ФОТОГРАФИЯ – ЭТО. #1

ПРОЛОГ

"Вид из окна", Жозефа Нисефора

“Вид из окна”, Жозеф Нисефор

Очень и очень много определений такого ключевого для нас понятия как “ФОТОГРАФИЯ”. Сколько копий было сломано, сколько семей распалось, сколько обид накопилось. Из-за реплики “это не фотография, это фигня” начинались войны и рушились цивилизации. Может не и всё так плохо, но внести ясность в этот вопрос хотелось бы. Даже если это кого-то больше запутает, мы обязаны высказать свою позицию по этому поводу. Фотошкола становится на ноги и необходимо, чтобы у неё была твёрдая почва.

 

ФОТОГРАФИЯ ПО МНЕНИЮ КАДФ «8X10»

Фотография – это статичное, зафиксированное на плоскости изображение отрезка времени реального объекта и пространства, целенаправленно полученное в результате прямого действия волнового излучения как с использованием специальной аппаратуры так и без.

Кого не отпугнуло замудрённость, читаем далее…

И так по порядку начнём разбираться

Фотография — это изображение.

Прежде всего фотография —  это изображение, либо реальная возможность его получить в скором времени.

Изображение — это рисунок, сочетание линий и пятен на плоскости, создающее у человека единый образ узора, орнамента или предмета.

Всё вроде понятно, но есть некоторые нюансы….

Представим такую ситуацию. Снимаем мы на фотокамеру. Что получается при нажатии на кнопку спуска затвора? Фотография ли это?  Если мы делаем это осознано для её получения и в ближайшей перспективе есть возможность показать её людям – да.

Если представить, что пала цивилизация и выживший человек через сто лет взял в руки камеру. Он знает, что это и зачем. Он нажал и посмотрел на дисплей, он сделал фотографию. Тот же случай, но дисплей не работает. Посмотреть, что получилось он не может и не сможет никто и никогда. В этом случае, скрепя сердце, условимся, что нет, фотографии не получилось. Изменились состояние ячеек в памяти фотоаппарата, но фотографии нет. Потому, что нет и не будет  изображения. Кто-нибудь возмутится и скажет, что есть фотография, просто её надо увидеть, извлечь, проявить.

Разберём другую ситуацию. Сидит человек у белой стены. Мы его туда посадили, чтобы сделать фотографию на стене… Солнышко яркое, тень чёткая, посидел-посидел и ушёл. Есть ли на стене фотография? Нет, скажете вы, стена пустая, штукатурка чистая. Мы возразим, что “её надо увидеть, извлечь, проявить.” Да, человек внёс физическое возмущение в структуру стены, но нет технологий, чтобы получить, зарегистрировать их.

Резюмируем. Если есть реальная технология, благодаря которой наши действия, приведут к получению изображения в обозримом будущем и на достаточный срок для его изучения, то да, мы молодцы, мы сделали фотографию, сфотографировали. Не зря сидел мужик, обо сидел вплотную, а стенка была покрыта в эмульсией для цианотипии. Говорить, что фотографии нет, пока её не напечатали или опубликовали в интернет не хочется. Не хочется попасть в ситуацию голубя из школьного учебника биологии, для которого предмет перестаёт существовать, если он его не видит.

Говорят, в конце своей жизни Анри Картье-Брессон не делал фотографии, руки тряслись, он их просто замечал, фотографировал мысленно.  Вот если бы была технология извлечения из психики этих образов и получения с них изображения, то он таки делал фотографии. А так это сродни случаю про последнюю цифровую камеру без дисплея.

Про фиксированное и статическое изображение.

Со статическим всё понятно, фотография — это не кино. В фотографии ничего не изменяется динамически.

Фиксированное изображение — это изображение предмета, которое может существовать достаточное время без существования самого предмета. На иллюстрации 1 и 2 хоть и есть изображения, но не фотографии, это проекции.

Проекция предмета на матовом стекле.

Илл. 1. Проекция предмета на матовом стекле форматной камеры.

 

camera obskura

Илл. 2.Проекция улицы на стене гостиницы через пинхол-отверстие. своеобразная камера обскура.

В конце концов, тень ведь не фотография, хотя и солнце, и изображение есть…

Про пространство и предметы.

На фотографии может и не быть изображения предмета, без пространства – нет. Предмет можно внести кадр и унести, они могут там запечатлеться, а могут и нет. Хороший тому пример иллюстрация 3, первый дагеротип. Там достаточно людно, но это особо и не заметно из-за длительной выдержки.

Louis Daguerre

Илл. 3. Louis Daguerre 1838. “Boulevard du Temple”

Из-за того, что нашему сознанию нужны предметы, у нас преимущественно предметное мышление, и привязка к месту у нас тоже через предметы, у которых есть название, мы часто опускаем пространство и говорим, что это фотография да хоть Авраама Линкольна, а не пространства вокруг него.

Авраам Линкольн

Илл. 4. Авраам Линкольн

На счёт отрезка времени, думаю, всем понятно. Все знают, что такое выдержка. Фотография не делается моментально, а экспозиция идет какое-то время. Будь-то это тысячная доля секунды или как на Илл. 3 несколько минут.

Про целенаправленность

На счёт целенаправленных действий. Свет есть, изображение есть, предмет есть, но целенаправленных действий нет, тогда и нет фотографии. Случайность, природное явление, но не фотография. Любое произведение искусства существует в культурном поле.  Здесь большое поле для спекуляции, когда история вокруг объекта, интереснее самого объекта, но вне контекста существования культурного объекта не возможно. В противном случае, он превращается в мёртвый музейный экспонат. Парень на илл. 5 – это явно арт-проект.

загар

Илл. 5. Неравномерный загар.  волны.отпечаток руки.

Про волны.

Должно быть излучение. Иначе это будет не фотография. На Илл.6 отнюдь не фотография, хоть и изображение, и отпечаток, и плоский. Даже если бы это было сделано целенаправленно. Там света нет. Это измененная разложившимся растением минеральная порода.

Илл. 6. Окаменелости растения.

Илл. 6. Окаменелости растения.

Нужно действия излучения, может даже и не света, но излучения. А волна у нас – это электромагнитные волны, электроны и …. недавно зарегистрированные гравитационные волны (гравиволнограюра на паспорт). На ил. 7 микрофотография, выполненная на электронном микроскопе.

Ribosomes Organelle

Илл.7. Ribosomes Organelle. Микрофотография с помощью ПЭМ.

Про аппаратность

У каждого свой инструмент. Хоть консервная банка, а цианотипия совсем без ничего делается, фотограммы они такие. Глядим на Илл. 8.

Maurice Fitzpatrick

Илл. 8. Пинхола из консервной банки. и снятая на неё панорама Нью-Йорка. Maurice Fitzpatrick

Про реальность

Не совсем по порядку, но два очень важных слова: прямое воздействие и реальное пространство. В этом сила фотографии. Фотография обладает хоть и не полной, но объективностью и правдивостью. Фотограф должен присутствовать у снимаемого объекта, хотя бы его фотоаппарат. Всё это даёт право судить об объекте как реальном, фотография — это от части документ. Как только документ подвергается обработке, искажающем его реальную сторону (пресловутый фотошоп), то это уже не фотография, а коллаж или цифровая живопись. Digital Art — поразительная штука, будоражащая воображение, но это уже не фотография.

Вместо послесловия

Следуя нашему определению, “фотография”, снятая Жозефом Нисефором Ньепсом предположительно в 1826-ом году, не фотография. Ибо претерпела доработки мастера-литографа. Поэтому она фотолитография, что не умаляет заслуги мастера. Он пионер, он молодец. Между прочим “фотография” хранится в The University of Texas под пуленепробиваемым стеклом в бескислородном пространстве, что прекрасно видно на  Илл. 0 в начале статьи.

Продолжение следует….

Похожие записи