Обработка и печать черно-белых материалов

Обработка и печать черно-белых материалов

Плоские кристаллы эмульсии Kodak

На первый раз можно простить того, кто считает, что ротационная машина с возможностью утилизации использованных химических растворов применяется только для цветной печати и мало подходит для черно-белой обработки. На самом деле ротационная машина также хорошо подходит для черно-белой обработки как и для цветной, как для обработки негативной пленки, так и для обработки фотографий.

Сегодня при производстве черно-белых фотоматериалов производители учитывают, что они будут обрабатываться в устройствах быстрой автоматической обработки. Время обработки уменьшилось с 10-12 минут при 20.С до 2-3 минут в некоторых случаях. При таких условиях очень трудно получать одинаковые результаты при печати фотографий хорошего качества в обычном бачке. К тому же при печати фотографий в темной комнате использование машины с вращающимся барабаном имеет значительные преимущества. Рабочие растворы могут быть приготовлены в количестве, необходимом в течение рабочего дня и не более. Три печатных лотка размером 30×40 см и устройство для промывки занимают больше места, чем требуется для установки СРЕ-2 Plus с подъемником. К тому же рабочее место должно располагаться в темноте с использованием лабороторного света и требует наличия проточной воды. А небольшую ротационную машину можно удобно расположить где угодно, например, на кухне. С ее помощью решаются многие проблемы, возникающие при ручной черно-белой обработке, при небольшом выборе методов обработки и используемых фотоматериалов.

Пленка

Черно-белая пленка представляет собой пластиковую или целлюлозную ацетатную основу с нанесенной на нее фотографической эмульсией желатина и галогенида серебра. Галогенид – это соли серебра и различных галогенов: брома, йода, хлора. Соли имеют форму кристаллов различного размера. Эти соли под действием света выделяют крошечные зернышки металлического серебра. При производстве пленки форма и размеры кристаллов изменяются под действием тепла, для того чтобы получить требуемую светочувствительность и контрастность пленки. Обычно, чем больше кристалл, тем больше светочувствительность пленки, и, наоборот. 122Когда свет попадает на фотографическую эмульсию, в ней формируются крошечные зернышки металлического серебра. Хотя эти частицы и невидимы, они имеют достаточный размер, чтобы образовать скрытое изображение фотографируемой картинки, которое в последствие можно увеличить или “проявит” в видимое изображение посредством химической обработки. После того, как в эмульсионном слое под действием света сформировалось металлическое серебро, это изображение оказывается в негативе по отношению к фотографируемому, где светлые области оказываются темными, а темные – светлыми. В процессе увеличения темные и светлые тона негатива контролируют количество света, падающего на светочувствительную фотобумагу. Темные части негатива, представляющие наиболее яркие участки объекта, задерживают свет, и наоборот. После обработки отпечаток получится наиболее светлым на тех участках негатива, которые получили много света, и наиболее темным в тех местах, где было меньше света. В результате возникает позитивное изображение.

Негативное проявление

Вопросу черно-белых негативных проявителей посвящены целые книги. Существуют проявители, повышающие светочувствительность, обеспечивающие отличное качество даже блеклого скрытого, изображения, если съемка проводилась при недостаточном освещении. При их использовании воспроизводимое изображение превосходит по зернистости и четкости. Существуют проявители, повышающие резкость изображения и значительно улучшающие его качество за счет повышения контраста на границе между светлыми и темными областями. Такие проявители также называют резкостными. Существуют также мелкозернистые проявители, предназначенные для получения максимальной четкости изображения для передачи с абсолютной точностью любых, даже самых мельчайших деталей.При использовании каждого из этих проявителей что-то теряешь, что-то находишь. При эффективной работе, максимальное использование потенциала проявителя повышает зернистость и контрастность – из чего складывается цена за улучшение светочувствительности пленки. В проявителях, повышающих резкость изображения, улучшение четкости изображения достигается за счет повышения контраста, а не за счет повышения зернистости. Мелкозернистые проявители понижают реальную светочувствительность пленки, так что для компенсации требуется увеличение выдержки на одну и более ступеней. Такие проявители обычно разрабатываются для проявления особых типов пленок. Проявитель, повышающий чувствительность, идеально подходит для обработки высокочувствительной пленки от ISO 400 до ISO 3200. Мелкозернистый проявитель лучше всего подходит для обработки пленок типа Pan F фирмы Ilford при ISO 50. Резкостные проявители наиболее эффективны при обработке пленки со светочувствительностью около ISO 100. Примером могут служить пленки Т-mах 100 фирмы Kodak и Ilford FP4.

Фотографы, занимающиеся съемкой в специфичных условиях, постепенно приобретают опыт работы. Они обычно экспериментируют до того момента, пока не найдут оптимальный вариант комбинации пленка/проявитель, после чего все эксперименты заканчиваются. Другие же наоборот, постоянно экспериментируют, меняя то пленку, то проявитель, и никогда не получают чего-то лучшего, чем уже было. В этой ситуации все-таки есть компромисс, но сначала давайте рассмотрим некоторые проявители.

Проявители, повышающие чувствительность

Такие проявители разработаны специально, чтобы повысить светочувствительность используемой пленки, а при использовании особых пленок они способны значительно увеличить ее светочувствительность. Например, проявитель Ultrfin+ и Emofin фирмы TETENAL могут увеличить светочувствительность пленки на 3 ступени, при обработке пленок типа НР5, Ттах 400 или Ттах 3200. Проявитель Emofin предлагается или как порошок, или как жидкий концентрат, а проявитель Ultrafin+ – как жидкий концентрат. Оба проявителя идеально подходят для проявления в машинах фирмы JOBO.

Сверхмелкозернистые проявители

При использовании таких проявителей фотограф получает мелкозернистое изображение и, следовательно, хорошее разрешение часто за счет светочувствительности пленки. К этим проявителям относятся Perceptol фирмы Ilford и Microdol X фирмы Kodak. Потери светочувствительности обычно составляют от полступени до ступени. Эти проявители предназначены для обработки мелкозернистых структур, которые уже содержаться в пленках типа Pan F, FP4 и Т-mах 100. Они также используются для обработки фотоматериалов ISO 400 таких, как пленки НР5 и Т-mах 400, и обеспечивают более мелкую зернистость, чем при использовании обычных мелкозернистых проявителей.Вопрос о том, когда результаты оказываются лучше, при обработке пленки средней чувствительности в обычном проявителе или при использовании высокочувствительных пленок с их последующим проявлением в мелкозернистых проявителях с заметной потерей чувствительности, я оставляю открытым для экспериментирования. Проявитель Ultrafin+ фирмы TETENAL может дать результаты, соответствующие мелкозернистому проявителю, но имеет то преимущество, что сохраняет светочувствительность пленки. Его преимуществом также является то, что он представляет собой жидкий концентрат. Эти проявители также идеально подходят для проявления в машинах фирмы JOBO.

Резкостные проявители

Резкостностью будем называть степень четкости изображения на границах его самых мелких деталей. Некоторые проявители повышают контрастность в этих местах и производят впечатление, что изображение намного четче, чем на самом деле. Эти проявители работают медленно и полагаются на то, что при проявлении детали изображения проявитель, непосредственно рядом с этой деталью, оказывается частично истощенным и, следовательно, изображение становится размытым. Выход из этой ситуации впервые был предложен фирмой Beutler из Германии, и сегодня многие фирмы предлагают усовершенствованные проявители, например Neofin Blue и Neofin Red фирмы TETENAL. При использовании этих проявителей вы получаете очень четкое изображение, но при этом значительно увеличивается размер зерна. Поэтому, хотя изображение и выглядит четче, разрешение пленки, обработанной в таком проявителе, оказывается хуже, чем пленки, обработанной в обычном мелкозернистом проявителе. Эти проявители нежелательно использовать в ротационных машинах из-за их непрерывного перемешивания.

Мелкозернистые проявители

Эти проявители можно расценивать как приемлемый компромисс между чувствительностью пленки, ее зернистостью и резкостью. Практически все проявляющие растворы, в основном, имеют в своем составе метол, гидрохинон, тетраборакислый натрий и опробованы на протяжении многих, многих лет. К таким проявителям относятся D76 фирмы Kodak и Ultrafin SF фирмы TETENAL. Однако эти проявители производятся в виде порошка и менее удобны в использовании, в отличие от обычных мелкозернистых жидких концентратов.

Мелкозернистые проявители в виде жидких концентратов

При использовании этих проявителей вы получаете такие же результаты, как и при использовании описанных выше мелкозернистых проявителей. Но их преимущество в том, что они производятся в виде жидких концентратов с хорошими сохраняющими свойствами. К этому классу проявителей относятся Ultrafin+, Ultrafin Liquid фирмы TETENAL, a также НС110 фирмы Kodak. Пользователь имеет их широкий выбор, и эти проявители могут использоваться в ротационных машинах.

Перемешивание

Во время проявления негативной пленки желатиновая эмульсия может впитать только определенное количество проявляющего реагента для преобразования галогенида серебра в металлическое серебро. Там, где пленка подвергалась наибольшему воздействию света, например, чистое небо, есть вероятность того, что проявитель на этом участке истощится раньше, чем изображение будет проявлено до конца. Поэтому появляется необходимость заменить истощенный проявитель свежим, чтобы обеспечить равномерность процесса проявления. В то же время необходимо, чтобы истощенный реагент удалялся из эмульсионного слоя во избежании нарушения процесса проявления. Лучшим способом избежания всего этого является поддерживание пленки или проявителя, а лучше всего и того, и другого, в постоянном движении, то есть при перемешивании.Качество проявленного негатива напрямую зависит от типа и интенсивности перемешивания. Если перемешивание недостаточное, то из-за истощения проявителя, участки на пленке, которые получили меньшую экспозицию, проявятся сильнее, чем те, которые были более освещены во время съемки, и поэтому быстро “израсходовали” проявитель вокруг себя. Если перемешивание достаточное, но осуществляется только в одном направлении, то на негативе возможно возникновение полос, так как свежий реагент “наслаивается” на одну и ту же область эмульсионного слоя. Чтобы обеспечить равномерное проявление всего негатива и постоянное обновление проявителя на определенном его участке, перемешивание должно осуществляться непрерывно в случайных направлениях, чтобы предотвратить появление полос. Это достигается при использовании машин фирмы JOBO, где рабочий бачок постоянно меняет направление вращения каждые четыре оборота.

Перемешивание и зернистость

Размер зерен в проявленном негативе зависит от исходного размера и формы кристаллов в эмульсионном слое, от степени экспонирования пленки в фотоаппарате, а также от времени и температуры проявления. За исключением только кристаллической структуры, наибольшее значение имеет экспозиция. Вот почему черно-белую пленку необходимо экспонировать очень осторожно, особенно если необходимо значительное увеличение изображения. Продолжительность проявления – второй по значимости фактор. Рассчитывая время, необходимое для полного проявления пленки, важно учитывать степень перемешивания раствора. В машине с вращающимся бачком перемешивание осуществляется непрерывно, и время проявления пленки в нем уменьшится на одну треть по сравнению, например, с обычным бачком. Если учесть все эти факторы, то размер зерна изображения не увеличится при непрерывном перемешивании и не уменьшится при ослаблении перемешивания. При той же степени проявления размер зерна не зависит от перемешивания.

Проявление негативной пленки в машинах фирмы JOBO

При проявлении пленки в машинах фирмы JOBO кроме правильного выбора проявителя необходимо соблюдать и некоторые другие меры предосторожности. Одним из условий равномерного проявления пленки является то, что эмульсионный ее слой должен быть смочен равномерно перед погружением пленки в проявитель. Это позволит желатину равномерно набухнуть, а проявителю сразу же начать обрабатывать экспонированное изображение после погружения в него пленки. Поэтому перед началом процесса рекомендуется промывка в течение не менее 5 минут. Эта начальная промывка кроме того, что обеспечивает равномерное проявление, также слегка разбавляет проявитель в эмульсионном слое и как результат увеличивает время проявления. Однако это увеличение времени компенсируется его же уменьшением из-за непрерывного перемешивания. Поэтому рекомендации производителей химических растворов по поводу времени проявления для небольших бачков можно считать хорошей точкой отсчета для проявления в машинах фирмы JOBO.

Скорость вращения

Положение “F” в более старых машинах фирмы JOBO не следует использовать для проявления черно-белого фотоматериала. Эта медленная скорость вращения может служить причиной неровного проявления, особенно по краям рольфильма. Положение “Р” намного полезнее, так как скорость вращения увеличивается до 70 об/мин, при которой осуществляется равномерное проявление изображения по всей пленке.

Разведение проявителя

Многие проявители представляют собой раствор-концентрат, который разводится для “одноразовой” обработки. Этот подход имеет то преимущество, что каждый раз вы используете свежий раствор и не сталкиваетесь с проблемой его истощения, так как раствор используется по частям. Способ разведения, предлагаемый многими производителями химических растворов, предполагает, что пленка будет обрабатываться в обычном небольшом проявочном бачке. Однако при использовании ротационной машины фирмы JOBO количество используемого рабочего раствора гораздо меньше. Поэтому существует реальная опасность того, что если вы используете нужное количество химических растворов для обработки фотоматериала в барабане, проявителя может не хватить, чтобы завершить процесс обработки, а если вы заправили достаточное количество концентрата, то барабан будет переполнен. Как правило, эти концентраты не стоит разводить в соотношении большем, чем 1:1, особенно для проявителей типа D76 и ID11. Для жидкого концентрата мелкозернистого проявителя избегайте больших концентраций.Разводимый раствор проявителя улучшает резкость изображения, а также немного сжимает шкалу тонов. Получается менее контрастный негатив, с которого при печати легче получить высококонтрастное изображение. Это особенно характерно для проявителя Ultrafin Liquid, который хорошо подходит для использования в ротационном машине с утилизацией использованных химических растворов.

Коэффициент контрастности

Коэффициент контрастности – это мера изменения контрастности в негативе равная отношению контрастности в негативе к диапазону контрастностей объекта съемки. Это очень важная для нас характеристика, так как она определяет точку, в которой мы должны прервать проявление пленки. Многие процессы проявления выполняются “до упора”. Другими словами, пленка или бумага остаются в проявителе до тех пор, пока не наблюдается больше никаких изменений, после чего проявление прекращается и фотоматериал промывается и фиксируется. Обычно при печати черно-белых фотографий такая технология предпочтительна. С другой стороны, пленки проявляются до тех пор, пока изображение не будет иметь нужный уровень контрастности. Проявление затем резко останавливается и пленка закрепляется.Определение нужного уровня контрастности является спорным вопросом. Если используется увеличитель с несколькими источниками света, то, чтобы печать была успешной, требуется мягкий негатив. Точно также, при использовании увеличителя с “холодным” светом, негативы требуют немного большей контрастности, чем обычно для печати на обычной бумаге. Современные увеличители больше не требуют такой специальной обработки, и негативы, обработанные с коэффициентом контрастности 0,60, будут одинаково хорошо обрабатываться как на конденсорном, так и на диффузионном увеличителе.

Стоп-ванна

Когда в негативе получена правильная контрастность, проявление необходимо тут же прекратить. Самый простой способ – использовать стоп-ванну с уксусной кислотой или что-либо подобное. Уксусная кислота продается в каждой аптеке, и ее 2% раствор вполне подходит для быстрого завершения проявления в устройствах JOВО. “Индикатор” стоп-ванны типа Indicet фирмы TETENAL содержит краситель, который изменяет свой цвет в случае, если стоп-ванна истощена. Лучше всего использовать стоп-ванну два или три раза и затем заменить раствор, ведь он не такой уж дорогой.

Фиксирование

Фиксаж растворяет весь неиспользуемый галогенид серебра, оставляя в эмульсионном слое только черное металлическое серебро на чистой ацетатной подложке. Существует два вида фиксажей. Один изготавливается из кристаллического тиосульфата натрия – так называемые “фиксирующие соли”. Второй – это быстрый фиксаж:, который изготавливается разведением раствора тиосульфата аммония. В обычном фиксирующем растворе пленка закрепляется в течение пяти-восьми минут. В быстром фиксирующем растворе время закрепления может составлять всего полторы минуты. Самый простой способ определить необходимое время закрепления – это взять небольшой отрезок не проявленной пленки, опустить его в мензурку с фиксажем и помешать. Засеките время между опусканием пленки в фиксаж и моментом, когда пленка станет полностью прозрачной. Тогда время закрепления будет составлять в 1,5 – 2 раза больше засеченного вами времени.Очень важно соблюдать это правило. Оставляя пленку в фиксаже дольше требуемого времени вы рискуете удалить утонченные теневые детали изображения и испортить пленку. Регулярно проверяйте это время для вашего закрепителя и, если оно увеличится на 50%, вылейте его. Этот совет поможет сохранить ваши негативы на много, много лет.

Окончательная промывка

Сегодня уже нет необходимости промывать пленку в течение часа. При использовании машины JOBO вам будет достаточно восьми 30-секундных промывок, чтобы удалить из эмульсионного слоя нежелательные соли серебра и другие химические вещества. Быстрая 30-секундная промывка в дистиллированной воде с добавлением небольшого количества увлажняющего реагента – это все, что вам нужно перед сушкой фотоматериала. Во время сушки пленки нет ничего хуже, чем слишком много тепла, которое может привести к образованию пятен, которые удалить невозможно. Сушку черно-белой пленки осуществляйте в течение времени, ранее уже опробованного вами. Особенно это касается низкочувствительных мелкозернистых 35мм пленок.

Проявители для пленки фирмы TETENAL

Сегодня фирма TETENAL предлагает десять различных черно-белых проявителей, каждый из которых используется в особом случае. Большинство из них можно использовать при обработке фотоматериала на ротационной машине с возможностью утилизации отработанных химических растворов. Ниже приводится краткое описание наиболее популярных проявителей.

Emofin

Emofin – это ультрамелкозернистый проявитель, состоящий из двух ванн, который представляет собой жидкий концентрат или порошок. Использование двух ванн дает экстремально мелкую зернистость изображения, хорошее воспроизведение высококонтрастных деталей и полезное увеличение светочувствительности пленки на одну-две ступени.Как и некоторые другие проявители Emofin предпочтительно “выдержать” некоторое время после смешивания перед его использованием. Для этого обычно достаточно 12 часов и эта отсрочка поможет вам держать уровень вуали на изображении под контролем.

Обработка довольно проста. Сначала пленка обрабатывается в первой части проявителя, а затем во второй без какой-либо промывки между ними. Время проявления для каждой из ванн для большинства пленок составляет 4-6 минут. После обработки во второй ванне проявителя следует этап фиксирования пленки без какой-либо промежуточной промывки.

Emofin является полезным проявителем для съемки при плохой освещенности, например, для съемки театрального действия или ночной репортерской работы. Срок годности рабочих растворов составляет 3-4 месяца, если они хорошо закрыты в канистрах, и могут простоять еще дольше, если вы использовали специальное защитное химическое вещество Protectan.

Neofin Blue и Red

Эти резкостные проявители не подходят для применения в ротационной обработке. Они выделяют очертания изображения и придают ему очевидную четкость за счет размера зерна. Они упакованы в небольшие пузырьки, каждый из которых содержит концентрат для обработки двух пленок. Эти проявители оказываются полезными в тех случаях, когда требуется случайная обработка черно-белой пленки. Их используют при обработке в обычном бачке вне машины. Neofin Blue подходит для проявления пленки до ISO 100, a Neofin Red используется для более чувствительных пленок.

Ultrafin+

Ultrafin+ – это современный жидкий мелкозернистый проявитель, применяемый для обработки современных пленок типа Kodak Tmax, Ilford Delta, Agfa APS. Он хорошо подходит как для низкочувствительных, так и для высокочувствительных пленок, а также для обработки методом растягивания времени, когда добавляется до 30-50% времени обработки для каждой ступени. Обычно он разводится в соотношении 1+4, а рабочие растворы сохраняют свои функции в течение 2-х месяцев.

Ultrafin Liquid

Ultrafin Liquid – это среднезернистый проявитель общего назначения, применяемый при небольшом увеличении изображения, и поэтому больше подходит для обработки рольфильмов и плоских пленок, чем для обработки 35мм пленок. Этот проявитель очень гибок в работе. Он разводится в пределах от 1+10 до 1+30. Поэтому он особенно хорошо подходит для “одноразовой” обработки в машинах JOBO. Этот проявитель очень экономичен в использовании.

Ultrafin SF

Ultrafin SF – это классический сверхмелкозернистый проявитель в виде порошка, применяемый для получения профессионального негатива наивысшего качества. Несмотря на сверхмелкую зернистость пленка сохраняет свою светочувствительность с хорошей четкостью и контрастностью на краях изображения. Проявитель изготавливается из двух упаковок порошка в рабочий раствор, который может использоваться как есть или разводиться в соотношении 1+3 для “однокадрового” проявления в ротационной машине. Рабочий раствор хранится до 6 месяцев при нормальных условиях.

Neopress НС

Быстрые проявители для журналистской работы – это новая разработка в черно-белой обработке. В принципе эти проявители разрабатывались для быстрой обработки и могут использоваться для обработки методом растягивания времени для увеличения светочувствительности пленки. Проявитель Neopress НС фирмы TETENAL является типичным пресс-проявителем. Он представляет собой жидкий концентрат, который разводится в соотношении 1 + 15 или 1+31. Время проявления при использовании этого проявителя мало и составляет около двух минут для пленки Ilford Delta 400. Даже при увеличении светочувствительности пленки до ISO 1600 время обработки по-прежнему составляет 4,5 минуты при 20.С.

Обработка негативной пленки в машинах фирмы JOBO

Эта обработка полностью соответствует проявлению пленки Ilford FP4 Plus. Для этого используется проявитель Ultrafin+, который разводится в соотношении одна часть концентрата на четыре части воды. Это довольно удачная комбинация пленка/проявитель и хорошая начальная точка для проведения дальнейших экспериментов.

1. Увлажнение: 5 мин
2. Проявление: 4,5 мин
3. Стоп-ванна: 30 сек
4. Фиксирование: 4 мин
5. Промывка: 8 х 30 сек

При такой обработке пользователь получает негативы хорошего качества, с которых можно печатать фотографии на бумаге 2-го или 3-го класса.Все вышеперечисленные рекомендации соответствуют температуре обработки 20.С. При использовании других значений температуры используйте график, приведенный ниже:

Многие производители фотопленок сами дают рекомен-дации по использованию пленок и проявителей. _ Эти рекомендации следует рассматривать как точку отсчета для проведения своих экспериментов.

Повышение светочувствительности пленки

Иногда случается так, что пленка, которая имеет наивысшую светочувствительность, не достаточно чувствительна для съемки, например, некоторых спортивных соревнований. Поэтому фотографы сами повышают ее светочувствительность. Они нарочно недоэкспонируют ее, компенсируя недостаточную выдержку перепроявлением точно также, как и в процессе Е-6 обработка пленки “растягивается”. Некоторые пленки больше других подходят для такой обработки, и поэтому предпочтительно использовать проявители, которые способны увеличивать светочувствительность пленки. Например, Ilford HP5 Plus и Fuji Neopan 1600 могут использоваться со светочувствительностью до 3200. Пленка Kodak Tmax 3200 может экспонироваться при ISO 3200 и ISO 6400 и предположительно даже при ISO 50000.Эффективная светочувствительность пленки зависит от времени ее проявления. Например, пленка Ilford HP5 Plus, если экспонируется при ISO 400, должна проявляться в течение 4,5 минут в проявителе Ultrafin+. Увеличение времени проявления до 8,5 минут удваивает светочувствительность пленки до ISO 800, а увеличивая время проявления до 13 минут светочувствительность этой пленки возрастет до ISO 3200. Получаемое изображение будет зернистым с высокой контрастностью, что обычно используется при съемке слабоосвещенных предметов.

Проявление и зонная теория

Точность обработки в ротационных машинах оказывается идеальной при использовании “зонной теории” Анселя Адамса. Эта теория является основополагающей в черно-белой фотографии, направленная на полное воспроизведение яркостей (тонов) снимаемого объекта на получаемом отпечатке. На хорошей глянцевой черно-белой фотографии диапазон тонов (соотношение яркостей) составляет 50:1. На практике это значит, что наиболее освещенный участок отпечатка в 50 раз ярче самого темного участка этого отпечатка. Снимаемый фотографом пейзаж может иметь диапазон тонов как 2000:1, а может как 4:1. Тем не менее, отпечаток должен отображать весь диапазон тонов снимаемого объекта: от абсолютно черного до ярко-белого. В зонной теории диапазон тонов снимаемого объекта должен определяться во время экспонирования и получения негатива. В идеале негатив печатается на бумаге обычной контрастности.Это делается внесением изменений в диапазон тонов или контрастность негатива, а также изменением времени проявления пленки. Только это может изменить плотность негатива, которое в последующем может привести к проблемам при печати. Чтобы избежать этого, время экспонирования также изменяется. Короче, диапазон тонов может быть изменен одним из следующих способов:

Чтобы увеличить диапазон тонов, увеличьте время экспонирования негатива и уменьшите время проявления,

ИЛИ

чтобы уменьшить диапазон тонов, уменьшите время экспонирования негатива и увеличьте время проявления.Например, снежный пейзаж, залитый солнечным светом, будет иметь высокую контрастность и потребует негатив с большим диапазоном тонов. Поэтому негатив следует переэкспонировать, а время его проявления – уменьшить. Туманный день будет иметь низкую контрастность и потребует негатив с малым диапазоном тонов. Время экспонирования такого негатива следует уменьшить, а время проявления – увеличить.

Кто-то может сказать, что бумаги с изменяющейся контрастностью делают тоже самое. И действительно, для любого негатива существует большой выбор контрастностей бумаг от нулевого до пятого класса. Выбор класса бумаги, однако, не исправит сам по себе все проблемы с диапазоном тонов. Поэтому фотографы используют зонную теорию для получения максимально качественного негатива и затем без проблем печатают его на бумаге с контрастностью, близкой к обычной. Отпечаток, сделанный с негатива с использованием зонной теории, всегда окажется лучше, так как получаемый диапазон тонов максимально соответствует объекту съемки. Перемена класса бумаги должна осуществляться только для более тонкой “подстройки” окончательного отпечатка и только в узких пределах.

Не вдаваясь в подробности экспонирования с использованием зонной теории (на эту тему написано большое количество замечательных книг), время проявления необходимо определять в соответствии с требованием фотографа к диапазону тонов. Это подразумевает то, что каждый негатив обрабатывается индивидуально, что возможно для обработки плоских пленок формата 5×4″ или 6×9 см в машине JOBO. Если вы обрабатываете рольфильм или 35мм пленку, то вам необходимо разгруппировать негативы на те, в которых необходимо расширить диапазон тонов, на те, в которых необходимо уменьшить диапазон тонов, и на те, которые не требуют никаких изменений.

Фотографы, которые используют зонную теорию, определяют диапазон тонов как число зон или оттенков серого цвета (различимых ступеней). Ансель Адаме, создатель зонной теории, определил 10 ступеней перехода от черного к белому, которые получили названия зона 0 – зона IX.

Зона 0: Абсолютно черный тон, то же самое, что и чистая негативная пленка.
Зона I: Самые темные тона, близкие к совершенно черному, однако рисунок трудноразличим.
Зона II: Появление первых признаков деталей изображения.
Зона III: Темные области. Тень внутри дверного проема при взгляде снаружи.
Просматривается рисунок.
Зона IV: Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день:
деревья, листва, трава.
Зона V: Стандартный серый тон. 18% серого на серой карте фирмы Kodak.
Зона VI: Светлая кожа, строение из белого кирпича.
Зона VII: Концентрация белого цвета, снег, белый рисунок все еще различим.
Зона VIII: Белый тон с минимумом деталей.
Зона IX. Совершенно белый тон без деталей, зеркальное отражение

В зонной теории диапазон тонов снимаемого объекта определяется количеством представленных в нем зон. Одним из способов определить его – это определить теневую область как зона III и найти самый освещенный участок изображения. Этот способ известен как “расположение в зоне III”. Если вы нашли освещенный участок в зоне VII, то диапазон контрастности составляет 5 ступеней или зон, и говорят, что диапазон тонов оказывается обычным и обозначается как “N”. Если же освещенный участок оказывается выше или ниже по шкале, то диапазон тонов и значение “N” определяются по следующей таблице:

Освещенный Контрастность Обозначение участкок в:
зоне V усилить N+2
зоне VI усилить N+1
зоне VII не изменять N
зоне VIII ослабить N-1
зоне IX ослабить N-2

В этой таблице приведены 5 различных способов обработки негатива, лучше всего подходящих для обработки плоской пленки. Если экспонируется 35мм пленка или рольфильм, мы можем немного нарушить принципы строгости зон. Если негатив слегка мягкий, чем обычно, то его легко исправить, используя бумагу на один класс выше или ниже. Разгруппировав кадры 35мм пленки по диапазонам тонов, пометим эти группы как “N”, “N+2” и “N-2”. Объект, требующий обработку как N+-1, может быть также обработан как N+-2, используя при печати более “жесткую” или более “мягкую” фотобумагу. Можно теоретически предположить, что лучше работать с более мягким негативом. При использовании современных фотоматериалов это не так уж и необходимо.

Получение негатива с использованием зонной теории

Изначально нам просто необходимо проявить правильно негатив, светочувствительность которого зависит от времени экспонирования. Экспериментируя мы можем сокращать и растягивать время обработки пленки. Например, фирма Ilford указывает время проявления для всех выпускаемых ей пленок и бумаг, которое можно считать хорошей точкой отсчета. Лучше всего начинать с наиболее удобных проявителей в виде жидких концентратов типа Ultrafm+ и Ultrafin Liquid фирмы TETENAL, разведение которых пользователь выбирает сам. Проблемы в основном возникают не в увеличении времени обработки, а в его сокращении. Существует предел, до которого можно уменьшать время обработки, после которого изображение начинает ухудшаться в основном из-за неравномерного проявления. Проявители в виде жидких концентратов имеют таблицу соотношения уменьшения разведения и соответствующего увеличения времени обработки, которая также подходит при использовании зонной теории. Ниже приводятся начальные значения для проявителей FP4+ и Ultrafin Liquid при разведении 1 + 10 – 1+20 для обработки пленки от ISO 32 до ISO 320:

Обозначение Светочувствительность Разведение Время при 20.С
N ISO 80 1 + 10 5 мин
N-2 ISO 32 1+20 5 мин
N+2 ISO 320 1+10 9 мин

Это время прекрасно подходит для проявления в ротационной машине JOBO с 5-минутным предварительным смачиванием.

Использование зонной теории является очень важным в черно-белой обработке. Черно-белая обработка является очень гибкой, так что диапазон тонов может легко изменяться при проявлении негатива. На следующем этапе – на этапе печати – еще проще внести изменения, так что получаемая фотография максимально повторяет объект съемки по контрастности и диапазону тонов.

Печать

Теперь мы перешли к рассмотрению печати с негатива. Если плоские негативные пленки печатаются контактной печатью, то мы будем использовать увеличитель. Это довольно простой инструмент и очень полезный при печати черно-белых фотографий.Традиционно для черно-белой печати использовался конденсорный увеличитель. В настоящем конденсорном увеличителе свет от небольшого точечного источника фокусируется конденсорной системой и создает изображение нити накала лампы в объективе увеличителя. Это изображение затем проецируется на стол увеличителя. Негатив вставляется в увеличитель, обычно прилегая к нижней части конденсора. Чтобы такая система работала правильно, фокусное расстояние объектива конденсора должно соответствовать фокусному расстоянию объектива увеличителя. Настоящий конденсорный увеличитель требует мягкий негатив. Сделанные на нем отпечатки, тем не менее, имеют хорошую четкость, особенно на краях мелких деталей. Современные конденсорные увеличители отличаются от старых типом лампы, которая является источником света. Напряжение лампы в увеличителе с точечным источником света составляет 12В. Современные же конденсорные увеличители используют большие 75 или 150 Вт лампы. Так как эта лампа дает интенсивный диффузионный свет, то этот увеличитель больше похож на диффузионный, чем на конденсорный. Наличие конденсора добавляет резкости изображению и отпечатки, сделанные с его помощью, кажутся более четкими, чем выполненные с использованием диффузионного увеличителя, хотя на самом деле и нет.

Диффузионный увеличитель – это большеформатный увеличитель. Конденсорные увеличители, необходимые для получения негатива формата 8×10″, не только дорогие, но и тяжелые, требующие жесткости своей конструкции. Решением проблемы стала головка с “холодным” светом, которая состоит из легкой сетки с флуоресцентными лампами и простого пластикового диффузора. С их помощью можно обрабатывать пленку большого размера и не так дорого. Однако, из-за размера сетки свет рассеивается еще до того, как попадает на негатив, а так как негатив рассеивает еще немного света, контрастность уменьшается. Увеличитель с “холодным” светом используется для обработки высококонтрастного живого негатива, чтобы можно было получить хоть что-то, похожее на хороший отпечаток. Тем не менее, увеличитель с “холодным” светом и диффузионный увеличитель имеют одно полезное качество. В конденсорном увеличителе частичка пыли или трещинка на негативе будут строго отражены на отпечатке. А при рассеянии света диффузионным источником пыль и царапины на пленке станут невидимыми на получаемом изображении.

Современный диффузионный увеличитель имеет светосмеситель, который обеспечивает равномерное освещение даже самых больших негативов. Этот светосмеситель разработан для того, чтобы свет, идущий от нескольких различных цветных светофильтров, имел равномерный цвет при цветной печати. Качество света является полезной характеристикой для черно-белой печати. Этот свет более “жестче”, чем “холодный” свет, и более “мягок”, чем в конденсорном увеличителе с лампой большой мощности. Многие фотографы используют такой цветной увеличитель для черно-белой печати и получают превосходные результаты. Вопреки сложившемуся мнению, нет никаких различий в четкости изображения отпечатка между конденсорным и диффузионным увеличителями. Есть только небольшое различие в контрастности изображения, легко корректируемое использованием бумаги большей контрастности. Что действительно влияет на четкость изображения, так это качество объектива увеличителя. Поэтому покупайте самый лучший объектив, который вы можете себе позволить.

Бумага, используемая для увеличения фотоизображения

Выбор черно-белых бумаг для увеличения фотоизображения сегодня так же широк, как и выбор проявителей негативов. Их делят на два основных типа: фотобумага с бумажной подложкой и фотобумага с пластиковой подложкой. Последняя, как известно, была разработана для того, чтобы повысить ее светочувствительность в темной комнате. Пластиковое покрытие не дает химическим веществам проникать глубоко в бумагу, и это сокращает время проявления и промывки. Традиционные фотобумаги, без этого покрытия, опять возвращаются, несмотря на огромную заботу при их обработке, промывке и сушке. Я должен признать, что мне трудно описать различия между одним и другим типами бумаги, так что меня трудно переубедить отойти от использования бумаги с пластиковым покрытием.Черно-белые фотобумаги различают по степени контрастности, что позволяет выбирать бумагу с контрастностью, соответствующей негативу. Существует также бумага с изменяющейся контрастностью. Это бумага, которая при экспонировании различными цветами может охватывать весь диапазон контрастностей для данного листа. Бумага с изменяющейся контрастностью содержит два эмульсионных слоя: один – чувствительный к желтому цвету, другой – к пурпурному. Слой, чувствительный к желтому цвету, имеет меньшую контрастность, пурпурный – большую. Если при печати свет проходит через желтый светофильтр, то бумага будет вести себя как относящаяся к классам О, 1 или 2. Если использовать пурпурный светофильтр, то бумага становится “жестче”, как в классах 3, 4, 5. Различные комбинации светофильтров обеспечивают широкий диапазон выбора контрастности. Можно использовать наборы светофильтров, которые одеваются либо на объектив, либо под него на стандартном черно-белом увеличителе. Чтобы создать цветной световой поток без использования дополнительных светофильтров, можно также использовать цветоголовку цветного увеличителя.

Экспонирование бумаги

При использовании барабанной обработки, полной темноты в течение всего процесса не требуется. Все, что вам нужно – это комната для расположения увеличителя, рабочего барабана и таймера, а также вам будет необходим лабораторный свет, чтобы следить за процессом. Многие фотографы печатают черно-белые фотографии методом проб и ошибок, и когда окончательный результат все же их устраивает, оказывается, что расход материалов велик.Так как в одно и то же время в барабане машины можно обработать несколько отпечатков, к работе лучше всего подходить продуманно, что окажется более экономичным.

Оценка негатива

Перед тем, как получить хороший отпечаток с негатива, необходимо, чтобы диапазон тонов соответствовал классу контрастности бумаги, с которой вы работаете. После того, как вы использовали зонный метод, например, на плоской пленке, все негативы будут отпечатаны на бумаге обычного класса без каких-либо хлопот. Однако при использовании 36-кадровой пленки 35мм кассеты случается, что фотографируемый объект не попадает в диапазон предполагаемой контрастности. Тогда возможность точно анализировать контрастность негатива и, следовательно, выбирать бумагу нужной контрастности становится существенной.Существуют простые инструменты, такие, как устройство сравнения (компаратор) JOBO Comparator II, при помощи которых можно получить среднее значение плотности и контрастности негатива. Для многих фотографов эти устройства являются обычными в их работе. Существуют и другие устройства, в которых нужно оценивать диапазон тонов негатива по первичным принципам. Мы рассмотрим оба типа устройств.

Компаратор JOBO Comparator II

Это устройство является простым измерителем экспозиции для фотопечати. Но перед его использованием его необходимо откалибровать под используемое оборудование, бумагу и способ обработки. Выберите негатив с хорошим диапазоном тонов и средней контрастностью, который будет отпечатан на нормальной бумаге (2-й класс). Затратьте некоторое время на получение наилучшего отпечатка. Если вы удовлетворены качеством отпечатка с этого негатива, запишите значение времени экспонирования и диафрагмы объектива. Установите время экспозиции в секундах на измерительной шкале устройства. В темноте положите измерительный элемент на самый светлый участок спроецированного изображения и теперь установите баланс измерителя, поворачивая ручку настройки на верхней панели устройства, пока не загорится зеленый светодиод.Затем откалибруйте измеритель для темного участка изображения, используя тот же класс бумаги и способ обработки. С помощью компаратора JOBO можно измерить контрастность, что помогает в выборе класса бумаги, а также времени экспонирования. Технология очень проста. Вставьте негатив в негативную рамку увеличителя и выберите размер отпечатка. Установите объектив на значении, используемом для калибровки и выключите лабораторный свет. Выберите самый светлый участок изображения, на котором еще видны его детали, и отрегулируйте временную шкалу, пока не загорится зеленый светодиод. Это даст вам требуемое время экспозиции в секундах. Теперь передвиньте измерительный элемент на самый темный участок спроецированного изображения. На дисплее тут же отобразится класс бумаги. Экспонируйте бумагу выбранного класса в течение полученного ранее времени. Обратите внимание на светочувствительность различных классов бумаги. Многие производители изготавливают фотобумагу двух типов светочувствительности в зависимости от ее класса. Если вы выполнили калибровку на бумаги 2-го класса, а измеритель показывает, например, четвертый класс, то сделайте корректировку, если светочувствительность четвертого и второго класса различны. Обычно различие составляет одну ступень, поэтому все, что вам нужно сделать, – это открыть объектив на одно деление диафрагмы после снятия показания. Фотобумага TTspeed фирмы TETENAL имеет одну и ту же чувствительность для 1-4 классов и только для 5 класса требует корректировку: на одну ступень ниже.

Оценка негатива по первичным принципам

Общепринятый способ измерения диапазона контрастности использует устройство, называемое денситометром пропускания. Оно состоит из источника света и измерительного пробника, который работает точно так же, как и измеритель времени экспозиции. Пробник измеряет количество света, прошедшего через негатив, и дает значение относительной плотности или LogD. LogD – это удобный способ измерить плотность и хорошая единица сравнения негатива и диапозитива. Приведу несколько примеров. Пусть участок негатива пропускает половину падающего на него света, то есть величина пропускания (Т) составляет 50%. Коэффициент непрозрачности этого негатива равен 1/Т, то есть 2,0. Взяв логарифм по плотности (то есть LogD) мы получим значение 0,30. Логарифмическое значение помогает “удержать” число под контролем, если коэффициент непрозрачности возрастет. Ведь, если негатив пропускает только 1% падающего на него света, то коэффициент непрозрачности будет равен 100, но плотность, а точнее ее логарифмическое значение будет равно всего 2.00. Значение логарифмической плотности, равное 3.00, соответствует коэффициенту непрозрачности, равному 1000, а величина пропускания в этом случае равна 0,001. Ясно, что логарифмическое значение проще использовать. Оно имеет еще и то преимущество, что каждое удвоение коэффициента непрозрачности негатива соответствует логарифмической плотности 0,30, так что, если разница между самым ярким и самым темным участками негатива составляет четыре ступени, то LogD = 4 х 0,30 = 1,20. Привыкнув работать с логарифмическим значением плотности сейчас вы не столкнетесь с проблемой в будущем.Денситометры пропускания являются очень дорогими устройствами. Но к счастью существуют более дешевые устройства и больше практических способов определения диапазона контрастности негатива. Такие устройства используют измеритель экспозиции и увеличитель и имеют то преимущество, что измерение осуществляется при тех же условиях, при которых будет проходить процесс печати, то есть в увеличителе при использовании той же оптической системы.

Самый простой способ следующий. Расположите измеритель экспозиции под объективом увеличителя и снимите показание без негатива в негативной рамке увеличителя, отметив f-деление диафрагмы на измерительной шкале. Теперь вставьте негатив, расположите измерительный элемент под нужным участком изображения и отметьте новое значение f-деления диафрагмы. Умножьте разницу между f-делениями диафрагмы на 0,3. В результате вы получите логарифмическое значение плотности этого участка негатива. Например, если вы получили без негатива величину f/32, а с негативом – f/11, то разница составляет 3 деления диафрагмы (ступени), а логарифмическая плотность равна 0,9.

На практике мы должны быть более внимательны. В первую очередь мы должны использовать метод, игнорирующий вуаль в негативе или просто плотность чистой пленки. Во-вторых, нам необходимо измерять плотность только самого светлого и самого темного участков изображения, содержащие те детали, которые мы хотим видеть на фотографии. Если нам необходимо откалибровать стандартный измеритель времени экспозиции (например, Gossen Lunasix), то измерительное устройство MultiLine фирмы JOBO уже отстроено, и вы можете получать значение LogD прямо с негатива. Он работает быстро и очень точно.

Устройство MultiLine фирмы JOBO

Устройство MultiLine – это универсальный измеритель со встроенным таймером для работы в темной комнате, который совмещает функции лабораторного измерителя времени экспозиции и таймера. Он имеет точечный, усредненный режимы измерения, а также режим усредненных точек. Это устройство также представляет собой уже откалиброванный точечный денситометр, дающий показания в виде логарифмической плотности. Устройство имеет точечный пробник, который можно точно располагать на спроецированном на стол увеличителя изображении. Чтобы измерить плотность негатива, пробник вначале располагается на самый темный участок изображения, где находятся его важные детали (или на самый светлый участок изображения). Нажимается кнопка на пробнике, и он теперь переносится на самый светлый участок изображения (на самый темный участок негатива). Кнопка на пробнике нажимается повторно. Измеритель выдает плотность в виде LogD. Если измеритель калибруется точно также, как и Comparator II, с его помощью также можно измерить плотность и установить на внутреннем таймере время экспозиции увеличителя.Получив эту информацию, мы теперь должны определить правильный класс фотобумаги, используемый для печати с негатива соответствующей контрастности. Производители бумаги делают предположения, которые можно использовать как точку отсчета. Однако лучше всего определить комбинацию бумага/проявитель и оценить плотность или время экспонирования из расчета, что каждый класс бумаги обрабатывается по первичным принципам. Это можно сделать, используя откалиброванную шкалу серого негатива, отпечатав образцы фотографий на бумаге различной контрастности. Вы легко определите, какую контрастность будет иметь тот или иной класс фотобумаги при известном LogD. Фирмы Agfa и Kodak предлагают пользователям такой негатив со шкалой серого, который можно легко напечатать на бумаге различного класса, используя обычное оборудование и химические растворы. Ниже приводятся результаты тестирования, используя тестовый негатив Meopta, отпечатанный на фотобумаге VarioTT фирмы TETENAL, используя увеличитель с цветоголовкой Durst Modular 70:

Класс бумаги Плотность
00 1,8
0 1,6
1 1,2
2 1,0
3 0,8
4 0,6
5 0,4

 

Далее все довольно просто. Сфокусируйте негатив. С помощью устройства MultiLine определите время экспонирования, сняв показания с разных участков изображения. Используя вышеописанную процедуру, вычислите логарифмическое значение плотности LogD в негативе, а также класс бумаги, используя тестовый негатив. Экспонируйте и проявите отпечаток. На фотографии вы получите все оттенки объекта съемки.

Если вы не используете тестовый негатив, то ваша прямая задача -вычислить плотность для каждого класса бумаги по первичным принципам. Поднимите головку увеличителя вверх до упора и установите минимальную диафрагму объектива. Сделайте несколько тестовых полосок для оценки экспозиции для самых светлых тонов и запишите это значение. Затем, последовательно прикрывая бумагу листом картона, сделайте последовательность оттенков от белого к черному. Тогда время экспонирования каждого оттенка от самого светлого к самому темному может быть определено для каждого класса бумаги, а далее вычислен и LogD. Это займет немного времени, но затем вы будете оценивать все в своей лаборатории по первичным принципам.

Используем бумагу с изменяющейся контрастностью

Бумага с изменяемой степенью контрастности так же полезна, как и любая другая бумага и даже превосходит многие из них. Ее необходимо экспонировать через светофильтр, чтобы получить желаемую контрастность изображения. Этот светофильтр можно располагать как над объективом, так и под ним. Его может заменить цветоголовка увеличителя. Если вы используете обычный конденсорный черно-белый увеличитель, то лучше всего располагать светофильтры в модуле фильтров над конденсором. Фирмы Ilford и Kodak предлагают наборы светофильтров для установки в модуль фильтров увеличителя. Если ваш увеличитель не имеет этот модуль, вы можете использовать набор фильтров, который располагается под объективом увеличителя. Если светофильтр располагается под объективом, объектив должен содержаться в хорошем состоянии, иначе он ухудшит конечный результат. Лучше всего для увеличителя без модуля фильтров, – это располагать светофильтр над конденсором. У этих увеличителей обычно приподнимается корпус лампы, так что это дело двух секунд.Если вы используете цветной увеличитель, то вам необходимо только выбрать светофильтры, которые вам нужны, следуя рекомендациям производителей фотобумаги. Но тогда вы должны учесть изменение светочувствительности бумаги обычно между 3 и 4-м классом. Для бумаги с изменяемой степенью контрастности ТТ Vario Ultra фирма TETENAL рекомендует использовать следующие желтый и пурпурный значения свтофильтров для увеличителей фирм Durst и Kodak:

Система светофильтров Класс
0 1 2 3 4 5
Durst 60Y 25Y 10M 30M 60M 130M
Kodak 80Y 30Y 10M 50M 110M 200M

Существует и другой способ использования светофильтров цветоголовки увеличителя. Здесь желтый и пурпурный светофильтры смешиваются так, чтобы охватить каждый класс контрастности фотобумаги, а также ее светочувствительность и, следовательно, время экспонирования. Ниже приводится таблица значений фильтрации, рекомендуемых фирмой TETENAL для фильтрационных значений светофильтров фирм Durst и Kodak для фотобумаги ТТ Vario Ultra:

Система светофильтров Класс
0 1 2 3 4 5
Durst 60Y 35Y,17M 25Y,27M 17Y,33M 10Y,65M 130M
Kodak 80Y 45Y,10M 10Y,25M 60M 10Y,140M 200M

Наконец, многие современные фотоувеличители снабжены головкой Vario с постоянно изменяющейся контрастностью, на которой пользователь только устанавливает используемый им класс бумаги. Система светофильтров нейтральной плотности обеспечивает то, что светочувствительность бумаги остается неизменной во всех классах. Увеличитель LPL 7451, а также увеличители Durst Modular 70 и Leitz Focomat могут снабжаться такой головкой. Фирма Ilford также предлагает головку с изменяющейся контрастностью, которую можно установить в течение нескольких минут на любой из популярных сегодня фотоувеличителей: от Leitz Focomat 1с до больших моделей De Vere и Durst.

Проявление бумаги

Обычно каждый производитель фотобумаги предлагает перечень проявителей, подходящих для нее, поэтому вам стоит на это обратить внимание, по крайней мере, вначале. Многие современные фотобумаги с пластиковой подложкой содержат проявляющий реагент, уже сформированный в эмульсионном слое. При взаимодействии проявителя с этим реагентом, процесс проявления ускоряется. Однажды испытав, пользователь получает стандартную комбинацию, а дальнейшие небольшие эксперименты не повредят. Например, фирма TETENAL выпускает несколько типов своих проявителей для бумаги в зависимости от того, предпочитаете вы получать холодные синие или теплые коричневые оттенки изображения. Проявитель Eukobrom придает бумаге типа “Speed” фирмы TETENAL темно-синие оттенки. Он выпускается как в виде жидкого концентрата, так и в виде порошка. При использовании фотобумаги с изменяющейся контрастностью ТТ Vario Ultra он придает нейтрально черные оттенки изображению. Проявитель Variospeed все той же фирмы TETENAL имеет те же характеристики и поставляется как жидкий концентрат, используемый, в основном, для обработки бумаги с изменяющейся контрастностью. Neutraltyp похож по своим характеристикам на проявитель Eukobrom и придает нейтральные тона изображению на бумаге ТТ Speed и теплые тона на бумаге ТТ Vario Ultra. Как и Variospeed он поставляется только в жидком виде.

Обработка черно-белой бумаги во вращающемся бачке

Нет существенных отличий при обработке цветных и черно-белых отпечатков в машине фирмы JOBO, за исключением того, что черно-белая обработка более прямолинейна. Обработка во вращающемся бачке более эффективна, чем обработка в ванночках. Если выполняется последовательная оценка негативов, то за один раз можно экспонировать несколько отпечатков и обработать их за один цикл. Существует расхождение во мнении, стоит ли предварительно смачивать черно-белую бумагу перед обработкой. Лично я этого не делаю и никогда не сталкивался с проблемой неровного проявления.Есть смысл обработать максимально возможное число отпечатков за один цикл. Но очень важно при этом отметить время экспонирования и класс контрастности для каждого из них для того, чтобы при оценке уже высушенных фотографий вы могли внести коррективы в следующем цикле. При использовании СРЕ-2 Plus вы можете за один раз обрабатывать два отпечатка формата 20×25 см или четыре формата 13×18 см. А при использовании СРА-2 или СРР-2 вы можете обработать за раз до 6 отпечатков формата 20×25 см. Это значит, что, как правило, вы получаете шесть отличных отпечатков 20×25 см максимум за два цикла, то есть вам придется мыть и высушивать барабан только дважды. Фирма JOBO предлагает специальный корекс, предотвращающий накладывания одного листа бумаги на другой во время обработки нескольких листов в одном барабане. Он также удерживает бумагу неподвижно. Но при использовании машины СРА-2 с подъемником я никогда не использовал его и никогда не испытывал проблем потери качества. Я просто надежно закреплял бумагу в выступах в барабане.

Сушка отпечатков и их отделка

При сушке современных бумаг с пластиковой подложкой пользователи редко сталкиваются с какими-либо проблемами. Когда впервые появилась бумага с пластиковой подложкой, то при использовании в качестве сушки нагревателя, пользователи смогли получать фотографии с красивым глянцевым покрытием. Для фотоматериалов, используемых сегодня, единственным преимуществом использования нагревательной сушки является экономия времени. Лист бумаги после короткой промывки нужно пропустить между плотно прижатыми резиновыми валиками, а затем просто положить на полку на несколько минут до естественного высыхания.Фотобумага имеет волоконное строение и поэтому склонна к сворачиванию при естественном высыхании. Матовая и глянцевая бумага лучше всего высыхает между двумя листами впитывающей бумаги, прижатыми сверху грузом, чтобы она не сворачивалась. Глянцевую бумагу с волоконной основой лучше всего глазуровать. Хорошо глазурованная глянцевая бумага значительно превосходит обычную глянцевую бумагу. Технология проста и требует плоский настольный глянцеватель размером с максимально используемый отпечаток. Это устройство состоит из нагревательной поверхности, на которую нанесена хромированная “глянцевая” пластина. Между нагревательной поверхностью и пластиной проложена упругая матричная лента. Влажный отпечаток прижимается к блестящей поверхности глянцевой поверхности эмульсионной стороной вниз при помощи твердого резинового валика. Панель располагается на нагревательной поверхности глянцевателя отпечатком вверх и удерживается натянутой лентой. Через 10 минут отпечаток уже сухой, а желатин в эмульсионном слое стал глянцевым. Если на панели или на отпечатке оказалась какая-то грязь, то отпечаток, вероятней всего, приклеится к панели. Поэтому следите за тем, чтобы панель и отпечаток были абсолютно чистыми. Существует несколько способов отделить отпечаток от панели в случае его прилипания, что можно легко проделать в домашних условиях. Наиболее популярный способ – это использование 1% раствора бычьей желчи, разведенной в воде. Подержите просто отпечатки в этом растворе перед глянцеванием. Также отполируйте панель для глянцевания, что тоже предотвратит приклеивание отпечатка к ней. Для этого приготовьте 50 г воска, разведенного в литре скипидара. Мало, что может сравниться с великолепным глянцем хорошо глазурованной бумаги на волоконной основе. На протяжении многих лет, когда я был совсем молод и беден, я глянцевал свои фотографии на большом зеркале, висевшем в комнате, используя в качестве глазурирующего раствора раствор бычьей желчи. Я оставлял свои снимки высыхать естественным путем. Мне, конечно же, доставалось от родителей, но зато я получал фотографии с великолепным глянцевым покрытием.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.