Краткая история новой аналоговой тюменской фотографии

Краткая история новой аналоговой тюменской фотографии

История новой аналоговой тюменской фотографииИстория новой аналоговой тюменской фотографии началась с 2010-го года. Именно тогда Игорь Ковалёв, на тот момент председатель тюменского отделения союза фотохудожников и тюменского клуба «Фоторегион» , движущая сила тюменской фотографии того времени, прекрасный человек и очень сильный фотограф, сделал первую публичную аналоговую лабораторию в городе.

На сайте nashgorod.ru (Игорь там под ником GhostFish) в теме форума «Лаборатория мокрого процесса» есть объявление от 3-го марта 2010-го года об открытии лаборатории ручной печати и наборе группы обучения. Поэтому, можно эту дату считать за ДР современной тюменской плёночной фотографии.

Лаборатория располагалась в бывших тюменских кино-фотомастерских в подвале дома по улице 30-лет ВЛКСМ.  Несмотря на то, что несколько раз переносили начало обучения, оно всё-таки состоялось. В сети сохранились первые современные плёночные снимки, которые интересны не только сами по себе, но и их авторами. Среди первых плёночников был  Алексей Казанцев  и Дмитрий Ткачук. Алексей — это создатель фотостудии «Воздух», которая в свое время задала тон и направление развитию всей студийной фотографии города. Дима же, на сегодняшний момент самый титулованный и перспективный документальный фотограф Тюмени с публикациями в международных изданиях и множеством наград.

Личность человека под ником Vincent, к сожалению,  нам не известна.

Vincent

 

Дмитрий Ткачук

 

 

Алексей Казанцев

Мастер-класс по ручной печати также был следом проведен. Виталий Нестеренко, один из опытнейших современных тюменских печатников, работавший и в альтернативных технологиях, читал теоретическую часть.

Ещё один интересный момент: на сайте nashgorod.ru в группе «Альтернативная фотография», тюменцы (всё те же и не многочисленные) делились своим опытом печати альтернативными методами, выкладывая в сеть свои первые отпечатки: цианотипы, бромойль и гумми-принты. Самым активным среди них был как раз Виталий Нестеренко.

Альтернативная фотография Виталия

Николай Сульженко, сегодняшний председатель тюменского фотоклуба «Фоторегион», тоже попробовал свои силы в альтернативных технологиях.

История новой аналоговой тюменской фотографии

бромойль Н. Сульженко

Цианотипы И.Ковалёва

 

Все снимки датируются 2010-ым годом. Нельзя не вспомнить человека под ником «бандерснатч» (он же Михаил Калянов, опытный журналист и фотограф), самого злостного тролля (это почти официальное звание, конкурс был) во всех фотографических ветках форума.

 

К сожалению, не проработав и год, из-за отсутствия интереса тюменцев лаборатория была закрыта, но история только начиналась.

История новой аналоговой тюменской фотографии

Первый плёночный негатив сделанный в Печатниках. Скан на обычном планшетном сканере. Курганская область, с. Звериноголовское, 2012 г.

Куратов Никита, основатель Печатников и КАДФ, снимавший в это время уже на плёнку, наткнулся на ветку форума «Лаборатории ручной печати» и сделал там запись за 10 апреля 2011 года в 22:57, выразив желание тоже попасть на курсы ручной печати. Так как лаборатория Игоря Ковалёва уже не работала, было получено предложение от Виталия Нестеренко посетить его домашнюю (очень недурную) лабораторию. Пробыл в лаборатории в два раза больше запланированного времени и получил такой багаж впечатлений, что решил возродить аналоговую фотографию в Тюмени, на три года совсем забросив цифру. Так и появились те самые Печатники.

Лаборатория Печатников была построена в тех же самых бывших кино-фотолабораториях на 30 лет ВЛКСМ, где и первая лаба Игоря. С той лишь разницей, что нам пришлось делать капитальный ремонт помещения, которое в свое время было затоплено (причём еще до Игоря в 2008 г.). Под линолеумом, брошенным на рубироид, который в свою очередь лежал просто на земле, была такая плотная грибница плесени, что казалось, еще пару лет, и она проэволюционирует и уползёт из этого грязного места.  Нами была сделана новая электрика, сантехника, щели стен были выдолблены и зацементированы специальным влагостопом, стены и потолок выкрашены, пол был также залит (в старой версии его не было совсем). В конце августа 2012 г. Печатники были открыты и проработали больше трёх лет.

История новой аналоговой тюменской фотографии

Создание одно из первых тюменских амбротипов. За работой Драчёв. 2014 г.

Что там только не делали: перепробовали почти все проявители, горы техники прошли через наши руки, занимались многими технологиями, варили сами эмульсию, с помощью Сергея Драчёва, преподавателя из колледжа искусств, сделали первый наш амбротип, делали выставки, учили людей, коих через нас прошло достаточно. Развиваться дальше на той площадке уже было невозможно, тем более пришло понимание, что аналоговая фотография — это не только классное хобби, но это еще и мощный арт, который не может существовать в обществе с низким уровнем визуальной культуры, да и цифра на тот момент вышла на свой пик развития и дала отличный повод вернуться и к ней (хотя аналог — наша любовь). Так появился новый наш проект КАДФ 8X10, на открытие которого ушло около двух лет.

Интересно, что параллельно с нами другой инициативной группой была также попытка приучить тюменцев к другой фотографии к плёнки и ломографии. Была у них группа в соц. сети LomoTMN и ONFILM, но долго они не прожили из-за пресловутого недостаточного интереса.

История новой аналоговой тюменской фотографии

Полка в магазине с плёнками от ONFILM. 2012 г.

Из «интервью» с одним из первых плёночников современной Тюмени Ильёй Рам.

Привет! уфф, долго писать)) в 10 году вроде задумались о ЛОМО, разузнали про их представительство в Питере, подписали договор и стали делать закупки с Ромой Афанасьевым. Все переговоры вел Рома, я больше занимался организацией процесса. Провели презентацию, люди немного зашевелились, тогда тема была на слуху и актуальна. Но со временем стало ясно, что подход не тот и масштаб сильно мелкий. Но все равно мы делали акции, в интернете, поучаствовали в выставке, организовали ломо выставку с ломостеной. Неравнодушные люди постоянно появлялись, так познакомились с Максимом Звонаревым, который предложил делать свою химию для проявки, а позже и проявку. На тот момент, мы с Ромой уже не находили общего языка и поэтому разделили направления, он забрал Ломо, я с Максом направление проявки и продажи пленки (назвались on-film). Так просуществовали еще полгодика, ЛОМО сошло с дистанции еще раньше. Понятно было, что это скорее хобби, а всем хотелось и денег зарабатывать. Времени уходило на это дело много, а отдачи никакой, тем более, что интерес был не так высок, как ожидалось. Вот и решили прикрыть лавочку.

История новой аналоговой тюменской фотографии

Плёночное противостояние, плёночная война, аналоговая битва.

Интересное произошло позже, когда мы уже уезжали из наших старых помещений, Сергей Снигирёв, который к нам присоединился почти на заре строительства Печатников, остался на старом месте. Он возродил активность группы ON-FILM и стал называть нашу старую лабораторию так же, готовит химию, продаёт её под этим же брендом. Всё нормально вроде. При написании этой статьи захотелось посетить эту группу, и выяснилось: БАН НАВСЕГДА! Даже телефонный звонок не дал каких-нибудь разъяснений.

Стоит упомянуть очень интересный магазин ЭМ-ФОТО, который торгует комиссионной плёночной и цифровой техникой, где можно найти очень интересные образцы за вменяемые деньги, где эти образцы можно потрогать, и на них есть двухнедельная гарантия, где продают свежую фотоплёнку и химию (от нового ON-FILM кстати).

Те немногие, кто поднимали фотоплёночные технологии в Тюмени, хоть и бросили этим заниматься, но оставили очень серьёзный след в истории фотографии города.

PS: Игорь Ковалёв не только бросил аналоговую фотографию, но фотографию вообще. Аргументируя тем, что она ни в Тюмени, ни в России никому не нужна (к сожалению, он до сих пор прав). Бросил и занялся аналоговым же звуком. На сегодняшний момент он основной мотор местного движения виниломанов, которые каждое воскресенье собираются для обмена и продажи пластинок. Есть группа в FB, у которой насчитывается 8000 участников.

Похожие записи