Обращение ЧБ плёнок. Рецептуры и режимы

Наиболее ответственной и важной для конечного результата является операция первого проявления – именно в этот момент потенциально закладываются все характеристики (светочувствительность, контрастность, тональное распределение и т.д.) окончательного изображения; а все остальные стадии только «выявляют» их. Рассмотрим подробнее нюансы рецептуры и работы первого проявителя для обращения.

Традиционный первый проявитель для обработки отечественных ЧБ обращаемых фотоматериалов типа ОЧ был на основе метол-гидрохиноновой композиции проявляющих веществ. Такая смесь обладает заметными супераддитивными свойствами (суммарная работа веществ намного сильнее, чем просто сумма работы веществ по отдельности), работает достаточно «мощно», неплохо выявляет светочувствительность. При использовании такой композиции нетрудно достигать высокой максимальной плотности изображения и немалого контраста, что и нужно от первого проявителя. Для улучшения сохранности раствора, мелкозернистости, а также гарантированного отсутствия подкраски сульфит натрия вводится в этот проявитель в значительном количестве. Чтобы обеспечить достаточную активность работы проявляющих веществ, используется значительное количество углекислой щёлочи (иногда вместе и с едкой щёлочью), это же даёт высокую буферность и способствует хорошей проработке сильно экспонированных участков и требуемому повышенному общему контрасту. Количество антивуалирующих веществ также весьма значительное, что снижает вуаль, тоже поднимает контраст, в некоторой степени «линеаризует» передаточную характеристику. Но всё вышесказанное — это отнюдь не все важные особенности рецептур первого проявителя для обращения! В этом проявителе практически всегда присутствуют ещё два очень важных для его работы вещества.

 Первое из них – роданид (обычно калия, реже натрия или аммония). Это вещество известно в фотографии и традиционно входит в состав особомелкозернистых проявителей. Роданид является активным растворителем галогенида серебра, и при проявлении он уменьшает размер зерен, не даёт им слипаться в агломераты и сильно снижает визуальную зернистость изображения. В данном случае он тоже частично выполняет эту функцию, но не её одну;) ! Как уже говорилось, большинство современных фотоматериалов многослойные. И различные подслои эмульсии могут проявляться с различной активностью и скоростью, могут отличаться светочувствительностью и содержать кристаллы разного размера. В частности, у крупных кристаллов галогенида серебра центры скрытого изображения могут лежать не на поверхности кристалла (как это обычно бывает при длительных выдержках и малых освещённостях, тогда этот кристалл может проявиться относительно быстро – это эффект Кабанна-Гофмана) а и в толще кристалла (что обычно бывает при коротких выдержках и больших освещённостях). И если центр скрытого изображения лежит в толще кристалла, то проявителю нужно существенное время, чтобы до него добраться, и чтобы этот кристалл был проявлен. И если мы будем задавать большое время проявления, то в одном подслое может быть уже перепроявление, а другой только-только начнёт проявляться. И как раз здесь роданид существенно помогает делу – он подрастворяет крупные кристаллы и «вскрывает» центры скрытого изображения, делая их доступными проявляющим веществам. Таким образом, в значительной мере уравнивается кинетика проявления различных подслоев эмульсии, а также уравнивается скорость проявления различных кадров на плёнке, которые получили одинаковую ЭКСПОЗИЦИЮ при существенно различных (экстремально коротких или длинных) ВЫДЕРЖКАХ (а на цветных обращаемых фотоматериалах увеличение концентрации роданида в первом проявителе приводит к сдвижке цветового баланса в синюю гамму, сторону «холодных» оттенков; а из-за эффекта К-Г первые цветные фотоматериалы сохраняли цветовую сбалансированность всего на нескольких значениях выдержек.) Характерные количества родинида калия в первом проявителе 1,5-2,5 г/л, вполне допустима его замена роданидом натрия по прямому пересчёту молярной массы; а вот замена роданидом аммония тоже допустима, но тут не всё так просто: ион аммония тоже растворяет галогенид серебра, и для адекватной замены роданида аммония надо брать ещё несколько меньше (по сравнению с роданидом калия), чем следовало бы по прямому молярному пересчёту. При применении роданида аммония чуть изменяется и характер работы проявителя – чуть лучше выявляется светочувствительность. Но растворы проявителей с роданидом аммония могут быть менее стабильны при хранении – аммиак будет постепенно улетучиваться из щелочного раствора, если тара негерметична. Наличие роданида также вызывает сильное физическое проявление и нередко осаждение тонких слоев мелкодисперсного металлического серебра на эмульсии (что нередко сдерживает применение особомелкозернистых проявителей с роданидом, это – их серьёзная «болезнь»), но при обращении вреда это не приносит, дальнейшая обработка легко удаляет это серебро.

Второе из этих веществ – йодистый калий. Это специфический по действию антивуалент, химически ближайший «родственник» бромистого калия. Но содержание бромистого калия в проявителе и так достаточно велико, и йодистый калий нужен не для уменьшения вуали. А нужен он опять же для уравнивания кинетики проявления подслоев эмульсии. В отличие от бромистого калия йодистый калий значительно сильнее тормозит проявление, сильнее и связывается с эмульсией. А как уже было сказано, в проявителе применяется энергичная композиция проявляющих веществ, высока щёлочность и буферность, используется сильная агитация (об этом ниже) – проявление в первом проявителе очень активное! И самые верхние подслои эмульсии могут существенно перепроявиться, зайти уже в «насыщение», когда нижние слои ещё недостаточно проявлены. И именно здесь хорошо помогает йодистый калий, который заметно тормозит проявление верхних подслоев, мало влияя на нижние (а на цветных обращаемых фотоматериалах йодистый калий в первом проявителе практически необходим для обеспечения правильного баланса светочувствительности слоев. Поскольку верхний светочувствительный слой цветных обращаемых плёнок синечувствительный, то увеличение концентрации йодистого калия в первом проявителе приводит к сдвижке цветового баланса в красную гамму, сторону «тёплых» оттенков. И при обработке цветных негативных фотоматериалов в состав цветного проявителя нередко тоже входит йодистый калий, присутствует он и в проявителе по процессу С-41). Применение йодистого калия позволяет сделать процесс обработки менее чувствительным к режимам агитации в первом проявителе; а агитация тут нужна достаточно сильная для обеспечения получения высокого контраста и хорошей проработки светОв (в идеале: в «белой ТОЧКЕ» изображения ВСЁ серебро эмульсии должно быть восстановлено первым проявителем; а до этой самой точки характеристика должна иметь одинаковый наклон). Количества вводимого в состав первого проявителя йодистого калия весьма невелики, но должны быть достаточно точно выдержаны (уже понятно, что это важный компонент и сильнодействующее средство), обычно порядка 0,01-0,03 г/л.

 Иногда в первый проявитель также вводят сильные органические антивуаленты – бензотриазол и т.п. Но их применение ограничено тем, что они излишне поднимают контраст (и второй градиент, ухудшая проработку полутонов; на цветных фотоматериалах существенно может упасть насыщенность цветов при общем повышенном контрасте), а также замедляют проявление, ухудшают светочувствительность (особенно для метол-гидрохиноновой композиции проявляющих веществ, для фенидон-гидрохиноновой несколько меньше). Вводимое количество бензотриазола обычно невелико, в пределах 0,01-0,05 г/л (другое дело, когда необходимо обработать устаревшую плёнку).

Исходя из всего сказанного, понятной становится рецептура первого проявителя, стандартно применявшегося для обработки отечественных любительских ЧБ обращаемых плёнок типа ОЧ:

Метол 2,0 г
Сульфит натрия безводный 25,0 г
Гидрохинон 14,0 г
Поташ (калий углекислый) 40,0 г
Едкий натр 2,0 г
Калий бромистый 2,0 г
Калий роданистый 2,5 г
Сульфат натрия 10,0 г
Вода до 1 л

Но этот состав нельзя принять оптимальным и соответствующим всем требованиям. Применяемая метол-гидрохиноновая композиция хоть и активна (особенно по проработке «белой точки»), но не обеспечивает максимального выявления светочувствительности фотоматериала. Работа сочетания фенидона с гидрохиноном в этом плане значительно лучше. Есть неудобства и с применением весьма большого количества углекислой щёлочи, необходимого для требуемого уровня активации метол-гидрохиноновой композиции. А совокупность едкой и углекислой щелочей хоть и очень сильно активизирует проявляющие вещества, но буферность может быть недостаточной. Сравним этот рецепт с рецептом первого (ЧБ) проявителя, который применялся для отечественных цветных обращаемых плёнок ЦО (ОРВО):

Трилон Б 2,0 г
Сульфит натрия безводный 40,0 г
Гидрохинон 4,5 г
Поташ 20,0 г (25 г)
Бура 15,0 г
Фенидон 0,25 г
Калий бромистый 2,5 г
Калий роданистый 2,0 г
Калий йодистый 0,01 г (0,007 г)
Вода до 1 л

В скобках приведены значения количеств реактивов для ОРВО; с отечественным проявителем рецептура ОРВО была полностью взаимозаменяема, только чуть отличались времена обработки. Эта рецептура представляется значительно более прогрессивной и качественной, чем стандартная рецептура для плёнок ОЧ. Во-первых, фенидон-гидрохиноновая композиция существенно повышает достижимую светочувствительность при заданном значении контрастности; введение йодистого калия значительно улучшает сбалансированность обработки многослойных (например, для «пользования» с обращением современных негативных ЧБ материалов общего назначения ;) ) материалов, что позволяет использовать такую рецептуру для обработки с обращением почти ЛЮБЫХ материалов. Отдельного внимания заслуживает применение двойной буферной смеси. «Энергичный» поташ обеспечивает общую высокую активность проявителя, и зачем же тогда добавляется ещё слабая бура? А вот зачем. На сильно экспонированных участках происходит местное закисление и поташ «продавливается» – буферность может оказаться недостаточной, и рН заметно снижается, активность проявителя может тут сильно падать, этот эффект хорошо известен из механизмов выравнивающего проявления. А вот куда более слабая по щелочным свойствам бура значительно более буферная, и она в меньшей степени «продавливается». В результате на сильно экспонированных участках проявление тормозится куда в меньшей степени, чем при наличии в рецептуре одного только поташа, характеристика в области больших экспозиций существенно линеаризуется, значительно улучшается точность взаимной проработки полутонов вблизи «белой точки» (например, облака на небе, блики на воде и т.п.); а «энергичный» поташ способствует хорошей проработке в области малых экспозиций – деталей в тенях.

И на основе этой рецептуры, с минимальными изменениями, мною был опробован проявитель для первого проявления ЧБ фотоматериалов по методу обращения. Опыты проводились в конце 80- начале 90-х годов на материалах «Фото», «ФН» и других типах. К сожалению, не все записи уцелели. Разработанные рецептуры сохранились, а вот режимы – нет. При этом удавалось в некоторых случаях добиться почти 10-кратного увеличения номинальной светочувствительности при нормальном для прямого рассмотрения контрасте изображения, достаточно высокой широте и малой зернистости. Плёнки «Фото-65» и «ФН-64» выходили как 400-800 единиц! Приблизительные времена обработки составляли около 10 минут при 25°С. Рецепт предлагаемого первого проявителя таков:

Трилон Б 2,0 г
Сульфит натрия безводный 40,0 г
Гидрохинон 6,0 г
Поташ 25,0 г
Бура 15,0 г
Фенидон 0,25 г
Калий бромистый 2,5 г
Аммоний роданистый 1,7 г
Калий йодистый 0,02 г
Вода до 1 л

Агитация всю первую минуту непрерывно, потом по 5-7 секунд каждую минуту. Потом применялась стоп-дубящая ванна следующего состава:

Квасцы алюмокалиевые 20,0 г
Борная кислота 8,0 г
Уксусная кислота 70% 10,0 мл
Вода до 1 л

Продолжительность обработки – 2 минуты при 23-26°С; далее была интенсивная промывка в проточной воде 3-6 минут при 23-26°С (меньшее время соответствует бОльшей температуре). После промывки плёнка обрабатывалась в отбеливающей ванне следующего состава:

Вода 0,7-0,8 л
Калий двухромовокислый 10,0 г
Кислота серная (1,8-1,9) 10 мл
Вода до 1 л

Обработка производилась при 23-26°С с визуальным контролем, после полной отбелки для гарантии плёнка выдерживалась в растворе ещё примерно треть времени отбелки; общее время операции для разных плёнок составляло 2-8 минут. Далее опять была интенсивная промывка в проточной воде 5-10 минут при 23-26°С, после чего -осветляющая ванна, её состав:

Сульфит натрия безводный 40,0 г
Вода до 1 л

Обработка ведётся при визуальном контроле до полного исчезновения оранжеватой окраски, её длительность – 2-6 минут.

После осветления плёнка подвергалась промывке-засветке: прозрачные спирали бачка «полимерфото» помещались на 5-7 минут в белый эмалированный тазик с проточной водой (с температурой 23-26°С). На расстоянии около 0,5 м над тазиком всё это время горела лампа 100-150 Вт с отражателем; плёнка на спиралях в течение промывки-засветки поворачивалась разными сторонами к источнику света.

После засветки плёнка проявлялась в каком-либо энергичном проявителе (например, для фотобумаги), хорошие результаты давал СТ-1 при обработке 5-8 минут и УП-2 при обработке 2-6 минут. Это второе проявление ведётся при визуальном контроле; после того как визуально плотности изображения перестают расти, плёнка ещё выдерживается в проявителе 1-2 минуты для гарантии.

Можно использовать для второго проявления и «штатный» рецепт, похожий на УП-2:

Метол 5,0 г
Сульфит Натрия безводный 40,0 г
Гидрохинон 6,0 г
Натрий Углекислый безводный 31,0 г
или
Поташ (Калий Углекислый) 40,0 г
Калий бромистый 2,0 г
Вода до 1 л

После второго проявления следует заключительная промывка длительностью не менее 10 минут (при 23-26°С), потом стабилизация (обработка ополаскивателем-смачивателем) и сушка.

Полностью режимы обработки приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

Режимы обработки

Стадия обработки Продолжительность обработки, мин. Температура стадии, С Примечание
I) Первое проявление 7-15 25+-0,5 Используется предложенный рецепт
2) Стоп-ДУБЯЩАЯ ванна 1-3 23-26 После неё можно работать на свету
3) Промывка 3-6 23-26 См. в тексте
4) Отбелка 2-8 23-26 Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом
5) Промывка 5-10 23-26 Аналогично пункту 3)
6) Осветление 2-6 23-26 См. в тексте
7) Промывка – засветка 5-7 23-26 См. в тексте
8) Второе проявление 2-6 23-26 Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом
9) Промывка окончательная “-“ 23-26
10) Стабилизация 1-2 23-26 Какой-либо обычно применяющийся смачиватель для плёнок

 

   Внимание!

Следует обратить отдельное внимание, что для ускорения обработки в предлагаемом процессе температура обработки существенно повышена по сравнению с традиционными 20°С!!! (удобно для ВСЕХ операций держать 25°С). Для предотвращения повреждения эмульсии плёнок после первого проявления используется стоп-ДУБЯЩАЯ ванна, что практически предотвращает возможные повреждения эмульсии большинства плёнок. Но всё равно, при обработке слабозадубленных эмульсий следует соблюдать осторожность, и в сомнительных случаях снижать температуру всех вспомогательных стадий (т.е. кроме первого проявления) до 20°С. В таком случае время операций желательно увеличивать примерно на 30%.

Обыкновенная ЧБ фотобумага также может быть с успехом обработана по методу обращения. Эмульсия фотобумаг по свойствам существенно отличается от эмульсий негативных материалов, она ЗНАЧИТЕЛЬНО более мелкозерниста, контрастна, и обрабатывается быстрее. Поэтому состав первого проявителя для обращения фотобумаг существенно проще, отсутствуют роданид и йодистый калий:

Метол 2,0 г
Сульфит Натрия безводный 50,0 г
Гидрохинон 5,0 г
Натрий Углекислый безводный 20,0 г
или
Поташ (Калий Углекислый) 26,0 г
Вода до 1 л

Обработку ведут при 20°С или 25°С (при наличии проявочной машины можно и при 30°С) в течение 2-5 минут. Время первого проявления для конкретной бумаги подбирается экспериментально. В результате первого проявления на бумаге должны получиться весьма плотные и достаточно контрастные негативы. Могут быть намёки на вуалирование, но это не слишком страшно.

Эмульсия фотобумаг достаточно сильно задублена, и применять стоп-ДУБЯЩУЮ ванну нет необходимости, можно обойтись стоп-ванной весьма простого состава (хотя и ранее приведённая вполне подойдёт ;) ):

Кислота уксусная 70% 30 мл
Вода до 1 л

Время обработки в стоп ванне 0,5-2 минуты, температура 18-30°С (желательно, чтобы температура стоп-ванны не сильно отличалась от температуры проявителя и промывной воды). После этого – промывка в сильно проточной воде при 18-30°С длительностью 3-8 минут (меньшее значение для пластиковой бумаги и бОльшей температуры, бОльшее значение для баритовой бумаги и меньшей температуры; так же и для других операций).

После промывки дальнейшая обработка как и для обращаемых плёночных материалов; можно использовать отбелку, осветляющую ванну, второй проявитель того же состава, как и для плёнок. Режимы обработки бумаги с обращением приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Режимы обработки бумаги с обращением

Стадия обработки Продолжительность обработки, мин. Температура стадии, С Примечание
I) Первое проявление 2-5 20-30 См. о температуре в тексте
2) Стоп-ванна 0,5-2 18-30 После неё можно работать на свету
3) Промывка 3-8 18-30 См. в тексте
4) Отбелка 1-5 18-30 Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом
5) Промывка 3-8 18-30 Аналогично пункту 3)
6) Осветление 2-6 18-30 См. в тексте
7) Промывка – засветка 1-4 18-30 В кювете с проточной водой под лампой 100-150 Вт на расстоянии 0,3-0,5 м.
8) Второе проявление 1-4 18-30 Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом
9) Промывка окончательная 10-60 18-30

 

Во всех ваннах обработка идёт при непрерывном умеренном помешивании.

Как правило, наилучшие результаты получаются на полумягкой и мягкой бумаге постоянного контраста (на бумаге с переменным контрастом опыты пока не производились). Чувствительность фотобумаги при такой обработке обычно несколько падает. В случае чрезмерно высокого контраста изображения можно увеличить экспозицию и уменьшить время первого проявления; при слишком низком же контрасте наоборот уменьшить экспозицию и увеличить время первого проявления.

В случае если желательно получать достаточно высокую чувствительность фотобумаги (например, непосредственно для фотосъёмки), можно применять и первый проявитель как для плёночных материалов. Время проявления в таком случае составляет около 5 минут при 25°С.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.