Карбон: введение в процесс углеродной печати

Карбон: введение в процесс углеродной печати
November 21st, 2011

Углеродная печать (или carbon transfer printing, далее просто – карбон) это процесс, в котором используюется свойство желатиновой пленки, пропитанной бихроматом (аммония или калия), твердеть под воздействием ультрафиолетового излучения. Принципиальное отличие карбона от гум-бихромата в том, что латентное изображение проявляется не на той основе, где производилось экспонирование, а после переноса на окончательную основу; отсюда и “transfer” в названии процесса. Есть два основных вида углеродной печати: процесс с однократным и процесс с двухкратным переносом. Далее речь пойдет о варианте процесса с однократным переносом изображения.

Исторически карбон один из самых старых и долгоживущих альтернативных процессов. Изобретен он был в 1864 году, использовался затем довольно широко до 50-тых годов 20-того века. Слово “карбон” в названии проиcходит от черного пигмента – ламповой сажи (которая состоит из частичек углерода), изначатльно применявшегося в этом процессе. Преимуществами карбона является возможность использовать абсолютно любой пигмент; тональная кривая с очень длинным линейным участком и короткой “пяткой”; долговечность полученных отпечатков; очень высокое разрешение получаемого изображения, которое ничем не уступает традиционной серебряно-желатиновой печати. Отдельно надо сказать о уникальном качестве углеродного отпечатка – изображение имеет четко различимый рельеф, это объясняется разностью в глубине, на которую проникает УФ излучение в желатиновую пленку: в светлых областях изображения высота рельефа минимальна (вплоть до нуля, где обнажается основа) и в темных областях рельеф имеет максимальную высоту (которая зависит от рода пигмента и его количества в пленке). Так же разные плотности пигмента дают заметно разную текстуру, что придает изображению необычно объемный характер.

Список того, что понадобится:

  • Желатин
  • Пигмент
  • Бихромат аммония или калия
  • Изопропиловый спирт
  • Этиловый спирт или ацетон
  • мерные стаканы
  • мягкая, плоская кисть
  • валик или каплесниматель
  • кусок стекла или пластика.

Процесс состоит из следующих этапов:

Приготовление желатиновой пленки.

Один литр эмульсии готовится в следующем порядке:
– В сосуд налить 850 мл воды комнатной темперауры.
– В воду насыпать 100 грамм желатина (обычного пищевого) и перемешать. Оставить осесть на 10-15 минут.
– Затем сосуд поставить на водяную баню ~40-50 градусов и подождать пока желатин полностью растворится
– Добавить 50 грамм сахарного песка (он выполняет роль пластификатора) и мешать, пока сахар не растворится
– Добавить в раствор пигмент – акварели в тюбиках ~15-20 мл или акварели в кюветах – 3-4 кюветы на литр и тщательно перемешать.
– Затем залить в раствор ~50 мл изопропилового (если нет, то этилового) спирта – он нужен чтобы уменьшить количество пузырьков.
– Долить воды до 1 литра и оставить эмульсию на водяной бане как минимум на час, чтобы повыходили пузырьки.

В качестве основы для пленки удобно использовать тонкий пластик (полипропилен) или монтажную пленку. Идеальный вариант – синтетическая бумага. Важно, чтобы температура в комнате была не ниже 20 градусов. Для работы нужна тщательно выровнянная поверхность – в противном случае не получится обеспечить равномерную толщину пленки. Количество эмльсии рассчитывается в зависимости от желаемой толщины. Например для слоя в 1 мм на отпечаток 18х24 см будет нужно примерно 45 мл. Эмульсия наносится на основу тремя способами:

– В простешем случае просто наливаем эмульсию в центр листа и быстро распределяем пальцами или гребнем по желаемой площади. При этом практически невозможно контролировать толщину пленки. Поэтому лучше сразу попробовать следующий способ:

– Подложка кладется на лист оцинвованного железа. Вокруг укладывается рамка из магнитного винила нужной толщины (бывает 0.7, 0.9, 1.4 мм). Эмульсия наливается в центр и распределяется гребнем по всей площади. Рамка не дает эмульсии растечься за пределы нужной области.

– Предидущий способ можно улучшить, если вместо гребня для распределения эмульсии использовать железный стрежень, нагретый до 40-50 градусов цельсия. При этом эмульсия наливается ближе к одному из краев листа, а стержень затем прокатывается от края до края, распределяя эмульсию и плавя верхний слой желатина. Таким образом можно получить гораздо более ровную и сводобную от пузырьков поверхность.

Пленка сохнет от 5-6 часов (в теплом и сухом месте) до 2-3 суток. Высохщая пленка может храниться очень долго и не требует того, чтобы ее сразу использовали.

Подготовка финальной основы.

В качестве финальной основы можно использовать любой материал, обладающий достаточной стабильностью размеров при длительном замачивании в воде: акварельную или обычную плотную бумагу (ее нужно дополнительно покрыть слоем желатина или акрилового полимера), отфиксированную фотобумагу (RC или FB) или синтетическую бумагу YUPO.

Отфиксированная фотобумага – самый простой и надежный вид финальной основы. Синтетическая бумага вообще не требует специальной одготовки, но довольно дорога и ее может быть сложно достать.

Для покрытия обычной или акварельной бумаги можно использовать либо %5 раствор желатина (50 грамм обычного желатина на литр воды + 5 мл 40% формальдегида для фиксации) либо акриловый полимер (водорастворимую краску) разведенный 1+1 с водой. В любом случае нужно будет производить покрытие 2-3 раза, в с полной сушкой в промежутках, чтобы получить равномерную и гладкую поверхность.

Сенсибилизация пленки растоворм бихромата

Перед экспонированием желатиновую пленку нужно пропитать раствором бихромата. Сила раствора определяет контраст – чем выше процентаж бихромата, тем ниже контраст. Оптимально сначала пробовать 4% раствор, затем менять концентрацию в зависимости от результата печати. Сенсибилизацию нужно проводить при свете лабораторного фонаря (янтарного достаточно, красный – перебор) или при слабом свете ламп накаливания.

Простейший способ сенсибилизации это погрузить пленку на основе целиком в кювету с бихроматом и неторопливо агитировать в течении 3-4 минут. Затем вынуть пленку, дать стечь излишкам бихромата и повесить сушиться. Полностью пленка высохнет за 2-3 часа, это время сильно зависит от температуры и влажности в помещении.

Более экономный и быстрый способ сенсибилизации – нанесение смеси раствора бихромата и растворителя в соотношении 1+1 на пленку с помощью кисти. Этот метод очень экономичен (не нужно сливать в канализацию литры раствора бихромата) и пленка сенсибилизрованная таким способом сохнет за пол-часа.

В качестве растворителя можно использовать этиловый спирт или ацетон. Ацетон (если вы можете его достать) подходит и для бихромата калия и для бихромата аммония. Если ацетона нет, то нужно помнить, что бихромат калия не растворяется в этиловом спирте и нужно использовать бихромат аммония. Т.к. смесь делается в соотношении 1+1, то раствор бихромата надо брать двухкратной силы в зависимости от желаемой концентрации (4% если нужен раствор 2% и т.д.)

На один лист 18х24 нужно примерно 8 мл смеси. Смесь надо наносить в два захода, с промежуточно сушкой. Кисть лучше использовать плоскую синтетичесекую 4-5 сантиметров шириной. Сам процесс нанесения такой – смачиваем кисть в воде, стряхиваем излишек влаги, выливаем нужное количество на центр листа и начинаем распределять бихромат по поверхности плавными движениями кисти. Работать кистью надо до тех пор, пока на поверхности эмульсии не перестанут собираться капли и она не станет липкой на ощупь.

Экспонирование под источником УФ излучения.

Сенсибилизированная бихроматом пленка имеет максимальную чувстивительность где-то в районе 350-400 нм. Время экспонирования сильно зависит от вида эмульсии, силы раствора бихромата и типа ламп. В моем станке стоят 6 17 ваттных ламп Silvania BL-350 и среднее время экспозиции ~10 минут.

Перед экспозицией надо позаботиться, чтобы между краем экспонируемой области и краем желатиновой пленки был обеспечен безопасный зазор (маска) в 1,5-2 сантиметра шириной. Он нужен для того, чтобы предотвратить отрыв краев изображения при проявке в теплой воде.

Так же надо обязательно убедиться, что пленка полностью высохола – в противном случае пленка может прилипнуть к негативу и разделить их может быть очень проблематично, вплоть до того, что может быть повреждена эмульсия на негативе. Избежать этого можно, проложив лист майлара (или хотя бы монтажной пленки) между желатиновой пленкой и негативом.

Перенос латентного изображения на финальную основу.

После экспонирования пленка и финальная основа замачиваются на 30-40 секунд и приводятся в контакт друг с другом под водой. Затем сэндвич из финальной основым и пленки вынимается из воды, укладывается на ровную поверхность и тщательно прокатывается валиком или каплеснимателем, чтобы удалить лишнюю воду и выдавить воздух между финальной основой и ланентным изображением. Давление должно быть не сильным и равномерным. После этого сэндвич накрывается бумажным полотенцем, поверх кладется лист стекла или пластика, а сверху ставится небольшой груз (я ставлю пятилитровую бутыль с дистиллятом). Минут за 20-30 латентное изображение должно полностью перейти на финальную основу.

Проявка латентного изображения на финальной основе.

По истичении 20-30 минут сендвич из финальной основы и экспонированной поленки вынимается из-под груза и помещается в теплую воду (температура ~40С). Через 4-5 минут незатвердевший желатин начент плавиться. Теперь нужно аккуратно разделить финальную основу (на которой теперь находится изображение) и подложку пленки: тянуть нужно равномерно и не сильно, если сэндвич не желает разделяться (что возможно если пленка была переэкспонированна или вода остыла), долейте горячей воды и дайте желатину сильнее растаять. После разделения вы скорее всего не увидите сразу изображения, оно будет скрыто под массой тающего желатина. Далее финальную основу с изображением продолжают промывать в теплой воде, пока весь незатвердевший желатин не растает. Лист нужно периодически вынимать из воды, чтобы дать стечь тающему желатину. Агитировать нужно не агрессивно и следить за температурой воды: если она опускается ниже 40С, то желатин тает заметно медленней. После того, как весь желатин растаял, отпечаток нужно промыть пару минут в прохладной воде, чтобы рельеф изображения застыл и повесить сушиться. Если на финальной основе остался оранжевый оттенок от бихромата, то можно погрузить отпечаток в ванну с 3% раствором бисульфита натрия или метабисульфита калия на 5-10 минут.

Все вышеописанные действия занимают где-то час, без учета переывов на сушку и перенос для одного отпечатка.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.