Hasselblad. История. Фотоаппараты. Часть 2

Глава 4

Производство широкоугольных камер серии Hasselblad SWA и SW с объективом Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5, которое Хассель затеял в 1954г, шло параллельно с изготовлением аппаратов со шторным затвором 1000F. Как известно Hasselblad 1000F производился до 1957г.
С точки зрения трудоёмкости и себестоимости последняя позиция была тяжёлым бременем для фирмы и приносила гораздо меньше прибыли, чем широкоугольные камеры. Вообще серия 1600F/1000F обходилась компании достаточно дорого, особенно, во времена, когда в её комплектации оптикой участвовал Кодак. Его объективы были очень дороги. Послевоенный европейский покупатель был беден и пассивен. Поэтому практически вся продукция Хасселя (серия 1600F/1000F) отправлялась за океан. Там её по достоинству ценили и с удовольствием покупали.
Однако 10000 камер Hasselblad 1000F, проданных с 1952 по 1957г вовсе не были показателем коммерческого успеха, особенно если учитывать мизерную разницу между себестоимостью и отпускной ценой аппарата. Отпускную цену раздувать было опасно, можно было распугать даже благополучных американских покупателей. Цена коробки 1000F на прилавке в Штатах составляла в 1954г $400. Это были очень большие деньги. Чтобы сегодня было понятнее, какие они большие, обратимся к официальному калькулятору Министерства Труда США http://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm – получаем цифру $3275.

Проанализировав опыт постройки беззатворных коробок для камер серий SWA и SW, и просчитав затраты на приобретение соответствующей цейссовской оптики, обеспеченной центральным затвором, руководство Хассельблада приходит к единому мнению, что для оживления производства и сбыта необходимо поменять структурную концепцию камер широкого профиля. Следует упростить конструкцию, отказавшись от фокального шторного затвора, используемого в серии 1600F/1000F и доверить его функции центральному затвору объектива. Одним словом Хассель решает начать с нуля и создать совершенно новую камеру.

Разработчики компании смирились даже с тем фактом, что центральный затвор Compur немецкой фирмы F. Deckel, которым были обеспечены объективы Цейсса, имел максимальную скорость 1/500с. Если Вы помните, главным предметом их гордости в своё время был Hasselblad 1600F, с невиданной дотоле скоростью фокального затвора 1/1600с. И не важно, что этот затвор создавал кучу проблем, как его родителям, так и фотографам. Был важен сам факт первенства. Но времена побития Мировых рекордов для Хасселя миновали. Теперь на первое место выдвигалось создание прибыльного бизнеса.
Были у центрального затвора и свои неоспоримые преимущества: бесшумность, практическое отсутствие сотрясений и вибраций при спуске и, главное, возможность синхронной работы с электронными вспышками на всех скоростях.

 

рис. 1. Модульная концепция легендарной 500-ой серии-долгожительницы
Так родилась новая интерпретация модульной концепции V-серии аппаратов Хасселя – легендарная 500-я серия-долгожительница (рис 1).
Первая камера этой серии Hasselblad 500С появилась в 1957 году (рис 2).
Принятый Хасселем порядок обозначения видов камер сохранился. Новый логотип 500С должен означать, что максимальная скорость её (объективного) затвора соответствует 1/500с, и что вместе с этой камерой можно использовать новые объективы с собственным центральным затвором Synchro-Compur серии С.
рис. 2. Hasselblad 500С
Объективы серий CF, CFE, которые также с успехом сегодня можно использовать на 500С, пришли гораздо позже.
В Качестве стандартной комплектации к коробке 500С предлагался объектив Carl Zeiss Planar 2.8/80mm C. Помимо Планара у Цейсса для новой камеры были готовы ещё три позиции: Distagon 5,6/ 60mm С, Sonnar 4/150mm С и Sonnar 5,6/ 250mm С. Все объективы были вооружены Синхро-Компуром Декеля с набором скоростей 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250с и В

Несмотря на то, что цена комплекта 500С в полном боевом снаряжении (Planar 2.8/80mm C, шахта и задник) практически не отличалась от цены за камеру предыдущей серии 1000F, трудозатраты Хасселя на изготовление 500С стали гораздо умереннее. Солидная добавка к отпускной цене комплекта возникала из-за стоимости сильно подорожавшего объектива, вооружённого затвором.

Как и предполагалось, 500С была встречена со скептицизмом из-за малой скорости её затвора. Однако качество, с которым камера была исполнена, надёжность, универсальность и практически неограниченные возможности работы со вспышкой, вызывали у фотографов всё большее доверие и уважение к ней. Очень скоро Hasselblad 500С завоевал симпатии многих мастеров, обладавших средствами для его приобретения. Для тех, кто мало знаком с этим аппаратом, стоит, хотя бы поверхностно, познакомится с топологией его органов управления (рис. 3 и 4).

рис. 3. Топология органов управления и контроля аппарата Hasselblad 500С

 

рис. 4. Элементы конструкции Hasselblad 500С
Пояснения к рис. 3 и 4
1 Замок шахты
2 Шахта
3 Крышка съёмной шахты
4 Фокусировочный барабан
5 Индекс для установки выдержки, апертуры и дистанции
6 Изменяемая «вилка» для оценки ГРИП
7 Шкала дистанций
8 Барабан скоростей затвора со шкалами выдержек и экспозиционных чисел EV
9 Указатель экспозиционного числа EV
10 Внешний и внутренний байонет оправы для крепления аксессуаров.
11 Арретир установки экспозиции
12 Гнездо для спускового тросика
13 Спусковая кнопка
14 Рычаг для установки долговременных выдержек «Т»
15 Взаимозаменяемая рукоятка для взвода затвора и транспортировки плёнки; на рисунке показан вариант рукоятки со встроенным экспонометром, при необходимости она может сниматься и использоваться как автономный экспонометр.
16 Клавиша подъёма зеркала и спуска вспомогательного затвора
17 Выступ для крепления ремня
18 Индикатор состояния затвора
19 Отметка плоскости плёнки
20 Индикатор состояния магазина
21 Счетчик кадров
22 Рукоятка зарядки плёнки
23 Окно для визуального контроля плёнки
24 Обозначение магазина
25 Замок для удаления и замены рукоятки взвода (рис. 4)
26 Индекс установки рукоятки взвода
27 Замок магазина
28 Репетир диафрагмы
29 РС-контакт синхронизации (рис. 4)
30 3-х позиционный переключатель рода синхронизации М (для ламп-вспышек) – Х (для электронных вспышек) и автоспуска V (задержка 8с) (рис. 4)
31 Арретир 3-х позиционного переключателя
32 Синхрогнездо для вспомогательного затвора (рис. 4)
33 Гнездо для установки крепежа синхрокабеля вспомогательного затвора (рис. 4)Чтобы многократно не повторяться в рассказе о камерах Hasselblad 500С и 500С/М, отметим, что главное отличие этих моделей состоит в возможности замены фокусировочного экрана. Если Вы загляните в шахту Hasselblad 500С, то увидите, что его фокусировочный экран закреплён по углам четырьмя винтами. В принципе заменить его можно, но это рекомендуется делать в условиях «сервиса», во всяком случае, на этом настаивает Хассель. У Hasselblad 500С/М замена экрана затруднений не вызывает. Достаточно снять магазин и шахту. Затем надо раздвинуть фиксирующие защёлки и перевернуть камеру. Экран выпадет в Вашу ладонь.
Почему мы начали разговор с фокусировочного экрана и его замены?
Дело в том, что это одно из больных мест камер серии 500С и 500С/М. Темноват всё-таки штатный экран. Рано или поздно Вам захочется его заменить. В нынешних условиях это не проблема, и экраны есть великолепные. Правда, не надо забывать, что яркий экран стоит хороших денег. Ну, это так, по ходу размышлений. Поздние модели Hasselblad 500С оборудовались сменным экраном, с механизмом крепления точно таким же, как Hasselblad 500С/М. Вообще принципиальных отличий между моделями 500С и 500С/М нет. Есть лишь несколько нюансов, по которым их можно отличить. И то они присущи лишь ранним моделям 500С. Ниже я скажу о них пару слов.
рис. 5. Hasselblad 500С оказался настолько удачным, что практически без изменений производился в течение 13 лет

рис. 6. Реклама Hasselblad 500С60-х годов.
Новый аппарат Hasselblad 500С оказался настолько удачным, что практически без изменений производился в течение полутора десятков лет, обрастая арсеналом высококачественной оптики и аксессуаров (рис. 5 и 6). За эти годы репутация аппарата необычайно выросла. О безоговорочном авторитете инструмента говорит хотя бы тот факт, что Hasselblad 500С был выбран NASA для использования в космических программах, правда со специальными изменениями (рис. 7).
рис. 7. Первый Hasselblad, сделанный на базе модели 500С, 
побывавший в космосе в 1962г на пилотируемом корабле Mercury-Atlas 8
Помимо этого, по заказу NASA в 1965 году была разработана камера 500EL с моторным приводом. Hasselblad 500EL был первым моторизованным фотоаппаратом. Об этом и других моторных вариантах Хасселя будет рассказано в следующей главе. Благодаря космическим программам NASA, продукция Hasselblad приобрела широкую известность и популярность среди профессиональных фотографов.
рис. 8. «Салют» (клон Hasselblad 1600F), которым работал в полёте Космонавт №1
Вообще Виктору Хассельбладу очень доверяли не только фотографы и специалисты NASA, но даже «весьма привередливые» советские серьёзные инженеры и конструкторы. Чего уж там греха таить, ведь и наш Юрий Гагарин в свой исторический полёт 12 апреля 1961 года отправился вооружённый «Салютом» (рис. 8) – советским клоном Hasselblad 1600F. Не успел к его полёту киевский «Арсенал» скопировать Hasselblad 500С.
рис. 9. Один из первых магазинов для 500С
Конструктивные особенности Hasselblad 500С
Первые магазины для 500С были рассчитаны для использования плёнки 120-го типа. Тогда они были лишены какой-либо автоматики. При установке стартовой позиции, оператор, вращая рукоятку зарядки плёнки (рис. 3, поз. 22), через окошко на спине магазина, добивался появления отметки «1» на раккорде. Никакими красными светоизолирующими фильтрами окошко не прикрывалось (рис. 9, поз. 1). Были доступны как 12-ти кадровые магазины, так и 16-ти кадровые, для формата 6х4.5см.
В 1970 году появились усовершенствованные магазины А-12 (А – автоматические). При вращении рукоятки зарядки плёнки, она автоматически становится в позицию первого кадра, о чём свидетельствует «1», появившаяся в круглом окошке (рис. 3, поз. 21). Окно на спине магазина упразднили за ненадобностью, заменив его сначала индикатором типа плёнки (рис. 9, поз. 2), а затем простым карманом-памяткой. Встречаются и иные варианты оформления.
рис. 10. Hasselblad 500С сзади, магазин снят
Другой заметной особенностью ранних моделей Hasselblad 500С является наличие гнезда РС-синхронизации вспомогательного затвора (которое впоследствии было устранено) и отверстия рядом с ним для установки держателя синхрокабеля (рис. 4, поз. 32 и 33). Коль скоро речь зашла о вспомогательном затворе, функции которого возможно не всем понятны, необходимо несколько слов сказать и о нём. Вспомогательный затвор – неотъемлемая часть любой коробки 500-ой серии. Его можно увидеть, удалив с камеры магазин (рис. 10). Шестеренка (рис. 10, поз. 1) связывает камеру с кассетой, При взводе затвора пленка перемещается на один кадр. Штифт (рис. 10, поз. 2) служит для переключения сигнала готовности магазина, предупреждая возможность двойной экс-позиции.Вспомогательный затвор смонтирован на тыльной стороне корпуса. Он защищает кадровое окно от паразитных засветок, когда затвор объектива открыт, а зеркало опущено для визирования. Кроме того, он допускает замену объектива в процессе работы (обязательно при взведённом затворе!!!).
Вспомогательный затвор прост, он представляет собой ворота, состоящие из двух пластин. Петли створок расположены горизонтально. Во время экспонирования ворота открываются. Одна створка уходит вверх, под поднятое зеркало, другая ложится на дно зеркальной коробки. Вспомогательный затвор будет открыт до тех пор, пока Вы удерживаете спусковую кнопку в утопленном положении.
В связи с этим существует одно важное правило, которое никогда не следует забывать: спусковую кнопку нельзя отпускать до тех пор, пока затвор полностью не отмерит установленную выдержку. Это особенно важно при малых скоростях от 1 до 1/15с. Если кнопку отпустить раньше времени, вспомогательный затвор закроется и экспонирование прервется, разумеется, если рычажок длительных выдержек стоит при этом в положении «О» (рис. 3, поз. 14).
Гнездо РС-синхронизации вспомогательного затвора, о котором говорилось выше (рис. 4, поз. 32) было задумано для случаев использования не камере специальных (??) беззатворных объективов (оптики серий F и FE в те годы ещё не было). В этом случае «воротами» надо было управлять вручную. Этот вариант годился лишь при работе с длительными выдержками: макро/микрография, съёмка с удлинительными мехами и т. п. От идеи такого использования вспомогательного затвора скоро отказались, устранив на корпусе камеры гнездо РС-синхронизации и отверстие для установки держателя синхрокабеля (рис. 4, поз. 32 и 33).
рис. 11. Шильдик на камере
Вот, пожалуй, и все особенности модели Hasselblad 500С.
Несмотря на множество мелких доработок, касающиеся камеры и её аксессуаров, в течение 13 лет аппарат имел имя, данное ему при рождении, и снабжался соответствующим шильдиком с надписью «500С» (рис. 11).Лишь в 1970 году камера получила новый статус: Hasselblad 500С/М.
Экстерьер камеры ещё долго оставался прежним. Изменения пришли только в 1976 году (рис. 12), когда Цейсс стал вооружать свои объективы новыми центральными затворами Prontor, Шварцвальде, Германия.
рис. 12. Hasselblad 500С/М с объективом нового поколения (1976г)
Теперь немного о функциональных возможностях Hasselblad 500С и 500С/М.
Мы уже вспоминали клавишу подъёма зеркала (рис. 3, поз. 16). Конечно, эту функцию используют лишь при работе со штатива с неподвижными объектами, поскольку поднятое зеркало лишает Вас возможности визирования. Используется функция для сведения к минимуму вибрации камеры во время экспонирования. При нажатии на клавишу (рис. 3, поз. 16) поднимается зеркало, срабатывает вспомогательный затвор, диафрагма закрывается до заданного значения. Таким образом, промежуток времени от момента нажима на спусковую кнопку до конца экспозиции сводится к минимуму. При съемке нет необходимости удерживать клавишу. Нажав, отпустите её и экспонируйте кадр с помощью спусковой кнопки.
рис. 13. Различные фазы готовности магазина и камеры
Индикаторы готовности магазина и камеры
Продвижение пленки, взвод затвора и зеркала осуществляются за один полный оборот рукоятки (рис. 13, поз. 3) по часовой стрелке. Одновременно меняются сигналы готовности камеры и магазина (1 и 2, рис 13), а счетчик отмечает очередной кадр. Сигналы готовности к экспонированию дают следующие комбинации (рис. 13, поз. A, B, C и D):
A. Оба сигнала (на камере и на кассете) белые. Камера готова к съемке.
B. Оба сигнала красные. Пленка не переведена, затвор не взведен. Вращайте рукоятку взвода.
C. Сигнал очередного кадра (рис. 13, поз. 1) красный, сигнал экспозиции белый. Это значит, что кассета была снята с камеры сразу же после съемки и пленка в ней не переведена. Если теперь нажать на спусковую кнопку, кадр будет экспонирован дважды (так следует поступить в случае, когда двойная экспозиция желательна). Чтобы избежать ее, отсоедините кассету
от камеры, нажмите на спусковую кнопку и, когда затвор сработает, поставьте кассету на место. Вращая рукоятку взвода, переведите пленку и снова взведите затвор,
D. Сигнал очередного кадра (рис. 13, поз. 1) белый, сигнал экспозиции красный. Пленка переведена, но кассета поставлена на камеру при спущенном затворе. Отсоедините кассету, взведите затвор, поставьте кассету на место.
Общее правило: заменяя кассеты, следите за тем, чтобы сигналы готовности на камере и кассете (рис. 13, поз. 1 и 2) были одинакового цвета.
рис. 14. Магазин и камера
Замена кассет
Отсоединить кассету от корпуса камеры можно лишь тогда, когда шибер (заслонка) (рис. 14, поз. 1) вдвинута в гнездо до конца. Поставив шибер на место, отожмите замок (рис. 14, поз. 27) вправо, сдвиньте кассету назад и вверх, сняв ее с упоров (рис. 14, поз. В). Шибер защищает заряженную кассету, которая может храниться отдельно от камеры. Устанавливая кассету на камеру, следите, чтобы экспозиционные сигналы (рис. 13, поз. 1и 2) были одного цвета. Кассета крепится следующим образом: поставьте ее на упоры (В) и наклоните по направлению к двум выступам (А) (рис. 14), одновременно отжимая замок (27) вправо. Когда кассета плотно прижмется к камере, сдвиньте замок (27) влево. Остается вынуть шибер, и камера готова к съемке.
Не забывайте, что кассету нельзя отсоединить от камеры, если шибер не вдвинут в гнездо до упора, а приступить к работе нельзя, если шибер из кассеты не вынут.
рис. 15. Правильная установка объектива
Смена объектива
Объективы заменяются только при взведенном затворе. Охватите оправу объектива правой рукой, нажмите фиксатор (рис. 15, поз. 1) указательным пальцем левой руки и поверните объектив против часовой стрелки до упора (примерно на 1/5 оборота). Теперь объектив может быть снят с камеры. Помните: если клавиша подъёма зеркала (рис. 3, поз. 16) была нажата и вспомогательный затвор открыт, заменять объектив нельзя!

Взвод затвора
После очередного снимка затвор необходимо взвести рукояткой взвода.
Если затвор объектива, который должен быть установлен на камеру, спущен, его необходимо взвести, Посмотрите объектив на просвет: он должен быть открыт полностью. Во взведенном состоянии шлиц и выступ А (рис. 15) совпадают с красной точкой В. При необходимости, затвор взводится с помощью небольшой монеты. Её вставляют ее в шлиц А (рис. 15) и делают оборот по часовой стрелке до упора.

Установка объектива
Следует плотно поставить объектив в гнездо камеры так, чтобы красная черта на его оправе точно совместилась с большой красной точкой на корпусе камеры (рис. 15) и повернуть объектив по часовой стрелке примерно на 1/5 оборота до упора.

Что ещё хочется сказать о Hasselblad 500С и 500СМ. На вторичном рынке много предложений о продаже этих замечательных аппаратов. И, как правило, практически все предложения не остаются безответными. Однако не стоит идти безоружным на такую покупку. Прежде всего, хотелось бы выяснить возраст изделия. В большей степени это касается модели 500С. Мне бы, например, не хотелось нарваться на старушку 57 года выпуска. Как этого избежать?
Надо посмотреть и расшифровать серийный номер аппарата. Это просто. Две первые буквы серийного номера однозначно определят год рождения претендента на покупку. Руководствоваться стоит следующей таблицей:

V H P I C T U R E S
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Допустим, Вам досталось изделие с серийным номером TE65ххххх. Смотрим таблицу. T – 6, E – 9. Следовательно, камера выпущена в 1969 году. Хуже, если её серийный номер начинается литер CU. Это и будет та самая старушка 57 года рождения.
Конечно, хотелось, чтобы и экран у неё был светлый и износ минимальный, но это уже дело компромисса между ценой и состоянием предмета вожделения.

Глава 5

В предыдущей главе мы говорили о том, что с момента выпуска в 1970 году камера Hasselblad 500С/М, внешне почти не менялась и мало чем отличалась от предшественницы 500С. Имидж камеры в немалой степени определял штатный объектив. Я перечислю лишь часть вереницы конструкций штатных «стёкол», которыми в разные времена обеспечивался Хассель всевозможных версий, начиная с модели Hasselblad 500С:

80mm f/2,8 Zeiss Planar C chrome (две версии)
80mm f/2,8 Zeiss Planar C T* chrome
80mm f/2,8 Zeiss Planar C Т* black
80mm f/2,8 Zeiss Planar C black NASA
80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA

К концу 1976 года практически все объективы Цейсса для Hasselblad имели мультипросветление Т*, в продолжении перечня эта аббревиатура для упрощения опущена.

80mm f/2,8 Zeiss Planar CF
80mm f/2,8 Zeiss Planar CF NASA
80mm f/2,8 Zeiss Planar CF Gold
80mm f/2,8 Zeiss Planar CFE
80mm f/2,8 Zeiss Planar CB
80mm f/2,8 Zeiss Planar F
80mm f/2,8 Zeiss Planar FTCC
80mm f/2,8 Zeiss Planar FE

Стоит заметить, что во времена существования Соцлагеря, все объективы Хасселя попадающие на прилавки стран родного нам сообщества, независимо от их оптической конструкции, носили общее имя «Opton». Это объяснялось известными тяжбами между западным и восточным Цейссами, которые были нескончаемы. Однако не будем возвращаться к этому вопросу.
Просто не стоит удивляться, если Вам удастся увидеть или приобрести объектив с маркировкой, скажем, Opton 80mm f/2,8 C. Знайте, что это тот же 80mm f/2,8 Zeiss Planar C chrome.

рис. 1. 80mm f/2,8 Zeiss Planar С chrome (6 элементов в 4-х группах)
В качестве первого штатника для вооружения камер серии 500С Виктор Хассельблад приобретал в компании Carl Zeiss, Oberkochen объектив 80mm f/2,8 Zeiss Planar С chrome (6 элементов в 4-х группах), разработанный Иоганном Бергером (Johann Berger) ещё в 1952-54 годах (рис. 1), с затвором Synchro-Compur.

К 1962 году у Иоганна Бергера был уже готов для Хасселя следующий, более совершенный семилинзовый (7 элементов в 5-ти группах) (рис. 2, поз. 2) вариант Планара. Назывался он точно также 80mm f/2,8 Zeiss Planar С. Отличить объективы можно лишь по некоторым, слегка уловимым, внешним признакам и серийным номерам (рис. 2).

рис. 2.  1 и 2 –  80mm f/2,8 Zeiss Planar С chrome (6 элементов в 4-х группах)
             3 –  80mm f/2,8 Zeiss Planar С chrome   (7 элементов в 5-ти группах)
Любой объектив 80mm f/2,8 Zeiss Planar, имеющий серийный номер ниже 4000000 принадлежит к 6-ти линзовому типу, и каждый объектив с серийным номером выше 4000000 – семилинзовый. Ни шестиэлементный, ни первые модели семиэлементного Планаров не имели фирменного цейссовского мультипросветления Т* (рис. 2, поз. 1, 2, 3).
 

рис. 3. 80mm f/2,8 Zeiss Planar C T* chrome

Объективы 80mm f/2,8 Zeiss Planar С Т* chrome (рис. 3 и рис. 2, поз. 4) с мультипросветлением и матовым хромированным покрытием появились весной 1972 года. Они чрезвычайно редки, потому что прямо вслед за ними Цейсс стал поставлять Хасселю объективы чёрного обновлённого дизайна 80mm f/2,8 Zeiss Planar C Т* black (рис. 4).

рис. 4. Объектив чёрного обновлённого дизайна 80mm f/2,8 Zeiss Planar C Т* black

Новый объектив сразу оживил экстерьер Hasselblad 500С/М (рис. 5). Изменение косметики коснулось не только штатной оптики. Аналогичный дизайн «a la антрацит» приобрели и другие объективы для Хасселя (рис. 6).
80mm f/2,8 Zeiss Planar C Т* black производился с 1962 по 1982 год. Он и по сей день пользуется неувядаемой популярностью.

рис. 5. Hasselblad 500С/М с 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black
 

рис. 6. Изменение косметики коснулось не только штатной оптики.
Аналогичный дизайн «a la антрацит» приобрели и другие объективы для Хасселя

Две редкие разновидности объектива 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black NASA и 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA вряд ли когда-нибудь попадут нам в руки, но поскольку они упомянуты, стоит несколько слов, так, для общего развития, сказать и о них.
Объектив 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black NASA примечателен тем, что установочные барабаны его оправы снабжены специальными рукоятками-лепестками для работы в толстых перчатках (рис. 7, поз. 1 и рис. 12). Подобные конструкции NASA заказывала и для объективов других фокусных расстояний.

рис. 7.

 
 1 –  80mm f/2,8 Zeiss Planar C black NASA

            2 –  80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA

3 – приставка с аккумулятором

Инициатива создания конструкции другого объектива 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA (рис. 7, поз. 2) также принадлежит NASA. Этот объектив обеспечивает работу камеры в режиме приоритета выдержки.
Когда нет возможности вручную изменить установку диафрагмы, фото¬граф может использовать прибор для автоматического диафрагмирования. Просто выберите подходящую выдержку, учитывая чувствительность плёнки, и прибор измерит яркость сюжета с помощью встроенного фотосенсора и установит нужную диафрагму. При изменении световой ситуации автоматически меняется диафрагма, управляемая сервомотором. Есть возможность выключить автоматику и вручную установить диафрагму обычным образом.
С камерами 500С или 500С/М, в случае использования прибора для автоматического диафрагмирования, должна работать приставка с аккумулятором, которая монтируется на боковой крепёжной планке аппарата (рис. 7, поз. 3).
Если прибор автоматического диафрагмирования используется на моторизованных камерах 500EL, 500EL/M и т. п. (рис. 8), он запитывается от аккумулятора камеры.

рис. 8. Hasselblad, вооружённый объективом 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA
 
 

рис. 9. Виктор Хассельблад (1906-1978г) с очередным «новорожденным»

 

Виктор Хассельблад (рис. 9) посчитал идею автоматизации экспозиционных установок аппарата весьма перспективной и в наземных условиях, поэтому, помимо заказанных NASA объективов 80mm f/2,8 Zeiss Planar C black AA была выпущена целая серия объективов с прибором «АА» 100mm, 150mm и 250mm (рис. 10 и 11).
Поскольку в нашем рассказе уже упомянуты моторизованные камеры 500-ой серии, нельзя не рассказать о них.
Идеи, зреющие в недрах военных ведомств, зачастую бывают эффективными движителями прогресса. Так, по заказу NASA в 1965 году на базе аппарата Hasselblad 500С была разработана камера 500EL с моторным приводом (рис. 12). Кстати, Hasselblad 500EL стал первым моторизованным фотоаппаратом.

рис. 10. Обложка рекламного буклета для объективов с прибором «АА»

рис. 11. Серия объективов с прибором «АА»
 
Камера оказалась весьма полезным инструментом не только в руках военных пилотов и космонавтов, но сослужила отличную службу и на мирном поприще. Ею с удовольствием стали пользоваться фотографы, особенно в студиях. Студийного фотографа нисколько не смутил её увеличенный вес и габариты. Его подкупали возможности синхронной работы с электронными вспышками на всех скоростях затвора, лёгкость привода, потенциалы дистанционного управления. Отличия вариантов камер 500EL и 500EL/M также малосущественны, как и их безмоторных версий. В основном они заключаются в способе крепления фокусировочного экрана. Я думаю, не стоит повторяться, Вы об этом уже читали. Версия Hasselblad 500EL/М (рис. 13) пришла на смену 500EL в 1970 году.

рис. 12. Космический родоначальник моторной серии 500EL

рис. 13. Hasselblad 500EL/М

Каково же главное отличие этих моторизованных камер от безмоторных?
В камеры 500EL и 500EL/M встроен мотор, обеспечивающий транспортировку плёнки и взвод затвора после каждой экспозиции.
В нижнем отсеке корпуса (рис. 14) размещены аккумуля¬торы, электродвигатель, предохранитель В (рис. 14) и ре¬дуктор, приводящий в действие основной меха¬низм, смонтированный в верхнем блоке. Здесь расположены регулятор режима работы (вместо рукоятки взвода), вспомогательный затвор, зеркальный видо¬искатель и матовое стекло. Верхний блок подобен корпусу 500С/М. Отличие заключае¬тся ещё и в том, что спусковая кнопка распо-ложена на лицевой панели нижнего отсека.
рис. 14. Элементы конструкции Hasselblad 500EL/М

Встроенный электродвигатель С (рис. 14, поз. 2) ра¬ботает от никель-кадмиевых аккумуляторов A (рис. 14, поз. 2) типа DEAC 5/600 DKZ, которые по мере необходимости надо подзаряжать. В нижнем от¬секе имеются гнезда для двух аккумуляторов, каждый из которых при полной зарядке позволяет отснять около 1000 кадров. Акку¬муляторы установлены по отдельности под крышкой D (рис. 14, поз. 1). Чтобы снять ее, следует с помощью монеты повернуть замок Е (рис. 14, поз. 1) на четверть оборота против часовой стрелки, так, чтобы шлиц замка стал вертикально. Теперь крышку можно снять, несколько сдвинув ее по направлению к лицевой панели камеры. Заменяя аккумуляторы, ставьте их узким тор¬цом вниз. Этот торец отмечен зна¬ком « + » Крышка D не может быть зак¬рыта, если аккумуляторы установлены неп-равильно. Аккумуляторы не подключатся, и камера не будет работать до тех пор, пока крышка не поставлена на место и не закрыта, ключом Е.

рис. 15. Регулятор режима работы камер 500EL, 500EL/M

Регулятор режима работы
Регулятор определяет режим работы камер 500EL, 500EL/M и может быть установлен в одну из следую¬щих позиций:
О = нормальный режим (рис. 15, поз. 1). После оче¬редной экспозиции электродвигатель автоматически продвигает пленку на один кадр, взводит затвор и опускает зеркало в рабочее положение. Камера готова к съемке.
S = предэкспозиционный режим (рис. 15, поз. 2), В этой позиции все узлы камеры (кроме цент¬рального затвора) срабатывают заранее: зер¬кало отбрасывается кверху, открывается вспомогательный затвор, диафрагма закрывается до установленного значения. Таким образом, промежуток времени от момента спуска цент¬рального затвора до конца экспозиции сво¬дится к минимуму.
Примечание: Из позиции S в позицию О регу¬лятор возвращается автоматически.
SR = предэкспозиционный повторный режим (рис. 15, поз. 3). Камера срабатывает так же, как в позиции «S», но после очередного снимка возвращается в положение предэкспозиционной готовности.
А = автоматический режим (рис. 15, поз. 4), В этой позиции камера экспонирует кадр за кадром с интервалом около 1с до тех пор, пока длится спусковой сигнал, и в кассете не кончится пленка, При малых скоростях (от 1/15с и медленнее) снимать в автомати¬ческом режиме нельзя.
AS = автоматический предэкспозиционный режим (рис. 15, поз. 5). Камера срабатывает так же, как в позиции «А», но после очередного кадра возвращается в положение предэкспозиционной готовности.

Рычажок длительных выдержек
Рычажок F (рис. 15) используется при дли¬тельных выдержках (положение «Т»), а также при подзарядке аккумуляторов (положение «L»). При установке на «L» исключается возможность случайной экспозиции. Нормальное (рабочее) положение рычажка отмечено зна-ком «О» (рис. 15).
Положение «Т» целесообразно использовать при выдержках более 1минуты и при работе с автоспуском. Барабан скоростей затвора должен быть установлен при этом на «В», а регулятор режима в позицию О, S или SR. При движении рычажка F (рис. 15) от «О» к «Т» камера и затвор срабатывают механически, электропривод отключен. Экспозиция кончае¬тся при возвращении рычажка в позицию «О»; одновременно переводится пленка и взводится центральный затвор.
Помните: когда рычажок поставлен в положе¬ние «L», камера блокируется, возможность экспозиции исключена.
Разъём G (рис. 15) служит для подключения устройств дистанционного управления камерой, а так же для подзарядки аккумуляторов.
С камерами 500EL и 500EL/M возможен режим мультиэкспозиции.

В ранние годы своего появления камеры 500EL и 500EL/M стоили ощутимо дороже своих безмоторных братьев. Сегодня на вторичном рынке спроса они практически не имеют, а уж если и появляются на рынке, то за совсем смешные деньги, менее $300 (корпус). Объясняется всё просто.
Моторные камеры использовались в основном студийными фотографами, или работали в каких-то специальных условиях, где была нужда в дистанционной скоростной съёмке. Одним словом эти аппараты достойно отрабатывали свой ресурс.
Чаше всего на вторичный прилавок моторные камеры попадают измученными в хлам. Имеет ли смысл приобретать такое «сокровище»? Упования на то, что Вам достанется девственный экземпляр, забытый на чьих-то антресолях очень призрачны. В любом случае придётся отдавать камеру мастеру для реанимации, поскольку бездействие тонкой техники – её медленная кончина.
Кстати, профилактика купленной на вторичном прилавке камеры в мастерской дело практически обязательное для всех старых камер 500-серии. От долгого отдыха страдает вся механика, особенно затвор (масло, пружины).

Не трудно догадаться, что никель-кадмиевые аккумуляторы DEAC 5/600 DKZ – атрибуты прошлой жизни, также, впрочем, как и зарядные устройства для них. Сегодня их не найти. Однако взамен выпускается много специальных суррогатов, например:
http://www.smallbattery.company.org.uk/sbc_hasselblad_elm.htm, которые вместе с «зарядкой» стоят не малых денег.
Российские самодельщики находят на Митинском рынке отечественные аккумуляторы-таблетки соответствующего диаметра и ваяют из них недорогие заменители оригинала.
На мой взгляд, сегодняшняя покупка моторизованных Хасселей 500EL или 500EL/M – дело, связанное с хронической головной болью.

Основная группа аксессуаров, выпущенных для камер Hasselblad до начала 80-х

Сменные магазины.
Сменные кассеты магазинного типа для пленок фирмы Hasselblad позволяют в течение секунд заменять экспонированные пленки неэкспонированными, а также менять тип пленки, длину и формат без потери кадров.



рис. 16. Сменные магазины
Кассета А12 хром и чёрная (рис. 16, поз. 1)
Кассета А12 на катушечной плёнке 120 даёт 12 кадров 6х6см. Имеет ручку быстрой зарядки с автомати¬ческой блокировкой на первом кадре, счётчик кадров с автоматической установкой на ноль, индикаторы типа плёнки и экспонирования, автомати¬ческую блокировку после 12 кадров. Поставляется с шибером 41063. Для Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL, SW и SWC*.
*Поскольку в настоящей главе речь идёт о ряде ранних моделях аппаратов, ограниченных сверху «новинками» Hasselblad 500С/М и 500EL/M, возможность совместимости ранних аксессуаров с современными камерами мы пока не рассматриваем. Иначе у нас получится каша. Мы вернёмся к этому вопросу при рассказе о более поздних моделях.Кассета А16 хром и чёрная (рис. 16, поз. 2)
Кассета А16 на катушечной плёнке 120 даёт 16 кадров 4,5х6см. Имеет ручку быстрой зарядки с авто¬матической блокировкой на первом кадре, счётчик кадров с автомати¬ческой установкой на ноль, индика¬торы типа плёнки и экспонирования, автоматическую блокировку после 16 кадров. Прилагается шибер 41068 и маска для матового стекла 42145 (42080 для 500С и 500EL).
Для Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL, SW и SWC.Кассета A16S хром и чёрная (рис. 16, поз. 3)
Кассета A16S на катушечной плёнке 120 даёт 16 кадров 4х4см «супер¬слайд». Имеет ручку быстрой зарядки с автоматической блокировкой на пер¬вом кадре, счётчик кадров с автоматической установкой на ноль, указатели типа плёнки и экспонирования, автоматическую блокировку после 16 кадров. Поставляется с шибером 41068 и маской для матового стекла 42145 (42080 для 500С и 500EL).
Для Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL, SW и SWC.Кассета А24 хром и чёрная (рис. 16, поз. 4)
Кассета А24 на катушечной плёнке 220 даёт 24 кадра размером 6х6см. Кас¬сета снабжена ручкой быстрой зарядки с автоматической блокиров¬кой на первом кадре, счётчиком кадров с автоматической установкой на ноль, памятным устройством для установки чувствительности и типа плёнки, указателем экспонирования плёнки и автоматической блокировкой после 24 кадров. Поставляется с шибером 41068.
Для Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL, SW и SWC.Кассета 70 хром и чёрная (рис. 16, поз. 5)
Кассета заряжается 70мм перфори¬рованной плёнкой в патронах до 5 метров, которая даёт 70 кадров размером 6х6 см. Перфорированная 70мм плёнка поставляется в 30 или 100-метровых рулонах или в уже заряженных патронах по 4,7 метра. Из рулона можно заряжать патроны желаемой длины. Как и уже пере¬численные кассеты, кассета 70 имеет метку плоскости плёнки, счётчик кадров, памятное устройство и ука¬затель готовности к съёмке. Поставляется с шибером 41068.
Для Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL, SW и SWC.Патрон для кассеты 70 (рис. 16, поз. 6)
Специальный патрон для кассеты 70 заряжается с 70мм перфорированной плёнкой длиной в 4,7 м. Патрон из лакированной стальной жести.Сменные видоискатели

рис. 17. Сменные видоискатели
Призменный видоискатель NC-2 (рис. 17, поз. 1)
Система призм и линз этого видо¬искателя высокого оптического качества дает прямое, с правильным расположением сторон изображение, увеличенное в 3 раза. Изображение на матовом стекле рассматривается под углом 45град. к оптической оси объектива. Окуляр видоискателя довольно большого диаметра с резиновым наглазником для защиты очков. Можно вставить корректировочную линзу. Поставляется вместе с защитной крышкой. Подходит к аппаратам Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL и вместе с адаптером с матовым стеклом — также к аппаратам SW и SWC.Призменный видоискатель НС-4 (рис. 17, поз. 2)
Видоискатель оснащён системой призм высшего оптического качества. Он даёт на матовом стекле яркое прямое, с правильным расположением сторон изображение, увеличенное в 3 раза. Окуляр видоискателя с резиновым поворотным наглазником регулируется в пределах ± 5 диоптрий. Работающие в очках, могут для удобства переворачивать наглазник вперёд. Видоискатель прикрепляется к аппарату так же, как и стандартная шахта. Поставляется вместе с защитной крышкой. Подходит к аппаратам Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500 EL и вместе с адаптером с матовым стеклом — также к аппаратам SW и SWC.Призменный видоискатель НС-3/70 (рис. 17, поз. 3)
напоминает видоискатель НС-4, однако длиннее и поэтому особенно удобен при съёмке с кассетой 70. Он даёт на матовом стекле изображение, увеличенное в 4 раза. Подходит к аппаратам Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL и вместе с адаптером с матовым стеклом — также к аппаратам SW и SWC.Призменный видоискатель со встроенным экспонометром (рис. 17, поз. 4)
При помощи этого видоискателя экспо¬зиция определяется быстрее и надежней, чем, скажем, рукояткой-экспонометром (см. Главу 4). В качестве светоприёмника используется сернистокадмиевый фоторезистор (CdS), замеряющий интегральную яркость фокусировочного экрана. Результаты измерения отчетливо видны в видоискателе на шкале световых значений. Их следует установить на объек¬тиве. В окуляр видоискателя смотрят под углом 45град. к оптической оси объектива, изображение на матовом стекле прямое с правильным расположением сторон, увеличенное в 3 раза. В окуляре – оправа для крепления диоптрийной линзы. Поставляется с защитной крышкой.
Подходит к аппаратам Хассельблад 500С/М, 500С, 500EL/M и 500EL.Шахта видоискателя жесткой конструкции (рис. 17, поз. 5)
Наводка на резкость осуществляется с помощью лупы с увеличением изображе¬ния на матовом стекле в 2,5 раза. Диоптрийная коррекция от + 3 до – 4D. Шахта эффективно защищает матовое стекло от посторон¬него света и облегчает этим точную наводку на резкость. Подходит к аппаратам Хассельблад 1600F, 1000F, 500С/М, 500С, 500EL/M, 500EL и вместе с адаптером с матовым стеклом — также к аппаратам SW и SWC.Рамочный видоискатель (рис. 17, поз. 6)
Определяет границы кадра для объек¬тивов 150 мм и 250 мм с аппаратами 500С/М, 500С, 500 EL/M, 500EL при использовании кассет А12, 12** А24, 24** и 70. Рамочный видоискатель прикрепляется к солнечной бленде при помощи эксцентрика-зажима. Конструк¬ция рамки видоискателя делает возможным прямое прицеливание, т. е. направление взгляда фотографа совпа¬дает с оптической осью объектива. Особенно удобен для тех, кто пользуется очками.
**12, 24 – магазины без автоматики (см. Главу 4)Спортивный видоискатель (рис. 18, поз. 1)
Спортивный видоискатель — отлич¬ное вспомогательное средство для репортера. Он имеет поправку на параллакс, с ним можно использовать сменные маски для объективов разного фокусного расстояния и для разных кассет. Рамка спортивного видоискателя определяет границы кадра при использовании кассет А12, 12, А24 и 24 с объективом 80мм, или с кассетами A16S и 16S с объективом 50 мм.
Для аппаратов Хассельблад 500С/М, 500С, 500EL/M и 500EL.

рис. 18. Спортивный видоискатель

Маски для спортивного видоискателя (рис. 18, поз. 2)
Существует большой набор масок, выбор которых зависит от сочетания используемого типа задника и фокусного расстояния объектива.

Я перечислил лишь мизерную долю самых необходимых аксессуаров, без которых при съёмке не обойтись. А ведь есть ещё множество приборов, которые значительно облегчают процесс работы или невероятно расширяют область использования камеры. Только один их перечень занимает объём не тонкой брошюры. По мере продолжения очерка постараюсь вспоминать о самых интересных позициях огромного парка аксессуаров Хасселя.

А сейчас, для дайверов…

рис. 19. Бокс для подводной съёмки

Бокс для подводной съёмки
Бокс, отлитый из алюминия, состоит из передней и задней частей (рис. 19). Задняя часть выбирается в зависимости от используемой модели аппарата, для 500С/М, 500С или SWC. Бокс покрыт снаружи голубой эмалью, рукоятки жёлтого и ручки управления чёрного цвета. Все установки, транспортировка плёнки и взвод затвора производятся снаружи. Установку значений на шкалах облегчает дополнительное освещение, вмонтированное в бокс. Встроенное аккумуляторное устройство позволяет подключить вспышку. Каждый бокс подвергается до поставки испытанию под давлением соответствующим глубине погружения 150м.
Благодаря увеличению изобра¬жения на матовом стекле в 3 раза, призменный видоискатель облегчает наводку на резкость. Бокс приспособлен для использования объектива 80мм, но удлинительная насадка позволяет снимать также объективом 50мм. Вес бокса с аппаратом Хассельблад 500С/М или 500С в стандартном исполнении – 1,7 кг.

Глава 6

Третье поколение Hasselblad

В 1977 году Хассельблад представил на рынке камеру третьего поколения – Hasselblad 2000FC (рис. 1 и 2). Порядок обозначения типа корпуса новой камеры остался прежним. Аббревиатура 2000FC означает, что максимальная скорость фокального (F) затвора новинки соответствует 1/2000с, и что вместе с этой камерой можно использовать как объективы без затвора (серии F, FE), так и объективы с собственным центральным затвором (серий С, CF, CFE), т.е. объективы с затвором Synchro-Compur или более поздние, с затвором Prontor.

рис. 1. Обложка рекламного буклета

рис. 2. Hasselblad 2000FC         

К созданию камеры с собственным фокальным затвором разработчиков привело стремление сделать универсальный прибор. Аппарату доступен не только весь парк уже выпущенной оптики (кроме объективов для корпусов 1600F и 1000F), но и объективов специальной новой на тот момент серии F, не имеющих собственного затвора. Выпуск этой серии объективов был приурочен к выходу в свет новинки Hasselblad 2000FC. Об этих объективах Вы сможете прочитать ниже.

Конструкция модели 2000FC из-за введения исполнительных механизмов электронного шторного затвора сильно усложнилась по сравнению с моделями 500-ой серии. Ощутимо возросла трудоёмкость её изготовления и себестоимость. Однако в конце 80-х, вставшую на ноги и имеющую твёрдые позиции на рынке компанию, это уже не смущало.
Если Вы помните, прошло 20 лет с того момента, как Хассель отказался от производства и совершенствования аппаратов подобной схемы – Hasselblad 1000F (1957г). А отказался именно потому, что сложности технологий её производства были тяжёлым бременем для ещё не окрепшей фирмы. Вообще камеры серии 1000F обходилась компании достаточно дорого, особенно, во времена, когда в её комплектации оптикой участвовал Кодак. О европейском сбыте аппарата 1000F Хассель тогда даже не мечтал. Послевоенная Европа была нищей и пассивной.
Времена изменились, пришли новые технологии, позволившие воскресить ранние наработки, стабилизировался европейский фоторынок.

рис. 3. Hasselblad 2000FC

Внешне, за исключением малоприметных мелочей, Hasselblad 2000FC почти не отличается от Hasselblad 500С/М.
Давайте познакомимся с его топологией:
(рис. 3)
Пояснения к рис. 3:
1. Замок магазина
2. Складная рукоятка взвода затвора и продвижения плёнки
3. Обозначение магазина
4. Индикатор-памятка для плёнки
5. Рукоятка зарядки плёнки
6. Маркировка фокальной плоскости
7. Счетчик кадров
8. Индикатор состояния магазина
9. Индикатор состояния затвора
10. Выступ для крепления ремня
11. Клавиша подъёма зеркала
12. Программы для зеркала (рис. 7)
13. Шлиц-указатель установки программ для зеркала (рис. 7)
14. Кнопка спуска затвора
15. Резьбовое гнездо для спускового тросика
16. Внешний байонет оправы для крепления аксессуаров
17. Внутренний байонет оправы для крепления аксессуаров
18. Шкала экспозиционных чисел EV
19. Указатель экспозиционного числа EV
20. Клавиша сцепления барабанов скоростей и апертур
21. Фокусировочный барабан
22. Шкала расстояний
23. Шкала ГРИП
24. Апертурный барабан
25. Барабан скоростей шторного затвора

рис. 4. Hasselblad 2000FC

(рис. 4)

Пояснения к рис. 4:
26. Замок шахты
27. Створки шахты
28. Крышка шахты
29. Индекс-указатель выдержки (рис. 5)
30. Апертурный барабан
31. Индекс для шкалы расстояний
32. Терминал РС-синхронизации для фокального затвора
33. Поводок барабана скоростей затвора (рис. 5)
34. Арретир репетира диафрагмы
35. Насечка барабана
36. Захват для апертурного барабана
37. Замок объектива
38. Рычаг блокировки барабана скоростей
39. Крышка батарейного отсека
40. Штативное гнездо
41. Шильдик, одновременно служащий крепёжным узлом для установки аксессуаров
42. Выступ для крепления ремня
43. Направляющие для магазина
44. Замок магазинной кассеты
45. Расходомер плёнки
46. Ручка шибера
47. Фокусировочный экран

рис. 5. Корпус 2000FC

Итак, основное отличие Hasselblad 2000FC от аппаратов 500-ой серии состоит в наличии у него собственного шторного затвора, обеспеченного электроникой, которая позволяет затвору отмерять очень точные временные интервалы. Помимо ряда индексов, соответствующих скоростям фокального затвора, нанесённых на барабане переключения выдержек: «С», В, 1, 2, 4, 8, 15, 30, 60, «х», 125, 500, 1000, 2000 (рис. 5), барабан может быть установлен и в промежуточные положения. Один из вариантов такой установки – положение барабана «х», соответствующее максимальной скорости синхронизации 1/90с со вспышкой (рис. 6, поз 1).
Таким же образом можно, например, установить скорости l/375с (между значениями 250 и 500) или 1/750с (между значениями 500 и 1000) и т. д. Что бы предотвратить случайные смещения барабана, его можно блокировать переключателем (рис. 4, поз 38), который в этом случае должен находиться в положении L (locked).*

*Никогда не включайте клавишу сцепления барабанов скоростей и апертур (рис. 3, поз 20) когда переключатель блокировки барабана скоростей (рис. 4, поз 38) находиться в положении L, или когда Вы собираетесь менять объектив. Это может привести к поломкам.

рис. 6. Барабан скоростей 2000FC можно устанавливать и в промежуточные положения

Нетрудно догадаться, что электроника камеры без питания мертва. Для Hasselblad 2000FC (как впрочем, и для всех других камер 2000-ой серии) нужны соответствующие 6-ти вольтовые батарейки. Техническое описание 2000FC рекомендует PX-28. Сегодня имеются достойные альтернативы этой батареи – Kodak S28 (серебряно-окисные), 28L (литиевые). Есть ещё и Varta нескольких позиций. Не стоит использовать щелочные батареи 4LR44 (особенно китайские суррогаты GP), можно – 4SR44 (серебряно-окисные).  Почему я завел подробный разговор о батарейках. Дело в том, что механика шторно-щелевого затвора с титановыми шторками (а они у Hasselblad 2000FC – титановые), практически не боится мороза, в отличие от центрального затвора Compur. Это один из выигрышных моментов новинки. С камерой можно уверенно работать на морозе, но при одном условии – нужна «морозоустойчивая» батарейка. Условно к этому классу можно отнести батареи литиевые. Наверно они наиболее желанны, да и не только для Хасселя. Я с успехом использую Kodak 28L с Пентаксом 67 при -15 гр.

рис. 7. Установка программ поведения зеркала

Ещё одна новинка, реализованная в камере Hasselblad 2000FC – возможность программирования поведения зеркала.
На оси рукоятки для взвода затвора и транспортировки плёнки находится переключатель (рис. 3, поз 13 и рис. 7), который можно установить в одну из 3-х позиций: «1», «2» или «0» (рис. 7). Изменять позиции переключателя можно с помощью монеты**.

**Существует одно неписанное правило: все манипуляции на камерах Хассельблад (это касается не только Hasselblad 2000FC) должны выполняться только при взведённом затворе. Готовясь к каким-то работам с аппаратом: замена объектива, магазина и пр, помните – затвор должен быть взведён. Часто это спасает от каких-то неожиданных проблем, а иногда и от поломок. Переключения, о которых речь пойдёт ниже, тоже следует проводить при взведённом затворе.

Давайте разберёмся с вариантами поведения зеркала.
Установлена позиция «2» (рис. 7). После спуска затвора и экспонирования зеркало вновь устанавливается в позицию визирования (действительно только для беззатворных объективов F (рис. 6)).
Установлена позиция «1» (рис. 7). После спуска затвора зеркало остаётся в поднятом положении, пока Вы вновь не взведёте затвор (действительно как для беззатворных объективов F, так и для объективов серии С (рис. 6)).
Установлена позиция «0» (рис. 7). Зеркало блокируется в поднятом положении. Оно будет занимать эту позицию до тех пор, пока Вы не повернёте переключатель (рис. 3, поз 13 и рис. 7) к другой позиции. Действительно как для беззатворных объективов F, так и для объективов серии С.
Позиция «1» учитывает предпочтение фотографа знать о состоянии камеры при взгляде на видоискатель: темно – взводим затвор. Позиция «2» такой возможности не даёт.

Что касается позиции «0» – она используется исключительно при работе со штатива, когда нужна высококачественная картинка, особенно с дальнобойной оптикой, или когда используются объективы, задние элементы которых глубоко внедряются в зеркальную коробку. Кстати, прежде чем устанавливать переключатель к позиции «0», надо сначала поднять зеркало с помощью клавиши (рис. 3, поз 11), а уже затем зафиксировать его переключателем (рис. 3, поз 13 и рис. 7).

рис. 8. В 1977г Hasselblad 2000FC был обеспечен линейкой новых беззатворных объективов серии F

Естественно, что прототип 2000FC начал готовится Хасселем задолго до его появления. Тогда же Цейссу была заказана линейка беззатворной оптики. Так что модель третьего поколения появилась на свет, как полноправная системная камера, обеспеченная исчерпывающим парком всех необходимых аксессуаров и в первую очередь оптикой.
К началу продаж аппарата Hasselblad 2000FC в 1977г, он был обеспечен следующей линейкой новых беззатворных объективов серии F (рис. 8):
Zeiss 50mm Distagon F f/2.8 T*
Zeiss 80mm Planar F f/2.8 T*
Zeiss 110mm Planar F f/2.8 T*
Zeiss 150mm Sonnar F f/2.8 T*
Zeiss 250mm Tele-Tessar F f/4 T*
Schneider 140-280mm Variogon F f/5.6
Чуть позже появился Zeiss 350mm Tele-Tessar F f/4 T*. Эти объективы изготовлялись в период с 1977 по 1991 год. Они отличаются от более поздней серии объективов-CF отсутствием барабана выдержек.
Парк оптики 2000FC можно было значительно расширить, используя с аппаратом объективы С-серии.
Каким образом нужно правильно использовать установки камеры при работе с F-объективами или С-объективами и установки на самих объективах, работая с разными затворами?
На мой взгляд, таблица 1, приведённая ниже, позволит помочь сделать правильные сочетания всех установок, при использовании той или иной оптики (объективы серий CF и CFE здесь не рассматриваются, не было их тогда).

И всё вроде бы ничего, Hasselblad 2000FC – камера надёжная, универсальная, удобная. Одну лишь малость не продумали её создатели

Когда с аппарата удаляется задник, перед Вами в кадровом окне появляется гофрированная шторка из тончайшей титановой фольги. Ну, почему она тончайшая – объяснимо. Обеспечить высокие скорости шторного затвора, затратив при этом минимум энергии, возможно лишь предельно облегчив всю его механику. С этим Хассель с успехом справился. Кроме того, шторки из титана – вечный атрибут, не знающий износа. Однако им необходима обязательная защита от случайных внешних механических воздействий. Вот про это как раз и забыли. Малейшее неловкое прикосновение к шторкам вызывает их деформацию.
Шторку легко помять даже при неаккуратном удалении задника. Если случайное воздействие будет покрепче, оно приведет к краху. Мне ни разу не доводилось видеть девственных шторок у 2000FC. Они все вот такие – рис. 9. Однако деформация штор, как правило, работе не помеха, если только их не проткнули насквозь.

рис. 9. Сильно пострадавшие, но всё ещё работающие шторки Hasselblad 2000FC

Замена шторок сегодня – дело проблематичное, хотя, скорее всего, не безнадёжное. Получить на свою изуродованную камеру родные шторки можно было ещё в 2005г в сервисных центрах Гётеборга (на родине 2000FC) и в Нью-Джерси, за океаном. Запас шторок тогда ещё был, а удовольствие, вместе с заменой, регулировкой и профилактикой стоило более $500. Возможно, их меняют там и сейчас, к сожалению, я такой информацией не располагаю.

Сегодня некоторые западные сервисы предлагают дешевую замену из полимера.
Ходят слухи о российском умельце, который ставит шторы от Киева. Как с тяжёлыми шторками обеспечить лёгкость «ходовой части»? Не представляю. Не видел, не знаю, но предполагаю, что после этой процедуры аппарат превращается в «Киевблат». Здесь я могу заблуждаться. Возможно, получается отменно. Ведь не даром именно «мы» когда-то блоху подковали.

рис. 10. Hasselblad 2000 FC/M

В 1981 году на смену Hasselblad 2000 FC пришел Hasselblad 2000 FC/M (рис. 10). Предыдущую модель сняли с производства. Новации 2000 FC/M ориентировали в первую очередь на искупление конструктивных грехов 2000 FC.
Теперь, когда Вы снимаете магазин с 2000 FC/M (не забыли: ЗАТВОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЗВЕДЁН), шторка благополучно убирается в своё убежище, занимая место на барабане, а перед Вами предстает совсем иная картина – рис. 11. Кадровое окно распахнуто, и Вы можете созерцать внутренности зеркальной коробки.
Однако, если у Вас склероз, а посему затвор не взведён, картина будет прежней, возможно с теми же печальными последствиями (рис. 9). Hasselblad 2000 FC/M выпускался до 1984 года. Однако биография камер 2000-ой серии на этом не закончилась.

рис. 11. Когда Вы снимаете магазин с 2000 FC/M, шторка благополучно убирается в своё убежище

На смену 2000 FC/M в 1984г подоспела новая модификация Hasselblad 2000 FCW (рис. 12). Она стала первой камерой Хасселя, которая комплектовалась очень качественным и ярким фокусировочным экраном «Acute Matte D». В те времена это был новый стандартный фокусировочный экран. Благодаря технологии его лазерного матирования, достигнута великолепная чистота и прозрачность, способствующая легкому и быстрому наведению на резкость.
Другим отличием 2000 FCW от предшественников стала его способность сопрягаться с вайндером (рис. 13). Собственно это и вызвало появление литеры «W» в аббревиатуре его названия.
Для присоединения Вайндера, необходимо удалить обычную сменную рукоятку и на ее место установить рукоятку моторную, которая превращает 2000 FCW в эффективную моторную камеру всегда готовую к съемке или одиночными кадрами, или серией 1,3кадр/с. Комплекта свежих батарей вайндера достаточно для 1000 экспозиций.
Камера Hasselblad 2000 FCW выпускалась компанией до 1988 года.

рис. 12. Hasselblad 2000 FCW

На рынке аппараты Хасселя 2000-ой серии пользовались заслуженным успехом, особенно последние её версии: 2000 FC/M и 2000 FCW. Активность покупателя заметно возросла после появления в 1982 году новой линейки объективов серии CF (все подробности об этой оптике – в следующей главе)

рис. 13. Вайндер для 2000 FCW и 2003 FCW

В 1988 году компания выпускает новую модификацию в линейке «2000» – Hasselblad 2003 FCW (рис. 14 и 15). Функционально это практически полное повторение модели Hasselblad 2000 FCW, да и внешних отличий, кроме названия, Вы, пожалуй, не заметите.
Секрет – в недрах камеры. Для внутренней поверхности зеркальной коробки используется новое антибликовое покрытие «Palpas» с очень глубоким матовым чернением.

Выпуск камеры Hasselblad 2003 FCW прекратили в 1990 году. Аппарат с достоинством завершил линейку «2000».
Если сегодня остановить свой выбор на Хасселе 2000-ой серии, а он на вторичном рынке гораздо доступнее аппаратов серии 200, то разумнее выбирать модели 2000FCW или 2003 FCW, в крайнем случае – 2000 FC/M. Причём очень желательно, чтобы аппарат обладал родными титановыми шторками.

рис. 14. Обложка рекламного буклета


рис. 15. Hasselblad 2003 FCW

Почему модель 2000 FC/M надо рассматривать в последнюю очередь? Дело вовсе не в возможности подключения вайндера. Он то, как раз меньше всего, на мой взгляд, нужен. И, даже, не в возрасте аппарата, что, впрочем, тоже не мало важно.
Дело в экране. Рано или поздно Вы поймёте, что «Acute Matte» штука очень желанная и Вам обязательно захочется его иметь. Не забудьте что его стоимость – минимум $200.

Но и при покупке 2000FCW или 2003 FCW надо смотреть в оба и требовать от продавца комплектации аппарата штатным экраном Acute Matte D.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.