Обращение фотоматериалов. Общие принципы

Получение позитивного (прямого, повторяющего распределение яркостей объекта, а не негативного – инвертирующего его) изображения на том же материале, на котором и проводилась съёмка (экспонирование) известно давно. При этом, как правило, удаётся получать изображения такого технического качества, которое недостижимо другими методами. Это и значительно большая общая резкость (принципиально отсутствует операция промежуточного копирования, существенно «съедающая» резкость). И, главное, несравнимо большее богатство полутонов и точность их взаимной передачи (куда меньше нелинейность передаточной характеристики, отсутствие её «излома», часто возникающего при перепечатывании) и больший диапазон тонального охвата (легко достигается динамический диапазон 3D и более, а не 2D, как у фотобумаги; впрочем, такой же диапазон принципиально возможно получить и при копировании на позитивной плёнке).

съёмка на бумагу с обращением

съёмка на бумагу с обращением

Принципиально другой характер при обращении имеет и зернистость изображения -наиболее крупные зёрна (самые светочувствительные) в первую очередь «вычитаются» из окончательного изображения; вообще изображение визуально воспринимается по-другому – зернистость «вычитается» из МАКСИМАЛЬНОЙ плотности (а не из светового потока); а в самых светах изображение строится самой мелкозернистой частью эмульсии. В результате даже при одинаковых (с каким-либо негативным материалом) инструментально измеренных значениях RMS у обращаемых материалов визуальная зернистость значительно меньше. У цветных же изображений, полученных по методу обращения, чрезвычайно велика точность цветовоспроизведения, проработка цветов и цветовой охват. В общем, полученные методом обращения изображения нередко выглядят потрясающе «живыми»; при просмотре на проекторе нередко кажется, что они могут вот-вот «сойти» с экрана!

В качестве же недостатков можно отметить: трудность копирования позитивных изображений, бОльшую сложность и «капризность» процесса обработки с обращением, несколько меньшую получаемую фотошироту материалов, обрабатываемых по методу обращения.

Разберёмся теперь, как же практически получают обращённые изображения.

Предназначенные для обращения фотоматериалы мало отличаются по строению от обычных негативных фотоматериалов общего назначения. Лишь их основу стараются сделать максимально прозрачной (иначе при использовании полученных на них изображений в качестве проекционных диапозитивов будут неоправданные потери света), и нередко применяется очень качественный по характеристикам противоореольный слой на основе мелкодисперсного коллоидного серебра (при обработке с обращением он легко может быть удалён (в отличие от негативных материалов)). Светочувствительный же слой эмульсии достаточно обычный, он, как и у большинства современных негативных фотоматериалов, как правило, состоит из нескольких подслоев различной чувствительности, что позволяет улучшать общую фотошироту и тональную проработку. Цветные фотоматериалы для обращения имеют строение, близкое к традиционным современным негативным цветным фотоматериалам; по сравнению с обычной цветной негативной плёнкой отсутствует только маскирующий слой (старые немаскированные негативные цветные плёнки, например, ДС-4 удавалось с успехом обрабатывать по методу обращения). Иногда ещё может различаться порядок следования эмульсионных и вспомогательных слоев.

Суть процесса обращения состоит именно в обработке. Нам необходимо получить пропорционально количеству поглощённого света «вычитание» плотностей изображения из той максимальной плотности почернения, на которую только способен фотоматериал. Для этого поступают следующим образом. Экспонированный фотоматериал проявляют в ЧБ проявителе (первое проявление, эта стадия обязательна и для цветных фотоматериалов! ;) ), проявитель похож на обычные рецепты, но имеет и некоторые существенные особенности. Он должен обеспечивать на максимально экспонированных участках изображения восстановление практически всего серебра эмульсии, то есть иметь высокую кроющую способность; должен хорошо выявлять светочувствительность, давать линейную характеристическую кривую при обработке многослойных фотоматериалов (а, как уже говорилось, практически все современные фотоматериалы, включая ЧБ общего назначения, многослойные), обеспечивать равномерность кинетики проявления разных подслоев. Этот проявитель должен также давать довольно высокий (по сравнению с обычными негативными проявителями) контраст, оптимальный для последующего прямого рассмотрения изображения; а в случае обработки цветных фотоматериалов должно полностью отсутствовать образование красителей (для чего приходится подбирать соответствующие проявляющие вещества). В наибольшей степени всем этим требованиям (особенно для ЦВ материалов, при условии довольно высокого содержания сульфита) соответствовали амидоловые проявители. Однако срок их службы и хранения невысок, как и ресурс работы. Они несколько «капризны», результаты обработки не отличаются стабильностью. И сейчас для первого проявления применяют фенидон-гидрохиноновые (или реже метол-гидрохиноновые) композиции.

После первого проявления полученное негативное изображение является «лишним» для окончательного позитивного изображения, и его необходимо удалить – в этом суть. При обработке цветных фотоматериалов всё серебро и его соединения удаляются общей отбелкой и фиксированием (остаётся только изображение, состоящие из красителей, а их пока нет ;)), а вот при обращении ЧБ материалов необходимо удалить только восстановленное металлическое серебро, а оставшийся галогенид серебра и будет потом строить окончательное позитивное изображение: из общей максимальной плотности первым проявлением «вычли» негатив, и остался позитив. Для этого применяется (после следующих за первым проявлением вспомогательных операций: стоп-ванны и промежуточной промывки) специальное отбеливание. В процессе этой отбелки металлическое серебро надо не просто окислить, а сразу перевести в растворимую соль и удалить из эмульсии (без применения фиксирования!), совершенно не затронув оставшийся галогенид серебра. На практике для этого применяют раствор, содержащий значительные количества серной кислоты и бихромат калия (иногда, что менее качественно, марганцевокислый калий). Сильный окислитель окисляет серебро полученного при первом проявлении изображения (а также и мелкодисперсное серебро специального противоореольного слоя, если он есть!), потом оно переводится в сульфат, который ограниченно растворим, и вымывается. Таким образом, серебро удаляется, а в эмульсии остаётся только незатронутый первым проявлением галогенид серебра. И количество этого галогенида обратно пропорционально количеству света, попавшего на участок фотоматериала при экспонировании — получается «заготовка» позитива (уже после отбелки на плёнке бывает видно бледное позитивное изображение ;)). Чтобы получить окончательное позитивное изображение, этот галогенид теперь нужно превратить в металлическое серебро. Для этого сначала фотоматериал промывают от отбеливающей ванны (желатина эмульсии сильно удерживает бихромат или марганцовку, связывая их и частично реагируя с ними). Но даже длительная промывка не позволяет полностью избавиться от остатков веществ отбеливающей ванны, удерживаемых эмульсией, эмульсия бывает сильно окрашенной. А, попав во второй проявитель, они могут вызвать сильное окисление его проявляющих веществ (несмотря на защитное действие сульфита) и недопустимую подкраску эмульсии продуктами этого окисления. И приходится применять специальную осветляющую ванну, содержащую просто большое количество сульфита, который восстанавливает и нейтрализует оставшиеся после отбелки окислители, уничтожает окраску эмульсии. После этого уже можно восстанавливать галогенид. Традиционно оставшийся галогенид подвергают сильной засветке и проявляют энергичным быстроработающим проявителем (второе проявление), обеспечивающим достижение высоких максимальных плотностей изображения (похожим на проявители для фотобумаг; в стандартном процессе использовался рецепт, практически повторяющий УП-2). После этого по традиционной методике фотоматериал фиксируют (не совсем понятно зачем, ведь в процессе обработки обычно ВСЕ соединения серебра переводятся в металлическое серебро, причём «лишнее» удаляется ;)), и далее следует окончательная промывка.

Существуют и различные вариации этой методики, позволяющие упростить процесс и сократить количество стадий обработки. Так, вместо засветки (при использовании второго проявления) может быть применена обращающая ванна -обработка сильным неизбирательным восстановителем, который восстанавливает небольшую часть галогенида серебра и создаёт этим на всех кристаллах активные центры будущего проявления. Обычно используются рецептуры на основе двухлористого олова. Применяя похожие рецептуры, можно и совсем отказаться не только от засветки, но и от второго проявления, заменив его общим восстановлением из соединений оставшегося серебра – ЧЕРНЕНИЕМ. А можно сразу даже не восстанавливать галогенид до металлического серебра, а переводить его в сульфид серебра, применяя рецептуры с тиомочевиной. Существуют такие рецептуры на основе тиомочевины, которые заменяют одной ванной всю обработку после отбелки: осветляюще-черняще-фиксирующие. При применении тиомочевины и переводе серебра в сульфид окончательное позитивное изображение может быть сразу тонировано в коричневый цвет, иметь большую максимальную плотность, чем после классического варианта с проявлением; такое изображение нередко даже более устойчиво при длительном хранении, чем традиционное серебряное. При различных вариациях обработки после отбеливания может несколько отличаться максимальная достижимая плотность изображения, а также передача полутонов в средней части (а вот светА изображения от этого обычно мало зависят); и это стоит помнить и при необходимости компенсировать, несколько изменяя обработку в первом проявителе.

съёмка на бумагу с обращением

При обработке же традиционных цветных фотоматериалов после первого проявления выделившееся серебро удалять не надо, далее производят стоп-ванну и промывку, а потом общую засветку фотоматериала (или химическое обращение с применением того же двухлористого олова). А вот затем следует обработка уже в ЦВЕТНОМ проявителе. При этом после первого проявления в светочувствительных слоях осталось такое количество галогенида серебра, которое обратно пропорционально количеству поглощённого при экспозиции света. И при втором цветном проявлении выделяется не только серебро из оставшегося галогенида, но и образуются красители, количество которых тоже обратно пропорционально количеству поглощённого при экспозиции света, и разделено по цветам. Таким образом, после цветного проявления в фотослоях образуется позитивное цветное изображение, состоящие из цветных красителей, а также имеется почти всё серебро, что содержалось в эмульсии, в восстановленном металлическом виде. От этого серебра теперь необходимо избавиться. Его можно отбелить опять в галогениды (или цианиды) отбеливающим раствором на основе красной кровяной соли (и галогенидов щелочных металлов) и отфиксировать. Может применяться и совмещённая отбеливающе-фиксирующая ванна (на основе железной соли трилона Б или других окислителей и тиосульфата). Существуют и вариации этого процесса: непосредственно в цветной проявитель может быть добавлен сильный вуалент, что полностью исключает стадию засветки или отдельного химического обращения (в пределе, в таком случае всю обработку можно свести всего к трем рабочим растворам!), и т.п.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.