Фотопортрет. История больших форматов. #2

форматный портрет

Автор снимка Анатолий Степанов. Печать в лаборатории КАДФ «8×10».

Уже писали, что наконец-то воплотили в жизнь свой давнишний план по печати большого и очень большого отпечатка. Напечатали большой фотопортрет. Сегодня, когда подходит к концу тяжёлый и трагичный 2016 год, мы заканчиваем доводить до ума технологию печати метровых ручных отпечатков и выводим в коммерческое плавание, хоть удовольствие это не из дешёвых, оно того стоит. Сегодня мы отпечатали снимок 100×120 см. Автор распечатанного снимка –  Анатолий Степанов, один из интереснейших авторов нашего города.

 ФОТОПОРТРЕТ. НЕЛЁГКИЙ ПУТЬ.

При сегодняшней печати произошёл небольшой конфуз, несмотря на то, что фотопортрет удался.  Как видно на фотографии, проекционная рама вертикальная, значит и кадр должен быть вертикальным. Это сделано из того расчёта, что рулонную плёнку при повёрнутой голове увеличителя Durst L 1200, больше никак не положишь. С форматными листами всё тоже было решено. Форматные листы в негативной рамке можно по разному укладывать. Как-то, ещё пару лет назад, при печати на этом прекрасном фотоувеличителе, при попытке положить форматный лист  в “портретной” ориентации, у нас неожиданно начало на проекции резать края. Хотя конструкция рамки не просто позволяла, но была явна сделана для разной ориентации большого негатива (там есть специальные пазы для углов кадра). При тщательном изучении конструкции увеличителя, была обнаружена прямоугольная жёстко-закреплённая уже маска после негатива. При попытке открутить болты, они двинулась и с лёгкостью вышла через специальную фронтальную щель. В мануале даже на картинках такого не было. Это было второе удивительное открытие у этого увеличителя.

Первое, это опять же, случайно обнаруженная при протирании пыли с головы увеличителя подсветка шкал фильтров.  До этого пол-года приходилось подсвечивать сотовым и несправедливо думать, что итальянские инженеры – профаны. Когда крышка подсветки сдвинулась – это было просто озарение и свет – сродни божественному. Весь вечер любовались.

Подобное чудо случилось только через два года, когда Александр Толстоухов показал нам, зачем металлическая часть шибера покрашена в разные цвета. Вытащил, проэкспонировал, перевернул чёрной стороной. Записывать не надо и запоминать….

durst-l1200

Страница из руководства пользователя увеличителем Durst L1200. Показана разборная шахта.

Вертикальная рамка. Переворачиваем негатив и маску в “портретное” положение. Светим – режутся края. При первом разе, мы на это не обращали внимания. Забили попросту. Много других задач было. Поэтому Галя на первом тюменском аналоговом метровом портрете квадратная…  Успев уже расстроиться, что дорогая во всех отношениях рамка была не до конца продумана, сели разбираться. Грешить на инженеров не стали и в глубине памяти, что-то маячило. Светопроводящая  шахта Femobox 450 на выходе прямоугольная и явно режет кадр она. Взяли отвёртку и как удар по голове. Есть специальная задвижка, повернув которую сердцевина вынимается, поворачивается, вставляется и задвижка ставится на место. Слава инженерам Durst. Теперь с лёгкостью можно печатать снимки до двух метров по длинной стороне.

Осталась ещё пара технических задач при печати портретов такого размера, но там больше удобства, чем повышения качества. Одно из них параллельность плоскости проекции и плёнки. Вспомнили как пытались решить эту проблему еще в “Печатниках”. Ставили Durst L138 на рельсы. Был специальный заказ на сварку и выложена в старой лабе “взлётка”. Мы не ищем лёгких путей.

ФОТОГРАФИИ. СТАРОЙ ЛАБЫ “ПЕЧАТНИКИ”.

Этот увеличитель, который был продан за копейки (сумма правда за несколько десятков тысяч рублей), хоть и куплен за столько же, но был полностью приведён в рабочее состояние, почищен, заклёпан, заменены лампы подсветки и вся электрика в том числе и блок питания. При переезде пришлось продать. Но как было приятно увидеть его в московской творческой студии “Darkroom Studio” при деле. Это был тот самый punktum Роланда Барта из книги “Camera lucida”, укол, который заставил надолго остановиться на фотографии. Мы его из миллиона дурстов узнаем!

ФОТОГРАФИИ МОСКОВСКОЙ СТУДИИ

Похожие записи