Объективы большого формата. Часть 5

Оптика NIKON

nikkor 210 5.6

Объективы для большого формата известной фирмы Nikon увидеть и купить в России сложнее всех. Nikon , вероятно, считает, что достаточно его пленочных и цифровых зеркальных камер. В традиционных сводных таблицах для этой серии статей Nikon бьет рекорды по количеству неясных моментов. И все же его оптика для большого формата по праву попадает в ведущую четверку. Сейчас выпускается пять семейств объективов: Nikon Super Wide ( SW ), Nikon W , Nikon M , Nikon Telephoto ED ( T ) и Nikon AM ED Macro ( AM ). Пять серий объективов, пять неизвестных граней Nikon .

Nikon Super Wide ( SW )

Пять широкоугольных объективов семейства Super Wide не удивят фокусными расстояниями, но заставят крепко задуматься об их приобретении. 65/4.0, 75/4.5, 90/4.5, 90/8.0, 120/8.0. Все подходят для «4х5», а 120/8.0 чуть-чуть задевает «8х10». Везде используется удобная резьба под фильтры от 67 до 82 мм.

Самый интересный объектив во всем семействе – 90/8.0. Круг изображения у него точно такой же, как у 90/4.5. То есть, вы теряете только максимальную диафрагму, но выигрываете в весе и цене. Ситуация более чем не типичная. Могут сделать хорошую оптику, когда захотят!

90/4.5 – отличный выбор для интерьеров и архитектуры. Большая диафрагма облегчает съемку при пониженной освещенности, а круг изображения позволяет снимать как на «4х5», так и на «5х7». 65/4.0 больше годится для рольфильма, так как подвижки на «4х5» всего по одному сантиметру.

Nikon W

Nikon W – стандартные объективы для большого формата. Область применения универсальна. Эта оптика дает наилучшие результаты с точки зрения качества изображения. Восемь оптических шедевров от Nikon входят в эту серию: 105/5.6, 135/5.6, 150/5.6, 180/5.6, 210/5.6, 240/5.6, 300/5.6 и 360/6.5. Объектив 105/5.6 годится только для рольфильма, 135/5.6 и 150/5.6 лучше использовать для «4х5». 300/5.6 и 360/6.5 – один из лучших выборов для «8х10». Nikon бережно относится к диаметру фильтров, и почти для всех объективов у вас не возникнет проблем.

Nikon M

Легкие объективы для выездных наружных съемок представляет семейство Nikon M . Три очень компактных объектива (200/8.0, 300/9.0 и 450/9.0) симметричной конструкции максимально приближенной к стандартной оптике большого формата. Диафрагмы, конечно, далеко не выдающиеся, но кроющая способность просто великолепна. Серия напоминает Fujinon Compact и предназначена, прежде всего, для выездной фотографии.

Nikon Telephoto ED (T)

Nikon известен своими телеобъективами для 35-мм камер, поэтому неудивительно, что для большого формата он предоставляет линейку из семи объективов Telephoto ED : 270/6.3, 360/8.0, 500/11.0, 600/9.0, 720/16.0, 800/12.0 и 1200/18.0. « ED » – фирменное обозначение, свидетельствующее о применении в конструкции линз из стекла со сверхнизкой дисперсией, что позволяет существенно уменьшить хроматические аберрации.

Телеобъективы Nikon большие и, судя по всему, тяжелые. Минусом всех телеобъективов является их конструкция, которая нарушает традиции высочайшего качества большого формата. Малая кроющая способность – тоже характерная черта.

Nikon AM ED Macro (AM)

В серии макрообъективов Nikon выпускает 120/2.6 и 210/5.6, которых хватает для форматов «5х7» и «8х10» при масштабе 1:1. Как и у всех макро-объективов, конструкция адаптирована для съемки с масштабом 1:3…3:1. В предыдущих статьях уже было отмечено, что макросъемка в большом формате означает несколько другое, чем в 35-мм. Очевидно, что масштаб 1:3 на формате «4х5» соответствует съемке предмета размером 24х36 см, а на формате «8х10» – около 60х75 см. Такая «макросъемка» очень часто необходима при обычной работе с натюрмортами.

В серии макрообъективов Nikon также применяет линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией, что, однако, не гарантирует его безоговорочное лидерство в области макросъемки.


Download (PDF, 138KB)

Примечания к таблице: Размер подвижек для каждого формата указан в вертикальном (первый столбец) и горизонтальном (второй столбец) направлениях. Величины подвижек названы для «горизонтальной» ориентации кадра. Чтобы получить размеры подвижек для «портретного» сюжета, поменяйте местами величины для вертикального и горизонтального смещений. «?» – означает, что характеристика неизвестна (в скобках дается предположение). Прочерк – нет такой характеристики. Пустая клетка – подвижек для этих форматов не существует. Для макрообъективов величина подвижек дана для масштаба 1:1.

Это последняя статья, описывающая объективы большого формата современных производителей. Основная информация, которая, я надеюсь, полезна практикующим фотографам, содержится в таблицах. Так что лучшие выводы вы сделаете сравнивая таблицы.

Что же предпочесть из почти ста объективов Fuji , Nikon , Rodenstock и Schneider – Kreuznach ? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Одно несомненно: выбрав любой из описанных современных объективов вы вряд ли разочаруетесь в его характеристиках, кроме цены. Да, в эпоху цифровой фотографии отдавать $1000-1500-2000-3000 за один объектив непросто, так как в другую руку можно положить Canon 350 D / Nikon D 70 – Canon 20 D / Minolta 7 D – Canon 1 D Mk II (ну, почти). И, как свидетельствует статистика продаж, большинство фотографов делают выбор в пользу цифровых зеркальных камер. Например, Canon EOS 300 D продается со скоростью около 100 000 (!) фотоаппаратов в месяц. Похоже, что годовой объем продаж всех объективов для крупноформатных камер ниже этой цифры.

Единственное, что я хотел бы написать в самом конце, касается подержанных объективов. Если вы не считаете возможным купить новый объектив, купите бывший в употреблении. Очень часто это разумный выход, тем более, что качество оптики для большого формата в последние 25 лет весьма высоко.

При подготовке этой статьи было предпринято все возможное, чтобы исключить опечатки и неточности. Тем не менее, я допускаю возникновение неточностей в информации, как из-за меня, так и по независящим от меня обстоятельствам. Я также сообщаю, что не являюсь представителем каких-либо фирм, реализующих оптику Nikon для крупноформатных камер, и не действую в их интересах. Единственными целями, которыми я руководствовался – это предоставить наиболее полную информацию об объективах и способствовать популяризации большого формата в России и русскоязычном мире.

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала средний формат

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.