Hasselblad. История. Фотоаппараты. Часть 3

 Глава 7

В предыдущей главе Вы могли прочесть о том, что в 1977г, к началу продаж первого Хасселя 2000-ой серии с собственным фокальным затвором специально для него была подготовлена линейка новых беззатворных объективов серии F. Эти объективы изготовлялись в период с 1977 по 1991 год (см. Главу 6). Внешне они отличаются от более поздней серии объективов CF отсутствием барабана выдержек.

рис. 1. Zeiss Sonnar CF 150mm  f/4

Разнообразие аппаратного парка подвигло Хассельблад к созданию новой утилитарной линейки объективов, могущих с равным успехом использоваться на камерах, как 500-ой, так и 2000-ой серий. Линейке этих объективов дали обозначение CF (рис. 1). В 1982г по заказу Хасселя, Цейсс предоставил целый арсенал этих объективов (единственный зум-объектив CF был изготовлен Шнайдером – Josef Schneider & Co., GmbH Optische Werke, Bad Kreuznach). Объективы, представленные ниже пришли не сразу – некоторые раньше, некоторые позже (рис. 2).

рис. 2. Линейка объективов CF

30mm f/22 – f/3.5 Distagon
40mm f/22 – f/4 Distagon
40mm f/22 – f/4 Distagon FLE*
50mm f/22 – f/4 Distagon
50mm f/32 – f/4 Distagon FLE *
60mm f/22 – f/3.5 Distagon
80mm f/22 – f/2.8 Planar
100mm f/22 – f/3.5 Planar
105mm f/32 – f/4.3 UV Sonnar ** (многослойное просветление, скорее всего, отсутствует)
120mm f/32 – f/4 Makro Planar
135mm f/45 – f/5.6 Makro Planar (не имеет фокусировочного кольца, он предназначен для работы с удлинительными мехами)
150mm f/32 – f/4 Sonnar (рис. 3)
180mm f/32 – f/4 Sonnar
250mm f/45 – f/5.6 Sonnar
250mm f/45 – f/5.6 Sonnar Superachromat. Сделан по заказу НАСА (предназначен для работы, как в видимом спектре, так и в зоне инфракрасного света [400 нм – 1000 нм], имеет один слой просветления, которое считается оптимальным для такого спектра длин волн) (рис. 4)
350mm f/45 – f/5.6 Tele-Tessar
500mm f/64 – f/8 Tele-Apotessar (дистанция ближней фокусировки 8,5м, выпускался до
1989 года)
500mm f/64 – f/8 Tele-Apotessar (дистанция ближней фокусировки 5м)
140-280mm f/45 – f/5.6 Schneider Variogon (рис. 5)


рис. 3. Один из вариантов Sonnar(а) CF 150mm  f/4, сделанный по заказу  НАСА рис. 4. Sonnar CF 250mm f/5,6  Superachromat для НАСА

рис. 5. Schneider Variogon CF 140-280mm f/5.6

* FLE – в оптической формуле этих объективов используются плавающие элементы, позволяющие свести к минимуму дисторсионные абберации. CF 40мм и 50мм FLE имеют вторичные кольца фокусировки, могущие обеспечить оптимальное качество изображения в условиях съёмки на минимальных дистанциях.

** 105mm f/4.3 UV Sonnar, редкий специальный объектив с оптическими элементами из кварца и флюорита. Используется для съёмки в ультрафиолетовом спектре. Изначально разработан для космических программ США. Самый дорогой объектив Hasselblad тех лет (рис. 6).


рис. 6. UV Sonnar 105mm f/4.3

Список пестрит экзотическими позициями, которые нам, возможно, никогда не доведётся попробовать в деле, но, по крайней мере, знать об их существовании, по-моему, любопытно.

Что же конструктивно представляет собой оптика серии CF?
Это объективы, обеспеченные новым, более современным и надежным центральным затвором Prontor, Шварцвальде, Германия (потомки старого, доброго Готье), с той же сеткой скоростей от 1 до 1/500с и B, что и Compur Декеля.
Prontor явно охотнее Compur(а) работает при минусовых температурах. Надо заметить, что Prontor обходился Хасселю несколько дешевле Компура, что так же сыграло немаловажную роль в его выборе. Затвор синхронизирован для электронных вспышек на всех скоростях.
Объективы серии CF полностью поменяли дизайн. Все они чёрные и даже сегодня выглядят весьма эффектно (рис. 1 и 7)
(рис. 7)


рис. 7. Устройство объективов серии CF

Пояснения к рис.7
1. Кнопка, блокирующая включение позиции F на барабане скоростей затвора
2. Барабан переключения скоростей затвора
3. Индекс для ориентации всех установок
4. Шкала ГРИП
5. Шкала дистанций
6. Фокусировочный барабан
7. Шкала апертур
8. Шкала скоростей затвора
9. Кнопка сцепления барабанов скоростей затвора и апертур для работы с экспозиционными числами EV
10. Шкала экспозиционных чисел EV
11. Гребень репетира диафрагмы

Позиция F (зелёная) на барабане скоростей затвора используется, когда объектив CF установлен на камеры серий 2000 или 200 и Вы желаете работать со шторным затвором аппарата, отключив затвор объектива.
На барабане скоростей затвора есть красная маркировка напротив скоростей 1, 1/2, и 1/4 с, которая предупреждает забывчивых фотографов о том, что на этих скоростях спусковую кнопку надо давить долго, иначе вспомогательной затвор захлопнется до того, как камера отработает нужную экспозицию.
Объективы серии CF не имеют автоспуска.

рис. 8. Hasselblad 500 ELX

рис. 9. Hasselblad 553 ELX

Hasselblad 500 ELX и 553 ELX
Чтобы сохранить хронологическую целостность рассказа, сейчас следует вспомнить о моторизованных моделях Hasselblad 500 ELX (рис. 8) и 553 ELX (рис. 9), которые выпускалась параллельно с линейкой аппаратов 2000-ной серии, с 1984 по 1988г и с 1988 по 1999г соответственно. Эти камеры представляли собой очередные модернизации моторизованной линейки «пятисотников», затеянной Хасселем ещё в 1965г (см Главу 5 Hasselblad 500EL и 500EL/M).
Как Вы уже знаете, все модели Хасселя, начиная с 2000 FCW (1984г) комплектовалась очень качественным и ярким фокусировочным экраном «Acute Matte D». Новые экраны при достаточном уровне освещенности снимаемого сюжета отличаются исключительно высокой яркостью изображения и прозрачностью, что заметно облегчает быструю и точную фокусировку. Линза Френеля нарезана с таким малым шагом, что кольца Френеля в видоискателе практически незаметны.
Удостоились чести установки этих экранов и аппараты Hasselblad 500 ELX и 553 ELX.
Кроме того, 500 ELX стал первой моделью Хасселя с несколько увеличенным размером зеркала и изменённым механизмом его подъёма. Эти меры позволили забыть о виньетировании видоискателя при работе дальнобойной оптикой, или при использовании удлинительных мехов.
Встроенный в фотокамеру 500ELX электропривод осуществляет перевод кадров и взвод затвора после каждой экспозиции, обеспечивая режим съемки со скоростью до 1,2кадр/с.
Встроенная TTL/OTF-система управления вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим). Продолжительность работы вспышки, таким образом, определяется интенсивностью отраженного света. При этом необходимо использовать Flash adapter SCA 390 и типы вспышек, соответствующих требованиям
европейской системы SCA 300.
Красный светодиод в левой части видоискателя сигнализирует о готовности вспышки (рис. 10), а после экспонирования, коротким миганием сообщает о том, что света было достаточно. После перезаряда вспышки, он вновь зажигается, сообщая о её готовности.


рис. 10. Красный светодиод в левой части видоискателя сигнализирует о готовности вспышки

Помимо этих преимуществ, камера Hasselblad 553 ELX (рис. 9) имеет ещё два:
– для внутренней поверхности её зеркальной коробки используется новое антибликовое покрытие «Palpas» с очень глубоким матовым чернением
– вместо редких сегодня никель-кадмиевых аккумуляторов типа DEAC 5/600 DKZ, все механизмы аппарата запитываются от широко распространённых щелочных пальчиковых батарей АА.

С 1988 по 2006 год Хассельблад выпустил множество моделей беззатворных камер семейства «500» с теми или иными функциональными достоинствами:

503 CX 1988-1994г
500 Classic 1990-1992
503 CXi 1994-1996
501 C 1994-1997
503 CW 1996 –
501 CМ 1997-2005
555 ELD 1998-2006
503 CWD 2006 –
503 CW/CFV 2006 –

Давайте разберёмся с ними по очереди


рис. 11. Hasselblad 503 CX

Hasselblad 503 CX
Отличается от ранних моделей (до 1984г) Hasselblad 500С/М фокусировочным экраном «Acute Matte D». Встроенная в корпус Hasselblad 503 CX (рис. 11) TTL/OTF-система управления вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим). Продолжительность работы вспышки, таким образом, определяется интенсивностью отраженного света. При этом необходимо использовать Flash adapter SCA 390, или 590 и типы вспышек, соответствующих требованиям европейской системы SCA 300.
Для внутренней поверхности её зеркальной коробки используется антибликовое покрытие «Palpas» с очень глубоким матовым чернением. Hasselblad 503 CX выпускался с 1988 по 1994 год.


рис. 12. Hasselblad 500 Classic

Hasselblad 500 Classic
Специальный вариант Hasselblad 500С/М доступный только в комплекте с Planar(ом) CF 80mm f/2.8 и магазином A12 (рис. 12). Аппарат оснащён фокусировочным экраном «Acute Matte D». Принудительный комплект продавался только с 1990 по 1992.


рис. 13. Hasselblad 503 CXi

Hasselblad 503 CXi (рис. 13)
Отличается от Hasselblad 503 CX лишь возможностью подключения вайндера Winder CW (рис. 14), точно такого же который используется с камерой Hasselblad 503 CW. Hasselblad 503 CXi выпускался с 1994 по 1996 год.


рис. 14. Winder CW

Hasselblad 501С
Продавался как «принудительный кит» с объективом Planar C 80mm f/2.8 (чёрный), с шахтой, магазином A12 и ремнём.
Hasselblad 501С – несколько упрощённая версия 500С/М, поскольку он оборудован стационарной (несъёмной) рукояткой взвода. На корпусе 501С отсутствует окошко для индикации готовности камеры к съёмке (рис. 15, поз 1) (смотри Главу 4 «Индикаторы готовности магазина и камеры»). Hasselblad 501С отличается от ранних моделей своего предшественника 500С/М (до 1984г) наличием фокусировочного экрана «Acute Matte D»***.
Hasselblad 501 C (рис. 15) выпускался с 1994 по 1997 год.


рис. 15. Hasselblad 501С

*** Я больше не буду специально оговаривать вооружение камер этим великолепным экраном, поскольку с 1984г он ставился на все аппараты Хасселя 500-ой серии поголовно.


рис. 16. Hasselblad 503CW

Hasselblad 503 CW
Встроенная TTL/OTF-система управления вспышкой и возможность использования вайндера Winder CW (рис. 14) делают камеру 503CW (рис. 16) удобной для съемки в студии и на пленере даже при использовании пульта дистанционного управления. Новая система с плавающим увеличенным зеркалом Gliding Mirror System (GMS) обеспечивает заполнение поля видоискателя при использовании объективов практически любых фокусных расстояний. Hasselblad 503CW выпускается с 1996 года.


рис. 17. Hasselblad 501 CМ

Hasselblad 501 CМ
Отличается от Hasselblad 501C возможностью удаления или замены рукоятки взвода. В конструкции аппарата приняты эффективные меры, позволяющие полностью избавится от виньетирования видоискателя, при работе с оптикой больших фокусных расстояний – это новая система с плавающим зеркалом Gliding Mirror System (GMS). На корпусе 501СМ окошко для индикации готовности камеры к съёмке отсутствует.
Hasselblad 501 CМ (рис. 17) выпускался с 1997 по 2005 год.


рис. 18. Hasselblad 555 ELD

Hasselblad 555 ELD
Последняя и самая совершенная моторизованная камера большого семейства беззатворных аппаратов, относящихся к 500-ой серии. Hasselblad 555 ELD (рис. 18) оборудован плавающим увеличенным зеркалом Gliding Mirror System (GMS). Для внутренней поверхности зеркальной коробки аппарата используется антибликовое покрытие «Palpas». Камера оборудована новым ИК-приемником, который позволяет управлять её работой с расстояния не менее 10м с помощью беспроводного дистанционного пульта.
TTL/OTF-система управления вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от фотопленки (OTF-режим).
Задняя панель камеры оборудована контактной группой, позволяющей непосредственное подключение цифровых задников, исключая необходимость использования для этих целей внешнего шнура.
Все механизмы аппарата запитываются от доступных и широко распространённых щелочных пальчиковых батарей АА.
Hasselblad 555 ELD выпускался с 1998 по 2006 год.

 


рис. 19. Hasselblad 503 CWD
рис. 20. Цифровой задник CFV к юбилейной камере

Hasselblad 503 CWD и 503 CW/CFV
Скорее всего, это последние модели 500-ой серии. Во всяком случае, более поздние модификации мне не известны. Обе камеры уже полностью интегрированы с цифровыми новациями Хасселя. В комплектацию Hasselblad 503 CWD (рис. 19) входит 16-мегапиксельный цифровой задник CFV (рис. 20) с сенсором на 50% превосходящим по площади матрицы полноформатных 35мм DSLR-камер. Эта специальная юбилейная камера была выпущена ограниченной серией в 500 экземпляров к столетию Виктора Хассельблада. Аппарат отличается ретро-дизайном и выгравированным на заднике автографом В. Хассельблада.

Другая юбилейная разновидность Hasselblad 503CW/CFV вооружена цифровым задником CFV (16MP, 36.7×36.7мм; Kodak KAF 16002) (рис. 21) и объективом Zeiss Planar CFE 2.8/80мм.
Обе камеры выпускаются Хасселем для представительских нужд с 1996 года.

 

 Глава 8

Прежде чем перейди к очередной линейке аппаратов Hasselblad 200, ещё раз оглянемся назад.
Не хотелось бы повторяться, но тема, к которой я хочу вернуться, касается многообразия оптики, которую Хассельблад использовал для своих камер. Она, судя по количеству вопросов, задаваемых владельцами разных моделей камер (это не относится к знатокам «породы», которые, возможно, информированы лучше меня), самая животрепещущая.
Не ждите от этого очерка исчерпывающей информации о «стёклах» для Хасселя, или стройной классификации всей имеющейся для него оптики. Задача, которую я поставил перед собой – внятно, по мере сил, рассказать, с какой коробкой можно использовать тот или иной объектив. Надеюсь, что мне это удастся.
В начале Главы 2 был представлен классификационный перечень объективов Хасселя и таблица, позволяющая достаточно просто найти уровень соответствия между используемой оптикой и камерой. Позволю себе напомнить и перечень, и таблицу ещё раз:

1. Объективы для Hasselblad 1600F и 1000F
2. C – объективы
3. CT* объективы
4. F – объективы
5. CF – объективы
6. CFi – объективы
7. С-объектив для Hasselblad 501C
8. CB – объективы
9. FE (TCC) – объективы
10. CFE – объективы
11. ZV Classic – объективы
12. ArcBody – объективы
13. Специальные объективы
14. НС – объективы для «цифры»

Пояснения к таблице:
«да» = полная совместимость
«нет» = полная несовместимость
«ДА» = «да», с той лишь разницей, что с корпусом, наряду с беззатворными объективами могут использоваться и объективы со встроенным затвором.
«-» = объектив не позволять полное использование особенностей корпуса.
«+» = объектив имеет особенности, которые корпус не может использовать

* Серии камер 500C и 2000FC не используют электронных возможностей этих объективов.
** Эти объективы не обеспечивают никакой электронной информации корпусу, в частности не дают информацию об апертуре.
*** 202FA корпус отличается от остальных корпусов серии 200, тем, что не может использовать центральный затвор объективов CF/ CFi или CFE. Барабан скоростей затвора объектива должен быть установлен в позицию F. Может использоваться только фокальный затвор камеры.

Стоит разобраться со всеми этими загадочными аббревиатурами, сопутствующими оптике Хасселя, чтобы больше к ним не возвращаться.

По-моему, с пятью мы уже достаточно знакомы – это:
1. Объективы для 1600F и 1000F
2. C – объективы
3. CT* объективы (T*- мультипросветление)
4. F – объективы (Глава 6)
5. CF – объективы (Глава 7)

Пойдём дальше.

Пойдём дальше.

6. CFi – объективы
В Главе 3, где речь шла о камере Hasselblad 905 SWC, был впервые упомянут новый для тех времён объектив Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CFi. Там же говорилось о причинах возникновении этой разновидности оптики (CFi).
Объективы всех версий, вплоть до версии CF, использовали линзы содержащие мышьяк, свинец и кадмий. В конце прошлого тысячелетия согласно экологическим соглашениям, действующим в среде цивилизованных производителей оптики, эти вредоносные химические элементы были изъяты из производства. Цейсс изменил свои отработанные десятилетиями технологии и создал новый тип оптики на базе «чистого» стекла. Так в арсенале Хасселя появились объективы серии CFi.
Помимо технологических изменений, которые, несомненно, потянули за собой оптические трансформации, о которых и Цейсс и Хассельблад скромно умалчивают, оптика CFi получила ряд конструктивных и мелких косметических доработок. Во всём остальном объективы CF и CFi – родные братья.
В сетевых баталиях между владельцами одноимённой оптики разных версий CF и CFi победителей мне отыскать не удалось. Посему судить об оптических предпочтениях «вредного» CF и «безобидного» CFi я не берусь.

 

рис. 1. Hasselblad 501С продавался в принудительном комплекте с объективом Planar C 80mm f/2.8

 

7. С – объектив для Hasselblad 501C – что это за «зверь»?
Hasselblad 501С продавался в принудительном комплекте с объективом Planar C 80mm f/2.8 (рис. 1) (смотри Главу 7). Оптическая формула этого объектива в точности повторяет структуру Planar CF 80mm f/2.8 . Однако он имеет некоторые конструктивные отличия от объективов CF:
а. Объектив не оборудован механизмом сцепления барабанов скоростей затвора и апертур для работы с экспозиционными числами EV, естественно на его оправе отсутствует кнопка, предназначенная для этих целей.
в. Хотя объектив Planar C 80mm f/2.8 для Hasselblad 501С снабжён тем же центральным затвором, что и его обычные собратья Planar(ы) CF 80mm f/2.8, позиция F на барабане переключения его скоростей отсутствует. Если Вы помните из Главы 7, позиция F используется, когда объектив CF установлен на камеры серий 2000 или 200 и Вы желаете работать со шторным затвором аппарата, отключив затвор объектива.Это вовсе не означает, что рассматриваемый объектив не сможет работать с фокальными затворами аппаратов серий 2000 или 200. Очень даже сможет. Для этого барабан скоростей его затвора следует установить в позицию «В».Какие цели преследовал Хассель или Цейсс, изготовляя этот загадочный объектив, мне не ведомо. Скорее всего, в качестве объектива для упрощённой модели аппарата Hasselblad 501С был использован какой-то ранний технологический задел.

рис. 2. Объективом Planar CВ 80mm  f/2.8 «украсили» «кит» Hasselblad 501СМ      
8. CB – объективы.
Эти приборы появились осенью 1997 года. В частности объективом Planar CВ 80mm f/2.8 «украсили» «кит» Hasselblad 501СМ (рис. 2). Функционально CВ аналогичны объективам серий CF и CFi, однако, с точки зрения стоимости они гораздо доступнее и оптически и механически проще. Скажем, Planar CВ 80mm f/2.8 имеет в своей оптической формуле на один элемент меньше, чем Planar CF 80mm f/2.8 (шесть элементов вместо семи). Фокусировочные барабаны объективов имеют пластиковую отделку. Есть и другие механические упрощения.
CB – объективы не имеет F – установки на барабане переключения скоростей центрального затвора, которая используется, когда объектив установлен на камеры серий 2000 или 200, и Вы желаете работать со шторным затвором аппарата, отключив центральный затвор объектива. Вместо неё барабан переключения скоростей нужно установить в позицию «B».

рис. 3. CB – объективы
Мне известны четыре таких объектива (рис. 3):
Zeiss Distagon CB 3.5/60mm
Zeiss Planar CB 2.8/80mm
Zeiss Tessar CB 4.8/160mm
Zeiss Makro-Planar CB 4/120mm
Несомненно, из этих сравнительно недорогих (для Хасселя!) приборов, самым выдающимся является Makro-Planar CB 4/120mm. Он не только прекрасно оптимизирован для макро-работ (максимальное увеличение 1:2), но и очень хорош при полном отверстии для портрета. К сожалению – он редкость, поскольку выпускался, ограничено и продавался в специальных комбинациях с определёнными моделями камер.9. FE (TCC) – объективы
Эта оптика появилась в 1991г вместе с первой моделью камеры 200-ой серии Hasselblad 205 TCC (Tone and Contrast Control). Ранние модели линейки этой оптики носили называние TCC – объективы. Они повторяли аббревиатуру в названии камеры, для которой были изготовлены. Позже объективам присвоили более общее название: FE – объективы. Не смотря на то, что эти приборы были разработаны для серии камер Hasselblad 200, о которых речь впереди, они вполне могут использоваться со всеми моделями ранней серии 2000.
Так как фотокамеры указанных серий (200 и 2000) имеют фокальный затвор, объективам FE в отличие от объективов CF не требуется встроенный центральный затвор. Это в какой-то мере развязало руки проектировщикам, позволив создать совершенно новые конструкции с большим относительным отверстием и меньшей дистанцией ближней фокусировки. В этом смысле объектив Zeiss Planar FE 2/110mm уникален. Он самый светосильный прибор среди профессиональных объективов среднего формата. Его апертура – f/2.
Ещё один уникум из этой линейки: FE 300mm Tele–Superachromat с апертурой f/2.8 и дистанцией ближней фокусировки 2,5м (рис. 4).

рис. 4. FE 300mm Tele–Superachromat с апертурой f/2.8 и дистанцией ближней фокусировки 2,5м
Характерной особенностью объективов FE является наличие электронной шины данных, по которой передается значение установленной диафрагмы в экспонометрическую систему фотокамер моделей 202FA, 203FE или 205FCC/TCC. Не трудно догадаться, что при использовании объективов FE на камерах серии 2000 электроника объектива отдыхает.

рис. 5. FE  – объективы


рис. 6. FE  – объективы

Вот эти объективы:
Zeiss Distagon FE 2.8/ 50mm FLE (рис. 5) (FLE – в оптической формуле объектива используются плавающие элементы, позволяющие свести к минимуму дисторсионные абберации. Здесь усовершенствованная система FLE не требует вторичного кольца фокусировки, какое мы видим у объективов серии CF 40мм и 50мм)
Zeiss Planar FE 2.8/ 80mm (рис. 5)
Zeiss Planar FE 2/110mm (рис. 5)
Zeiss Sonnar FE 2.8/150mm (рис. 6)
Zeiss Tele – Tessar FE 4/250mm (рис. 6)
Zeiss Tele–Superachromat FE 2.8/ 300mm (рис. 4)
Zeiss Tele – Tessar FE 4/350mm (рис. 6)
Zoom Hasselblad FE 4.8/60-120mm (рис. 6)

10. CFE – объективы
CFE – дальнейшее развитие линейки CF/ CFi. Объективы созданы для того, чтобы при работе на камерах 200-ой серии максимально использовать её функциональные потенциалы. Новую оптику оснастили электронной шиной данных (рис. 7), по которой передается значение установленной диафрагмы в экспонометрическую систему фотокамер моделей 202FA, 203FE или 205FCC/TCC. При этом экспозамер ведётся при полном отверстии.

рис. 7. Золочённая контактная группа на хвостовике CFE – объектива для связи с электроникой камеры

Конструкция объективов имеет свои отличительные особенности в основном ориентированные на улучшение весогабаритных показателей. Вообще подробно говорить о линейках CFi и CFE не вижу необходимости, поскольку сегодня это самая распространённая оптика, которую можно изучить по доступным каталогам и свежим сетевым ресурсам.11. ZV Classic – объективы
Сравнительно недавно (2007г) Carl Zeiss в ограниченном количестве изготовил серию объективов ZV Classic 3-х разных фокусных расстояний для системы Hasselblad V. Это функциональные аналоги объективов CFi, сделанные по специальным технологиям в серебристой отделке. Они не содержат никакой электроники. Предназначение серии – представительские надобности и утоление жажды состоятельных коллекционеров.
Объективы выглядят безупречно. Не думаю, что оптически они переигрывают соответствующую штатную оптику, но, глядя на них, хочется в это поверить.

рис. 8. Zeiss Distagon f/4 50mm ZV Classic
рис. 9. Zeiss Makro-Planar f/4 120mm ZV Classic

 

рис. 10. Zeiss Sonnar f/4 180mm ZV Classic

Вот эти объективы:
Zeiss Distagon f/4 50mm ZV Classic (рис. 8)
Zeiss Makro-Planar f/4 120mm ZV Classic (рис. 9)
Zeiss Sonnar f/4 180mm ZV Classic (рис. 10)12. ArcBody – объективы
ArcBody – очень компактная и лёгкая камера с возможностями коррекции перспективы, которые обеспечивается пространственной подвижностью оптической оси объектива и фокальной плоскости. Обладая определённым опытом и знаниями, владелец этого профессионального инструмента может творить с его помощью чудеса, совершенно не доступные жёстким конструкциям аппаратов даже самого высокого класса.
Подробности о возможностях аппарата и сферах его применения у нас ещё впереди. А пока перечислим объективы, которые Хассельблад выбрал для него (рис. 11):

рис. 11. ArcBody – объективы
Rodenstock Apo-Grandagon 4.5 /35mm
Rodenstock Apo – Grandagon 4.5 /45mm
Rodenstock Grandagon-N 4.5 /75mm13. Специальные объективы Хассельблада
О некоторых специальных объективах Хасселя Вы уже наслышаны из ранних глав очерка. Стоит вспомнить хотя бы такой уникум, как Zeiss UV-Sonnar 4,3/105mm (рис. 12). Его семиэлементная формула содержит линзы из кварца и природного (!) флюорита. Спектральный диапазон этого объектива 200-700нм. Он используется для съёмки в ультрафиолетовом спектре. UV-Sonnar 4,3/105 изначально разработан для космических программ НАСА.

рис. 12. Специальный объектив Zeiss UV-Sonnar 4,3/105mm
рис. 13. Специальный объектив Zeiss Sonnar СF 4.0/150mm

рис. 14. Использование специальных камер и специальной оптики Хасселя

Собственно вся специальная оптика Хассельблада служит таким же или не менее серьёзным задачам. Её проще проиллюстрировать, чем о ней рассказывать (рис. 13 и 14).14. НС – объективы для «цифры»
Основательное потрясение приверженцы Хасселя ощутили на Фотокине-2002. Компания показала свой первый Hasselblad серии H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film, да ещё к тому же автофокусный (рис. 15).

рис. 15. Hasselblad H1

рис. 16. «Первые ласточки» линейки HC от Fuji Photo Film

рис. 17. Hasselblad Xpan

Эту пленочную среднеформатную камеру после установки на нее цифрового задника можно смело назвать цифровой, поскольку для Hasselblad H1 цифровой задник — это не просто полезный аксессуар, а полностью интегрированный в конструкцию важный блок. Например, на дисплее камеры можно наблюдать гистограмму цифрового снимка.
Но сейчас речь не о камере. С момента появления линейки аппаратов серии Н началась новая жизнь оптики Хассельблада.
Сейчас это постоянно растущая линейка новых автофокусных объективов серии HC, со встроенными фокусировочными моторами, спроектированными специально для системы Hasselblad H (рис. 16). Новинки оборудованы высокоточными электронными затворами и возможностью мгновенного перехода в мануальный режим. Вопреки давно сложившейся традиции, оптика серии HC разрабатывается не легендарным Цейсом, а компанией Fuji Photo Film. Первый опыт сотрудничества Хасселя и Fuji Photo Film, мы наблюдатели в 1997 г., при создании узкоплёночной панорамной дальномерки (форматы: 24х36 и 24х65 мм.) Hasselblad Xpan (рис. 17).

рис. 18. Адаптер CF
Кроме того, на камерах системы Hasselblad H, с помощью вновь созданного адаптера CF (рис. 18), можно использовать все неавтофокусные объективы C-типа от классических аппаратов «V» – серии.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.