большого количества фотографов состоят в том, что есть кое-что уникальное и интересное в качестве печати с окрашенных негативов: может быть это краевые эффекты, тоноделение, увеличенная внутренняя чёткость, или просто «тайна пиро-проявления» как могли бы сказать некоторые. В моей собственной работе я нашёл, что пиро-проявители будут чрезвычайно полезным инструментом. Я предупреждаю, однако, что использование пиро-проявителей несовместимо с загрязнённой техникой, и что фотографы, которые являются по своей природе небрежными в фотолаборатории и мало заботятся об очистке своей техники, не должны рассматривать эти проявители в качестве своего инструмента. Однако тот, кто подходит к использованию пиро-проявителей с заботой и аккуратностью, и способен к тщательной очистке техники, чтобы стандартизировать рабочие процессы, может ожидать достижения последовательных и повторяемых результатов, которые предполагают широкие возможности для повышения выразительности и технического качества снимков.

PYROCAT-HD

В начале весны 1998 года я занялся расчётом пигментационного проявителя, который мог бы хорошо работать в разнообразных условиях: при ротационной обработке в Jobo, при барабанной обработке или в цилиндрах BTZS; в кюветах со слабым перемешиванием; и в резервуарах с минимальным перемешиванием. Мои эксперименты с составами на основе пирогаллола были весьма неудачны, потому что ротация часто приводила к высоким уровням вуали и неравномерному окрашиванию, в то время как слабое перемешивание приводило к образованию штрихов и пятен. Тогда в моих экспериментах я вернулся к пирокатехину. Анчелл и Трооп / Anchell & Troop показывают в The Film Developing Cookbook (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0240802772/), что окраска, производимая пирокатехином и пирогаллолом, очень похожа, и как “вообще полагают, пирокатехин является более устойчивым и надёжным” (8). Кроме того пирокатехин намного менее чувствителен к окислению кислородом воздуха, чем пирогаллол. К сожалению ни один из предыдущих проявителей, использующих пирокатехин, не был столь же удачен, как некоторые составы на базе пирогаллола. Большая концентрация гидроксида натрия, использующегося в качестве ускорителя, как пишет Трооп, “на современных плёнках даёт ненужную вуаль” (9). Слишком большая щёлочность приводит также к большему зерну, которое является особенно нежелательным на 35мм и катушечной фотоплёнке.
После более чем года экспериментирования, я разработал формулу Pyrocat-HD, опубликованную впервые в №4 The World Journal of Post-Factory Photography. Позже я сделал некоторые незначительные его модификации, и формула стала доступна в её существующей форме в http://www.unblinkingeye.com с весны 1999. Pyrocat-HD в настоящее время продаётся в виде комплекта от Photographer’s Formulary в США и Lotus Camera в Европе. Формула тщательно уравновешена и даёт, при надлежащем перемешивании, негативы высокой чёткости, с красивым рисунком зерна, а когда используется с минимальным или частичным перемешиванием, усиливает краевые эффекты. Pyrocat-HD также ведёт к небольшому повышению чувствительности со многими плёнками (по сравнению с PMK и Rollo), особенно при разведении 1:1:100.
Pyrocat-HD – проявитель на базе пирокатехина и фенидона, который имеет некоторые явные преимущества перед проявителями на базе пирогаллола при ротационной обработке листовых плёнок в цилиндрах и барабанах, потому что с меньшей вероятностью вызовет нежелательную окраску или неравномерное проявление. Многие фотографы также пришли к выводу, что Pyrocat-HD работает хорошо и в кювете, и я знаю довольно многих, кто использует его для проявления с визуальным контролем, включая технику проявления с помощью кисти. Кроме того, последующие испытания и эксперименты с Pyrocat-HD показали, что он является также превосходным проявителем для 35мм и среднеформатных плёнок вследствие получаемой высокой чёткости и более плотной структуры зерна.

Действительно ли PYROCAT-HD лучше других пиро-проявителей?

Разработка проявителей для меня не является самоцелью – моя цель состоит в том, чтобы всегда иметь проявитель, надёжно работающий в любой ситуации и с любой плёнкой. Есть несколько очень хороших красящих проявителей, и я использовал и проверял большинство из них. Я использовал PMK, мой первый проявитель, в течение почти десятилетия, но когда я перешёл на ротационное перемешивание, начались проблемы вызванные неравномерным проявлением, образованием штрихов от подтёков и чрезмерной общей окраской. Потом я использовал Pyrocat-HD в течение приблизительно пяти лет и не столкнулся ни с одной из этих проблем. Этот факт, и постоянно высокое качество моих негативов, достигаемое в Pyrocat-HD, убедительно доказали мне, что Pyrocat-HD является самым стабильным и «безаварийным» из всех окрашивающих проявителей. Это характеризуется следующими признаками:

  1. Очень высокая чёткость и способность к большей визуальной резкости при печати. Мои испытания показывают, что чёткость с Pyrocat-HD превосходит чёткость, получаемую обработкой в других резкостных проявителях типа PMK и FX-2.
  2. Очень плотная структура зерна, фактически идентичная получаемой в PMK и FX-2, подходящая для 35мм и катушечной фотоплёнки так же, как и для крупного формата.
  3. Скорость проявления. Pyrocat-HD, даже в варианте разведения 1:1:100, требует более короткого времени проявления, чем PMK и WD2D для достижения эквивалентного среднего градиента.
  4. Очень чистое действие и очень низкий уровень общей окраски, даже при большом времени проявления. Это делает его очень привлекательным проявителем для тех альтернативных процессов печати, для которых требуются негативы с очень высоким градиентом (CI).
  5. Очень стабилен в работе и не вызывает неравномерного окрашивания или образования штрихов. Может использоваться для ротационной обработки без опасения относительно появления этих артефактов.
  6. Может использоваться для обработки катушечной фотоплёнки в резервуарах с минимальным перемешиванием для выявления краевых эффектов, которые способствуют повышению визуальной резкости.
  7. Pyrocat-HD при разведении 1:1:100 даёт несколько большую эффективную светочувствительность плёнки, чем другие пиро-проявители, при том же коэффициенте контрастности (или среднем градиенте) CI.
  8. Pyrocat-HD – лучший проявитель для получения двухцелевых негативов, то есть годных как для печати на обычной бумаге или AZO, так и для альтернативных процессов при использовании тех же самых негативов.
  9. При печати на бумагах переменного контраста с негатива, проявленного в Pyrocat-HD, света, тени и средние тона передаются с большим контрастным интервалом, чем с негатива, проявленного в проявителе на базе пирогаллола.
  10. Pyrocat-HD очень недорог в использовании. Смешиваемый непосредственно перед использованием, он намного более экономичен, чем проявители на базе пирогаллола, типа Rollo, PMK и WD2D.

Формула PYROCAT-HD

Pyrocat-HD готовят в виде двух запасных растворов, которые смешивают и разводят водой для получения рабочего раствора. Срок годности запасных растворов очень высок. Запасной раствор А сохраняется в частично наполненных бутылках до года, в то время как запасной раствор B сохраняется неопределённо долгое время.

 

Состав запасных растворов

Pyrocat-HD

Запасной раствор А

Вода дистиллированная

  750 мл

Метабисульфит натрия

  10 г

Пирокатехин

  50 г

Фенидон*

  2 г

Бромид калия

  2 г

Вода дистиллированная

 до 1000 мл

Запасной раствор B

Вода дистиллированная

  1000 мл

Карбонат калия (поташ)

  1000 г

Для приготовления стандартного рабочего раствора смешивается 1часть раствора А с 1частью раствора B и со 100 частями воды.
* Возможна замена на 25 грамм метола (с небольшой потерей в светочувствительности).

 

Приготовление запасных растворов

Запасной раствор А

  1.    Взять 750 мл дистиллированной воды.
  2.    Добавить 10 г бисульфита натрия и перемешивать до полного его растворения.
  3.    Добавить 50 г пирокатехина и перемешивать до полного его растворения.
  4.    Смешать 2.0 г фенидона с приблизительно 5-ю мл изопропилового спирта до пастообразного состояния, затем добавить в раствор и перемешивать до полного растворения.
  5.    Добавить 2.0 г бромида калия и перемешивать до полного его растворения.
  6.    Добавить дистиллированную воду до 1000 мл.

Запасной раствор B

  1.    Взять 1000 мл дистиллированной воды.
  2.    Взвесить 1000 г карбоната калия* и добавлять его в воду очень медленно, с постоянным и быстрым перемешиванием. Если Вы добавляете его слишком быстро, или недостаточно размешиваете, будет невозможно растворить всю навеску в 1000мл воды. Имеет место экзотермическая реакция, и раствор заметно нагревается. Общий объём раствора будет немного больше 1300 мл.

* Карбонат калия очень гигроскопичен, то есть он поглощает воду из воздуха. Чтобы воспрепятствовать этому, его необходимо хранить в запечатанных контейнерах. Если Вы взвешиваете 100 г карбоната калия, который поглотил много воды, фактический вес самого химиката может оказаться только 60-80 г, что конечно даст намного более слабый раствор, чем необходимо.Рабочий раствор PYROCAT-HD

Для проявления негативов, предназначенных для печати на обычной серебряной бумаге, рекомендованная пропорция – 1:1:100 т.е. одна часть Запасного раствора А + Одна часть Запасного раствора В + 100 частей воды.

Для печати на AZO и для большинства альтернативных процессов, включая карботипию, каллитипию, Pt/Pd, процесс «Ван Дейк», POP, альбуминную и солёную бумагу, рекомендуется пропорция 2:2:100 т.е. две части Запасного раствора А + две части Запасного раствора В + 100 частей воды.

В большинстве мест безопасно готовить рабочий раствор на воде из-под крана. Однако, если Вы заметили любые необычные артефакты проявления, типа разводов, полос, или неравномерного окрашивания, рекомендуются использование дистиллированной воды.

Возможные варианты рецептуры

  1. Фенидон можно заменить на метол в пропорции приблизительно 10 частей метола вместо одной части фенидона. Замена не влияет на интенсивность окраски или чёткость, но может вызвать небольшую потерю в светочувствительности. Заметим, что все значения времён проявления, приведённые в этой статье, основаны на версии с фенидоном, и если Вы хотите заменить его на метол, это может потребовать коррекции времени проявления.
  2. Карбонатом натрия можно заменить карбонат калия. Эти два карбоната дают фактически идентичные результаты когда используется в эквивалентном молярном количестве в рабочем растворе. Однако, карбонат натрия намного менее растворим, чем карбонат калия, поэтому запасной раствор В готовят менее концентрированным. Чтобы подготовить запасной раствор B с карбонатом натрия, добавьте 200 г карбоната натрия к 1000 мл воды. Чтобы сделать рабочий раствор, эквивалентный рабочему раствору с карбонатом калия 1:1:100, смешайте одну часть раствора А + пять частей раствора B + 94 части воды. Для альтернативных процессов – 2:10:92, чтобы точно соответствовать соотношению 2:2:100 с карбонатом калия. На практике можно использовать соотношения с карбонатом натрия в 1:5:100 или 2:10:100 и сделать незначительную коррекцию времени проявления.
  3. Некоторые используют Pyrocat-HD с запасным раствором В в виде 10%-ого раствора гидроксида натрия вместо карбоната. Это должно хорошо работать, но увеличенная щёлочность может дать немного увеличенное зерно с некоторыми плёнками, так что перед использованием этой замены необходимо провести тщательные испытания. Чтобы сделать рабочий раствор, используя 10%-ую гидроокись натрия как запасной раствор B, смешивают 1 часть запасного раствора А + 1.5 части запасного раствора B + 100 частей воды. Этот рабочий раствор эквивалентен разведению 2:2:100 с карбонатом калия. Однако, из-за возможности увеличенного зерна, я рекомендую эту замену только для проявления негативов, предназначенных для контактной печати.

Основная процедура проявления

  1. Замочить фотоматериал в воде в течение пяти минут. Замачивание является дополнительной операцией при проявлении в кювете или в бачке (кроме как с минимальным перемешиванием или вообще без него), но абсолютно необходимо при ротационной обработке.
  2. Проявлять в цилиндре, барабане, кювете или бачке в течение времени согласно приведённым ниже инструкциям.
  3. Стоп-ванна. Я рекомендую использование раствора уксусной кислоты приблизительно 1/4–1/2 от нормальной (2%-ной) концентрации. Если стоп-ванна слишком сильна, это уменьшит окраску изображения.
  4. Рекомендуется использование щелочного фиксажа. Прекрасно работают быстрые фиксажи Kodak и Ilford, типа TF-4. Я использую формулу TF-3, описанную в  The Film Developing Cookbook  Анчелла и Троопа.
  5. Одна минута в hypo-clearing agent. Я использую 1%-й раствор сульфита натрия, который даёт результат, эквивалентный любому из коммерческих изделий.
  6. Промывка в проточной воде в течение 30 минут.

Не используйте щелочную ванну после фиксирования, как рекомендует Хатчингс для PMK. Мои испытания показывают, что окраска, добавленная этой ванной – это, прежде всего, общая окраска. Общая окраска увеличивает только экспозицию при печати, но не добавляет качества.
Pyrocat-HD даёт прекрасные результаты со многими различными видами проявления. Ниже перечислены некоторые специфические особенности процедуры проявления при различных методиках обработки.

 

Проявление листовых материалов в кюветах

Благодаря высокой сопротивляемости воздушной вуали, Pyrocat-HD – превосходный проявитель для кюветного проявления. Негативы, проявленные в кюветах, даже при длительном проявлении, будут иметь очень небольшую общую окраску. Это происходит вследствие того, что Pyrocat-HD, в отличие от проявителей на основе пирогаллола, не очень чувствителен к воздушному окислению, которое рассматривается, как главная причина общего окрашивания. Чтобы избежать возможность царапанья, я рекомендую проявлять листы плёнки только по одному в кювете, но при наличии опыта, можно проявлять и с перетасовыванием. Используйте для проявления кювету по крайней мере на один размер больше, чем проявляемая фотоплёнка: кювета 8¤10″ для негатива 5¤7″, кювета 11¤14″ для негатива 8¤10″, и т.д. Это уменьшит возможность более интенсивного проявления по краям вследствие увеличенного перемешивания, вызванного «отбойной волной» от стенки кюветы.
При проявлении в кюветах всегда используйте защитные перчатки, чтобы избежать контакта проявителя с кожей. Хотя нет никаких данных о хронических заболеваниях, вызываемых пирокатехином (какие имеют место при использовании пирогаллола), тем не менее при работе с ним необходимо проявлять такую же осторожность, так как пирокатехин – также ядовитый химикат.
Pyrocat-HD может также как и другие пиро-проявители использоваться для проявления с визуальным контролем благодаря десенсибилизирующему действию окраски в сочетании с дублением. Была небольшая ветка обсуждения относительно использования Pyrocat-HD в этом качестве на форуме AZO в Michael Smith and Paula Chamlee’s website (http://www.michaelandpaula.com/mp/index_skip.html). Один из выводов, сделанных при обсуждениях на этом форуме, заключался в том, что когда Pyrocat-HD используется в этом качестве, предпочтительно использование янтарного, а не зелёного неактиничного света, так как он облегчает наблюдение за степенью проявленности. Это является следствием блокирования зелёного свет коричневой окраской Pyrocat-HD, что мешает оценивать негатив на просвет при использовании зелёного неактиничного света. Однако, если Вы оцениваете плотность негатива в отражённом свете, то и зелёный, и янтарный фильтры прекрасно подходят.
Другой метод проявления, успешно используемый с Pyrocat-HD – проявление с помощью кисти при визуальном контроле. Используйте тусклый зелёный или янтарный неактиничный свет для осмотра. Хорхе Гастеасоро / Jorge Gasteazoro из Мексики, печатающий на Pt/Pd, использует этот метод проявления по следующей инструкции:

  1. Замочить фотоматериал в воде в течение одной минуты.
  2. Налить проявитель на фотоматериал и немедленно разогнать его по поверхности с помощью широкой кисти типа Hake или тонкой щетинной кистью любого другого типа. Разгоняют проявитель кистью сверху донизу с легкими ударами, потом поперек. Повторить операцию придерживая лист фотоматериала пальцами за один угол, чтобы препятствовать его передвижению по кювете.
  3. После того, как приблизительно 70 % ожидаемого времени проявления истекли, поворачиваются к неактиничному свету, вынимают негатив из кюветы и оценивают степень проявления на просвет.
  4. Продолжить вышеупомянутую процедуру, пока негатив не достиг необходимой плотности; далее следует стоп-ванна и дальнейшая стандартная обработка.

Проявление листовых и катушечных материалов с ротацией

Я разрабатывал формулу Pyrocat-HD прежде всего для того, чтобы устранить проблемы, которые возникали с другими красящими проявителями при ротационной обработке, то есть при проявлении в процессорах Jobo, в цилиндрах BTZS, или в барабанных процессорах для бумаги с моторным приводом. Я много лет использовал PMK для кюветного проявления, и был очень доволен результатами. Однако, когда я переключился на ротацию, начало возникать множество проблем, включая высокую общую окраску, образование штрихов на эмульсионной стороне плёнки и необычных меток от давления со стороны основы, которые возникали от контакта с поверхностью трубы или от рёбер. Иногда полосы и метки от давления не были бы видимыми в обычном свете, но они обнаруживались позже при печати в ультрафиолетовом свете. Я перешёл на проявитель Rollo, и, в то время как это уменьшило высокую общую окраску, это не решило проблему меток от давления и образования штрихов. Использование Pyrocat-HD устранило все эти проблемы в моей собственной работе, и я настоятельно полагаю, что он является безусловно лучшим пиро-проявителем для проявления с ротацией.
Одно из больших преимуществ пирокатехина – то, что он не окисляется так быстро в щелочных растворах, как пирогаллол. Однако, с очень активным перемешиванием, например как в Jobo на максимальной скорости, Pyrocat-HD действительно окисляется. По этой причине я рекомендую посредством очень медленной ротации минимизировать окисление, проявляя плёнку в процессорах Jobo.
Мои рекомендации для процедуры ротационной обработки не являются экстраординарными:

  1.   Загрузить фотоматериал в цилиндр или барабан. С некоторыми барабанами и цилиндрами может быть необходимо загрузить влажный фотоматериал, чтобы быть уверенным в том, что обеспечена передача химикалий на эмульсию плёнки.
  2. Замочить фильм в течение пяти минут. Рекомендуется использовать дистиллированную воду.
  3.   Слить воду для замачивания, залить проявитель и начать проявление. Я рекомендую минимум 50 мл рабочего раствора с разведением 1:1:100 на один лист плёнки 4¤5″ (20 квадратных дюймов). Это составляет приблизительно 90 мл для 5¤7″, 200 мл для 8¤10″, 385 мл для 11¤14″, 300 мл для 7¤17″, 600 мл для 12¤20″, и 1200 мл для 20¤24″. Помните, это – минимальные количества. Для разведения 2:2:100 количества могут быть уменьшены примерно на 20 %.
  4. Адаптировать процедуру следующим образом в зависимости от того, используете ли Вы процессор Jobo, цилиндры BTZS, или барабанные процессоры для бумаги с моторным приводом:

Jobo – регулятор скорости вращения должен быть установлен на минимум. Это очень важно, потому что быстрое вращение приведёт к увеличению общей окраски. Если невозможно замедлить скорость вращения, есть другие варианты, которые также уменьшат количество общей окраски. Степенью окисляемости, которая может иметь место в щелочном рабочем растворе пиро-проявителя, управляет количество консерванта – сульфита натрия. Для большинства способов проявления Pyrocat-HD нуждается в очень небольшом количестве сульфита, чтобы предотвратить дополнительную общую окраску, что обеспечивается малым количеством бисульфита натрия в запасном растворе. Бисульфит натрия выполняет здесь двоякую функцию: 1) действует как консервант для запасного раствора, и 2) при смешении со щёлочью (карбонатом калия) образует в результате реакции сульфит натрия. Однако, когда мы проявляем плёнку ротационным способом при высокой скорости вращения, количества сульфита недостаточно, и общая окраска может оказаться весьма значительной. Чтобы противостоять этому, я рекомендую одно из следующих решений: добавьте на 30% больше запасного раствора А при составлении рабочего раствора, или (но не в то же время) добавьте приблизительно 0.3 г/л сульфита натрия к каждому литру рабочего раствора. Оба решения призваны повысить количество консерванта (сульфита натрия) в рабочем растворе, что замедлит скорость окисления пирокатехина (см. также п. 4 в главе «Возможные варианты рецептуры» – прим. переводчика).Цилиндры BTZS – проявление проходит с неупорядоченным мягким покачиванием труб в водной ванне во время вращения каждые несколько секунд. Не допускайте слишком энергичного перемешивания.

Барабанные процессоры для бумаги с моторным приводом – снимают барабан каждую минуту для того чтобы дать ему энергичное поперечное перемешивание. Это разобьёт любые ламинарные потоки, созданные вращением в одном направлении и предотвратит недопроявление.

Проявление плёнки в бачке

Pyrocat-HD можно использовать для проявления 35мм, катушечной и форматной фотоплёнки в резервуарах после обычных процедур, без специальных мер предосторожности. Энергичное перемешивание не является необходимостью с Pyrocat-HD, в отличие от проявителей на базе пирогаллола, и с большинством плёнок можно успешно использовать минимальное перемешивание. Проявление вообще без перемешивания также может использоваться с некоторыми видами фотоплёнок. Однако, небольшие модификации процесса необходимы в зависимости от используемого метода.

Нормальное перемешивание – Нормальным для проявления в бачке является непрерывное перемешивание в течение первых 60 секунд, после – в течение 5-10 секунд каждые 30-60 секунд. Таким образом Pyrocat-HD может использоваться без модификации процедуры проявления, так же, как и для обычных проявителей.

Минимальное перемешивание – Суть процесса состоит в непрерывном перемешивании в течение первых 60 секунд, а в дальнейшем – 10 секундное перемешивание каждую третью минуту. С этим методом настоятельно рекомендуют предварительно замачивать фотоматериал в воде в течение пяти минут, чтобы избежать возможного формирования воздушных пузырей на эмульсии. Минимальным перемешиванием достигаются три положительных эффекта: 1) большая визуальная резкость посредством формирования максимальных краевых эффектов, 2) повышение компенсационного эффекта, и 3) увеличенная светочувствительность эмульсии.
С минимальным перемешиванием Вы должны увеличить время проявления приблизительно на 50% от времени, требуемого для проявления с нормальным перемешиванием, но чтобы не рисковать ценными негативами, необходимы предварительные пробы.

«Standbay» проявление – проявление без перемешивания (голодное проявление) – высоко специализированный тип проявления, в котором используются чрезвычайно разбавленные проявители в сочетании с очень большим временем проявления. Имеет целью создание чрезвычайно сильных краевых эффектов и максимальной визуальной резкости. Позволяет добиться также максимальной светочувствительность эмульсии и обеспечивает большой компенсационный эффект. Результаты могут выглядеть весьма экстраординарно, даже шокирующе. К сожалению, этот метод проявления чреват опасностями, и из практики ясно, что некоторые плёнки, особенно высокочувствительные, являются плохими кандидатами на этот тип проявления. И даже когда процедура работает хорошо для определённого рулона плёнки, часто бывает, что одни или несколько кадров испорчены из-за воздушного пузыря, недопроявления, или одного из множества других артефактов, которые могут свести на нет все положительные эффекты этого метода. По этой причине необходимы предварительные пробы с вашим фотоматериалом, и всегда делать два или больше резервных кадра важных сцен, если предполагается голодное проявление.
С проявлением без перемешивания необходимо всегда предварительно замачивать плёнку в воде в течение приблизительно пяти минут, чтобы устранить формирование воздушных пузырей. Если произойдёт формирование воздушного пузыря на поверхности эмульсии в течение проявления, негатив будет испорчен, потому что пузырь остановит любой обмен проявителя с эмульсией внутри себя, и, к тому же, распространит вокруг себя нерегулярные концентрические полосы от 1/4″ до 3/8″ в диаметре, разрушая структуру изображения.
Рабочий раствор Pyrocat-HD для стационарного проявления должен быть смешан приблизительно как 2:2:400-500, то есть две части А + две части B + 400-500 частей воды. Начинают проявление со слива замачивающейся воды, далее вливают проявитель и непрерывно энергично перемешивают в течение 60 секунд. После оставляют бачок без дальнейшего перемешивания до окончания проявления. Время проявления для большинства эмульсий будет в диапазоне 45-60 минут.

Дополнительная информация об окрашивающем проявлении

Следует рассмотреть ещё несколько аспектов пигментации: 1) интенсивность и цвет окраски, 2) пропорциональна ли окраска плотности серебряного изображения, или это общая b+f (основа плюс вуаль) окраска, и как ей можно управлять, и 3) каковы различия, если таковые вообще имеются, между окраской, получаемой проявлением в Pyrocat-HD и окраской, произведённой другими пиро-проявителями.

Интенсивность и цвет окраски Pyrocat-HD

Окраска, произведённая Pyrocat-HD – коричневая, или даже коричневато-чёрная. Фотографы, которые ранее использовали проявители типа PMK или Rollo, почти всегда недооценивают интенсивность окраски Pyrocat-HD, потому что в сравнении с зелёной или зеленовато-жёлтой окраской, получаемой в этих проявителях, коричневая окраска Pyrocat-HD выглядит почти нейтральной. Дело обстоит, однако, не так, и на практике выясняется, что коричневый пигмент, получаемый в Pyrocat-HD будет иметь даже большее воздействие на эффективную копировальную плотность негатива, чем зелёная и зеленовато-жёлтая окраска, получаемая обработкой в других пиро-проявителях.
Печать на обычной бромосеребряной фотобумаге показывает, что коричневая окраска Pyrocat-HD отфильтровывает больше синего и сине-зелёного света, к которому бумага является чувствительной, чем зелёная окраска, получаемая с помощью PMK и Rollo. Практически это ведёт к повышению контраста. И это ещё более верно при печати посредством альтернативных процессов, основанных на экспозиции ультрафиолетовым светом, потому что коричневый цвет – намного более активный фильтр для ультрафиолетового света, чем зелёный.
Существует, кажется, общепринятое в некоторых кругах фотографов, мнение, что определённые плёнки работают лучше с пиро-проявителями, чем другие, потому что они, якобы, лучше окрашиваются. Гордон Хатчингс, который разрабатывал формулу PMK, поддерживает эту точку зрения, также как и многие другие пользователи PMK. Мои собственные испытания, однако, не подтверждают это заключение. Мой вывод заключается в том, что при пропорциональной окраске изображения, количество пигмента намного больше зависит от полной плотности негатива, чем от типа фотоматериала. Это следует из того, что пропорциональная окраска концентрируется прежде всего вокруг серебряного зерна, а так как все эмульсии содержат серебро в достаточном количестве, чтобы достичь высоких уровней плотности даже без пигментации, то красящий эффект проявителей одинаково хорош со всеми плёнками. То, что некоторые материалы, кажется, работают лучше, чем другие, происходят из-за факта, что желатиновая основа некоторых плёнок более толста, и эти плёнки дают большую общую окраску по той простой причине, что имеется больше желатины, воспринимающей эту окраску. И это совсем нежелательное явление, что мы и обсудим в следующей главе.

Различие между пропорциональной и общей окраской

Вначале важно понять, что действительно существуют два вида окраски: окраска изображения, и общая или b+f (основа плюс вуаль) окраска. Окраска изображения – это пропорциональная окраска, которая сформирована непосредственно вокруг серебряного зерна. Она является желательной, так как сильно повышает микроконтраст негатива и копировальный контраст при печати, который особенно полезен для альтернативных процессов печати, которым требуются негативы с высоким диапазоном плотностей. Общая окраска, с другой стороны, затрагивает полный слой желатины, независимо от того, есть ли в ней серебро, формирующее изображение, или нет. Она присутствует всюду на плёнке в равных количествах, и по этой причине представляет из себя только лишь ненужную вуаль. Вы можете легко увидеть её, глядя на прозрачную область негатива. Когда плёнка проявлена в пиро-проявителе, общая окраска должна быть только немногим больше чем тогда, когда проявление велось в традиционном некрасящем проявителе. Если окраска сильна в прозрачных областях негатива – это, почти наверняка, общая окраска. Общая окраска не несёт никакой полезной функции: она лишь увеличивает время экспозиции при печати, и при определённых условиях вредно влияет на качество, потому что может ограничить полезный интервал плотностей негатива.
Общая окраска является гораздо меньшей проблемой для Pyrocat-HD, чем для проявителей на базе пирогаллола, типа PMK, ABC и Rollo. Это является следствием того, что пирокатехин – основное проявляющее вещество в Pyrocat-HD – не окисляется так быстро в щелочных растворах, как пирогаллол. А главная причина чрезмерной общей окраски – как раз окисление кислородом воздуха.
Нет никакой надобности в специальных мерах предосторожности для предотвращения общей окраски от воздушного окисления при проявлении в Pyrocat-HD в кюветах или в резервуарах даже при длительном времени проявления, которое может понадобиться для достижения высокого диапазона плотностей (DR), необходимого для печати посредством некоторых альтернативных процессов. Однако, как упомянуто ранее, нужно избегать использования очень быстрого вращения при ротационной обработке, особенно с толстыми эмульсиями типа Bergger BPF, Kodak TRI-X, и Ilford HP5+.

Окраска, получаемая с Pyrocat-HD и с другими пиро-проявителями

При сравнении эффекта окраски Pyrocat-HD и эффекта окраски, получаемого с другими пиро-проявителями важно иметь в виду и различия в используемых процессах печати. Как мы уже наблюдали, цвет окраски с Pyrocat-HD отличается от цвета, получаемого с другими пиро-проявителями, откуда вытекают некоторые различия в печати, так как различные виды бумаг и процессов имеют разную спектральную чувствительность.
Большинство людей, работающих с пиро-проявителями, печатает одним из следующих процессов:

  1. Обычные серебряно-желатинные бумаги.
  2. Фотобумаги с переменным контрастом.
  3. AZO.
  4. Альтернативные процессы, требующие экспонирования сильным  UV-излучением.

Рассмотрим воздействие различной окраски на каждый из этих процессов.

 

Обычные серебряно-желатинные бумаги

Обычная фотобумага состоит из одного слоя эмульсии на бумажной или пластиковой (RC) основе. Диапазон чувствительности для градуированных бумаг начинается с ультрафиолета и простирается через видимый диапазон фиолетовых, синих, и немного зелёных лучей. Вообще, мы используем ультрафиолетовый фильтр при печати, чтобы устранить влияние ультрафиолетового света на резкость. Градуированные бумаги являются самыми чуавствительными к синему свету, и как правило, синий канал цветного денситометра обеспечивает довольно точные показания фактического контраста печати или экспозиционной шкалы бумаги. В теории это означает, что окраска с градуированной бумагой должна повысить контраст, что является некоторым преимуществом использования эффекта компенсации.
На практике, коричневый пигмент Pyrocat-HD даст при печати некоторый выигрыш в контрасте по сравнению с зелёным пигментом другого пиро-проявителя вследствие того, что градуированные бумаги имеют малую чувствительность к зелёному свету, а коричневая окраска блокирует зелёный свет более эффективно чем зелёная окраска.

Фотобумаги с переменным контрастом

Фотобумаги с переменным контрастом имеют два слоя эмульсии: синечувствительный высококонтрастный слой, и зелёночувствительный низкоконтрастный. С этими бумагами цвет окраски негатива очень важен, и на практике каждый получит весьма различные результаты в зависимости от того, с какого негатива велась печать: с коричневого или зелёного.
При печати на бумагах переменного контраста с негативов, окрашенных в зелёный цвет в пиро-проявителе, выясняется, что зелёная окраска действует как сплошной переменный контрастный фильтр, который позволяет чрезвычайно хорошо воспроизводить высокие плотности негатива. Фильтр является переменным из-за пропорциональной природы окраски, действие которой будет наиболее заметно в светах, где серебряная плотность негатива будет наибольшей. Обратная сторона медали – то, что расширение тонального диапазона происходит за счет потери контраста в этих областях. Другими словами, Вы будете видеть на отпечатке, сделанном с такого негатива, потерю контраста (выравнивание) в верхней части характеристической кривой, то есть в светах, где компенсационный эффект наибольший. Тенденция потери контраста при печати с «зелёных» негативов фактически начинается с верхней середины тональной шкалы, что проявляется в некотором сглаживании тонов в этих областях так же, как и в светах. В литературе можно обнаружить, что одним из главных возражений против PMK была именно нехватка разделения, или контраста, от верхней середины и до верха тональной шкалы.
Коричневая окраска блокирует зелёный свет более эффективно чем зелёная, и по этой причине имеет место намного меньшая потеря контраста в светах с Pyrocat-HD, чем с PMK. В результате отпечатки, сделанные с негативов Pyrocat-HD на бумагах VC (vario-contrast) будут иметь больше контраста в светах, чем отпечатки, сделанные с PMK-негативов, но за счёт меньшего компенсационного эффекта.

AZO

Бумага AZO подобна градуированным бумагам с фиксированным значением контрастности, наиболее чувствительным к синему свету, но отличается намного меньшей чувствительностью к зелёному свету. AZO намного менее светочувствительна, чем другие серебряно-желатинные бумаги, и пригодна только для контактной печати. И, несмотря на то, что AZO доступна в виде двух сортов, даже самый мягкий из них имеет намного более длинную ES (экспозиционную шкалу) чем обычная фотобумага. Это означает, что Вы нуждаетесь в негативе с большим контрастом, чтобы напечатать на бумаге AZO №2. Окрашенные негативы, предназначенные для печати на AZO №2 должны иметь плотность, читаемую в визуальном канале, приблизительно log1.2, которая соответствует приблизительно log1.5 при замере в синем канале.
Так как окраска Pyrocat-HD блокирует намного больше синего и ультрафиолетового света, чем зеленоватая окраска других пиро-проявителей, это означает, что при одинаковой плотности в визуальном канале, негатив Pyrocat-HD напечатается на AZO с большим контрастом чем негатив PMK или Rollo.
Для нас весьма удачным является тот факт, что для печати на AZO Pyrocat-HD часто сравнивают с ABC. Из переписки на форуме AZO Michael Smith and Paula Chamlee’s website (http://www.michaelandpaula.com/mp/index_skip.html) ясно, что множество пользователей ABC переходят на Pyrocat-HD. Я недавно сделал некоторые сравнения этих двух проявителей на форуме AZO, воспроизведённые здесь в немного отредактированной форме:

Сравнение проявителей ABC и PYROCAT-HD

  1. Для негативов, предназначенных для печати на AZO или альтернативными процессами типа карботипии, каллитипии, платинотипии и т.д. нужно использовать разведение Pyrocat-HD 2:2:100.
  2. Проявитель ABC, используемый в разведении 1:1:1:7 немного более энергичен, чем Pyrocat-HD в варианте разведения 2:2:100. Это означает, что время проявления в Pyrocat-HD должно быть немного (на 20-25%) больше, чем для ABC, для достижения того же самого CI (среднего градиента).
  3. Визуальное сравнение негативов, проявленных в ABC и в Pyrocat-HD, может ввести в заблуждение, потому что намного более высокий процент от эффективной плотности печати негатива Pyrocat-HD состоит из плотности окраски (компенсационный эффект).
  4. Негативы Pyrocat-HD имеют намного более низкую зернистость, чем проявленные в ABC, в результате чего Pyrocat-HD можно рассматривать как более универсальный проявитель, так как он может быть использован для проявления не только форматной фотоплёнки, но и катушечной, предназначенной для проекционной печати, и не даёт большого зерна, которое является характерным для проявителя ABC.
  5. Неравномерное проявление и образование штрихов, которые были присущи проявителям на базе пирогаллола (PMK и ABC), полностью устранены у Pyrocat-HD.
  6. Pyrocat-HD – лучший проявитель для двухцелевых негативов, то есть для таких, которые предполагается печатать и на обычной фотобумаге, и на AZO (или с помощью альтернативных процессов типа карботипии, платинотипии и каллитипии). Это объясняется тем, что негативы Pyrocat-HD имеют намного большее различие между эффективной плотностью печати для фотоматериалов, чувствительных только к ультрафиолетовой части спектра и фотоматериалов, чувствительных к синей части спектра, чем негативы, проявленные в ABC. Это следует из того факта, что намного более высокий процент от эффективной плотности печати негатива Pyrocat-HD состоит из коричневой окраски, которая функционирует как очень эффективный фильтр для ультрафиолетового света.

Иллюстрация 2
Иллюстрация 2. Диаграмма спектральной чувствительности бумаги AZO с поверхностью типа F.

Альтернативные процессы

Для печати с альтернативными процессами типа альбуминной печати, карботипии, платинотипии, каллитипии, солёной бумаги, и процесса «Ван Дейк», подобно печати на AZO, требуются негативы с высоким DR (диапазоном плотностей), в пределах от низкой максимальной плотности, с приблизительно log1.4 для платинотипии, до высокой, с log2.25 для альбуминной печати и солёной бумаги. Альтернативные процессы являются самыми чувствительными к ультрафиолетовому свету, а так как окраска, произведённая пиро-проявителями, действует как очень активный фильтр для ультрафиолетового света, то она может повысить эффективный контраст негатива при печати. Как фильтр, задерживающий ультрафиолетовый свет, коричневая окраска Pyrocat-HD намного более эффективна чем зеленоватая окраска некоторых других красящих проявителей.
Я сравнил кривые в визуальном, синем и ультрафиолетовом канале для плёнки Ilford FP4+ с несколькими пиро-проявителями и воспроизвёл кривые ниже. Для сравнения брались следующие проявители: 1) Pyrocat-HD, 2:2:100, 2) PMK, 1:2:100, 3) Rollo, 2:4:100, 4) WD2D, 20:20:400, и 5) Pyrocat-HD, 1:1:100.

Иллюстрация 3
Иллюстрация 3. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. Фотоматериал проявлялся в течение шести минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 4
Иллюстрация 4. Ilford FP4+ в PMK, 1:2:100. Фотоматериал проявлялся в течение двадцати минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 5
Иллюстрация 5. Ilford FP4+ в Wimberley WD2D+, 20:20:400. Фотоматериал проявлялся в течение 15 минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 6
Иллюстрация 6. Ilford FP4+ в Rollo, 2:4:100. Фотоматериал проявлялся в течение шести минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 7
Иллюстрация 7. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 1:1:100. Фотоматериал проявлялся в течение 10 минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Проявление всех вышеупомянутых негативов велось в цилиндрах BTZS в водяной бане. CI всех кривых был нормализован для воспроизведения 7 ступеней яркости объекта (SBR=7) в ультрафиолетовом канале, что эквивалентно нормальному (N) проявлению в терминологии Зонной системы.

Анализ кривых выявляет много интересной информации.

  1. Диапазон плотностей, достигаемый при проявлении негатива, запечатлевшего объект с диапазоном яркостей (Subject Brightness Range) в 7.0 ступеней (SBR=7) колеблется от приблизительно log1.2 до log1.3.
  2. Даже для относительно низкого DR, от 1.2 до 1.3, для PMK и WD2D требуется довольно длительное проявление – 20 и 15 минут соответственно. Этот факт делает эти проявители лишь ограниченно полезными для альтернативных процессов при нормальном SBR, и весьма непрактичными для использования с негативами сюжетов требующих форсированного (push, N+) проявления.
  3. Pyrocat-HD в варианте 1:1:100 позволяет получить самую высокую эффективную светочувствительность эмульсии FP4+. При десятиминутном проявлении для SBR=7, эффективная светочувствительность эмульсии FP4+ была EI=200. Все другие комбинации позволяют получить только EI=160 с теми же самыми параметрами.
  4. Pyrocat-HD в варианте 2:2:100 и Rollo в варианте 2:4:100 позволяют получить почти идентичные кривые для ультрафиолетового канала при шестиминутном проявлении.
  5. Негативы Pyrocat-HD имеют больше различий между плотностями, регистрируемыми в ультрафиолетовом и синем канале, чем негативы, проявленные в других пиро-проявителях. Этот факт ясно подтверждает, что Pyrocat-HD является намного более удачным проявителем для двухцелевых негативов, чем любой другой проявитель. Таким образом, негатив Pyrocat-HD, который можно хорошо напечатать на обычной фотобумаге (наиболее чувствительной к синему свету), также можно хорошо напечатать с альтернативным процессом, чувствительным к ультрафиолетовому свету. В отличие от этого зеленоватая окраска, получаемая в проявителях на базе пирогаллола, намного менее эффективна как актиничный фильтр для ультрафиолетового света. В результате окраска добавляет только очень небольшую дополнительную эффективную плотность при печати с такого негатива посредством процессов, чувствительных к ультрафиолетовому свету.

 

Рекомендованное время проявления
Ниже приведены диаграммы зависимости CI (среднего градиента) от времени проявления для многих типов фотоплёнок, которые я лично проверил. Диаграммы очень просты в использовании. По оси X отложено время проявления, по оси Y – значение получаемого на данном типе плёнок градиента. Обозначенные времена проявления должны дать хорошо печатаемые негативы при условии нормального (N в терминологии Зонной системы) освещения объекта, то есть с SBR=7 при замере яркостей спотметром. Однако, перед обработкой важных негативов, необходимо сделать ваши собственные испытания для новых вариантов сочетаний плёнки и разведения, или нестандартных условий освещения.
Ниже даны приблизительные значения CI, необходимые для печати с некоторыми из альтернативных процессов. Большинство этих процессов имеют свои средства управления контрастом, но хорошая практика заключается в том, чтобы всегда стараться получать негативы, наиболее подходящие под выбранный процесс.

Процесс

Оптимальный CI

Обычная фотобумага

от 0.47 до 0.52

Карботипия

от 0.65 до 0.75

Платина

от 0.68 до 0.72

Azo

от 0.70 до 0.75

Каллитипия и палладий

от 0.80 до 0.85

«Ван Дейк»

от 0.85 до 0.95

Альбуминная и Солёная бумага

от 0.90 до 1.00

 

Диаграммы приведены для ротационной обработки в цилиндрах BTZS, с пятиминутным предварительным замачиванием. Температура и время проявления отмечены на каждой диаграмме. Диаграммы, помеченные как «UV», предназначены для печати альтернативными процессами, использующими для экспозиции ультрафиолетовый свет. Эти диаграммы базируются на показаниях денситометра при замерах плотностей негативов в ультрафиолетовом канале. Диаграммы, помеченные словом «синий», предназначены для печати на желатинно-серебряной фотобумаге, включая AZO. Эти диаграммы базируются на показаниях денситометра при замерах плотностей негатива в синем канале.
Фотографы, которые установили для себя надежные значения времени проявления для определенных плёнок с PMK или Rollo, могут взять их за основу для начального испытания с Pyrocat-HD. Для печати на обычной фотобумаге или на бумаге с переменным контрастом, время проявления в Pyrocat-HD с разведением 1:1:100 будет приблизительно 70% от времени для PMK, и только 50% для UV-чувствительных альтернативных процессов. Используя разведение Pyrocat-HD 2:2:100, время проявления будет фактически идентичным для Rollo в разведении 2:4:100.

Иллюстрация 8

Иллюстрация 8. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

 

Иллюстрация 9

Иллюстрация 9. Acros в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

Иллюстрация 10

Иллюстрация 10. Bergger BPF 200 в Pyrocat-HD, 2:2:10. UV

 

Иллюстрация 11

Иллюстрация 11. FortePan 400 в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

Иллюстрация 12

Иллюстрация 12. HP5+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

 

Иллюстрация 13

Иллюстрация 13. TMAX-400 в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

Иллюстрация 14

Иллюстрация 14. JandC Classic 400 в Pyrocat-HD, 2:2:100. UV

 

Иллюстрация 15

Иллюстрация 15. Ilford FP4 в Pyrocat-HD, 1:1:100. UV

Иллюстрация 16

Иллюстрация 16. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 1:1:100. СИНИЙ

 

Иллюстрация 17

Иллюстрация 17. Bergger BPF 200 в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

Иллюстрация 18

Иллюстрация 18. Kodak TRI-X в Pyrocat-HD, 1:1:100. СИНИЙ

 

Иллюстрация 19

Иллюстрация 19. TMAX 400 в Pyrocat-HD, 1:1:100. СИНИЙ

Иллюстрация 20

Иллюстрация 20. HP5+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

 

Иллюстрация 21

Иллюстрация 21. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

Иллюстрация 22

Иллюстрация 22. Acros в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

 

Иллюстрация 23

Иллюстрация 23. TMAX 100 в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

Иллюстрация 24

Иллюстрация 24. TMAX 400 в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

 

Иллюстрация 25

Иллюстрация 25. PhotoWarehouse ASA 125 в Pyrocat-HD, 2:2:100. СИНИЙ

 

Библиография:
1. E. J. Wall and Franklin I. Jordan, Photographic Facts and Formulas, Revised and extensively rewritten by John S. Carroll (1924; Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Inc., 1976): p. 112.
2. Stephen G. Anchell, The Darkroom Cookbook (Boston: Focal Press, 1994): p. 175.
3. Steve Simmons, “Review of the Book of Pyro”, View Camera (September/October 1991): p. 23.
4. Information based on personal correspondence with Carl Weese.
5. Bob Herbst, “The Effects of Pyro Stain in Platinum Printing”, View Camera (July/August 1999): pp. 16-24. Republished online at http://unblinkingeye.com/Articles/Pyro/pyro.html.
6. Phil Davis, quoted in “The Black and White Corner”, View Camera (January/February 1998): p. 55.
7. Gordon Hutchings, quoted in “The Black and White Corner”, View Camera (January/February 1998): p 55.
8. Stephen G. Anchell and Bill Troop, The Film Developing Cookbook, pp. 79-80.
9. Ibid., p. 80.

 

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.