Идеал красоты в философском аспекте

«Соответствие своему назначению – сущность  всякой красоты, без него красоты не бывает»

Леопарди

 

Красота – очень емкое понятие. Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова[1]. Сергей Иванович Ожегов даёт такое  толкование этому слову  “Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение”.

Идеал красоты в философском аспекте

Идеал красоты в философском аспекте

В своей работе я хотела бы предложить Вашему вниманию некоторые аспекты понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и в современном мире. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных  ценностей красоты в разные исторические эпохи с точки зрения философии. Большинство из Вас скажет, что красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. И будут правы. Я полностью разделяю эту точку зрения. Но нельзя не отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический. Восприятие человека по его внешности – самый древний и до сих пор самый распространенный метод его оценки. Как утверждают психологи, впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и лишь 8 -10 % мы черпаем из слов собеседника (10, 118).

 Хотим мы того или нет, но красота выступает одним из самых важных критериев, по которым мы оцениваем других людей, поэтому так важно разобраться, из чего складываются наши представления о ней. Соотносится ли внешняя привлекательность с психологическими качествами человека, влияет ли на суждения о нем, и как людям, не обладающим параметрами топ моделей, нужно относиться к своей внешности? Каждый человек на свете хочет быть красивым – каждый, будь то молодой человек или старик, мужчина или женщина. Видимо, стремление к физической красоте укоренено в человеческой душе очень глубоко. Общий показатель красоты – гармония, или пропорциональность.Почему же физический облик так важен для нас? Почему для нас так важно быть красивыми? С точки зрения антропологии, тяга к красоте – это один из первичных инстинктов человека. Мы хотим быть красивыми потому, что красота представляет своему обладателю преимущество в борьбе за выживание.  Часто, красота – это совершенство. Хорошие стихи, мастерски написанная музыка, блестящая научная теория, талантливые художественные полотна, как правило, прекрасны. Их восприятие доставляет людям наслаждение.Никто, наверное, не установит, когда человек через накопленный опыт восприятий и впечатлений, понравившихся форм, пришел к некоему идеалу красоты, которое закрепило и развило в нем эстетическое чувство прекрасного. В науке с момента ее появления ведутся споры о врожденности или приобретенности человеческой способности эстетически воспринимать окружающий мир. Наверное, только глубоко верующий человек может узреть в возможности видеть прекрасное – дар божий.  « Получается, если исходить из известной истории человечества, что и биологическая, естественная природа эстетического, о которой говорили многие естествоиспытатели,  не объясняет появление у человека эстетических способностей »(7 , с.197). Уместно предположить, что идеал красоты, в том числе внешности человека – продукт отчасти искусственный, созданный человеком, а значит, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.

 

Глава 1.  Понятие красоты (прекрасного)

Разные суждения философов о красоте подтолкнули меня  к размышлению:  «Что же такое красота?» Согласно Большой советской энциклопедии, красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность она отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что связана с определенной чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению. Наверное, человек всегда задавался вопросом, почему в одних случаях он волнуется или испытывает чувство радости от того, что видит вокруг себя, а в других остается безучастным. Внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Любопытную теорию понимания красоты выдвинул писатель Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». Его произведение можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо понимание красоты получает в нем рационально – разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами героя Ефремов утверждает, что красота – «наивысшая степень целесообразности» (6, 71). Иными словами, наиболее красивым кажется нам то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом. Как понятие о прекрасной жизни у каждого народа свое, так свое и представление о красоте человека. Тем не менее, у каждого народа прекрасная женщина – это царица жизни, и человеческий идеал представляется всем народам в образе женщины – матери.

1.1.  Материнство и красота

Красота женщины, как и мода, – понятия преходящие: со временем старых кумиров сбрасывают с пьедестала, на их место сажают новых. Красота женщины, ждущей ребенка, – это вечное понятие. Скоро, заглянув в зеркало, вы увидите уже не женщину с хорошей прической, на которой неплохо сидит блузка и юбка, вашим глазам предстанет другая женщина, озаренная внутренним светом, – она будет прекрасна сама по себе, прекрасной ее сделает ее тайна. Слышали ли вы, что беременная женщина становится красивее, чем она была до беременности? Как можно стать красивой, не обладая идеальными пропорциями? Сознание того, что у вас внутри растет человек, делает вас в тысячу раз прекраснее самой красивой женщины мира. В ваших глазах отражается весь мир, вы открыты для мира, вы хотите поделиться своим счастьем, вы – родительница, вы – создательница, вы становитесь похожи на таинственную и загадочную Мадонну. Это и есть истинная красота – красота женщины, ожидающей ребенка. 

Красота – это Природа, достигшая совершенства.
О’Генри

1.2. Красота  – это Природа, достигшая совершенства

Несомненно: венец и творец Красоты — Природа. Но Природа бездеятельна. Язык природы суров и сложен и далеко не всем доступен. Вот потому-то, чтобы рассказать о самой себе, чтобы явить человеческому роду образ своей завершенной Красоты, Природа создала Женщину. Красота приходит в мир в телесном и духовном облике Женщины. Как и Природа, Женщина стихийна. Как и Природа, Женщина многообразна и таинственна, изменчива и говорлива. Даже в кошачьей гибкости фигуры и удивительной живучести, в умении скрывать злые намерения под ласковым видом я вижу равенство Женщины с Природой. Женщина творит и сохраняет Жизнь вопреки стремлению всех дьявольских сил уничтожить ее.

Глава 2.  Этническое понимание красоты

Власть красоты испытывали народы, века, эпохи. У разных народов существовали самые разные понятия о женской красоте. Например, древнерусские красавицы чернили зубы и румянили щеки свекольным соком.

Индейцы майя зажимали черепа новорожденных, пока эти черепа не приобретали формы огурца. Таков был местный идеал красоты. Известны находки искусственно деформированного женского черепа и на территории Западной Европы. Некоторые из находок датируются 11-13 веком н.э. Имеются упоминания в литературе(8, 426), что во Франции 18 в. деформации черепа подвергали детей представителей среднего класса. Цель – придать облику человека аристократичность. Для прекращения подобных действий потребовалось вмешательство властей.

Знатным китаянкам с раннего детства туго бинтовали ноги, отчего те становились похожими на копыта. «Ножки – лотосы» служили пропуском в высшее общество, зато их обладательницы едва могли сделать самостоятельно десяток шагов.

Уродование ног вышло из моды только после революции 1911 года. Другим признаком аристократок были длинные (до 40 см.) ногти, на которые надевали специальные серебряные футляры.

Часто идеалом невесты считалась чрезвычайная тучность – признак достатка. У племен Сахары откармливанием невест занимались все члены семьи, которые ежедневно впихивали в девиц огромное количество пищи и молока, а чтобы жир равномерно распределялся по телу, массировали невесту специальной деревянной колотушкой. В итоге невеста достигала к свадьбе до 150 кг, не могла самостоятельно ходить, и ее везли на верблюде. Этот обычай полностью не изжит до настоящего времени. Во многих африканских королевствах вплоть до 20 века чиновники и приближенные короля носили накладные животы, если не имели собственных. Худосочный чиновник уже одним своим видом вызывал недоверие, и даже презрение простолюдина. У южно-африканских бушменов красота сосредотачивалась в ягодицах, которые при помощи специальной диеты и упражнений доводили их до громадных размеров (рекорд – 2 метра в обхвате).

Известны многочисленные примеры пирсинга. Племена Африки, Южной Америки, Океании носят в ушах и других частях тела богатый ассортимент украшений. На островах Индонезии женщины чернили зубы при помощи краски и обтачивали их пемзой, делая острыми. У суданского племени нуэр девушкам перед свадьбой зубы выбивали, чтобы подчеркнуть их новый статус. Перечень абсурдных, с  моей   точки зрения, эталонов  прекрасного можно еще  долго продолжать. Самый известный из подобных примеров искусственного формирования тела – удлинение шеи с помощью медных колец женщинами Бирмы. Надевая каждый год по кольцу, их шею растягивали до 40 см. Женщина с короткой шеей считалась уродкой и не имела шансов выйти замуж. Большинство подобных традиций уходят корнями в глубокую древность и связаны со своеобразным пониманием красоты и установившейся местной моды.

Примечательно другое. Американские ученые провели ряд опросов, в ходе которых жителям восточных и африканских стран показывали фотографии девушек, которые признаны красавицами по европейским стандартам. И обнаружили, что представители неевропейской культуры тоже считали их привлекательными. Но если мы имеем дело с некой биологической особенностью человека – должны быть определенные каноны для жителей большинства народов. Как же тогда объяснить опыт с фотографиями? Предположим, что существует биологическая природа понимания красоты.

Глава 3.  Красота и биология

«Каждая красивая  линия, форма, сочетание – это целесообразное  решение, выработанное  природой за миллионы  лет естественного отбора или  найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть  наиболее    правильного.» (6, 111).

Итак, что же есть та объективная реальность, которая воспринимается нами как безусловная красота, воспринимается каждым, без различия пола, возраста, национальности? Все дело в эволюционной целесообразности – такого мнения придерживаются многие исследователи.

Другим претендентом на универсальный признак красоты является симметрия фигуры и лица. Десятки исследований показывают, что чем симметричней тело и лицо, тем боле красивыми они выглядят в глазах людей. Причина в том, что симметрия частей тела напрямую зависит от синхронной активности генов, определяющих развитие человека. Если эти гены работают, несмотря на все неблагоприятные последствия окружающей среды, значит, и весь геном человека можно назвать хорошим. И наоборот. В животном мире эта закономерность тоже прослеживается. Птицы, например, выбирают себе партнеров с более симметричным расположением перьев в хвосте. У особей с симметричными формами обнаруживается более сильная иммунная система. Вполне можно оценить и человеческую привлекательность с помощью формул. Золотое сечение – один из математических методов описания  строения живых тел. Это такое деление отрезка на неравные части, при  котором весь отрезок так относится к большей части, как большая к меньшей. Если весь отрезок принять за единицу, то соответствующие части равны приблизительно 0.618 и 0.382. Универсальность золотого сечения была использована американским ученым Стивеном Марквардом для создания самого красивого лица. Ученый считает, что в мозгу любого человека уже встроено представление о некоем идеальном лице. Я подготовила несколько примеров, иллюстрирующих его теорию.

Предлагаю Вам три изображения лица известной модели. Первое – ее настоящий портрет, второе и третье – зеркальные отражения половинок лица. Полная симметрия не привела к совершенной красоте, скорее испортила симпатичную асимметрию. Гипотеза не стала аксиомой.

Вернемся к уже упомянутой теории эволюционной целесообразности.
Безусловно, красивыми, вне всяких наслоений индивидуальных вкусов считаются большие глаза, притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Согласны? А причина, по Ефремову, в следующем: «Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широкая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Ее имя по-древнегречески означает или “широколицая” (“широковзорная”) или “широкоглазая”. Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах – наилучшее». (6, 121).
Та самая «голливудская улыбка», которой мы все добиваемся, имеет в своей основе ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, – такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью.
Мы удлиняем ресницы тушью, «завиваем» их при помощи специальных устройств, даже наклеиваем искусственные – длинные ресницы лучше защищают глаза.
Прямой нос, то есть высокая переносица и высокое нёбо, для европейцев важен тем, что обеспечивает прохождение воздуха в горло по крутой дуге и лучший его обогрев.
Очень изменчива мода на брови. Но в любом случае мы стараемся сделать их ровными, слегка приподнятыми и не слишком широкими. «Брови, назначение которых – отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, так же они  должны быть густыми. » (6, 122).
Длинные ноги позволяют быстрее бегать, а если они ещё и не кривые, значит, суставы работают в благоприятных условиях и не износятся раньше срока. Яркие губы женщины сигнализируют о высоком уровне половых гормонов и готовности к продолжению рода.
 
При всем разнообразии современных женских причесок длинные густые волосы – это красиво. Ефремов называет это уже отмирающим эстетическим ощущением, уходящим потому, что десятки тысячелетий человек пользуется одеждой. Длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди в теплую межледниковую эпоху еще не знали одежды. Возможность прикрыть маленького ребенка от ночного холода у своей груди, защитить от непогоды – вот смысл длинных волос.
В наше время, с развитием фитнеса и бодибилдинга, весьма спорным представляется вопрос о том, что считать красивой фигурой. Бесспорно только одно – красивы упругие мышцы, гладкая плотная кожа, то есть прямые признаки хорошего здоровья. Сторонники женского культуризма восхваляют рельефную мускулатуру, противники – высмеивают «мужичьи» фигуры.
По теории Ефремова, подсознательно мы отличаем и воспринимаем как красоту анатомические особенности, противоположные для разных полов. «Каждая красивая  линия, форма, сочетание – это целесообразное  решение, выработанное  природой за миллионы  лет естественного отбора или  найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть  наиболее правильного.» (6, 111).
С этой точки зрения, выпуклые, сильно выступающие мышцы у женщины не должны считаться привлекательными.

 «Красуйтесь бедрами!» – призывали женщин эллины. А тонкая гибкая талия анатомически компенсирует ширину бедер – для подвижности и гибкости всего тела. Могучему мужчине тонкая талия противопоказана, так как для поднятия тяжестей, выносливости требуется толстая и крепкая мышечная стенка между ребрами и тазом.
Красива «лебединая» шея у женщины, но у мужчины она воспринимается скорее как нечто болезненное. Женщина по своей древней природе – страж, и длинная гибкая шея обеспечивает быстроту движения головы; шея же мужчины должна быть достаточно толстой для поддержки головы в бою, для ношения тяжестей.
И у мужчин, и у женщин красивы распрямленные плечи, высокая посадка головы, – словом, хорошая осанка. Прямая спина и гордо поднятая голова заявляли о высоком сане. Отсюда и само слово – осанка. Недаром лучший ее образец называют царственной.
Таким образом, наше эстетическое чувство, как правило, совпадает с целесообразностью. А чем же объяснить тысячелетние попытки «улучшить», «исправить»  природу – откуда взялся многовековой арсенал моды? Причин тому множество, и некоторых из них Ефремов также касается в своем романе. Позволю себе привести еще одну цитату:
«Женщины всего мира… при всех модах и вкусах исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. И попробуйте отрицать, что это менее красиво, чем ходьба босиком! Однако следует понять: почему? Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги – вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгом. Так  было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно сейчас есть у некоторых африканских племен. Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, – это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъем. Тут эстетика прямо, а не косвенно сходится с необходимостью высокого подъема для легкой походки и неутомимости». (6, 119).На первый взгляд все разумно, но факты – вещь упрямая. Руководствуясь теорией целесообразности, следовало бы признать, что, выбирая партнершу, мужчины руководствуются теми же принципами, что и самцы у животных. Поскольку женщина может рожать только до определенного возраста. Однако эксперимент английского психолога Джорджа Фридмана свидетельствует о том, что желая завести серьезные и долговременные отношения с женщиной, мужчина обращает мало внимания на ее возраст (3, 176). По мнению Фридмана, это говорит о том, что возможность иметь детей не является решающим фактором при выборе партнера. Значит, теория эволюционной целесообразности не работает всегда и везде. Известна старая шутка: Сократ спорит об этой теории с Кристобулом:

Знаешь ли ты, – спросил Сократ, – для чего нужны глаза?

– Понятно, – отвечал он, – для того, чтобы видеть.

– В таком случае мои глаза прекраснее твоих.

– Почему же?

–Потому, что мои больше видят, так как они на выкате. (11, 55)

Другим ярким примером ее несостоятельности служит наблюдение за изменением понимания красоты в различные исторические периоды.

3.1.Вечная красота женщины

Древняя культура и философия разделяют Женщину на “femina” и “mulier”. Оба слова пришли к нам из латинского языка. Первое – дословно обозначает женское начало. А второе, “mulier”, – это зрелая женщина, и не важно, замужняя она или нет, но женщина мудрая, обладающая некими знаниями и умениями. В  нашей жизни нет более ценного знания, чем то, которое помогает быть женщине Женщиной. Наша красота и обаяние – это не только внешняя оболочка, но и внутренняя уверенность в себе, свобода и харизма. Внутренняя женская сила. Но, к сожалению, не все знания в нас заложены природой и передаются с молоком матери. Стараясь выразить себя и быть индивидуальной, зачастую, мы совершаем некоторые ошибки, которые с одной стороны могут оставаться незамеченными, а с другой, сыграть с нами злую шутку. Мудрые люди говорят: “У нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление”. А мы добавим – важно, чтобы впечатление, которое вы производите было искренним и настоящим, а не только эффектным. Для этого немного нужно: подружиться с самой собой и снять маски. Научиться любить себя. Уметь подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки так же важно, как и внутренняя уверенность в себе. Уверенность в своей внутренней и внешней красоте и в том, что она индивидуальна, а вы – неповторимы.

3.2.«Внутренний мир человека» или красота духовная

“Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и божественным”.  Плотин

 Когда мы с вами смотримся в зеркало, то мы смотрим на лицо, когда мы беседуем друг с другом, мы ведем разговор по душам. Что же такое душа, ее сущность, ее жизнь, ее болезнь, ее красота.  «Внутренний мир человека» или красота духовная – это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность – это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения. Стремление  каждого отдельного человека к внутренней и внешней гармонии, чистоте и красоте, это не только сугубо его личное дело, но и, в известной мере, дань его уважения к окружающим людям и исполнение долга перед обществом, так трактовали древние философы. Великий Мухаммед Физули (1502-1562 гг.) уверенно заявлял: “Весь мир, в мотылька превратившись, летит на свечу Красоты!” Красота спасет мир, потому что мир устроен по законам Красоты. Красота изначальна, но лишь прозревший может ее увидеть. Когда наступит пробуждение, изменится сознание, душа станет божественной и потому прекрасной.


Глава 4.  Историческая обусловленность понимания красоты

Достаточно близки к эталону первобытного человека представления о красоте племен Африки. Например, в славный период матриархата красивой считалась коренастая женщина с высокой грудью и широкими бедрами, что говорило о хорошей физической форме и способности к деторождению. В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пропитание и, значит, обеспечить потомство всем необходимым. Женские фигурки времен палеолита отличаются гипертрофированными признаками пола. Сама древняя из найденных датируется 20 веком до нашей эры. Ученые называют такие фигурки палеолитическими Венерами, самим названием подчеркивая, что именно они были эталоном древней красоты.

Сегодня наш подход к эталону абсолютно другой, но он тоже продиктован определенными представлениями о возможности успешно вырастить потомство. Стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем, средствами и определенной культурой поведения, чтобы поддерживать хорошую физическую форму в условиях огромного профицита продовольствия.

Однако между первобытным и сегодняшним представлением о внешности лежит вся человеческая история.

Представители эллинской культуры много времени уделяли тому, что сейчас принято называть фитнесом. Именно они стали проводить конкурсы красоты. Наиболее давние из документально подтвержденных относятся к 5 в. до. н. э.(8, 144) . Хотя Афродита (Венера), победительница мифологического конкурса, сегодня и не произвела бы фурор (ее пропорции 86-69-93), есть неоспоримые дынные, что физическими упражнениями истязали себя не только мужчины, но и женщины.

В отличие от гречанок, римлянки не были поклонницами физкультуры. Они полагались на различные ухищрения в одежде, ценили понимание стиля, но в целом их видение прекрасного было созвучно греческому.

4.1.Эталоны женской красоты разных эпох

 Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века. Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.
Эдуард Фукс

 На формирование различных типов внешности влияли и социальные факторы, и образ жизни. Зачастую каноны были далеки от «здорового» идеала. В раннем средневековье в моде были аскетические лица – худые, изможденные, бледные без тени румянца. Фигура также должна была соответствовать образу аскета. Лучшее наглядное пособие – картины средневековых художников голландской школы. Они писали своих Ев и Венер с типичных горожанок – рахитичек: узкобедрых, с отвислым животом и выпуклым лбом. Высокая линия волос – признак нездорового образа жизни средневековых городских обитателей – настолько прочно обосновалась в жизни, что дамы регулярно пользовались услугами брадобреев: сбривали брови, брили лоб и виски. Остатки волос убирали под массивные головные уборы, от чего первые красавицы средневековья казались практически лысыми. Такой эталон красоты соответствовал учению христианской церкви о греховности человека и недопустимости плотских наслаждений. Чтобы не искушать мужчин и не приумножать грехов, красавицы всячески пытались скрыть свою красоту и прятали фигуру под бесформенными одеждами. Прекрасная Дама представлялась рыцарям в почти бестелесном образе: маленькие ручки, бледная прозрачная кожа, как свидетельство заточенности в мрачном замке за шитьем.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Полнота вновь входит в моду. Торжествуют пышные формы, могучие тела. Именно такой тип красоты изображен на полотнах Рубенса, Рембрандта, других художников эпохи Ренессанса. Костюм этого времени не только подчеркивает, но и визуально расширяет силуэт своего хозяина. Полнота входит в моду почти повсеместно в Европе, за исключением,  Испании.

В 18 в., несмотря на требование иметь тонкую талию (с помощью корсета ее затягивали до 40 см), полные формы отнюдь не возбраняются. Идеальная фигура характеризуется развитыми формами, контрастирующими с искусственно утянутой талией. У женщин в моду входит каркасная юбка.

В 19 веке отношение к дородности в аристократических кругах меняется. В моде вновь субтильность, худоба и бледность – признак глубины сердечных чувств.  Женщина эпохи романтизма (20-40 годы 19 века) должна была быть мечтательной, грустной, со слезой во взоре. Пышные формы – признак вульгарного и грубого купечества, темные круги под глазами – интеллигентности. В конце 19 века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе. Известны случаи безвременной кончины из-за чрезмерно затянутого корсета.

Правда, в различных социальных кругах и мода на красоту различна.  В народе идеал оставался прежним: крепкое, здоровое тело, «кровь с молоком». Как всякий земледельческий народ, наши предки  почитали здоровье и физическую силу отождествляли с полнотой. Известна старинная женская поговорка: «Дай мне, Бог, полноту, а красивой я сама себя сделаю». Такое отношение к красоте сохранилось у крестьян до конца 19 века. Это иной раз доходило до абсурда, доказательством чего служит тот факт, что  деревенские модницы даже летом носили стеганую нижнюю юбку, назначение которой все же защита от мороза.

В первой половине 20 века единого стандарта женской красоты нет, но судя по фотографиям манекенщиц, в моде статные дамы с тонкой талией и длинными ногами. Сегодня в моде худоба. Современные модели на 23 % худее среднестатистических женщин и на 14 % своих коллег 60-годов. Но мода есть мода. Приход на рынок мини-юбок и обтягивающей моделей одежды требует соответствующих параметров от их обладателей. Мода на худобу охватила даже отдельные страны Африки, где традиционно отдавали предпочтение полным  дамам. Все больше молодых женщин хотят выглядеть как фотомодели или ведущие телепрограмм. Арабские черты лица доводятся до южно-европейского образца. В Египте, где традиционно красивой считалась полная женщина, практиковалось откармливание невест, и сегодня 35% женщин страдают ожирением. Но молодые египтянки озабочены не столько тем, как они будут выглядеть в традиционной одежде, сколько своими европейскими нарядами. Побывать под ножом пластического хирурга – престижное мероприятие. Чем богаче семья, тем более сложные и дорогие операции заказывает женщина. Такое вот проявление глобализации.

Глава 5. Красота и повседневная действительность

В предыдущей главе мы показали, что понятие красоты в культуре не вечно. То, что красиво сегодня, не было красиво вчера и, вероятно, не будет красивым завтра. На примере любого музея изобразительных искусств можно убедиться в правильности этого высказывания. Лучшим примером того, как быстро меняются каноны красоты, сегодня является кинематограф. Посмотрите фильм 40-летней давности. Его герои не покажутся нам такими же интересными, как сегодняшние артисты. Согласно проведенным опросам, даже людям старшего поколения, чья юность пришлась на годы создания старых фильмов, сегодняшние герои кажутся симпатичнее. Во многом это связано с тем же самым кинематографом и другими источниками массовой информации. Они (источники) способствуют универсализации типов внешности (11, 75). Несколько десятков ведущих киноактеров, моделей представляют не только героев наших дней, но и несколько типов внешности, которые мы принимаем за эталон.      

Эксперименты, позволяющие проследить зависимость поведения от внешности людей, стали проводить сравнительно недавно. Исследователей долгое время сдерживали этические соображения. Казалось, человечество сталкивается с очевидной несправедливостью: кто-то оказывается в выигрышном положении лишь благодаря привлекательной внешности. Отчасти это правда. Красивый ребенок уже в детском саду становится всеобщим любимцем, в том числе даже воспитатели со стажем относятся к нему благосклоннее, чем к другим детям. И наоборот, некрасивый ребенок дискриминируется с самой ранней поры. Аналогичные эксперименты были проведены в различных средах. Результат тот же. Общество всегда готово оправдать красивого и усугубить вину некрасивого.(10, 124) Лучшим примером того служат персонажи народных сказок: Василиса – Прекрасная, а Яга – Костяная нога. Мы тратим много денег на одежду не потому, что нам не в чем ходить. Каждая модная вещь делает нас привлекательнее. С той же целью тратится масса средств на парфюмерию и аксессуары. Здесь не просто желание выглядеть современно, человеку кажется, что, улучшив свою внешность, он улучшит и свою жизнь, что отношения с людьми станут у него счастливее. Сознательно или бессознательно мы уверены – удачная внешность способствует удаче во всем. Мы стараемся быть красивыми не для себя – для тех, с кем предстоит общаться.(10, 119)  

Быть красивым в ряде случаев вообще сложно. Красивому не прощают аморального проступка, не прощают использования обаяния в личных целях. Так что очевидно: красота не гарантирует успеха. Это всего лишь одно из качеств человека. Результат его использования зависит от очень многих факторов.

Да, красивым чаще «везет» при кратковременном знакомстве. При длительном контакте внешность уходит на второй план.

Глава 6  Искусство и красота

 “В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота.”                                       /А. Банфи. Философия искусства стр.34/

Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?

Ответить на этот вопрос как целостный, без исследования не представляется возможным, поэтому я приведу доказательства. В моем понимании объект искусства должен быть красивым, т.к. стремление к красоте совпадает со стремлением к истине. Рабиндранат Тагор в своем понимании прекрасного отождествляет его с добром или Благом, а Благо, в свою очередь, с Истиной. Таким образом, Благо неразрывно связано с Прекрасным. Красота любви гармонизирует с красотой окружающего мира, составляя идеальную гармонию вселенной. Можно заключить, что существуют красивые вещи, которые не являются искусством и что существуют некрасивые вещи, которым нельзя приписать красоту как качество, но которые, тем не менее, являются объектами искусства. Если выразить это с точностью математики, то искусство и красота могут быть атрибутами, качествами объектов, и появление этих качеств одновременно, парами, вместе не обязательно.

В современном понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели, представляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое. Вывод, который можно сделать из вышесказанного: искусство – это добро, а если оно доброе, следовательно, красивое.

Глава 7 Образ женщины в искусстве

Красоту женщин воспевали и воспевают поэты в своих стихах, художники во все времена пытаются запечатлеть женскую красоту на бумаге и полотнах картин. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, – это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства. Красивые женщины, девушки и девчонки красивы в любое время и в любой обстановке. Красивая девушка прекрасно выглядит в заснеженном лесу, в салоне автобуса либо трамвая, верхом на лошади, за рулем автомобиля, с парашютом за спиной и на вершине Эвереста.

Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Той, которая вне критики. Которая явилась в мир как некая высшая драгоценность, сотворенная Богом, для того, чтобы все могли любоваться ее совершенством и верить, что раз такое существует, то все благополучно.

7.1. Образ русской женщины в искусстве

 На полотнах знаменитых русских художников-передвижников мы видим нежных, тихих девушек-крестьянок, занятых рукоделием. В знаменитой поэме Некрасова, рассказывается о тяжёлой жизни крестьянки. Но несмотря ни на что, всё же остаётся эталоном настоящей русской красоты.
На более поздних полотнах можно наблюдать изменения в стиле одежды, бытовых нюансах, но образ русской женщины в искусстве по- прежнему наполнен строгой одухотворённостью и, вместе с тем, какой-то постоянной готовностью к самопожертвованию.  То же можно наблюдать и в произведениях знаменитых русских классиков. Будь то простая горожанка, живущая вдореволюционном Петербурге, или дворянка из глубокой провинции. Их образы наполнены той душевной теплотой, добродетелью, и всем тем, что, как сейчас говорят, составляет менталитет русской женщины. Не менее характерно произведение «Кокетка» Владислава Бакаловича. Нарядно одетая дама представлена с зеркалом, с еще одним (помимо цветов) постоянным атрибутом женского образа. Со времен Венеры зеркало – объект для самолюбования красавицы. Но, как и прекрасная богиня, которая чаще зеркало просто держала в руках, но не смотрелась в него, тут женщина глядит в сторону, скорее ожидая кого-то, уже оценив свою привлекательность и готовность к встрече.

Реалистическая традиция нередко продолжалась и теми, кто эмигрировал после революции на Запад. Н.В. Харитонов, некогда ученик Ильи Репина, умел создавать эффектные образы, примером чему может стать «Молодая цыганка» 1936 года. С большой силой убеждения художник создает образ молодой женщины, показанной среди яркой зелени сада.

Владимир Мухин в своих произведениях показывает целые сцены, где образ элегантной и красивой женщины является центральным. Женщина с лошадью, женщина с собачкой, женщина у камина, женщина в богатом интерьере… Манера живописи мастерски передает «шик» красивой жизни.
Образ русской женщины в искусстве отображает стремление людей творчества напомнить нам самим о том, кем же мы являемся на самом деле. Бесполезно спорить с тем, что в нас закладывалось веками. Никакие западные стереотипы поведения не смогут уничтожить нашу генетическую память, а вместе с ней и те непреходящие духовные ценности, которые столетиями складывались именно на этом месте земного шара.

7.2. Образ женщины в живописи эпохи Возрождения

Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который являлся перед нами в образе святой. Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Вот уже без малого пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства.  Живая… Это подтверждается фантастическим контрастом между сияющим ликом Джоконды, стереоскопически объемным, ярким и призрачным отражениями фигур зрителей, проходящих в очереди.
Джоконда – эта добродетельная, в скромной одежде дама – скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий.
 Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает образ мадонны, который приобретает черты большей монументальности и уверенности. Такова «Сикстинская мадонна». Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о том, что она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно – задумчивый взор. Коленопреклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Она идет к людям, юная и величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии: «Она умеет видеть суть явлений и там, где для мудрейшего темно…». Сикстинская мадонна! Величавая, простая. После всего хаоса, разрушений, которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония, красота этого величайшего шедевра мировой живописи. Из выше сказанного можно сделать вывод : красота женщины во все времена ценилась и воспевалась художниками ,  поэтами. Каждая картина была наполнена эстетической красотой, тонкостью, иллюзорностью линий, позитивной энергией цвета.  Художник пытался запечатлеть выражение  глаз, лица, через которое  выражалась внутренняя красота женщины. Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, – это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства.

Глава 8 Результаты социологического опроса

1. Считаешь ли ты себя красивым?

2.Что для тебя важней: внутренняя или внешняя красота?

3.Искусство и красота, по твоему мнению, взаимосвязаны?

Практический выход  моего исследования  заключается в том, что я разместила работу  на сайте @Mail.Ru. в блоге «Спрашивайте и отвечайте». На этом сайте я задала вопрос: «В чем заключается философия красоты?» К моему удивлению я поняла, что работа вызвала неподдельный интерес со стороны посетителей сайта. Оставленные отзывы говорят сами за себя. И вы можете ознакомиться с результатами этих отзывов, зайдя на сайт.

 

Для того, чтобы прийти к выводу, я постаралась сравнить многие аспекты такого понятия, как красота человека. Теория эволюционной целесообразности абсолютно четко и полно отражает существовавшее тогда положение дел. Но человечество развивается. На каком – то этапе материальные условия позволяют высвободить достаточное время для созерцания и осмысления увиденного. Анализируя действительность, человек должен был прийти к пониманию того, что самые красивые  (достойные подражания) – это те, кому он полностью подчинен: его Бог (мифический герой) и его царь (царица). И тот, и другой наверняка имели внешние отличия (например – признаки власти). Тогда постепенно появляется понимание, что красота человека определяется не только здоровьем, но еще и тем, как он сам себя сформировал, как представил перед сородичами. Здесь и появляется различное понимание привлекательности у представителей разных культур. Какие – то народы остаются статичными в своем развитии на протяжении тысячелетий, какие – то стремительно меняются во времени. Вместе с ними меняются и идеалы. Поначалу хаотично. Но появляются средства коммуникации. Плотность населения все выше, а возможность влияния на умы – все эффективнее. Глобализация торжествует. Ресурсы общества позволяют человеку меньше времени тратить на работу и больше на развлечение. Появляется огромная сфера деятельности, где выразительная внешность ценится очень хорошо. Необходимость быть профессионально привлекательным формирует новую индустрию, сначала для профи, чуть позже для всех желающих.

Поиски эталонов красоты всегда волновали философов, ученых и художников. Работа показывает, что в различных эпохах и культурах доминируют разные концепции красоты человека. Но социальная функция понятия “красота” остается неизменной. На мой взгляд, идеал красоты человека – продукт искусственный, созданный самим человеком. Красота сегодня – это ценность, в том числе коммерческая. Исследование помогло мне разобраться в том, из чего должны складываться наши представления о красоте. «Вне всякого сомнения, красота – это ценность. Мы живем в мире, где ее возводят на пьедестал и награждают тех, кого считают самыми яркими». (9, 12) На мой взгляд – эта фраза как нельзя лучше определяет сегодняшнее состояние дел. 

Научно-теоретическая и практическая значимость моего исследования состоит в том, что его доминирующие положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем современной культурологии,  искусствознания и расширении их методологических основ. Материалы и выводы, содержащиеся в моем исследовании дают возможность их использования при подготовке классных часов, для проведения факультативных занятий и курсов по культурологии, МХК и искусству.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 10.
  2. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 1-6.
  3. Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2001, № 10.
  4.     Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 2, 3, 5, 12.
  5. Рaradox (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 3.
  6. Ефремов, И. А. Лезвие бритвы (Текст) / И. А. Ефремов. – М. : Аст, Ермак,  2005.
  7. Киященко, Н. И. Эстетика – философская наука (Текст) / Н. И. Киященко. –  СпБ.: Вильямс, 2005.
  8. Лихачева, Л. Б. Энциклопедия заблуждений. Мода (Текст) / Л. Б. Лихачева. – М.: Эксмо, Донецк: Скиф, 2005.
  9. Лорен С. Женщина и красота (Текст) / С. Лорен. – М: Вагрус, 1994.
  10. Степанов, С. С. Живая психология. Уроки классических экспериментов» (Текст) / С. С. Степанов. – М: ПЕРСЕ, 2004.
  11. Степанов, С. С. Язык внешности (Текст) / С. С. Степанов – М: ЭКСМО-пресс, 2001.
  12.  Долгополов И.В. «Рассказы о художниках»: 1, 2 тома. –М., Изобразительное искусство, 1982 г.  
  13. Белова О.Ю. «История искусств»: М., Издательство«Аквариум», 1997 г.  
  14.  http://aam.ugpl.de/iskusstvo.  
  15.  http://ru.wikipedia.org/.  
  16. http://www.modern-aforizm.boom.ru/stran/krasota.htm.

 

  • Автор  работы: Роякина Элина Александровна 8Б класс  МОУ лицей №9
  •  Научный  руководитель: Югринова Валентина  Владимировна  преподаватель МХК, ИЗО, технологии

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.