Карл Карлович Булла

Текст:Екатерина Елизарова
По свидетельствам историков, именно в адрес основоположника жанра репортажной фотографии, портретиста Карла Карловича Буллы «Русский фотографический журнал» впервые использовал эпитет «известный». «Всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время — при своём искусственном свете», — так одно из рекламных объявлений характеризует Карла Буллу — крупнейшую фигуру русской истории рубежа веков.

Карл Карлович родился в Пруссии 26 февраля 1855 года в купеческой семье. В 10-летнем возрасте он устроился на работу на предприятие по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюнант» в качестве посыльного, затем стал лаборантом и, наконец, учеником. Он быстро усвоил основы создания фотопластинок и через несколько лет открыл собственное фотоателье. За молодым фотографом скоро закрепилась слава великолепного портретиста, и его лаборатория на Садовой улице приобрела большую популярность у столичной публики. Портреты в его исполнении отличались нехарактерной для той эпохи естественностью. Как вспоминают очевидцы, Булла стал первым фотографом, который просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!».

Демонстрация на Марсовом поле 18 июля 1917 г

Этого «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею» знали многие. Он не пропускал ни одно общественное мероприятие в Петербурге и был известен своей оперативностью. В своём объявлении он указывал, что «всегда подготовлен к выезду».

Русско-японская война. Русские солдаты в окопах, 1904-1905 г

Его работы публиковали известные издания: «Нива», «Столица и усадьба», «Огонёк», «Петербургская жизнь», «Die Woche», «Illustrirte Zeitung», «Illustration». В 1886 году Булла получил официальное разрешение на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей». У него было право снимать всевозможные официальные церемонии, уличные мероприятия, революционные манифестации, заседания Государственной Думы. Карла Буллу считают основоположником жанра фоторепортажа, именно благодаря ему сохранились документальные свидетельства отечественной истории. Также, он является автором портретов многих известных деятелей русской культуры, артистов, политиков. Отличительной чертой характера Карла Карловича была его потрясающая коммуникабельность: он без труда мог разговорить и расположить к себе незнакомых людей.

Карл Булла и Лев Толстой, 1901 г

В 1910 году за цикл фотографий сиротских домов Карлу Булле было присвоено звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга, которое переходило и его сыновьям: Александру и Виктору. Он — обладатель престижных званий, таких как: Поставщик двора великой княжны Марии Павловны, официальный фотограф Императорской Публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского пожарного общества, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Фотограф Императорского двора, Фотограф Санкт-Петербурга. Ему была присуждена награда «Крест румынской короны» и персидский «Орден льва и солнца».

Начало полета, 1904-1905 гг.

Карл Булла всегда вёл активную общественную жизнь: был участником первой в России фотографической выставки в Петербурге в 1888 году, Франко-русской художественно-ремесленной и кустарной выставки в Петербурге в 1899 году, Международной выставки в Дрездене в 1909 году, Второй Международной выставки журнала «Фотографические новости» в 1912 году и Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге в 1914 году.

Николай II в своем кабинете в «Охотничьем домике», 1901 г

Последняя фотомастерская К. Буллы, оборудованная по последнему слову техники, распологалась на Невском проспекте в Петербурге, и пользовалась огромной популярностью жителей. В наше время фотосалон реконструирован, и открыт как музей, в котором хранится множество документов и старейшее фотооборудование.

Детская клиника, 1913 г

Любовь к фотографии он сумел привить и своим сыновьям — Виктору и Александру. Они помогали отцу по работе в фотомастерской, а в 1917 году он передал им своё фотографическое дело, а сам уехал в Эстонию, где и провёл посление годы жизни. Виктор Булла впоследствии стал мастером репортажных фотографий, а Александр специализировался на фотосалонной съёмке.

Творческое наследие фотографа составляет около 230 тысяч негативов фотографий. Сейчас они хранятся в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Эрмитаже, Российской национальной библиотеке и Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Похожие записи