Фотограф-гуманист – В. Юджин Смит

Автор: Сергей Морозов

  Фотограф-гуманист – В. Юджин СмитВыдающийся американский фотожурналист Уильям Юджин Смит (1918 — 1978) родился в США. Когда ему было четырнадцать лет, он сделал свои первые снимки. Закан­чивая школу, Смит уже ус­пешно сотрудничал в мест­ных газетах. В университе­те, куда Смит поступил в 1936 году, его фотографии произвели такое впечатле­ние, что для него была установлена специальная стипендия.

Вскоре он отправляется в Нью-Йорк и начинает со­трудничать в крупнейших газетах и журналах. Уже тогда в большинстве съемок он применял 35-миллимет­ровую технику, используя шесть-семь камер одновре­менно. Его приверженность к малоформатным каме­рам вызвала даже кон­фликт с некоторыми изда­телями.

Многокадровые фотоочер­ки Смита, которые автор сам определял как фото­эссе, включали в себя до ста и более снимков. В полной мере талант фо­тографа-журналиста рас­крылся после второй ми­ровой войны, когда он сде­лал свои широко известные новаторские работы, по­священные острым социаль­ным проблемам капитали­стического мира. Они со­ставили яркую главу в исто­рии современной фотожур­налистики и вывели автора в ряд наиболее известных прогрессивных фотографов мировой прессы.

Фотографии В. Юджина Смита

Уильям Юджин Смит называл себя журналистом, фото­журналистом. Он вошел в плеяду талантливейших фотографов – художников нашего времени именно благодаря тому, что поднял свой журналистский репор­таж до уровня большого искусства. Не связывая себя с традициями пикториального, картинного решения композиций, он своей фотографической эстетикой, своими этическими принци­пами, своей преданностью профессии утверждал право фотографии занимать само­стоятельное место среди искусств. Его циклы сним­ков относятся и жанрам ис­кусства визуального, но они прочитываются от кадра к кадру как литературные но­веллы или повести, В этом одна из существенных осо­бенностей современной фо­тографии, отходя от тради­ционного подражательства пластическим искусствам, она в некоторых жанрах сближается с литературой. Этот неистовый в своем де­ле мастер заслужил чувст­во глубокого уважения в го­ды жизни и оставил добрую память о себе среди при­верженцев реалистической фотографии.

Фотографии В. Юджина Смита. Из серии Деревенский врач

Имя фотографа стало из­вестным еще в конце 30-х годов. Во время второй ми­ровой войны Смит – воен­ный фотокорреспондент. Он участвовал более чем в двадцати крупных авиацион­ных операциях. Тогда он го­ворил: «Мне хотелось, что­бы мои фотографии стали не просто освещением со­бытий, а превратились бы в обвинительный акт войне — это страшное и жестокое зло, которое калечит ум и тело человека, чтобы мои фотографии могли стать мощным, эмоциональным катализатором действия, которое не дало бы этому преступлению снова вспых­нуть против человечества».

В мае 1945 года во время боевого задания Смит был тяжело ранен. Потребова­лись многочисленные опе­рации и госпитализация на два года. Но уже в конце 40-х годов он пуб­ликует свои репортажи во многих изданиях. Как сотрудник изданий и творче­ских объединений Юджин Смит не всегда был ужив­чив. Он то покидал их, то возвращался вновь.

Фотографии В. Юджина Смита

Самые известные его серии или фотоочерки – «Сель­ский врач» (1948 г.), «Испан­ская деревня» (1951 г.), «Че­ловек милосердия» (о док­торе Альберте Швейцере, 1954 г.). В этих работах Смит выступил сторонником «фотографирования жизни» в противовес принципам бы­лой художественной фото­графии. Но он никогда не был настроен пуритански — его прекрасный этюд, за­вершивший экспозицию Эд­варда Стейхена «Род чело­веческий» — дети, идущие по освещенной солнцем лес­ной тропе, правомерно мо­жет быть отнесен к тради­ционным художественным этюдам (он выполнен в 1946 году). В каталоге одной из своих выставок он так пи­сал о своем отношении к профессии и своей творче­ской позиции:

«…Я постоянно раздвоен между позицией добросо­вестного журналиста, яв­ляющегося протоколистом и проводником фактов, и позицией художника-творца, который часто вступает в необходимое поэтическое противоречие с аутентично­стью фактов. Я принципи­ально стремлюсь честно ин­терпретировать действи­тельность. Такой цели мож­но достичь с помощью ста­рательного изучения и тон­кого восприятия мира. Мне хотелось бы (насколько поз­волят мои способности), чтобы мои снимки превзош­ли сухие факты, уловили внутренний смысл и, усили­вая правду, стали символа­ми».

Фотографии В. Юджина Смита «Мои дети…». 1946 г.

Ему понадобилось немало времени, чтобы разработать свой метод расширенного фотографического эссе. Иногда он работал над те­мой по несколько лет. Ред­ко когда удавалось опубли­ковать работу в задуман­ном виде. Но Смит оставал­ся верен своим принципам и не шел на компромисс.

Он умел глубоко воздейст­вовать на людей своими ра­ботами.

«Своими жанровыми сним­ками я хотел бы затронуть духовное начало, которое может быть силой, лекарст­вом и смыслом. Мне также хотелось бы комментиро­вать проблемы человека и его способность выжить в наше время, страшное и волнующее одновременно. И все это я хотел бы делать со страстью…».

Фотографии В. Юджина Смита

Фотограф – журналист и ху­дожник, Смит последова­тельно проводил свои взгля­ды в творчестве. Последнее значительное произведение Смита – серия снимков «Минамата. Япония, 1972». Она посвящена трагедии при­морского рыбацкого селе­ния, испытавшего на себе болезнь, вызванную загряз­нением ртутью окружаю­щей среды. Это сильней­шее по своему воздействию документальное произведе­ние современной реалисти­ческой фотографии. Творчество В. Юджина Сми­та убедительно подтвержда­ет мысль о том, что обес­покоенный судьбой челове­ка, общества, природы про­грессивный фотограф мо­жет стать подлинным гума­нистом.

Фотографии В. Юджина Смита

Сергей Морозов

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.