Hasselblad. История. Фотоаппараты. Часть 1

В былые времена одно только упоминание этого названия всегда вызывало у меня трепет, знакомый, наверное, многим фотографам. Представлялось что-то волшебное и очень совершенное. В СССР «Хассель» был практически недоступен даже для профи.

Глава 1

Hasselblad. Начало пути

В былые времена одно только упоминание этого названия всегда вызывало у меня трепет, знакомый, наверное, многим фотографам. Представлялось что-то волшебное и очень совершенное. В СССР «Хассель» был практически недоступен даже для профи.  Достаточно мощный в своё время советский фотопром также не оставался равнодушным к этому великолепному явлению, пытаясь время от времени ваять неуклюжие суррогаты Хасселей, начиная от «Салюта» и кончая «Киевом 90», который, правда, так и остался выставочным экспонатом, до конвейера он не добрался.
hasseblad

рис 1. Главный офис компании находится в Гётеборге.

Hasselblad Company

Сегодня Hasselblad – крупнейшая в мире компания, производящая наиболее совершенные среднеформатные фотокамеры. Это по-настоящему про­фессиональные аппараты, разработанные с расчетом на неограниченные потенциаль­ные возможности получения изображения наилучшего ка­чества. Благо­даря широкому выбору моде­лей камер и сменных принадлежностей, вы можете легко собрать именно ту сис­тему, которая наилучшим об­разом отвечает вашим требованиям и стилю работы. При комплектации фотока­меры система Hasselblad никогда не поставит Вас в тупик.
Уникальная совместимость любых комплектующих и ак­сессуаров устраняет все проблемы стыковки фото принадлежностей разных лет выпуска. Новые модели прекрасно адаптируются с существующими аксессуарами, что позволяет поддер­живать камеру на самом современном уровне, позволяя работать в классическом или цифровом режимах.

 

Главный офис компании находится в Гётеборге (Швеция) (рис. 1), ещё с тех пор (1941 г.), когда его заложил там Виктор Хассельблад, открыв предприятие для проектирования и производства аэрофотокамер для шведских ВВС и других армейских нужд. Со временем скромный цех, с несколькими десятками сотрудников превратился в мощную фотокомпанию, производящую продукцию только элитного класса, с полутысячным штатом сотрудников. Аппаратура Хасселя невероятно популярна во всём мире. Более  95 % продукции компании уходит из Швеции на экспорт.
Большая часть производства сосредоточена в Гётеборге, причем занимается оно лишь корпусами камер. Хассель весьма ревностно относится к выбору партнёров по комплектации своей аппаратуры оптикой. Недаром для этих целей с начала 50-х годов он связал себя узами с немецкой компанией Carl Zeiss. Сегодняшний поставщик оптики для моделей цифрового класса  (объективы серии HC для системы Hasselblad H), не менее славная японская компания Fuji Photo Film. Партнёром в деле производства высококлассных карусельных слайдпроекторов 6х6   PCP80 (рис. 2) выбрана старейшая немецкая фирма Zettwerke. Hasselblad был среди первых компаний, которые приняли участие в процессе внедрения цифровых технологий в средний формат.

рис 2. Карусельный слайдпроектор 6х6 мм PCP80.

 

Основные вехи истории Хасельблада

 

1841 г. В Гётеборге , Швеция создаётся оптовая торговая фирма F.W. Hasselblad & Co.
1887 г. В пределах F.W. Hasselblad складывается фотографическое подразделение.
1908 г. Фотоподразделение Hasselblad Fotografiska AB окончательно сформировано. Оно становится монопольным шведским дистрибутором для продукции Eastman Kodak Co.
1937 г. Виктор Хассельблад открывает собственный магазин, торгующий фото и лабораторным оборудованием.
1941 г. Создаётся новая фотокомпания Ross Incorporated (другие источники утверждают, что она уже в те годы имела и другое название: Victor Hasselblad AB), которая начинает производство  аэрофотокамер для шведских ВВС.
1942 г. Виктор Хассельблад и его жена Эрна становится владельцами контрольного пакета акций компании семейства F.W. Hasselblad.
1948 г. На пресс-конференции в Нью-Йорке представлена первая гражданская фотокамера Hasselblad 1600F.
1949 г. Начало серийного производства Hasselblad 1600F.
1952 г. За моделью 1600F следуют новая разработка 1000F.
1954 г. Hasselblad выпускает суперширокоугольную камеру (SW) с объективом  Zeiss Biogon 38 мм.
1957 г. Выход в свет Hasselblad 500C, разработанного для объективов Carl Zeiss c центральным затвором.
1962 г. НАСА выбирают камеры Hasselblad для своих космических программ.
1965 г. Представлен первый моторизированный Hasselblad 500EL.
1968 г. Виктор Хассельблад продает контракт шведского дистрибутора – монополиста продукции Eastman Kodak Co.
1969 г. Публикация шокирующей фотографии первого человека Нейла Армстронга на луне, сделанной Хасселем.
1976 г. Шведская инвестиционная компания Safvean AB, покупает Victor Hasselblad AB.
1977 г. Представлена новая камера 2000FC, вооружённая фокальным шторным затвором.
1978 г. Кончина Виктора Хассельблада.
1982 г. Выпуск  карусельного слайдпроектора 6х6   PCP80.
1984 г. Шведская компания Incentive AB приобретает 58 % акций компании Victor    Hasselblad AB.
1985 г. Victor Hasselblad AB открывает филиал Hasselblad Electronic Imaging AB для конструирования, производства и маркетинга камер, использующих цифровые технологии.
1991 г. Рождение первой модели камеры серии 200, оборудованной уникальной экспонометрией.
1991 г. Шведская компания Incentive AB приобретает 100 % акций  Victor Hasselblad AB.
1994 г. Начало серийного выпуска сразу нескольких новых моделей камер с центральным и шторным затворами: Hasselblad 201F, 203F, 553ELX и т. д.
1996 г. Владельцы Hasselblad начинают расползаться по Европе. 100 % его акций теперь делят компании UBS Capital B.V. (Голландия) и CINVen (Великобритания) и Incentive AB (Швеция).
2002 г. Компания показала на Фотокине 2002 свой первый цифровой автофокусный Hasselblad H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film.
2004 г. Рождение новой модификация цифровых автофокусный камер Hasselblad H2.
2006 г. На выставке Photokina 2006 компания выставила  очередную версию цифровой камеры Hasselblad H3 (рис. 3) .

 

hasselbladh3d

рис 3. На Photokina 2006 компания выставила версию цифровой камеры Hasselblad H3

Более  полутора сотен лет назад, в 1841 г, в портовом городе Gothenborg в западной Швеции, семейство Хассельблада основало свою первую торговую компанию F.W. Hasselblad & Co., которая вскоре стала одной из самых преуспевающих шведских торговых фирм.

Когда Арвид Виктор Хассельблад, сын основателя компании, будучи энергичным фотографом – любителем, решил создать внутри торговой компании F.W. Hasselblad & Co. фотографическое подразделение, он не очень рассчитывал заработать на этом большие деньги, во всяком случае риск был на уровне самоокупаемости проекта. Арвид Виктор скоро убедился в правильности своей идеи и был окрылён неожиданной   потенциальной рентабельностью такого фотографического подразделения. Вскоре фотографический отдел стал доминирующей частью F.W. Hasselblad & Co. Арвид Виктор не мог даже предположить, что его первые пробные шаги в области фотографической деятельности в конечном счете станут лидирующими.
Встретившись в Англии с Джорджем Истменом, основателем компании Eastman Kodak, Арвид Виктор, заключил с ним соглашение о монопольном распространении продукции Kodak в Швеции. Это партнёрство будет длиться в течение почти 80 лет. Продукцию Eastman Kodak Хассельблад начал импортировать с 1888 г.
Постоянно растущая популярность фотографии вызывала увеличивающийся спрос на фотоаппараты и фотопринадлежности. Фотографическое подразделение компании росло настолько быстро, что в 1908 г. семейство основало отдельную фирму, чтобы было легче справляться с увеличивающимся бизнесом. Её назвали Hasselblad Fotografiska AB.
Фотодело достойно продолжил внук основателя компании Карл Эрик Хассельблад. Сын Карла Эрика, Виктор, родился в 1906 г. Он то и стал впоследствии главой известной нам, самой авторитетной компании производящей среднеформатные камеры только высшего класса.  Уже с детства Виктор был страстным фотолюбителем и постоянно участвовал в фотовыставках.  Другим его увлечением были птицы. Причём это его второе увлечение было настолько основательным, что в 1935 г. он издаёт книгу «Миграции перелётных птиц» (рис. 4).
играции перелётных птиц

рис 4. Книга Виктора Хассельблада «Миграции перелётных птиц».

Интересы Виктора (рис. 5) были разносторонни. Его занимал не только результат съёмки, но и технология его создания. Записные книжки Виктора тех лет пестрили множеством замечаний относительно несовершенства съёмочной камеры и идеями по её улучшению. Видя интерес юноши к делу, близкому к семейному бизнесу, Карл Эрик посылает сына Виктора в Германию, в Дрезден для изучения основ фотопроектирования, фотопроизводства и овладения основами оптики. Дрезден в те времена был европейским центром фотопромышленности. Несколько следующих лет, после Дрездена, Виктор Хассельблад, продолжая образование, путешествует по миру, изучая фотопромышленность сначала Франции, затем США. Он был не просто экскурсантом, Виктор погружался в гущу производства самых передовых изготовителей фотокамер и оптики. В Рочестере, Нью-Йорке Джордж Истмен взял над Виктором личное шефство, посвящая его в секреты Кодака, и знакомя молодого конструктора с самыми выдающимися американскими фотопроизводителями.
После окончания американских «университетов» Виктор Хассельблад возвращается в Гётеборг.

Рис. 5.Виктор Хассельблад, начало 40-х.

рис 6. Виктор Хассельблад, весной 1940 г.

Весной 1940 г, шведское правительство обратилось к тридцатичетырехлетнему  Виктору Хассельбладу (рис. 6) с просьбой о создании для шведских ВВС копии одной из немецких фотокамер для авиационной перспективной фотографии (не путать с плановой аэрофотосъёмкой, при которой плоскость фотоматериала перпендикулярна оптической оси и параллельна поверхности земли). Легенда гласит, что ответ Виктора был таков: «я могу сделать лучше». В апреле того же года он уже налаживал своё производство под крышей авторемонтного цеха в центре Гётеборга. Так начиналось проектирование и производство первой фотокамеры, названной впоследствии HK 7.

рис 7. Серийный образец HK 7.

 

К 1941 г. его экспериментальное производство превратилось в небольшую отдельную компанию, названную «Ross Incorporated» со штатом 20 человек и стало выдавать серийные образцы HK 7 (рис. 7). В камере использовалась рулонная плёнка шириной 80 мм. Съёмного магазина не было. Формат кадрового окна – 7×9 см. HK 7 могла комплектоваться одним их 3-х взаимозаменяемых объективов: Zeiss Biotessar 13.5 cm f/2.8; Meyer Tele-Megor 25 cm f/5.5; или Schneider Tele-Xenar 24 cm f/4.5. Все объективы были в оправах центральных затворов собственного производства «Ross Incorporated».

Hasselblad

рис 8. В интервале 1941-45 г. военным было передано 342 единицы боевых аппаратов разных типов. Front to back: MK 80/SKa 4/HK 7/SKa 5

 

ROSS Military Cameras – summary table
HK 7 SKa 4 SKA 4a MK 80 SKa 5
Aerial camera. Hand heldRoyal Swedish Airforce Aerial camera. Fixed mountingRoyal Swedish Airforce Aerial camera. Fixed mountingRoyal Swedish Airforce Land camera. Hand heldSwedish Army Aerial camera. Fixed mountingRoyal Swedish Airforce
7 x 9 cm80 mm double perforated film

30 exposures daylight load
50 exposures darkroom load

12 x 12 cm130 mm double perforated film

200 exposures per cassette

12 x 12 cm130 mm double perforated film

200 exposures per cassette

7 x 12 cm80 mm double perforated film

23 exposures daylight load
38 exposures darkroom load

18 x 24 cm190 mm double perforated film

200 exposures per cassette

Fixed back Interchangeable back Interchangeable back Interchangeable back Interchangeable back
Thumb actuated, pivoted lever advances film and cocks shutter Motorized, with intervalometer.
DC power supply battery or airplane
Motorized, with intervalometer.
DC power supply battery or airplane
Motorized, with intervalometer.
DC power supply battery or airplane
Motorized, with intervalometer.
DC power supply battery or airplane
13.5 cm f/2.8 Zeiss Biotessar24 cm f/4.5 Schneider Xenar

25 cm f/5.5 Meyer Tele-Megor

15.2 cm f/4.5 Cooke Aviar15 cm f/4.5 Zeiss Tessar

25 cm f/3.5 Zeiss Tele-Tessar

40 cm f/5.5 Meyer Tele-Megor

15.2 cm f/4.5 Cooke Aviar15 cm f/4.5 Zeiss Tessar

25 cm f/3.5 Zeiss Tele-Tessar

40 cm f/5.5 Meyer Tele-Megor

16.5 cm f/2.8 Zeiss Tessar32 cm f/6.3 Zeiss Tele-Tessar

60 cm f/8 Zeiss Tele-Tessar

25 cm f/4.5 Zeiss Orthometer25 cm f/4.5 Zeiss Tessar

50 cm f/5.6 Zeiss Tele-Tessar

Ross behind the lens shutter1/150, 1/250, and 1/400 Ross behind the lens shutter1/150, 1/250, and 1/400 Ross behind the lens shutter1/150, 1/250, and 1/400 Ross behind the lens shutter1/150, 1/250, and 1/400 Ross behind the lens shutter1/150, 1/250, and 1/400
1941 – 1943 1942 – 1943 ? 1943 – 1943 –
240Nos 1 thru 240
(Includes SKa 4a)
70Nos 101 thru 170, or 1 thru 70 240Nos 1 thru 240
(Includes SKa 4)
70Nos 101 thru 170, or 1 thru 70 Approx. 24Nos 1 thru 24, or 101 thru 124
User manual User manual
В конце 1941 г. Виктор Хассельблад принимает очередной заказ от ВВС на создание нового варианта аэрофотокамеры большого формата 12х12 см. с конструктивными элементами для крепления аппарата в самолёте.
Командование ВВС горячо одобрило безотказные конструкции Ross Incorporated (Виктора Хассельблада) HK 7 и её преемника SKa4, имеющего несколько характерных особенностей, которые окажутся очень важными для послевоенного производства Хассельблада. Одна из них – взаимозаменяемые магазины. После SKa4 было создано ещё несколько армейских конструкций SKA 4a (12х12 см) ; MK 80 (7х12 см); SKa 5 (18х24 см), которые наверняка заслуживают специального рассмотрения, но несколько уводят нас от выбранного направления. В одной из статей мы обязательно объединим и подробно рассмотрим все армейские камеры «Ross» Виктора Хассельблада. В 1942 г. скончался Карл Эрик Хассельблад. Виктор  покупает большую часть акций  компании семейства, F.W. Hasselblad. Производство камер для шведских  военных шло непрерывным потоком. В интервале 1941-45 г. военным было передано 342 единицы боевых аппаратов разных типов (рис. 08) . Не смотря на узконаправленную ориентацию своей продукции в течение всех военных лет Виктор Хассельблад не перестаёт мечтать о проекте высококлассной камеры общего применения, которая должна была впитать все лучшие наработки военной поры (рис. 9).

рис 9. Рисунок прототипа первой послевоенной камеры.

 
Трансформация логотипа
Впервые логотип, с крылатой литерой «V» (рис. 10) появился на буклетах и некоторых изделиях Хассельблада в конце 40-х. С 1952 г. продукцию и документацию Хасселя стал сопровождать другой его вид (рис. 11). Сегодня фирменный знак на всех видах продуктов фирмы выглядит так, каким вы его видите в заголовке нашего рассказа. 
 

рис 10. Первый логотип компании.

рис 11. Логотип 50-х.

 
Hasselblad 1600F
Сразу после окончания войны Виктор Хассельблад сосредотачивает все усилия на воплощении своей мечты, которая уже через пару лет превращается в реальность. Рождается прототип необычной профессиональной SLR-камеры среднего формата 6х6 см. (рис. 9). Прототип готовился с использованием сменных объективов Kodak Ektar 55мм f/6.3 и Kodak Ektar 254 мм f/5.6.  6 октября 1948 г. Виктор Хассельблад обнародовал свою весьма неожиданную камеру на пресс-конференции в Нью-Йорке перед большой группой заинтересованных дилеров и журналистов. Кёльнская Photokina, где можно было бы широко анонсировать аппарат, тогда ещё не существовала, впервые она состоялась в 1950 г. Аппарат, названный Hasselblad 1600F (1600 – максимальная скорость шторного затвора, F – фокальный затвор) начинает изготовляться серийно в 1949 г. (рис. 12, 13).
Hasselblad 1600F

рис 12. Первый рекламный буклет Hasselblad 1600F.

 
Камера была уникальна. Это справедливо утверждать даже с сегодняшних позиций. Во-первых поражала невиданная максимальная скорость шторного затвора: 1/1600 сек. На камерах среднего формата это не удавалось сделать никому, кроме Хассельблада! Затвор был изготовлен из тонкой нержавеющей стали, которая была легка и достаточно прочна, чтобы выдержать высокие нагрузки при работе столь скоростного затвора.
Но это не самое главное. Революционной была модульная конструкция камеры, из которой, при наличии соответствующих аксессуаров (рис. 14), Вы могли очень быстро слепить любую нужную в данный момент конфигурацию. Аппарат комплектовался сменными объективами, видоискателями и магазинами. Для серийной камеры использовались объективы Kodak Ektar 80 ммf/2.8 и Kodak Ektar 135 мм f/3.5.

рис 13. Hasselblad 1600F

 

Однако в процессе полевой эксплуатации первых  образцов аппарат 1600F стал выявлять множество своих технологических и конструктивных несовершенств. В первую очередь это касалось малого запаса прочности его затвора и некоторых второстепенных конструктивных узлов. Создание совершенно нового типа изделия никогда не обходится без ловушек, в этом смысле камера 1600F не была исключением. Другой причиной была неопытность его проектировщиков, изготовителей и сборщиков. Этот контингент Виктор Хассельблад набирал из среды инженеров – механиков и часовщиков, стремления которых были сосредоточены на прецизионности исполнения всей начинки, о её прочности порой забывали.

рис 14. Hasselblad 1600F в окружении части своих аксессуаров.

Хассельблад с первых же дней наладил тесную связь со своими сервисными службами, которые сообщали ему обо всех характерных неисправностях. Производство мгновенно реагировало на жалобы фотографов, реконструируя те или иные узлы. Т. е. совершенствование аппарата шло непрерывно в течение всего периода его изготовления (1949 – 1953 г.). Некоторые ранние (не модифицированные) образцы, к гордости фирмы, выжили и проработали ещё долгие годы. Объясняется это теми же причинами – неоднозначностью профессиональных навыков участников рождающегося производства.
Овладев новыми технологиями, набравшись производственного опыта и объединив все конструктивные наработки за период изготовления 1600F, Виктор Хассельблад решает остановить производство своего первенца и перейти к выпуску другой модели – аппарату Hasselblad 1000F (1953-1957). Решение это родилось не вдруг. Конструкторская группа трудилась над проектом нового изделия уже несколько лет.
Hasselblad 1000F
1000F (1000 – максимальная скорость шторного затвора, F – фокальный затвор). В камеру заложен достаточно мощный конструктивный потенциал. Его внутренности – уже не те легковесные «часовые механизмы», которыми начинялся 1600F, хотя своей прецизионности они не утратили. Снижение максимальной скорости переделанного шторного затвора  увеличило время его наработки на отказ во много раз. Авторы полевого тестаHasselblad 1000F (рис. 15) из американского журнала «Modern Photography»  (1952 г.) сообщили о захватывающих результатах. Отсняв подряд 500 роликов плёнки (тип 120), они не встретили ни одного отказа со стороны камеры, причём такой тест они проводили дважды. Hasselblad 1000F имел множество новых улучшенных особенностей, по сравнению с предшественником. Поменялась и его оптика. Теперь поставщиком объективов был выбран Carl Zeiss,Oberkochen (не путать с Carl Zeiss,Jena). К нему предлагалась линейка объективов: Carl Zeiss Distagon 60 mm f/5.6,Tessar 80mm f/2.8,Sonnar 135 mm f/3.5, Sonnar 250 mm f/4.0 и Sonnar 250 mm f/5.6.
Hasselblad 1000F

рис 15. Hasselblad 1000F.

 
К концу периода производства  1000F (1952 – 1957 г.) к поставщикам оптики подключилась английская оптическая компания Cook and Perkins со своим телеобъективом Dallmeyer 508 mm f/5.6. Однако англичанин обладал световым пятном недостаточного диаметра для формата 6х6 мм, поэтому его приходилось использовать на малых отверстиях, чтобы хоть немного сгладить виньетирование. Сегодня камеры Hasselblad 1000F, и особенно 1600F, чрезвычайно редки на вторичном рынке, а если уж и попадаются, то как правило в нерабочем состоянии из-за возраста или истерзанности, отсутствия запасных частей и квалифицированных ремонтников.Почти все аппараты имеют  коррозию или потёртости хромовой отделки. Объективы той поры, как правило, страдают от задиров, грибка и разъюстировки. Именно поэтому аппараты, которые Вы можете встретить в хорошем состоянии, могут иметь сильно завышенные цены. Однако полностью восстановленные Хассели 1000F или 1600F – превосходные фотографические инструменты, могущие доставлять Вам радость ещё многие годы.

Глава 2

 
Главное преимущество среднеформатной системы Hasselblad состоит в её модульном построении. Помимо разных конфигураций корпусов камеры, которые выпускаются уже более 60-ти лет, в системный арсенал Хасселя входит невероятное множество сменных магазинов, включая цифровые задники, видоискатели, а главное, огромное количество объективов. Подход к этому необъятному парку сменных аксессуаров необходим строго дифференцированный. Корпуса разных серий совместимы лишь со строго  определённым оборудованием в пределах системы.
 

рис. 1. Hasselblad 1600F со штатной оптикой 

Hasselblad – система делится на две главные ветви:
– корпуса, которые могут использовать объективы только с центральным затвором
– корпуса, оборудованные собственным шторным затвором, которые могут использовать обычные объективы и объективы с центральным затвором.

Есть ещё серии камер Хасселя, работающих исключительно с широкоугольной оптикой SWC и 900.
Сегодня существует ещё одна ветвь, которой положило начало создание принципиально нового аппарата цифровой серии Hasselblad H1. Мы впервые увидели его на Фотокине-2002. Однако мешать всё в кучу не стоит. Попробуем разобраться сначала с аналоговой техникой Хасселя. Оставим цифру и камеры специального назначения «на потом».



рис. 2. Kodak Ektar 80 мм f/2.8

рис. 3. Kodak Ektar 135 мм f/3.5

 

Первая «гражданская» камера Виктор Хассельблада, 1600F, которую начинают изготовлять серийно в 1949г, зашифровала в своём названии: 1600 – максимальную скорость шторного затвора, и его тип – F – фокальный затвор. То же было и со следующей моделью 1000F. Система обозначений прижилась. Следующий тип камер назвали 500С, где 500 соответствует максимальной скорости центрального затвора, которым обеспечивались объективы для пятисоток, а С – затвор Compur(Synchro).

Несколько слов о терминологии.
Чтобы избежать неясностей в дальнейшем, давайте определимся с терминологией Хасселя, касающейся объективов:
1. Объективы для 1600F и 1000F
2. C – объективы
3. CT* объективы
4. CF – объективы
5. С-объектив для 501C
6. CB – объективы
7. F – объективы
8. FE (TCC) – объективы
9. CFE – объективы
10. ArcBody – объективы
11. НС – объективы для «цифры»
12. Специальные объективы
Обо всех объективах мы расскажем в соответствующих главах, пока же не будем отвлекаться на расшифровку их аббревиатур.
 

рис. 4. Hasselblad 1600F и Kodak Ektar 55mm f/6.3
 

Порядок обозначения типов корпусов камер сохранялся с развитием системы. Когда в 1977г выпустили новую камеру с собственным фокальным затвором, её назвали 2000FC. Это должно было означать, что максимальная скорость её фокального затвора (F) соответствует 1/2000с, и что вместе с этой камерой можно использовать как объективы без затвора (серии F, FE), так и объективы с собственным центральным затвором (серии С, CF, CFE), т.е. объективы с затвором Synchro-Compur или более поздние с затвором Prontor. Таким же образом, обозначена линейка камер 501, 503, и 553 – продолжение пятисотой серии с теми или иными усовершенствованиями, требующих объективов с центральным затвором типа C (серии С, CF, CFE).
 

рис. 5. Hasselblad 1600F и Kodak Ektar 254mm (10″) f/5.6

Выпадает из принятой системы обозначений серия Hasselblad 200. Камеры 200-ой серии, оборудованные собственным шторным затвором, имеют разные максимальные скорости, зависящие от конкретной модели 1/1000с (201F/ 202 FA) и 1/2000c (203FE/ 205FCC/ 205TCC). Все модели 200-ой серии, за исключением 202 FA, могут полноправно использовать объективы серий С.

Возможно таблица 1, приведённая ниже, позволит человеку, решившему впервые окунуться в глубины многоликой системы Hasselblad быстрее сориентироваться в выборе пары камера – объектив, которая наиболее органично реализует достоинства обоих приборов. Вообще дело это не такое простое, каким кажется на первый взгляд. Так что лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Таблица 1

 

 

«да» = полная совместимость
«нет» = полная несовместимость
«ДА» = «да», с той лишь разницей, что с корпусом, наряду с бесзатворными объективами могут использоваться и объективы со встроенным затвором.
«-» = объектив не позволять полное использование особенностей корпуса.
«+» = объектив имеет особенности, которые корпус не может использовать

* Серии камер 500C и 2000FC не используют электронных возможностей этих объективов.
** Эти объективы не обеспечивают никакой электронной информации корпусу, в частности не дают информацию об апертуре.
*** 202FA корпус отличается от остальных корпусов серии 200, тем, что не может использовать центральный затвор объективов CF или CFE. Барабан скоростей затвора объектива должен быть установлен в позицию F. Может использоваться только фокальный затвор камеры.

Например, владелец корпуса серии 200 (201F/ 203FE/ 205FCC/ 205TCC), ознакомившись с этой таблицей, выяснит для себя, что наиболее рационально может использовать на своей коробке объективы серии FE. Однако ему не возбраняется использование объективов иных серий, (за исключением оптики 1600F/ 1000F) с потерей тех или иных функциональных достоинств.

рис. 6. Carl Zeiss Distagon 60mm f/5.6

рис. 7. Carl Zeiss Distagon 60mm f/5.6

В этом очерке разговор состоится об оптике особого класса 1600F/ 1000F, которая, как видно из таблицы, кроме камер – родоначальников Hasselblad 1600F и 1000F больше нигде не используется. Скорее всего, она сегодня и не очень актуальна. Дело ещё и в том, что рабочий отрезок и байонет этих объективов (особенно это касается механизма управления диафрагмой) несколько отличается от того, что было сделано в 1977г для объективов серии F к камере 2000FC.Однако обойти и не заметить эти объективы, было бы проявлением неуважения, во-первых, к счастливым обладателям, возможно немногочисленным, рабочих аппаратов Hasselblad 1600F и 1000F, а во-вторых, к прекрасным оптическим приборам. К их созданию были причастны очень талантливые оптики Кодака, Цейсса и ещё нескольких компаний. В конце первой половины прошлого века они с помощью арифмометра, интуиции и умозаключений умели создавать такие «перлы», которые, пожалуй, не по плечу сегодняшнему ординарному разработчику, до зубов вооружённому компьютерными мощностями. Кроме того, этой оптике хочется уделить больше внимания, поскольку информация о ней практически отсутствует и, я думаю, мало знакома большинству читателей.

рис. 8. Hasselblad 1000F и Carl Zeiss Tessar 80mm f/2.8
 

Основные объективы для 1600F и 1000F
У Виктора Хассельблада, ещё при проектировании первой камеры «гражданского» назначения были намерения воспользоваться услугами Carl Zeiss для размещения своих оптических заказов. Однако послевоенная чехарда между западным и восточным Цейссами явно мешала их гарантированному выполнению. Да и сам CZ не обещал своевременных поставок.
Старинные связи Хасселя с заокеанской рочестерской компанией Eastman Kodak Co. решили проблему. Первую оптику для камер Виктора Хассельблада стал делать Kodak.
 

рис. 9. Carl Zeiss Tessar 80mm f/2.8

Как Вы уже знаете из прошлой главы, первый серийный Hasselblad 1600F появился на прилавках в конце 40-х годов прошлого века. Это был аппарат с собственным шторным фокальным затвором. Серийными штатными объективами в его комплектации были Kodak Ektar 80 мм f/2.8 и Kodak Ektar 135 мм f/3.5 (рис. 1, 2 и 3).
Помимо этих объективов Кодаком были изготовлены ещё две позиции: широкоугольник Ektar 55mm f/6.3 (рис. 4) и телеобъектив Ektar 254mm f/5.6 (рис. 5). Нетрудно догадаться, что 254mm – ничто иное, как американский стандарт 10 дюймов. Несмотря на то, что вся четвёрка объективов была представлена заказчику одновременно, в 1948г, Хассель два последних объектива по определённым соображениям придержал, и они появились на прилавке позже. Эти последние приборы были изготовлены очень небольшими сериями. Сегодня они – редкость.

рис. 10. Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.
 

Особенно загадочен широкоугольник Ektar 55mm f/6.3 с охватом поля изображения 80 град. Он исполнен по классической формуле двойного Гаусса (рис. 4), что не оставляет камере никаких шансов использовать его без подъёма или демонтажа зеркала, поскольку тыловой элемент отстоит от фокальной плоскости всего на 49,6 мм. Так и происходило, при установке Ektar 55mm f/6.3 на камеру, зеркало удалялось. Естественно, что при этом в комплекте объектива обязательно должен был присутствовать специальный видоискатель. Но этот аксессуар мне не известен. Однако это вовсе не означает, что он не существует. 

рис. 11. Hasselblad 1000F в окружении цейссовской оптики

 

Автоматики диафрагмы у объективов Ektar не было. Единственно, что облегчало работу с ними – кольцо предустановки апертуры.
Минимальное фокусное расстояние для объективов Ektar 55mm f/6.3 составляло примерно 1м; для 80mm f/2.8 – 0,5м; для 135mm f/3.5 – 1м и примерно 2,25 м для Ektar 254mm f/5.6. Практически у всех Эктаров фокусировочные барабаны были отградуированы в футах. Предвидя недовольство этим фактором европейской публики, львиную долю своей продукции Виктор Хассельблад реализовывал за океаном. На европейский рынок аппаратов попадало сравнительно немного. Объективы Кодака не покидали прилавка до 1953, как раз до момента выпуска модели Hasselblad 1000F. К этому времени Хассель уже успел наладить деловые отношения с компанией Carl Zeiss Oberkochen. Правда, до решения спорных правовых вопросов с Carl Zeiss Jena, она называлась Oberkochen Opton. Объективы компании должны были полностью заменить оптику Eastman Kodak Co. Для Hasselblad 1000F у Oberkochen Opton к этому времени была уже готова линейка объективов, состоящая из пяти позиций: Distagon 60mm f/5.6, Tessar 80mm f/2.8, Sonnar 135mm f/3.5, Sonnar 250mm f/4 и редких сегодня Sonnar 250mm f/5.6.Цейссовский Distagon 60mm f/5.6 (рис. 6 и 7) стал важной вехой в истории среднеформатной оптики, заменив неудобный в работе Ektar 55mm f/6.3. Distagon сделали по современной ретрофокусной схеме (Angenieux), т.е. он перестал быть уродцем с «откляченным задом», мешающим работе зеркала. Tessar 80mm f/2.8 (рис. 8 и 9) пришёл на смену штатному объективу Ektar 80mm f/2.8.
Следующим объективом стал Sonnar 135mm f/3.5 (рис. 10). Трудно заподозрить Zeiss в плагиате, но уж больно похожи Kodak Ektar 135 мм f/3.5 (рис. 1, 3) и Sonnar 135mm f/3.5. Ну, прямо родные братья, разве что масти разные. Хотя изначальное авторство могло принадлежать и Цейсу. И последняя редкая «птица» от Цейсса для Hasselblad 1600F и 1000F – Sonnar 250mm f/5.6 (рис. 11).
 

рис. 12. Bausch & Lomb Telephoto Anastigmat 508mm (20″) f/5,6
 

Объективы разных компаний для 1600F и 1000F или Виктор Хассельблад в поиске
Если Вы помните (Глава 1), у Виктора Хассельблада помимо фотографии была и другая страсть – орнитология. Мостом, связывающим эти два увлечения, мог служить лишь мощный светосильный телевик. Это в полной мере объясняет его активные изыскания в нише телеоптики. Телеобъективы – монстры готовилась для Хасселя не только за океаном (помимо Кодака Ektar 254mm f/5.6), но и в Европе.
 


рис. 13. Kinoptik Aplanat 500mm f/5.6 

Известная сегодня, в основном по контактным очковым линзам, американская оптическая фирма Bausch & Lomb, сделала для Хасселя Telephoto Anastigmat 508mm (20″) f/5,6 (рис. 12). Французы изготовили не менее впечатляющее «чудовище» Kinoptik Aplanat 500mm f/5,6 (рис. 13). В прошлой главе Вы уже читали, что к концу периода производства Hasselblad 1000F (1952 – 1957 г.) к поставщикам оптики подключилась английская оптическая компания Cook and Perkins со своим телеобъективом Dallmeyer Dallon Tele-anastigmat 508mm (20″) f/5,6 (рис. 14). Однако англичанин обладал световым пятном недостаточного диаметра для формата 6х6 мм, поэтому его приходилось использовать на малых отверстиях, чтобы избавиться виньетирования.
 

рис. 14. Dallmeyer Dallon Tele-anastigmat 508mm (20″) f/5,6
 

Была сделана попытка привлечь к изготовлению оптики компанию Josef Schneider & Co., GmbH. Однако начинание это застряло на стадии прототипа Schneider Xenar 75mm f/3,5 (рис. 15). Не остался в стороне и Rodenstock со своим прекрасным «мягким» Имагоном. В 1952 году Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 был адаптирован для установки на Hasselblad 1600 F. Он поставлялся с тремя перфорированными насадками-фильтрами (рис. 16 и 17).
 

рис. 15. Прототип для Hasselblad 1600F/ 1000F Schneider Xenar 75mm f/3,5

рис. 16. Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 был адаптирован для установки на Hasselblad 1600 F

рис. 17. Hasselblad 1000 F и Rodenstock Imagon 12cm f/4,5 с тремя перфорированными насадками-фильтрами 

Виктор Хассельблад так сильно желал хорошей оптики для своего детища, что даже рискнул разместить заказ в стане идеологических оппонентов, обратившись к предприятию Carl Zeiss Jena по поводу адаптации самого известного объектива восточной фирмы Zeiss Jena – Sonnar 18cm f/2.8 для Hasselblad 1600 F/ 1000 F (рис. 18). Копеечно же, в первую очередь его влекла туда экономическая выгода. Carl Zeiss Oberkochen снял бы с него за подобную работу 10-кратную цену.
 

рис. 18. Zeiss Jena Sonnar 18cm f/2.8 для Hasselblad 1600 F/ 1000 F

рис. 19. Piesker Tele-Pikon 180mm f/5,6 

Работали на Хассель и малоизвестные фирмы. Например, Paul Piesker & Co.,Berlin. Она изготовила для Hasselblad 1600 F/ 1000 F объектив Piesker Tele-Pikon 180mm f/5,6 (рис. 19). Вот далеко не полный перечень серии объективов для первенцев среднеформатной системы Hasselblad, которым дал новую жизнь или только пытался оживить, но не смог или не захотел Виктор Хассельблад.

Глава 3

В дополнение к рассказу о серии объективов 1600F и 1000F для камер одноимённой серии (рис. 1) надо отметить, что теоретически использование этой оптики на корпусах Hasselblad с фокальным затвором поздних серий 2000 F и 200 F особых препятствий вызвать не должно. Рабочий отрезок* объективов серии 1600F и 1000F составляет 82,1мм, а у корпусов 2000 F и 200 F – он 74,9мм.
* Рабочий отрезок объектива (или камеры) равен расстоянию от опорной поверхности оправы (плоскости крепления) объектива до фокальной плоскости (плоскости плёнки или светочувствительной матрицы)
Т.е. адаптер никаких вмешательств в оптику не потребует, но изготовление такой штуковины весьма трудоемко и, скорее всего, не целесообразно.

 

рис. 1. Аппараты Hasselblad 1600F и 1000F  

Суперширокоугольные камеры серии SWC
Hasselblad SWA

В 1954г на Photokina в Кельне Hasselblad показывает очередную диковину – суперширокоугольную камеру SWA (рис. 2) с объективом Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5. Если представить её схематично – это устройство, состоящее из несменного объектива с центральным затвором, объективной доски, видоискателя и задника с плёнкой. Основа прибора – великолепный Biogon 38mm f/4.5 (рис. 3), созданный Цейсом по классической формуле Людвига Бертеле (Ludwig Jakob Bertele).

рис. 2. В 1954г на Photokina в Кельне Hasselblad показывает суперширокоугольную камеру SWA

рис. 3. Biogon Людвига Бертеле

 

Фокусное расстояние Биогона, составляющее половину длины диагонали кадра, создается компактной, практически симметричной конструкцией. Это позволяет в полной мере проявить преимущества симметричной оптической схемы: минимум аберраций, великолепная цветопередача и равномерное разрешение по всей площади кадра. В сочетании с прецизионной точностью изготовления эти преимущества позволили Цейссу создать выдающийся широкоугольный объектив с высоким разрешением.
Дистанция ближней фокусировки объектива 0,3м. Диапазон апертур f 4.5 – 22.
Прекрасное оптическое решение Биогона практически полностью избавило его от дисторсии и виньетирования, даже на открытой апертуре. Кстати – это преимущество «истинно широкоугольного» объектива перед «ретрофокусным» решением. У объективов ретрофокусной схемы аберрации подобного рода гораздо заметнее.

Аппарат Hasselblad SWA задуман как метражная камера со съёмным видоискателем, располагающимся на верхней панели аппарата (рис. 2). Какое-либо иное конструктивное решение прибора при использовании Биогона, было бы просто неприемлемо. Взгляните на схему объектива (рис. 3). Кроме того, Biogon 38mm f/4.5 обладает огромной глубиной резкости, даже при открытой апертуре, поэтому его фокусировку можно с уверенностью доверить метражной шкале.
Биогон имеет угол охвата 91град. по диагонали (72град. по горизонтали). Для камеры Hasselblad SWA объектив Biogon 38mm f/4.5 поставлялся с центральным затвором Synchro-Compur. Механизмы взвода и спуска затвора располагались на оправе объектива и никак не были связаны с корпусом самой камеры. Максимальная скорость Synchro-Compur(а) составляла 1/500с (В. 1, ½, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500с).

Отказ от шторного фокального затвора, которым были вооружены модели аппаратов серии 1600F, и 1000F позволил минимизировать габариты широкоугольной камеры. Его заменил центральный межлинзовый затвор, располагающийся в теле Биогона.

рис. 4. Лишившись механизмов шторного затвора и зеркала, корпус камеры SWA превратился в плоскую коробку для крепления объектива (фиксированного) с одной стороны и сменных магазинов – с другой
 

Лишившись механизмов шторного затвора и зеркала, корпус камеры превратился в плоскую коробку для крепления объектива (фиксированного) с одной стороны и сменных магазинов – с другой (рис. 4). Помимо съёмного видоискателя (рис. 2) на верхней панели корпуса находится пузырьковый уровень (рис. 5, поз. 1).

рис. 5. 1 – пузырьковый уровень; 2 – усовершенствованный тип видоискателя
 

Существует видоискатель двоякого назначения: он определяет границы кадра и позволяет наблюдать за пузырьковым уровнем через встроенную в видоискатель призму. Проверка поло¬жения аппарата по уровню через видоискатель очень помогает при съёмке с рук (рис. 5, поз.2 и рис. 6).
Hasselblad SWA может использовать любые сменные магазины стандартного ряда.

рис. 6. Hasselblad SW
 

Hasselblad SW
Аппарат Hasselblad SWA был встречен единодушным одобрением снимающей публики, однако не обошлось без нареканий, касающихся управлением затвора камеры. Хассель отреагировал на замечания мгновенно, выпустив через год (в 1955) взамен SWA его модификацию Hasselblad SW (рис. 6). Теперь кнопка спуска затвора переместилась на переднюю панель камеры (рис. 7).

рис. 7. Элементы конструкции Hasselblad SW
 

Однако рычаг взвода затвора по-прежнему остался на оправе объектива и никак не был связан с барабаном перемотки плёнки. Затвор Synchro-Compur с максимальной скоростью 1/500с. В связи с этой новацией изменился и конструктив Биогона (рис. 7).
С такими полу-усовершенствованиями Hasselblad SW просуществовал до 1957г, когда ему на смену пришёл Hasselblad SWC. За период с 1954 до 1957 года, было изготовлено 2000 камер. Из них SWA – 100шт (серийные номера 1001-1100) и SW – 1900шт. (серийные номера 1101-2999).
 

рис. 8. Hasselblad SWC
 

Hasselblad SWC
Этот аппарат уже оборудован механизмами, связывающими взвод затвора с рукояткой перемотки. Кнопка спуска затвора SWC теперь находится на верхней панели камеры. Она имеет внутреннюю резьбу для спускового тросика (рис. 8 и 9, поз. 3)
Возле кнопки спуска затвора имеется рычажок с положениями «О» и «Т» (9, поз. 3).

рис. 9. Hasselblad SWC и элементы его конструкции 
«О» – это позиция рычажка для обычной съёмки
«Т» – позиция для установки долговременных выдержек.
Если Вы хотите использовать позицию «Т», надо сначала затвор установить на «В». Затем передвинуть рычажок в позицию «Т». Затвор, после нажатия спусковой кнопки, будет открыт до тех пор, пока Вы не вернёте рычаг в позицию «О». Рукоятка перемотки во время этой операции блокируется.Изменился и сам Biogon 38mm f/4.5. Он приобрёл современные очертания, но сохранил внутреннюю оптическую девственность (рис. 8).
На SWC используется уже известный Вам видоискатель двоякого назначения, определяющий границы кадра и позволяющий наблюдать за пузырьковым уровнем через встроенную в видоискатель призму. Соблюдение правильной ориентации сверхширокоугольного аппарата дело весьма важное, поскольку малейший уклон камеры, вызывает заметные завалы объектов на отпечатке.
Видоискатель имеет тот же угол охвата объекта, что и объектив, однако поле визирования у него больше кадрового окна (9, поз. 1). Объясняется это его местоположением – выше и позади объектива. Верхняя граница его поля визирования находится на 15,5см выше обреза кадра. Боковые границы поля визирования превышают на 7,5см правый и левый обрез кадра. Причём эти величины постоянны и не зависят от расстояния до объекта.
При особо ответственных съёмках, где требуется чёткая пространственная ориентация аппарата для устранения завалов, и точное кадрирование, фокусировка и контроль глубины резкости, обычно используется штатив и фокусировочный адаптер того или иного типа, который устанавливается вместо магазина (9, поз. 3).

рис. 10. За два с лишним десятка лет конструкция SWC получила много мелких доработок, неоднократно менялась её косметика и экстерьер Биогона
 

Hasselblad SWC камера долгожитель. Она пережила своего создателя. Виктор Хассельблад ушёл из жизни в 1978г, а SWC выпускали до 1980г. За два с лишним десятка лет она получила много мелких доработок. Неоднократно менялась её косметика и экстерьер Биогона (рис. 10).

рис. 11. Hasselblad SWC/M
 

Hasselblad SWC/M
Аппарат появился в 1980г. Единственное, что отличало новинку SWC/M (рис. 11) от Hasselblad SWC – возможность применения специального Hasselblad-магазина 100 для материалов Polaroid (рис. 11). Магазин может использовать Polaroid фильмпаки типов 107, 108, 665, 667 и 668. Магазин может работать на камерах Hasselblad серий 500C, 2000F, 200F, SWC/M и 900 SWC. Он удобен для быстрых проверок экспозиции, света и композиции. В доцифровую эру использование материалов Polaroid было делом очень актуальным. Кроме того, начиная с 1982 года, аппарат SWC/M стал комплектоваться объективом Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF (рис. 11) с обрезиненным барабаном фокусировки и центральным затвором Prontor CF. Набор скоростей остался прежним. Появилась шкала экспозиционных чисел EV, которой раньше не было.
Производство аппарата Hasselblad SWC/M было прекращено в 1989 году.

рис. 12. Камера нового поколения Hasselblad 903 SWC на базе жёстковстроенного объектива Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF

рис. 13. Препарированный Hasselblad 903 SWC

 

Серия 900
Hasselblad 903 SWC

Камера нового поколения 903 SWC (рис. 12 и 13) на базе жёстковстроенного объектива Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF в 1989г заменила Hasselblad SWC/M.
В ее комплектацию вошёл съёмный оптический видоискатель нового типа SWC. В поле видоискателя читаются дополнительные кадрирующие рамки 6×4,5 и 4×4 см. Не отрывая глаза от окуляра видоискателя, Вы можете наблюдать за метражной шкалой фокусировочного барабана и за пузырьковым спиртовым уровнем. Сам пузырьковый уровень убран с верхней плоскости камеры и перенесён на верхнюю поверхность видоискателя SWC. Там за ним удобно следить при работе со штатива.
Этот видоискатель можно использовать на предыдущей серии камер SWC, однако, если на них установлен Биогон старого типа, метражной шкалы в видоискателе Вы не увидите.
Чтобы разобраться с топологией камеры, которая в общих чертах напоминает модульное построение всей суперширокоугольной серии Хасселя, рассмотрим рисунок 14.

рис. 14. Топология Hasselblad 903 SWC
 

К рис. 14
1 Видоискатель SWC
2 Салазки для крепления аксессуаров
3 Фокусировочный барабан и метражная шкала
4 Шкала ГРИП
5 Барабан апертур со шкалой.
6 Байонет для крепления аксессуаров объектива
7 Барабан скоростей затвора
8 Замок блокировки барабанов апертуры и выдержек
9 Индикатор состояния камеры
10 Складная рукоятка перемотки и взвода затвора
11 Индикатор состояния магазина
12 Счетчик кадров
13 Рукоятка быстрой зарядки
14 Кнопка спуска затвора
15 Замок магазина
16 Видоискатель
17 Шибер
18 Индикатор зарядки
19 Замок обоймы магазина
20 Карман – памятка
21 Штативное гнездо
22 PC терминал вспышкиОсновные технические данные Hasselblad 903SWC:
Съёмочные форматы и типы используемых фотоматериалов:
разные магазины для форматов 6×6см (2 ¼ ” х 2 ¼”) и 6×4.5см (2 ¼ ” х 1 5/8″);
катушечная плёнка типов 120 и 220, перфорированная плёнка 70мм и материалы Polaroid.
Объектив: несменный Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF
Затвор: центральный со скоростями от 1 до 1/500с секунды и B.
Синхронизация вспышки: до 1/500с
Видоискатель: оптический SWC, съёмный
Измерение экспозиции: нет
Совместимость с аксессуарами системы: все магазины, сделанные с 1957г, большинство видоискателей вместе с адаптером
Размеры, включая видоискатель, объектив и магазин A12:
ширина 112мм, высота 148мм, длина 145 мм;
только корпус и объектив: ширина 112 мм, высота 113мм, длина 126мм.
Вес, включая видоискатель, объектив и магазин A12: 1340г.

Hasselblad 903 SWC выпускался до 2002 года.
 

рис. 15. Цейсс пошёл на ломку своих отработанных десятилетиями технологий и создал новый тип оптики серии CFi на базе «чистого» стекла.

Hasselblad 905 SWC
Биогоны всех версий, которые упоминались в очерке, вплоть до версии CF для камер SWC/M и 903 SWC, использовали линзы содержащие мышьяк, свинец и кадмий. Это повелось ещё со времён прототипа, созданного доктором Людвигом Бертеле в начале 50-х. Конструкторы Цейсса всегда очень трепетно относились к классике и не позволяли себе никаких вольностей в отношении к ней. Играя конструктивными вариантами, они всегда свято сохраняли оптическую формулу (рис. 3).
В конце прошлого тысячелетия вездесущим экологам удалось забраться даже в глубины цейссовских технологий и потребовать их «озеленения», т.е. избавится от упомянутых выше химических элементов. В результате этих забот о внешней среде, Цейсс пошёл на ломку своих отработанных десятилетиями технологий и создал новый тип оптики на базе «чистого» стекла. Так в арсенале Хасселя появились объективы серии CFi.
Естественно, чтобы не потерять оптических прелестей, об улучшении речь не шла, пришлось пересчитать оптические формулы всех объективов. Катаклизм коснулся и нашего Биогона. Его полностью перелопатили. В результате получился новый прибор Zeiss Biogon CFi 38mm f4.5 (рис. 15 и 17).
 

рис. 16. Hasselblad 905 SWC
 

Не буду приводить никаких сравнительных MTF – характеристик старых и новых (кстати, Цейсс весьма скуп на их обнародование). Пусть характеристики изучают физики, для фотографа это напрасная трата времени. Для настоящего сравнения нужны две картинки большого увеличения (желательно проекционного), сделанные в одинаковых условиях. Таковых я пока не нашёл, поищите Вы.
Т.е. дебатов в Сети вокруг Биогона старого и нового (CFi) достаточно, но они, как правило, не отражают истины. Владельцы аппаратов 903 SWC и SWC взахлеб нахваливают свой Биогон, а владельцы новинки – свой. Обладателей сразу двух камер 903 SWC и 905 SWC мне ещё видеть не доводилось.

рис. 17. Hasselblad 905 SWC
 

Вернёмся к нашей хронологии.
Как Вы уже догадались, в 2002 году на смену Хасселю 903 SWC пришёл 905 SWC, который помимо объектива Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CFi никаких особых новостей не принёс (рис. 16 и 17).
 

рис. 18. Моторизованная разновидность Hasselblad SWC-E
 

Специальные суперширокоугольные камеры
серий SWC и 900

Моторизованную разновидность Hasselblad SWC-E (рис. 18) ограничено выпускали по заказам и после 1980г, когда серийное производство аппарата SWC было уже прекращено. Она комплектовалась поздней версией Биогона Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF с обрезиненным барабаном фокусировки и системой дистанционного управления.

Для решения задач фотограмметрии** на базе Hasselblad SWC изготавливаются моторизованные камеры Hasselblad MKWE (рис. 19).
**Фотограмметрия — технология, позволяющая определять геометрические, количественные и другие свойства объектов на поверхности земли по фотографическим изображениям, получаемым с помощью летательных аппаратов.

рис. 19. Для решения задач фотограмметрии на базе Hasselblad SWC изготавливаются моторизованные камеры
Hasselblad MKWE

 

Камера MKWE оборудована специальной стеклянной пластиной с координатной сеткой, которая воспроизводится на снимке для привязки контрольных точек. Камера строго калибрована вместе с установленным на ней объективом Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CF. Объективы для этих камер изготовляются, собираются и юстируются по специальным технологиям.
Для зарядки плёнки на 24 или на 70 кадров используются специальные прецизионные магазины серии МК (рис. 19).

рис. 20. Для подводной съёмки Хассель выпускает для камер Hasselblad SWC водонепроницаемые боксы. При съёмке на бокс устанавливается рамочный видоискатель. На рисунке рамочный видоискатель не показан
 

Для подводной съёмки на больших глубинах (да и на малых тоже) Хассель выпускает для камер Hasselblad SWC водонепроницаемые боксы (рис. 20). При съёмке на бокс устанавливается рамочный видоискатель.

рис. 21. Hasselblad 903SWCE
 

Hasselblad 903SWCE (рис. 21)
В этой специальной версии корпус камеры оборудован двигателем, способным к протяжке плёнки со скоростью до 1.2 кадров в секунду и дистанционным управлением. Все другие особенности и технические характеристики соответствуют требованиям к камере Hasselblad 903SWC.
Автор Борис Бакст

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.