ФОТОПРОДАКШН: этапы создания профессиональной фотосессии

ФОТОПРОДАКШН: этапы создания профессиональной фотосессии

автор Vera Belyavskaya

 

Введение. Создание плана-проекта (treatment), подборка вдохновения (mood boards).

На первом занятии студенты представлялись, рассказывали, какими направлением фотографии занимаются и чего ждут от курса. Слушатели имели разный уровень: были уже состоявшиеся фотографы в поиске новых карьерных стратегий, были те, кто при достаточном опыте пока не могли найти работу с большими клиентами, и были новички, которые хотели научиться делать профессиональные фотосессии.

После знакомства преподаватель перешла к просмотру и обсуждению наших работ/портфолио – преимущественно сайтов. Она объяснила, что это первое, с чего ей хотелось бы начать работу, так как важно понять, как мы сами видим себя в качестве профессионалов и умеем ли мы представлять свою работу на уровне, интересном потенциальному работодателю. От этого, заметила Вивиен, зависит почти 50% успеха. Хочу также добавить, что, когда работаешь над собственным сайтом и доводишь его до некоего субъективно-идеального состояния, тебя начинает переполнять гордость и желание показывать его всем и каждому – на тот момент я обновила одну из последних версий моего собственного сайта и была готова демонстрировать его по первому требованию. Жаль, что я не сохранила ту старую версию, чтобы привести сейчас как более наглядный пример моих собственных ошибок – позднее, в течении курса, я еще неоднократно все меняла.

Но, оказавшись в кругу коллег, я поняла, что миф о “великолепии” моего сайта быстро развеялся, как это случилось и с некоторыми другими.

Вот основные ошибки, которые были выделены. В этом выпуске, я только обозначу их, чтобы дать материал для размышления, а вернемся мы к вопросу самопрезентации и формирования портфолио чуть позже, чтобы более детально его обсудить.

 

Основные ошибки формирования сайта-портфолио фотографа:

  • слишком большое число работ (мой случай);
  • сложная структура и навигация по сайту;
  • отсутствие стилистического единства в работах автора (мой случай);
  • смешение жанров в рамках одного сайта (дети, семьи, ню, fashion, предметка и т.д);
  • повторение одних и тех же лиц или сюжетов на фотографиях – исключение составляют журнальные съемки (мой случай);
  •  наличие материала, бесполезного для портфолио (пример: fashion-фотограф помещает на свой сайт раздел “Путешествия”. Как объяснила Вивьен, для этого есть соцсети, Инстаграм и личный блог фотографа);
  •  слишком краткий/длинный раздела информации о фотографе или его отсутствие .

После обсуждения сайтов всем взгрустнулось, потому что мало кто ожидал подобной критики. Но это было важно сделать, чтобы подготовить слушателей к серьезной работе над собой и переосмыслению всей своей профессиональной деятельности.

Далее мы перешли к первой теме “Создание плана-проекта съемки (treatment)”

Но прежде Вивьен рассказала об условиях, в которых обычно создается план-проекта (такова международная практика):

1. Поиск фотографа. Когда фирма, производящая кофе, одежду, алкогольные напитки, машины, аксессуары или другой товар, хочет сделать новую рекламную кампанию и не имеет на примете определенного фотографа, специальные сотрудники начинают поиск нескольких потенциально подходящих фотографов, которые смогли бы качественно выполнить данное коммерческое задание – обычно 3-4.

Каналы поиска фотографов:

  • Интернет (поиск по ключевым словам, просмотр сайтов фотографов, профессиональных фотографических сообществ)
  • поиск по фотографическим агентствам;
  • рекомендации коллег;
  • личные знакомства.

Когда кандидаты выбраны, с ними связывают и запрашивают портфолио в печатном виде. Как заметила преподаватель, это актуально даже сейчас, в век цифровых технологий.

2. Творческое задание. Фотографам отправляют тему будущей съемки с детальными или общими требованиями/пожеланиями компании-клиента.

3. Макет проекта и конкурс. На этом этапе фотограф создает план-проект будущей фотосессии. Его цель – продемонстрировать оригинальное творческое видение, чтобы клиент, ознакомившись с визуальный материалом, сделал свой выбор. Параллельно фотограф рассчитывает примерный бюджет фотосессии. То есть, финальное решение клиента основывается на творческом и материальном подходе фотографа. Процесс рассмотрения кандидатур фотографов, их идей и финансового планирования называют по-английски “bids”, то есть, дословно – “соревнования-торги” между фотографами.

4. Подготовка к съемке (предпродакшн).

5. Фотосессия (продакшн).

6. Постобработка (постпродакшн).

7. Реализация.

Tom_Craig_small.jpg

Итак, план-проект (treatment) – это PDF документ, содержащий:

– логотип фотографа
– авторскую стилизацию (шрифты, названия, подзаголовки)
– имя клиента/название компании
– краткий письменный рассказ о концепции съемки
– состав творческой команды, с которой работает фотограф
– контактная информация фотографа
– визуальную информацию по разным аспектам фотосессии согласно идеям и видению фотографа.

Визуальная информация – это подборка фотографий из любых источников, распределенных в зависимости от типа съемки на несколько основных категорий:

– подборка вдохновения (mood board) – это общее визуальное представление идеи фотографа
– примеры типажей моделей/актеров (если в съемке задействованы люди), животных или предметов
– примеры световых и цветовых решений
– примеры стиля одежды (если он не был обозначен заказчиком, например, для съемки рекламы машин, украшений, духов, отелей и т.д., в которых участвуют люди)
– примеры мебели (если она задействована)
– примеры местностей/интерьеров
– план-макет страницы, если фотосессия подразумевает применение средств графического дизайна/верстки.

Вивьен показала нам несколько планов-проектов и в качестве домашнего задания раздала каждому студенту по рекламной странице из какого-либо журнала. Отталкиваясь от готовой съемки, мы должны были создать свой план-проект, как если бы, готовились к выполнению этого заказа.

Я прилагаю к статье свой план-проект, чтобы познакомить вас с тем, как обычно выглядит подобный документ. В зависимости от масштабов проекта, визуальное представление может быть подробным и достигать 20-30 страниц, а может быть кратким для меньших фотосессий – 10-15 страниц.

Мне досталась фотография одного из любимых фотографов Тома Крейга (Tom Craig), которую он сделал в серии изображений для компании солнечных очков Persol, то есть настоящий план-проект, скорее всего, был достаточно развернутым, и если ни для каждого отдельного изображения, то хотя бы, для разных типажей задействованных моделей, гардероба и обстановок. Я делала план-проект только для одной этой фотографии. Вместо собственного имени, как предлагалось в задании, я указала имя фотографа. В моем документе почти нет текста, так как основная цель была – собрать визульное содержание.

План-проекта

Download (PDF, 1.07MB)

Tom_Craig_small.jpg

Рассказ о планах-проектах вызвал очень оживленную дискуссию и прозвучали три важных вопроса:

Вопрос 1: Неужели, чтобы получить большой коммерческий заказ нужно проделать такую огромную работу (составление плана-проекта, в зависимости от размера, занимает от одного до нескольких дней и даже недели), а получить ее может другой фотограф?

Ответ: Да, к сожалению, такова цена вопроса в сфере рекламной фотографии. Вы вкладываете все свои силы и возможности, чтобы получить заказ, но отдать его могут другому коллеге. Вероятность всегда есть, и единственный способ на что-то повлиять – сделать план-проект по максимуму и надеяться на лучшее.

Вопрос 2: Где гарантия, что клиент ни отдаст мой творческий план конкуренту-фотографу с более выгодным бюджетом съемки?

Ответ: Гарантий нет. Верить в порядочность или честность работодателя, как и отрицать ее – это пустая трата времени и нервов. Цель любой рекламной кампании – еще большая прибыль, а для это выбираются самые удобные средства. Но фотография, как любая творческая сфера деятельности, как и любой бизнес – от малого до крупного – это одна сплошная зона риска. Здесь каждый делает свой собственный выбор, основываясь на профессиональных приоритетах. Да, я согласна, что несправедливо, когда кто-то “крадет” ваши идеи и выдает за свои, но, во-первых, действительно оригинальных “с нуля” идей не так много – в фотографии было уже сделано столько, что в настоящее время мы все лишь ходим кругами, создавая новые версии старых идей; во-вторых, настоящая уникальность видения того или иного фотографа проявляется не столько в создании плана-проекта, сколько в его реализации, то есть фотосессии. Если клиент украл вашу идею – это уже означает, что она понравилась ему больше всех остальных. Но в этом и заключается слабое место клиента: если он отдаст хорошую идею на исполнение человеку, который, возможно неспособен с ней справиться, потому что не создал ее в своем воображении и не имеет с не эмоциональной сопричастности, то компания потратит бюджет на менее качественную работу и тогда, в следующий раз, возможно, пригласят вас… Так, что, дорогие друзья, не бойтесь рисковать – это лучше, чем не иметь интересной работы вообще (каждый клиент не будет делать подобное, и найдутся те, кто именно вас оценят по достоинству).

Вопрос 3: Этический. Законно ли использовать разные фотографии из интернета для создания плана-проекта?

Ответ: Однозначного ответа нет. Теоретически, фотографии других авторов, находящиеся в свободном доступе в интернете, скачиваются или сохраняются кем и когда угодно – контролировать этот процесс невозможно. Появление таких сайтов как pinterest.com создает в помощь “фото-коллекционерам” удобный инструмент. Не будем скрывать, что почти каждый фотограф имеет у себя на компьютере, в соцсетях или иной форме различные фото-библиотеки для вдохновения. И вопрос о легальности использования этих изображений встает только при их физическом включении в план-проект для получения коммерческого заказа. Но как возможно считать подобное использование незаконным или, наоборот, законным, если это всего лишь ресурс для вдохновения, реальной коммерческой выгоды от самих изображений никто не получит? Другими словами, если вы вдохновились работами коллеги, но никому об этом не сказали, сделали съемку (допустим визуально непохожую на первоисточник) и получили за эту фотосессию гонорар… Можно такое “использование” чужих фотографий отнести к незаконному?

Вивьен добавила, что в современном мире, как никогда в истории человечества, мы окружены таким колоссальным количеством визуальной информации, что стирается грань между тем, что мы придумывает на базе заимствования и что создаем сами. От себя скажу, что вдохновение – это вспышка, яркий образ, и возникновение его мы не можем контролировать так же, как и другие сильные эмоции. И если чья-то картина, зарисовка, песня или новые туфли, а, может быть, лимонный пирог, пробудили в вас жажду творчества и спровоцировали неистовый поток сознания, вы, конечно, можете думать об авторских правах того, кто испек пирог или сделал туфли, но лучше быстренько записать свои идеи и заняться их воплощением!

Преподаватель предложила и другие варианты применения плана-проекта, как универсального инструмента для выражения своих мыслей при подготовке к любым фотосессиям:

1. Подготовка к творческой съемке для подачи в интернет- или печатный журнал (этот пункт я подробно описываю в другой своей статье) – это самый удобный способ обсуждать такие аспекты, как макияж, прическу, стиль с членами вашей команды.
2. Презентация своих идей для интернет-или печатных изданий, когда требуется получить от них гарантийное письмо для работы с дизайнерами одежды.
3. Презентация идеи в модельном агентстве, когда вам нужно получить хороших моделей для своего проекта.

Добавлю еще несколько слов о формировании подборки вдохновения… Эта техника на разных уровнях применяется во всех творческих сферах: начинающие, и даже сложившиеся, художники смотрят работы друг друга и великих мастеров, музыканты и композиторы слушают огромное количество музыкальных произведений, дизайнеры и стилисты черпают свое вдохновение вообще во всем, что их окружает, актеры, чтобы полностью вжиться в роль, создают не только коллекции фото или других изображений, но и запахов, текстур, отдельных звуков, песен, тем же увлечены и некоторые режиссеры кино и театра. Не стесняйтесь делать то же самое и расширять границы своего воображения, а главное, игнорируйте всех, кто пытается убедить вас в обратном!

Ресурсы для поиска вдохновения:

1) https://www.pinterest.com/
2) http://models.com/
3) http://www.lebook.com/
4) http://www.123inspiration.com/
5) http://flickr.com
6) http://500px.com
7)http://particulr.co/
8) https://unsplash.com/
9) http://abduzeedo.com/
10) http://apanational.org/
11) http://www.magnumphotos.com/

На этом я закончу сегодняшний выпуск…

В классе мы получили задание создать план-проект к рекламной странице, и прочитать интервью фотографа Мартина Шоллера (Martin Scholler). К сожалению, из-за объема материала и нехватки времени, я не смогу сделать перевод, но нашла другое интервью фотографа на русском языке, которое очень интересно посмотреть и послушать: https://www.youtube.com/watch?v=shw89ITzVWo

Всем удачи и вдохновения! =)

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.