Hasselblad. История. Фотоаппараты. Часть 4

Глава 9

 

Не взирая на заслуженный успех аппаратов 2000-ой серии, Хассельблад, подстёгиваемый рыночной конъюнктурой, готовил новую линейку камер с фокальным затвором, максимально вооружённую электроникой. Причём условие всеядности аппаратов по отношению ко всему, уже необъятному к тому времени парку оптики и аксессуаров, естественно, должно было в новых конструкциях оставаться незыблемым. Первым таким аппаратом свежей серии «200» стал Hasselblad 205TCC.

Hasselblad 205TCC
Аппарат появился в 1991 году. Аббревиатура в его названии TCC (Tone and Contrast Control) должна была свидетельствовать о возможностях тотального контроля оператора над процессом экспонирования, в зависимости от его предпочтений.


рис. 1. Hasselblad 205TCC

Внешне новинка довольно близка к тому, что мы уже привыкли видеть у Хасселя (рис. 1 и 2). Но это только внешне.
Корпус новинки и все изготовленные для неё аксессуары, включая объектив (новые комплектующие ни в коей мере не потеряли своей системной универсальности) имеют одну особенность – они отмечены двумя параллельными голубыми полосками (рис. 1 и 2).


рис. 2. Hasselblad 205TCC     

Два новых магазина типов E и TCC (позже ECC) (рис. 3) снабжены дисками-переключателями для установки чувствительности плёнки (ISO 12-6400) и контактную группу (четыре золочённых контакта) для подключения к шине данных камеры (рис. 4). Помимо этого магазин TCC/ ECC снабжён вторым диском для регулировки контраста.
Магазины, как и все прочие аксессуары универсальны, однако очевидно, что при их использовании на других коробках
Хасселя (не 205TCC/ FCC и 203FE), наличие «умных» дисков – бессмысленно.


рис. 3. Два новых магазина типов E и TCC (позже ECC)

рис. 4. Контактная группа у новых магазинов

Аппарат оснастили очень умной экспонометрией и возможностями автоматизации процесса экспонирования. Не буду пересказывать все тонкости технического описания 205TCC, его Вы без труда найдёте в Сети, остановлюсь лишь на самых важных, на мой взгляд, моментах.

Несколько слов о фокальном шторном затворе.
Ещё раз, для склеротиков, о неписанном правиле: все манипуляции на камерах Хассельблад (любых модификаций) должны выполняться только при взведённом затворе. готовясь к каким-то работам с аппаратом: замена объектива, магазина и пр, помните – затвор должен быть взведён.
Прошу извинить меня за назойливость, но исполнение этого правила часто спасает от неожиданных проблем и поломок. В таких случаях лётчики говорят, что «Наставление по производству полётов» написано кровью.


рис. 5. Шторки затвора выполнены из тонкой прорезиненной ткани

Итак, новый Hasselblad 205TCC имеет щелевой механический затвор, управляемый электроникой. Шторки затвора, в отличие от моделей 2000-ой серии (там они были из легко ранимой гофрированной титановой фольги), выполнены из тонкой прорезиненной ткани, перемещаются в горизонтальной плоскости. Они достаточно гибки, чтобы не быть случайно повреждёнными пальцем, или углом снимаемого магазина (рис. 5). Тем не менее, относится к ним, по-прежнему следует с нежностью.


рис. 6. При использовании на камере 205TCC объективов с собственным центральным затвором, барабан скоростей затвора камеры необходимо установить в положение «С»

Диапазон скоростей затвора В, 16с – 1/2000с (1 -1/2000с в режиме manual). Синхронизация вспышки возможна на скоростях от В до 1/90с. При использовании на камере 205TCC объективов с собственным центральным затвором, барабан скоростей затвора камеры необходимо установить в положение «С» (рис. 6).

Видоискатель, фокусировочный экран и дисплей
Hasselblad 205TCC оборудован уже известным Вам фокусировочный экраном Acute-Matte*, показывающим самую высокую яркость и разрешение среди фокусировочных экранов Hasselblad. Центр экрана обозначен крестообразным пересечением и кругом точек, указывающих зону измерения. Круг имеет 6 мм в диаметре (рис. 7).


рис. 7. Центр экрана обозначен крестообразным пересечением и кругом точек, указывающих зону измерения.

рис. 8. Зеркало аппарата в центральной области фокусировочного экрана, ограниченной кругом точек, имеет полупрозрачный растр, который позволяет части света падающего на центральную зону проходить сквозь него. Этот свет, отражаясь от вторичного зеркала (рис. 8, поз. 1), расположенного под основным, попадает на конденсор светоприёмника на дне зеркальной коробки (рис. 8, поз. 2).

* С некоторых пор производством экрана Acute-Matte стала заниматься японская корпорация Минолта.
Полоска экрана ЖКД расположена выше верхней грани фокусировочного экрана (рис. 7 и 8). Она является информационным центром камеры и отображает уйму данных, причём не всё сразу, а по мере Вашего выбора. Дисплей подсвечивается наружным светом либо через полупрозрачную узкую горизонтальную панель, находящуюся на фронтальной части камеры под надписью HASSELBLAD (рис. 2), либо, при недостатке внешнего освещения, скажем менее -1EV, внутренним источником света, включаемым с помощью соответствующей кнопки.

Система экспозамера
Она воплотила одну из самых оригинальных идей, реализованных в аппарате 205TCC. Замер используется только точечный (spot). Ну, честно говоря, для профессионала это самое разумное и достаточное решение, особенно, если результаты измерения соответствует действительности. А в аппарате 205TCC spotmeter работает безукоризненно. В качестве датчика используется кремниевый фотодиод. Каким же образом реализована эта система?

Зеркало аппарата в центральной области фокусировочного экрана, ограниченной кругом точек (рис. 7), имеет полупрозрачный растр, который позволяет части света падающего на центральную зону проходить сквозь него (рис. 8). Этот свет, отражаясь от вторичного зеркала (рис. 8, поз. 1), расположенного под основным, попадает на конденсор светоприёмника на дне зеркальной коробки (рис. 8, поз. 2).
Зона измерения (круг диаметром 6 мм) составляет приблизительно 1% полной зоны изображения. Соответствующий угол охвата изображения зависит от фокусного расстояния объектива, который Вы используете.
Для Planar(а) 80mm это – примерно 4град, для Distagon(а) 50mm – менее 7 град, а для Tele-Tessar(а) 350mm – всего 1град.
Пределы измерения для пленки ISO 100 составляет от -1 до 20 EV.
Система точечного замера требует от оператора осознанного понимания процесса съёмки и безупречного владения камерой. Несмотря на наличие у аппарата полуавтоматического режима экспонирования (с приоритетом апертуры), методы работы «point-and-shoot» к Hasselblad(у) 205TCC, увы, не подойдут. Голову придётся «включать» всегда.


рис. 9. Круговой селектор выбора режимов экспозамера

Режимы экспозамера
Под левой рукой оператора находится круговой селектор выбора режимов экспозамера с пятью позициями A, Pr, D, Z и М, с красным кольцом в центре и две кнопки, отмеченные голубыми стрелками (рис. 9).
Рассмотрим эти режимы:


рис. 10. Позиция А – Режим приоритета апертуры

Позиция А – Режим приоритета апертуры (рис. 10).
Апертура задана.
Режим замера включается обычным поджатием спусковой кнопки (рис. 10а). Дисплей будет индицировать литеру «А», соответствующую выбранному режиму, предустановленную апертуру и постоянно меняющуюся по полю сюжета выдержку. Поскольку зона замера чрезвычайно мала (spot), естественно следует сосредоточиться на самом важном объекте сюжета. Если Вы в момент замера отпустите спусковую кнопку, дисплей отреагирует на это сбросом значения апертуры (вместо неё появится 0), а значения выдержки сохранится (рис. 10с). Это гарантирует Вам, что электроника камеры жёстко удерживает замеренное EV. Как не трудно догадаться, фиксирование экспозиции, замеренной по главной «точке» сюжета необходимо для дальнейшего правильного построения композиции кадра.

При перемещении перекрестья видоискателя по полю предполагаемого сюжета, значение выдержки на дисплее будет меняться, а в левой части дисплея будет индицироваться количество ступеней, соответствующих её изменению (рис. 10b). Одна, две или три чёрточки справа от индицируемого количества ступеней указывают на ¼, ½ или ¾ шага выше величины, обозначенной целым числом на дисплее.
Система измерения может быть также запущена нажатием кнопки экспопамяти (с красным кольцом в центре) (рис. 10 а и b). При её отпускании дисплей будет иметь такой же вид, как при отпускании спусковой кнопки (рис. 10с). Повторное нажатие кнопки экспопамяти возвращает систему измерения в исходное состояние.
В процессе замера оператор, по мере необходимости, вносит свои коррективы в расстановку экспопараметров, используя клавиши с синими стрелками (рис. 10b) в пределах /- 5EV с шагом 1/4 EV. Все новые установки будут отражаться на дисплее.


рис. 11. Позиция Pr – программирующий режим

Позиция Pr – программирующий режим
Эта позиция Pr кругового селектора (рис. 11) никакого отношения к измерению экспозиции не имеет. Более того, если Вы пытаетесь экспонировать в этом положении переключателя селектора, камера автоматически сместится к режиму A и затем, после экспозиции, немедленно возвратится к режиму Pr.
Позиция Pr служит для программирования некоторых величин, отличных от стандартных параметров настройки, которые встроены в камеру. Стандартные параметры всегда устанавливаются, когда Вы активизируете систему (скажем, замена батарей). Любое изменение, сделанное в режиме Pr активно, пока Вы его не отменили, или не заменили питание.

В положении переключателя Pr, в частности, устанавливается чувствительность плёнки, в случае использования обычных магазинов А-типа (не E и TCC/ ECC), т. е. магазинов, которые не имеют группы контактов, с помощью которых электронике камеры передаётся необходимая информация о заряженной плёнке.
Положение переключателя Pr используется и для установки многих других опций, о которых подробно можно разузнать из описания аппарата.


рис. 12. Позиция D – дифференциальный режим   (Differential Mode) 

Позиция D – дифференциальный режим (Differential Mode)
Апертура задана

Весьма полезный D-режим (рис. 12), который позволяет оценить контрасты сюжета и добиться оптимальной экспозиции.
Как известно фотоплёнки имеют ограничения тонального диапазона по сравнению с восприятием глаза. Мне сейчас никак не хочется углубляться в теорию фотографии. Ведь разговор у нас о другом. Хочу лишь напомнить о фотографической широте фотоплёнок, которую приблизительно, для разных типов, можно оценить как 10-12EV (при условиях очень аккуратного экспонирования и грамотной обработки). Для обратимых материалов фотографическая широта меньше. Поэтому важно правильно соотнести возможности диапазона эмульсии фотоматериала с условиями освещения при съёмке.

Hasselblad 205TCC в режиме D-замера идеально приспособлен для этого. С его помощью можно легко оценить контраст сцены. В принципе здесь правильнее говорить об оценке яркости, поскольку контраст это категория более подходящая к измерениям падающего света. Встроенные же в любые фотокамеры экспонометры способны лишь к измерению отражённого света. Ведь мало кому придёт в голову измерять свет с помощью камеры от объекта съёмки к месту установки аппарата.
Однако, не покидая гармонии родного описания Hasselblad 205TCC, будем оперировать термином «контраст» (его же мы будем использовать и позже).
Допустим, Вы зафиксировали кнопку экспопамяти на ключевой, на Ваш взгляд точке.
Если в результате замеров (в изменениях EV) по полю кадра Вы установите, что контраст сюжета выше возможностей плёнки (реально имеет смысл манипулировать в пределах /-4 EV), принимайте меры: подсветите тень экраном или вспышкой, уменьшая контраст.
Если ключевая точка для Вас не слишком критична, можно поступить иначе: переключиться на более темную или светлую точки, приняв одну из них за исходную и плясать уже от нового отсчёта. Тогда, вероятно, Вам удастся уложиться в возможности фотоматериала.

Позиция Z – зональный режим
Апертура задана

Z – режим (рис. 13), ещё более утончённый, чем предыдущий. Для его реализации можно использовать только кассеты-магазины TCC или ECC. Это связано с возможностью ввода необходимого поправочного коэффициента контрастности. Круговая шкала поправок, расположенная на этих задниках, имеет восемь позиций настройки от – 4 до 3 единиц, вводимых в электронику камеры для оптимального баланса экспозиции (рис. 14).


рис. 14. Круговая шкала поправок, расположенная на этих задниках, имеет восемь позиций настройки от – 4 до 3 единиц, вводимых в электронику камеры для оптимального баланса экспозиции

В среде фотографов бытует байка, к которой я отношусь с лёгким юмором. Однако не бывает дыма без огня. Возможно эта та самая истина, которая склеивает некие события, последовательность возникновений которых не слишком ясна.

После анонсирования и выхода в свет Hasselblad(а) 205TCC, им заинтересовались, в первую очередь, раскрученные рекламные агентства, богатые фотоиздательства и состоятельные фотохудожники (коробка Hasselblad 205TCC стоила неимоверных денег).


рис. 15. Специальное пособие: «The Hasselblad Zone System 205 TCC Instruction Manual»

Однако недоумение обладателей «чуда», касающееся технологии зонального режима «Z», было, чуть ли не всеобщим. Действительно инструкция к камере в этом смысле оказалась весьма бедна. Не слишком искушённые в теории фотографии «мастера» бросились за помощью в сервисные службы Хасселя. Поскольку обратная связь у Хасселя с «сервисом» всегда была отлажена идеально, спустя короткое время компания издаёт специальную брошюру для полного освоения методов «Z» – зонального режима: «The Hasselblad Zone System 205 TCC Instruction Manual» (рис. 15).

рис. 16. К Зонной Теории Ансела Адамса

Смысл режима Z основан на Зонной Теории Ансела Адамса. Эта фундаментальная теория определения оптимальной экспозиции и параметров обработки полученного снимка, была сформулирована Анселом Адамсом и Фредом Арчером в середине прошлого века (1939—1940г).

Я уже упоминал о нежелании углубляться в недра основ фотографии и экспонометрии. Напомню лишь, что зонная система Адамса позволяет достаточно достоверно оценить взаимосвязь между желаемым и возможным при съёмке.
Любой освещённый объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самой яркой до самой тёмной (рис. 16). Переход от одной зоны к другой соответствует одной ступени экспозиции (то есть изменению её в 2 раза). Тона воспроизводятся на плёнке пропорционально, то есть, если один из тонов воспроизведён верно, то все остальные будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке.

Нам при выборе экспозиции надо сделать упор на исходной зоне – наиболее важной для воспроизведения тона, тогда остальные тона в обе стороны от основного так же будут правильно воспроизведены в пределах диапазона передаваемых фотоматериалом яркостей.
Экспонометр калибруются из расчета отражения поверхностью 18% света (серая карта), что соответствует (по Адамсу) пятой зоне (рис. 16). На этом же рисунке Вы видите соотношение зон и плотностей негатива. Если дело касается негатива (стандартного качества), то он достоверно передаёт детали в пределах плотностей 0,34 – 0,97, т.е. в пределах примерно шести зон. На более светлых или более темных участках детали будут уже плохо различимы.

В случае, если диапазон экспозиционных чисел EV, измеренных по полю кадра, не перекрывает 6-7 ступеней, то достаточно точкой отсчёта считать нашу главную сюжетную зону, в противном случае придется жертвовать либо деталями в тенях, либо деталями в светах.

Z – зональный режим предлагает нам возможности вариаций с «главной зоной».
Допустим, замеренная нами главная сюжетная зона соответствует, скажем, «тройке», при выдержке 1/250с (рис. 14).
Однако дальнейшее исследование поля предполагаемого кадра даёт нам результаты замеренных зон по «теням и светам» от «0» до «8». При таком раскладе, по- моему, разумно с помощью диска коэффициента контрастности установить главную зону в позицию «4». Тогда она станет симметричной относительно краевых зон, гарантируя достаточную плотность негатива для передачи всех нюансов в светах и тенях.
Одним словом, здесь надо больше эксперимента, конкретных навыков и опыта. Теория, как правило, пасует перед этим практическим «арсеналом».

Не в коей мере не сочтите мои словоблудия за уроки фотографии, или какие-либо назидания. Лучше проштудируйте брошюру «The Hasselblad Zone System 205 TCC Instruction Manual», которая доступна в Сети, правда, не бесплатно.
Возможно, она приблизит Вас к истине.


рис. 17. Позиция  М – мануальный режим

Позиция М – мануальный режим
Полностью ручные установки.

Апертура и выдержка при экспонировании будут подчинены лишь Вашим установкам, игнорируя интеллект камеры.
Никаких особенностей режима в этом положении переключателя я не вижу, поэтому воздержусь от комментариев (рис. 17).
Почему я так подробно задержался на экспорежимах Hasselblad 205TCC? Объяснение простое. 205TCC – самая совершенная камера «двухсотой» серии Хасселя, конечно, если не считать её дальнейшего логического продолжения – модели Hasselblad 205ECC.

Построение экспозиционных режимов практически всех аппаратов «двухсотой» серии (исключая Hasselblad 201F) в той или иной мере повторит то, что Вы не поленились прочитать здесь. Но обо всём этом разговор ещё впереди.

Hasselblad 205TCC изготовлялся недолго, с1991 по 1994г.

 Глава 10

Hasselblad 201F
Следующей моделью в линейке «двухсоток», которая пришла к потребителю после Hasselblad 205TCC, стала камера 201F (рис. 1 и 2). Это событие произошло в 1994г. По сравнению с лидером линейки, Hasselblad 201F довольно простая камера с достаточно демократичной ценой. В обществе своих «двухсотых» соплеменников, наделённых самыми изощрёнными метрологическими изысками, 201F выглядит «белой вороной». Сохранив камере все прелести системности, великолепного дизайна и прецизионности, её лишили способности экспозамера и, соответственно, автоматизации режимов экспонирования. Ну, что же и у аппаратов такого класса, особенно в среде профессионалов, есть немало поклонников.


рис. 1. Hasselblad 201F

рис. 2.  Корпус Hasselblad 201F      

Правда, Hasselblad 201F вооружили, ставшей уже почти традиционной, встроенной TTL/OTF-системой управления вспышкой, которая автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим). Продолжительность работы вспышки определяется интенсивностью отраженного света.
Индикатор контроля вспышки, расположен в середине левого края экрана (рис. 3).


рис. 3. Фокусировочный экран и индикатор контроля  вспышки

Поведение его красного свечения информирует о характере работы вспышки:
– постоянное свечение – вспышка готова к экспонированию;
– мерцание после экспонирования – вспышка выдала нужный световой импульс для данного сюжета;
– отсутствие свечения после экспонирования – световой импульс был недостаточен. В этом случае следует приоткрыть апертуру или приблизить вспышку к объекту и повторить экспонирование.

Hasselblad 201F имеет щелевой механический затвор, управляемый электроникой, механизмы которого (с некоторыми упрощениями) подобны затвору Hasselblad 205TCC. Диапазон скоростей затвора В, 1 – 1/1000с. Шторки затвора, выполненные из тонкой прорезиненной ткани, перемещаются в горизонтальной плоскости. Синхронизация вспышки возможна на скоростях от В до 1/90с.
При использовании на камере 201F объективов с собственным центральным затвором, барабан скоростей затвора камеры необходимо установить в положение «С». В этом случае синхронизация вспышки возможна на всех скоростях затвора (центрального), вплоть до 1/500с.


рис. 4. Топология Hasselblad 201F

рис. 5. Элементы конструкции Hasselblad 201F

Давайте познакомимся с топологией Hasselblad 201F:
(см. рис. 4)
Пояснения к рисунку. 4:
1 Фокусировочный экран
2 Спусковая кнопка затвора
3 Апертурный барабан и шкала апертур
4 Шкала ГРИП
5 Клавиша сцепления барабанов скоростей и апертур
6 Фокусировочный барабан
7 Передний байонет объектива для крепления его аксессуаров
8 Кнопка репетира диафрагмы
9 Выступ, управляющий межлинзовым затвором
10 Кнопка для демонтажа объектива
11 Рычаг управления барабаном скоростей шторного затвора
12 Светодиодный индикатор автоспуска (рис. 5, поз 1)
13 Замок блокировки барабана скоростей
14 Батарейная кассета
15 Рычаг и круговая шкала установки чувствительности плёнки (рис. 5, поз. 2)
16 PC-терминал для синхрокабеля (рис. 5, поз. 1)
17 Терминал для подключения согласованных вспышек (рис. 5, поз. 1)
18 Расходомер плёнки
19 Замок магазинной кассеты
20 Ручка шибера
21 Замок магазина


рис. 6. Топология Hasselblad 201F

(см. рис. 6)
Пояснения к рисунку. 6:
22 Рукоятка зарядки плёнки
23 Карман-памятка
24 Счетчик кадров
25 Индикатор состояния магазина
26 Салазки для штативной пластины
27 Штифт переключения сигнала готовности магазина, предупреждающий двойную экспозицию.
28 Клавиша подъёма зеркала/ включение автоспуска (рис. 5, поз. 3)
29 Контактная группа для передачи данных объектива в электронику камеры (на Hasselblad 20IF она пассивна)
30 Механизм включения мультиэкспозиции. При установленной на камеру рукоятке перемотки плёнки и взвода затвора, механизм мультиэкспонирования включают нажатием кнопки в центре оси рукоятки (рис. 5, поз. 4). При такой операции затвор взводится, а перемотка отключается.
31 Арретир рукоятки перемотки
32 Рукоятка перемотки и взвода затвора
33 Байонет для вайндера (рис. 7) (максимальная скорость протяжки с вайндером 1.3 кадра в секунду)
34 Индекс для установки рукоятки
35 Кадровое окно


рис. 7. Вайндер и рукоятка взвода для Hasselblad 201F

рис. 8. Hasselblad 201F с измерительной призмой РМЕ51

Некоторые технические характеристики и возможности
Hasselblad 201F

С аппаратом могут использоваться все стандартные кассеты-магазины из арсенала Hasselblad.
TTL-измерение экспозиции возможно лишь при использовании соответствующего пентапризменного видоискателя, скажем РМЕ 51 (рис. 8), РМЕ 90 (рис. 9) и т. п.
Хассель обладает невероятно совершенным арсеналом аксессуаров, описание которых вполне заслуживает отдельного издания. О некоторых позициях этого арсенала я уже говорил. Скажу пару слов и об упомянутых видоискателях.


рис. 9. Видоискатель с измерительной призмой РМЕ 90

Видоискатель с измерительной призмой РМЕ 51 (рис. 8)
РМЕ 51 снабжен встроенной TTL измерительной системой на основе быстродействующего кремниевого фотоприемника. Величина сигнала для пленки чувствительностью 100 ISO ед. Составляет 2-19 EV. Он может использоваться для пленок с диапазоном светочувствительности 25-6400 ед. ISO. Контроль заряда батареи и подсветка шкалы с помощью красного светодиода. Кнопка запуска и автоматическое выключение приблизительно через 10 секунд. Питание от 6В батареи типа РХ28 или аналогичной.

Видоискатель с измерительной призмой РМЕ 90 (рис. 9).
Это видоискатель с измерительной призмой и углом поля зрения в 90 град, в котором реализованы три различных метода экспозамера: с приоритетом диафрагмы или выдержки, с предварительным вводом опорного значения и путем ручного ввода различных установок. Режимы экспозамера легко и быстро переключаются.
Предусмотрены следующие режимы: точечный экспозамер, центрально-взвешенный и интегральный. На экране видоискателя отображается вся информация: результаты измерений, установленные значения и функции.
Режим TTL экспозамера с вводом опорного значения полезен в том случае, когда оценивается влияние света, отраженного от различных частей объекта съемки, или при изменении условий освещения во время съемки.

Видоискатель РМЕ 90 с помощью полусферического датчика (dome sensor) на его фронтальной поверхности (рис. 9), позволяет делать замеры освещенности. Это тот самый уникальный случай, когда камера в Ваших руках превращается в универсальный экспонометр, способный к измерению падающего света. Разумеется, замер ведется от интересующей Вас области сюжета в направлении точки, откуда будет производиться съёмка. Как раз о такого рода измерениях упоминалось в предыдущей главе, в рассказе о Hasselblad 205TCC.

Однако с моей точки зрения, которую я естественно никому не навязываю, обладание этим, несомненно, совершенным прибором РМЕ 90 – явный перебор. К комплекту Hasselblad 201F шахта вполне достаточно, а во многих случаях и необходимо наличие, умного цифрового многофункционального экспонометра.
По-моему такой прибор (автономный экспонометр) необходим всегда, независимо от электронной оснащённости съёмочной аппаратуры, которой Вы работаете.

С аппаратом Hasselblad 201F может использоваться весь арсенал оптики Хасселя, с теми, или иными функциональными ограничениями.

Питание – 6В, желательно литиевая батарея, скажем PX-28L, Kodak 28L, Kodak S28 (серебряно-окисные). Есть ещё и Varta нескольких позиций.

Размеры с объективом Planar FE 2.8/80, магазином A12: ширина 118 мм, высота 110 мм, длина 180 мм.
Размеры только корпуса: ширина 118 мм, высота 110 мм, длина 88 мм.

Вес с объективом Planar FE 2.8/80, магазином A12 и батареей: 1610 г.
Вес корпуса: 730г.


рис. 10. Hasselblad  203FE

рис. 11. Корпус Hasselblad  203FE

Hasselblad 203FE
В 1994г на прилавках появилась ещё одна модель из «двухсотой» линейки Hasselblad 203FE (рис. 10 и 11).
Основное отличие новинки от Hasselblad 205TCC состоит в совершенно ином подходе к реализации метода экспозамера. Если у 205TCC во всех экспорежимах он был исключительно точечным (spot), то у модели 203FE экспозамер всегда центровзвешенный. Центр фокусировочного экрана обозначен крестообразным пересечением и кругом точек, указывающих зону измерения. Круг имеет 28мм в диаметре (рис. 12).


рис. 12. Фокусировочный экран и дисплей Hasselblad  203FE

Зона измерения (центральный круг) составляет приблизительно 20% полной площади изображения. Амплитуда измерений при ISO 100 лежит в пределах от 0.5EV до 21,5EV для апертур f/2,8.
Система экспозамера реализована по тем же принципам, которые использованы у Hasselblad 205TCC.
Зеркало аппарата в центральной области фокусировочного экрана, ограниченной кругом точек (рис. 12), имеет полупрозрачный растр, который позволяет части света падающего на центральную зону проходить сквозь него (рис. 13). Этот свет, отражаясь от вторичного зеркала (рис. 13), расположенного под основным, попадает на конденсор светоприёмника на дне зеркальной коробки.


рис. 13. Построение схемы экспозамера у Hasselblad  203FE

Полоска экрана ЖКД расположена выше верхней грани фокусировочного экрана (рис. 12 и 13). Она является информационным центром камеры. Дисплей подсвечивается наружным светом либо через полупрозрачную узкую горизонтальную панель, находящуюся на фронтальной части камеры под надписью HASSELBLAD (рис. 11), либо, при недостатке внешнего освещения, внутренним источником света, включаемым с помощью соответствующей кнопки.

Тут стоит сделать одно замечание, касающееся использования измерительных пентапризм Хасселя и их клонов, изготовленных на «Арсенале» для Киева на камерах «двухсотой» линейки.

Поскольку в камерах Hasselblad 205TCC/ FCC, 203FE и 202FA (модели 201F это замечание не касается) тело дисплея выступает над полем фокусировочного экрана и находится под некоторым углом к нему (рис. 13), использовать ранние модели видоискателей для серии «500» или их «арсенальские» клоны нельзя, иначе Вы просто снесёте дисплей. Годятся лишь более свежие модели видоискателей: PME-5, PME-51, PM-45, PM-90, PME-45, PME-90 и пр. Одним словом те, которые имеют в основании не сплошную квадратную металлическую рамку, а рамку с разрывом в передней части (рис. 9).

Несколько слов о затворе Hasselblad 203FE
Аппарат оборудован щелевым механическим затвором, управляемым электроникой. Его механизмы имеют ряд усовершенствований по сравнению с затвором Hasselblad 205TCC. Расширены функциональные возможности затвора. Изменён материал шторок. Теперь это особо прочный прорезиненный шёлк.
В ручном режиме (Manual) диапазон скоростей затвора простирается от 34мин до 1/2000с и B (bulb).
В режимах полуавтомата (приоритет апертуры) он представлен диапазоном от 90с до 1/2000с.
В случае ручных установок, камера допускает изменение скорости затвора с шагом ½ ступени.
В режиме полуавтомата приращения скорости затвора возможны с шагом 1/12 ступени.
Синхронизация вспышки возможна на скоростях от В до 1/90с.
При использовании на камере 203FE объективов с собственным центральным затвором, барабан скоростей затвора камеры необходимо установить в положение «С». В этом случае синхронизация вспышки возможна на всех скоростях затвора (центрального), вплоть до 1/500с.

Режимы экспозамера
Под левой рукой оператора находится круговой селектор выбора режимов экспозамера с пятью позициями Pr, Ab, D, A, М и кнопкой экспопамяти с красным кольцом в центре, ниже две кнопки, отмеченные голубыми стрелками (рис. 10 и 14).
Эти режимы во многом напоминают Hasselblad 205TCC:


рис. 14. Позиция Pr – программирующий режим

Позиция Pr – программирующий режим
Pr – эта позиция кругового селектора (рис. 14) никакого отношения к измерению экспозиции не имеет.
Позиция Pr служит для программирования некоторых величин, отличных от стандартных параметров настройки, которые встроены в камеру. Стандартные параметры всегда устанавливаются, когда Вы активизируете систему (скажем, замена батарей). Любое изменение, сделанное в режиме Pr активно, пока Вы его не отменили, или не заменили питание.

В положении переключателя Pr, в частности, устанавливается чувствительность плёнки, в случае использования обычных магазинов А-типа (не E и TCC/ ECC), т. е. магазинов, которые не имеют группы контактов, с помощью которых электронике камеры передаётся необходимая информация о заряженной плёнке.
Положение переключателя Pr используется и для установки многих других опций, о которых подробно можно разузнать из описания аппарата.


рис. 15. Позиция Ab – Режим автобрекетинга

Позиция Ab – Режим автобрекетинга.
Апертура задана
Использование режима автобрекетинга досконально разложено в техническом описании аппарата. По-моему нет смысла его пересказывать. Замечу лишь в двух словах, что перед съёмкой программируется изменение экспозиции с шагом 1/3, 2/3 или 1 EV.
Для больших серий дублей разумно использовать вайндер (рис. 16).

рис. 16. Hasselblad 203FE с измерительной призмой РМЕ51 и вайндером 

Позиция D – дифференциальный режим (Differential Mode)
Апертура задана
D-режим (рис. 17) позволяет оценить контрасты сюжета и добиться оптимальной экспозиции.
Смысл D-режима и последовательность операций при его использовании практически совпадает с тем, что Вы уже читали в Главе 9 относительно одноимённого режима для камеры Hasselblad 205TCC. Однако стоит заметить, что из-за отсутствия функции spot-измерения, полезность D-режима в данной модели существенно бледнеет.


рис. 17. Позиция D – дифференциальный режим   (Differential Mode)

Позиция А – Режим приоритета апертуры (рис. 18, поз. 1).
Апертура задана.
Достаточно понятный режим. См. Техническое описание аппарата и Главу 9 (А – режим для Hasselblad 205TCC).


рис. 18. Позиция А – режим приоритета апертуры и позиция  М – мануальный режим

Позиция М – мануальный режим (рис. 18, поз. 2)
Полностью ручные установки.
Несмотря на Ваши умозаключения и соответствующие действия, экспонометрия камеры всегда будет начеку, рекомендуя Вам свои расчётные данные. Но апертура и выдержка при экспонировании будут подчинены лишь Вашим установкам, игнорируя интеллект камеры.

Hasselblad 203FE производился с 1994 по 2004 год.

 Глава 11

Hasselblad 202FA
В семействе Hasselblad камера 202FA (рис.1) единственная плёночная модель, где управление скоростью затвора в мануальном режиме осуществляется «кнопочным» способом. Т. е. электроника камеры берёт эту функцию на себя, заставляя исполнительные механизмы затвора отрабатывать выставленную Вами на дисплее выдержку. Шаг изменения выдержки, который Вы при этом можете использовать, составляет ½ ступени. Hasselblad 202FA лишает Вас определённого «удовольствия» самому крутить привычный барабан установки выдержек.
Хорошо это или плохо – ну, это дело вкуса. Во всяком случае, такое решение заметно упростило механику камеры, правда, привело к ряду функциональных лишений (это я об оптике, см. выше).

1

рис. 1. Hasselblad 202FA

2
рис. 2. Круговой селектор выбора режимов экспозамера Hasselblad 202FA

Режимы экспозамера 202FA
Здесь всё очень напоминает соответствующие конструктивные решения на других камерах «двухсотой» линейки за исключением порядка позиций кругового селектора и их функционального назначения (рис. 2).
Под левой рукой оператора находится круговой селектор выбора режимов экспозамера с пятью позициями Pr, A, D, М, ML и кнопкой экспопамяти с красным кольцом в центре. Рядом – две кнопки, отмеченные голубыми стрелками (рис. 3).
Рассмотрим эти режимы:
3
рис. 3. Hasselblad 202FA с магазином Е-типа
Позиция Pr – программирующий режим
Позиция служит для программирования некоторых величин, отличных от стандартных параметров настройки, которые встроены в камеру.
Если Вы пытаетесь экспонировать в этом положении переключателя селектора, камера автоматически сместится к режиму A и затем, после экспонирования, немедленно возвратится к режиму Pr.

Позиция А – Режим приоритета апертуры
Апертура задана.
Достаточно понятный режим. См. Техническое описание аппарата.

Позиция D – дифференциальный режим (Differential Mode)
Апертура задана
D-режим позволяет оценить контрасты сюжета и добиться оптимальной экспозиции. О смысле D-режима и последовательности операций при его использовании Вы уже могли прочесть в предыдущих главах.

Во всех полуавтоматических режимах (приоритет апертуры) Вы можете вручную корректировать экспозицию в пределах амплитуды 5 -5 EV.

Позиция М – мануальный режим
Полностью ручные установки. Апертура устанавливается с помощью соответствующего барабана и шкалы апертур. Выдержку, как Вы уже читали, устанавливайте с помощью голубых треугольных кнопок (рис. 3). Можно заблокировать выбранную скорость затвора, кнопки при этом действовать не будут. Для этого селектор выбора режимов следует повернуть к позиции ML.
Апертура и выдержка при экспонировании будут подчинены лишь Вашим установкам, игнорируя экспонометрию камеры, которая будет подсказывать Вам свои решения.

Позиция МL – мануальный режим (замок выдержки)
Как Вы уже догадались этот режим можно использовать и как режим приоритета выдержки. Для этого в положении селектора выбора режимов М, надо установить желаемую выдержку, и перейти к режиму МL. Но в этом случае, если Вы полагаетесь на интеллект камеры, апертуру стоит выставить, следуя её подсказке.

4
рис. 4. Вспышка Hasselblad D-Flash 40
Некоторые технические характеристики и возможности
Hasselblad 202FA

С аппаратом могут использоваться все стандартные кассеты-магазины из арсенала Hasselblad.
Об ограничениях используемой оптики мы уже говорили в предыдущей главе, думаю, не стоит повторяться.
Встроенная TTL/OTF-система управления согласованной вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим). При этом можно использовать специализированную вспышку Hasselblad D-Flash 40 (рис. 4) (в конце прошлого века она ещё была экзотикой). Во всех других случаях необходимы Flash adapter SCA 390/590 и типы вспышек, соответствующих требованиям европейской системы SCA 300.
5
рис. 5. Winder F
С аппаратом Hasselblad 202FA можно использовать вайндер (Winder F), при этом максимальная скорость протяжки плёнки составит 1,3кадр/с. Для его питания используется пять щелочных батарей типа АА, ёмкости которых вполне достаточно для 3000 экспонирований (рис. 5).
Электроника аппарата рассчитана на диапазон чувствительности плёнки ISO 12-6400. В случае использования магазинов типа E или ECC/ TCC, необходимое значение чувствительности выставляется с помощью кругового переключателя магазина.
При использовании магазинов типа А, значение чувствительности выставляется с помощью голубых кнопок (рис. 3), находящихся рядом с круговым селектором режимов экспозамера, установленного в позицию Pr (программирующий режим).

Питание – 6В PX-28L. Желательна литиевая батарея. Есть варианты, скажем, Kodak 28L или серебряно-окисная Kodak S28. Есть ещё и Varta нескольких позиций.
Размеры с объективом Planar FE 2,8 / 80mm и магазином Е12: ширина 117мм, высота 110мм, длина 185мм.
Размеры, только корпус: ширина 117мм, высота 110мм, длина 88мм.
Вес с объективом Planar FE 2.8/80mm, магазином Е12 и батареей: 1630 г.
Вес корпуса: 750г.
Hasselblad 202FA серийно изготовлялся компанией с 1998 по 2002г.

6
рис. 6. Hasselblad FlexBody
Hasselblad FlexBody
FlexBody (рис. 6) это не фотокамера, а универсальный аксессуар.
Для читателей незнакомых с приборами подобными FlexBody и никогда не работавших с фотокамерами, допускающими трансформации их оптического построения, позволю себе напомнить несколько истин. Да простят меня корифеи.
Обладая определённым опытом и знаниями, владелец такого профессионального инструмента, как FlexBody может творить с его помощью чудеса, совершенно не доступные жёстким конструкциям аппаратов даже самого высокого класса.

Для тех, кто имеет достаточный фотоопыт, термин «объектив, с возможностью сдвига оптической оси» или, по-другому, «шифт (shift) – объектив» конечно не откровение. Знакомы нам и более сложные объективы тилт-шифт (tilt – shift), которые помимо сдвига оптической оси допускают и её наклон относительно плоскости пленки.
Однако 99% всех объективов спроектированы с учётом допущения, что плоскость фотослоя при съёмке будет параллельна плоскости снимаемого объекта. Это стандартная установка касается объективов всех видов и фокусных расстояний. Узел крепления объектива к камере разработан таким образом, чтобы его оптическая ось, как можно более строго была перпендикулярна фокальной плоскости (плоскость, проходящая через фокальную точку объектива, в которой располагается фотоматериал).
Когда Вы фокусируете объектив, Вы сосредотачиваетесь на центральной части композиции, условно считая её абсолютно плоской, не учитывая её объёмной протяжённости. Из теории оптических систем известно, что каждой точке объекта соответствует сопряженная точка изображения, а каждому положению плоскости в пространстве объектов соответствует определенная плоскость в пространстве изображений. Поэтому на фотоматериале наиболее резкими будут только те объекты, которые располагаются в плоскости наводки объектива, причём перед экспонированием, плоскости наводки и фотослоя должны быть совмещены. Точки объекта, по обе стороны, отстоящие от плоскости наводки, будут изображаться на фотослое в виде кружков нерезкости.
Не вдаваясь в математические выкладки, напомню, что глубина резко изображаемого пространства ГРИП, прямо пропорциональна расстоянию до плоскости наводки, значению диафрагмы, диаметру допустимого кружка нерезкости*, и обратно пропорциональна величине фокусного расстояния объектива.

* Допустимый кружок нерезкости – максимальный круг нерезкости, который ещё воспринимается как «точка» в изображении.

Резкость изображения, как она ощущается человеческим глазом, тесно связана с резкостью действительного изображения и «разрешающей способностью» зрения. В фотографии резкость также зависит от степени увеличения изображения или проекционного расстояния, или от расстояния, с которого рассматривается объект. В практике определены некоторые допуски для воспроизведения точек изображений, которые, хотя и размыты до определенной степени, все же кажутся наблюдателю резкими. Например, для 35-мм камеры допустимый круг нерезкости составляет около 1/1500 диагонали кадра, если исходить из того, что изображение увеличивается до размера фотографии 15х20см и рассматривается с расстояния 25-30см.
Объективы с электронной автофокусировкой рассчитываются таким образом, чтобы давать минимальный круг нерезкости размером 0,035мм. Именно из этой величины исходят расчеты таких параметров, как глубина резкости.

Обратимся к примеру. Предположим, держа камеру в нормальной позиции, на уровне глаз, Вы хотите запечатлеть бескрайнее поле диких цветов, простирающееся от Ваших ног до горизонта. Чтобы составить подобную композицию со стандартным оборудованием, Вы должны нацелить объектив вниз, под небольшим углом к горизонту, и затем сфокусировать его на гиперфокальное расстояние**.
** Гиперфокальное расстояние – самое короткое расстояние, при котором «бесконечность» попадает в область глубины резкости.

Гиперфокальное расстояние можно определить следующим образом:
Гиперфокальное расстояние = f2 /d x F, где f это фокусное расстояние объектива,
F – действующая апертура объектива, d – диаметр кружка нерезкости.

Нетрудно заметить, что минимальное гиперфокальное расстояние, которое даст лучшую глубину резкости для нашей композиции, обеспечивается при наименьшем отверстии диафрагмы. Таким образом, единственным доступным оружием, позволяющим осуществить Ваш замысел, будет апертура объектива, закрученная до предела.

Специальные tilt, или tilt-shift – объективы, которые допускают наклон оптической оси относительно плоскости пленки, позволяет подойти к этой проблеме несколько по-иному. С их помощью можно значительно увеличить глубину резко воспроизводимого пространства, без существенного уменьшения апертуры объектива, что крайне важно при скудном освещении. Эти объективы позволяют управлять углом наклона плоскости фокусировки, максимально приближая её наклон к плоскости объекта. Т.е., в нашем случае, сохраняя композицию, Вы наклоняете не камеру, а объектив к поверхности моря цветов. Хотя плоскости фокусировки и земной поверхности всё равно будут пересекаться, это будет происходить уже под гораздо меньшим углом, что позволяет получить максимальную ГРИП при гораздо меньших значениях апертуры. Объективы, обладающие такой оптической гибкостью, стоят не дёшево, но обойтись без них, порой не удаётся.

Для камер среднего и большого формата использование функции tilt, гораздо более актуально, а иногда просто необходимо. Дело в том, что объективы одинаковых фокусных расстояний, для всех съёмочных форматов имеют одинаковую глубину резкости, при одной и той же диафрагме. Скажем, объектив 80мм на Canon, 80мм на Hasselblad, или объектив 80мм на формат 9х12см (4×5″), имеют одинаковую ГРИП в любой апертуре. Но для узкоплёночного Canon(а) объектив 80мм – это короткий телеобъектив, для Hasselblad(а) – штатник, а для камеры 9х12см (4×5″) – широкоугольник, примерно эквивалентный 28мм. объективу узкого формата. Но если широкоугольник узкоплёночной камеры допускает определённые вольности в управлении ГРИП при съёмке, на камерах среднего и большого формата широкоугольник ведёт себя так же, как узкоформатный телевик, стиснутый достаточно жёстким полем глубины резкости.
Чтобы избежать этой, казалось бы, безвыходной ситуации, камеры больших форматов используют гибкие связи самой конструкции аппарата, обеспечивая пространственную подвижность оптической оси объектива и фокальной плоскости. Всеми этими подвижками управляет сам оператор, в зависимости от его намерений.

Для Хасселя компания разработала остроумный прибор – «гармошку» Hasselblad FlexBody (гибкий корпус), позволяющий по желанию оператора управлять положением фокальной плоскости относительно оптической оси.
FlexBody обеспечивает контроль зоны резкого изображения в фокальной плоскости и компенсацию искажений, обусловленных перспективой. FlexBody заменяет обычный корпус и используется с любыми Hasselblad CF объективами, кассетами-магазинами и видоискателями.
Установку и удаление объектива с FlexBody делают только при взведённом затворе. Все, как с обычными коробками Хасселя.
Для наведения на резкость используют фокусировочный барабан объектива, а в качестве видоискателя на FlexBody может быть установлен практически любой прибор из этой группы аксессуаров Хасселя (рис. 7).

7
рис. 7. FlexBody в боевом положении

Гармошка FlexBody включает переднюю стенку с обоймой для объектива, которая соединяется с помощью меха с задней стенкой, имеющей возможности перемещения. Для компенсации перспективных искажений, заднюю стенку можно смещать в вертикальном положении (shift) приблизительно на 15 мм.
Однако величина перемещения ограничена диаметром светового пятна объектива. В критических ситуациях, чтобы избежать виньетирования, стоит воспользоваться прилагаемой к прибору FlexBody кадрирующей рамкой 4×5 см. Вполне естественно, что возможности функции shift в той или иной мере ограничены фокусным расстоянием объектива. При диафрагме f/16 и кадровом окне 55х55мм, максимально возможный сдвиг (без явного виньетирования) разных объективов иллюстрируется рисунком 8.

8
рис. 8. На что способна оптика в паре с FlexBody

9

рис. 9. Топология органов управления FlexBody

10

рис. 10. Различные позиции головки спуска затвора 

Для компенсации искажений в плоскости изображения, обусловленных не параллельностью плоскости объекта и плоскости пленки, предусмотрена возможность наклона задней стенки (tilt) FlexBody на угол до 28 градусов.
При нейтральном положении задней стенки FlexBody можно использовать для макросъемки, установив удлинительное кольцо шириной до 22 мм. К FlexBody придаются адаптер для фокусировочных экранов и два экрана для разных позиций «tilt» (все подробности в техническом описании). Hasselblad FlexBody производился компанией с 1995 по 2003 год.
11
рис. 11. Топология органов управления FlexBody

Hasselblad ArcBody
Hasselblad ArcBody (рис. 12) это ещё одно устройство, которое подобно FlexBody позволяет создать камеру с гибкими связями между фокальной плоскостью и оптической осью объектива (рис. 13). Правда, работа ArcBody ограничена областью широкоугольной съёмки.

12
рис. 12. Hasselblad ArcBody

13

рис. 13. Трансформации ArcBody

ArcBody может использоваться с любыми кассетами-магазинами и видоискателями из арсенала Hasselblad(а), а вот оптика, которая может составить ему полнофункциональную компанию это:
Rodenstock Apo-Grandagon 4.5/35mm
Rodenstock Apo-Grandagon 4.5/45mm
Rodenstock Grandagon-N 4.5/75mm (рис. 14 и 15)
14
рис. 14. Hasselblad ArcBody в боевой готовности

15

рис. 15. Роденштоки для ArcBody

Все Роденштоки имеют центральный межлинзовый затвор Copal ‘0’ с диапазоном скоростей 1-1/500с и B.
Для устранения виньетирования с объективами 4.5/35mm и 4.5/45mm, используются центральные градиентные нейтральные фильтры, плотность которых возрастает по направлению к центру. В процессе кадрирования и фокусировки эти фильтры удаляются. Их же используют и с объективом 4.5/75mm в случаях крайних положений трансформации устройства ArcBody.

Конструкция Hasselblad ArcBody включает переднюю стенку с обоймой для объектива и заднюю стенку с возможностями перемещения. Для компенсации перспективных искажений, заднюю стенку можно смещать в вертикальном положении (shift) приблизительно на 28мм и наклонять относительно оптической оси (tilt) на угол ±15град.

Hasselblad ArcBody компания изготовляла с 1997 по 2001год.

Начало цифровой эры и её успешное продолжение
В 2002 г. компания показала на Фотокине 2002 свой первый автофокусный Hasselblad H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film. Камера Hasselblad H1 поддерживала обе платформы – классическую и цифровую, т.е. допускала использование, как пленочных магазинов Хасселя, так и новых цифровых задников. Именно с Н1 и началась цифровая эпопея Хасселя.
Через пару лет, в 2004г. Родилась новая модификация цифровых автофокусный камер Hasselblad H2. Затем на Photokina 2006 компания выставила очередную версию цифровой камеры Hasselblad H3, и так далее. Как уже говорилось в начале книги, мощные современные СМИ досконально отслеживают все последние достижения компании.
Посему, не вижу смысла дублировать обширную и доступную информацию о «цифровой» жизни Hasselblad(а).

Москва 2012г
Борис Бакст

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.