Форматы кадра плёнки. Нумерация типов плёнок

Форматы кадра

Формат кадра характеризуется размерами (высотой и шириной), отношением сторон, ориентацией (горизонтальная или вертикальная). Размер кадра является одним их основных характеристик, определяющих тип фотоаппарата, его назначение, габаритные размеры, массу, требования к расчёту оптической схемы объектива, информационной ёмкости, качеству фотоматериала и т.д.

Форматы 13×17 и 8×10,5 мм используются в микроформатных (миниатюрных) фотоаппаратах, рассчитанных на плёнку шириной 16 и 8 мм, соответственно. Формат 13×17 мм был предложен в начале 1970-х годов при разработке фотоаппаратов с патронной зарядкой плёнки, имеющей односторонюю перфорацию (плёнка формата 110).

Малоформатными называются фотоаппараты, имеющие форматы кадра 18×24, 24×24, 24×32 и 24×36 мм. Наиболее распространённым является формат 24×36 мм, получаемый на 35-мм перфорированной киноплёнке (тип 135), стандартизированной ещё в 1925 году. Кадр 18×24 мм иначе называется полуформатным (встречались разновидности полуформатного кадра: 17×24 мм и 18×23 мм).
В цифровой фототехнике размер кадра 24×36 мм называют «полным кадром» (англ.: full frame). Соответственно, фотокамеры, имеющие матрицы с геометрическими размерами поля изображения близкими к 24×36 мм называются «полноформатными».

В среднеформатных фотоаппаратах на катушечную неперфорированную фотоплёнку (типов 120 и 220), а также в камерах, использующих 70-мм катушечную плёнку с двухсторонней перфорацией, применяются форматы 45×60, 60×60, 60×70, 60×90 мм. При этом обеспечиваются меньшие размеры поля изображения, например для формата 45×60 размеры поля изображения: 40–42×55,5–57,5 мм; 60×90 — 55,5–57,5×86–88 мм.

В крупноформатных фотоаппаратах (павильонных, репродукционных и других специального назначения) используется плоская листовая фотоплёнка или стеклянные фотопластинки, с размерами: 9×12, 10×15, 18×24, 24×30 и 30×40 сантиметров и др.

Соотношения форматов

Frame formats
Масштабные соотношения форматов кадра

Формат кадра, мм Диагональ, мм Отношения сторон формата Ориентация в фотоаппарате Ширина плёнки, мм Тип плёнки
13×17 21,4 1:1,31 горизонтальная 16 110
18×24 30,0 1:1,33 вертикальная 35 135
28×28 39,6 1:1 35 126
24×36 43,27 1:1,5 горизонтальная 35 135
45×60 75,0 1:1,33 горизонтальная 61,5 120, 220
60×60 84,85 1:1 61,5 120, 220
60×70 92,2 1:1,17 горизонтальная 61,5 120, 220
60×90 108,17 1:1,5 горизонтальная 61,5 120, 220

Красногорским заводом в основном выпускалась малоформатная любительская фотоаппаратура под тип плёнки 135 и формат кадра 24×36 мм, за исключением нескольких полуформатных камер.
В фотоаппаратах линий Москва и Искра использовалась фотоплёнка типа 120 и форматы кадра 6×9 и 6×6 см.

В фотоаппарате ЗЕНИТ-35 использовалась неперфорированная 35-мм фотоплёнка, размер кадра составлял 32×48 мм. Данный, нестандартный, формат — промежуточный между малым и средним (диагональ 57,69 мм; соотношение сторон 1:1,5). По аналогии с полуформатным кадром его можно было назвать — полусреднеформатным.

В фотоаппарате Нарцисс с форматом кадра 14×21 мм (диагональ 25,24 мм; соотношение сторон 1:1,5), применялась 16-мм неперфорированная киноплёнка, помещенная в специальные кассеты.

Размеры кадров на 120-м типе плёнки. (спецификация Pentax и КМЗ)
Обозначение Соотношение сторон Номинальные размеры (мм) Кадров на плёнку
6 × 4,5 1,35:1 56 × 41,5
(57 × 41)
16
6 × 6 1:1 56 × 56
(57 × 57)
12
6 × 7 1,25:1 56 × 70
(57 × 72)
10
6 × 8 1,37:1 56 × 77 9
6 × 9 1,50:1 56 × 84
(57 × 82,5)
8
6 × 12 2:1 56 × 112
(56 × 114)
6
6 × 17 3:1 56 × 168 4
6 × 24 4:1 56 × 224 3

Многочисленные проекты камер использовали и другие типы плёнок. Последний из подобных проектов — проект 1996 года «ЗЕНИТ-APS» под одноимённую фотосистему.

Нумерация типов плёнок

Основным новатором и законодателем в типах и форматах пленок была фирма Eastman Kodak (основатель — Джордж Истмен).
В начале кодаковские плёнки не имели номеров и маркировались названиями камер, для которых они были предназначены. Такая идентификация была неудобной и запутанной, поэтому с 1908 года применяемые фирмой плёнки получили свои цифровые коды, начиная с номера «101», которым был назван первый тип плёнки, применяемый фирмой ещё с 1895 года (для фотокамеры Bullet No.2).
Первоначально кодировка использовалась исключительно в технологических целях и стала упоминаться в прейскурантах фирмы Kodak только с 1913 года. Первые номера шли строго по-порядку, возрастая на единицу. Однако, в последствии понятность индекса стала главным критерием в номере.
Gearge Eastman, 1890
Джордж Истмен, 1890 год 1)

Так, тип плёнки 220, появившийся в 1965 году, предсталяет собой удлинённую вдвое по отношению к типу 120 плёнку (которая выпускается с 1901 года), намотанную на такую же катушку. Номер новой плёнки получился «говорящим» и легко запоминающимся. Увеличение длины удалось достичь за счёт того, что бумажный защитный ракорд располагается не по всей длине плёнки, а только в её начале и на конце, что уменьшает общую толщину плёнки, позволяя разместить большее её количество в том же объёме на катушке. Данный тип плёнки не применим в старых фотоаппаратах с индикационным окошком на задней крышке, в котором видны номера кадров, напечатанные на бумажном ракорде плёнки 120.

В 1934 году стандартная 35-мм киноплёнка 2), помещённая в кассеты и предназначенная для фотокамеры Kodak-Retina, получила странный на первый взгляд индекс «135». Но дело в том, что эта была не первая фотоплёнка шириной 35-мм — неперфорированная типа «35» использовалась ещё с 1916 года. Увеличение индекса на сотню позволило отличить новую плёнку от старого варианта, не потеряв понятности номера. Существуют и другие фотоварианты 35-мм киноплёнки: 235, 335 и 435, но они остались малоизвестны. 335-й тип, например, — это специальная модификация для стереокамер. На одну плёнку помещалось 20 стереопар.

В 1963 появилась камера Kodak Instamatic, в которой применялись кассеты с плёнкой форматом кадра 28×28 мм, но реальные полезные размеры кадра были несколько меньше: 26,5×26,5 мм. Этот тип плёнки получил номер 126.
Для фотоплёнки, предназначенной для камер Kodak Pocket Instamatic, появившихся в 1972 году, был использован легко запоминающийся номер 110, меньший чем 126, чтобы подчеркнуть уменьшенный размер кадра (ширина плёнки 16 мм, а точнее — от 0,6265 до 0,6295 дюйма).

Номера 110 и 126 у Кодака формально уже были заняты, но они использовались с 1898 по 1929 год — 110-й, а 126-й тип появился первый раз в 1906 году. Тогда он был форматом кадра четыре с четвертью на шесть с половиной дюйма. За давностью лет они оба были успешно забыты.

Последний тип плёнки от фирмы Кодак носит номер 240. Так маркирована плёнка для Advanced Photo System (APS), премьера которой состоялась в 1996 году. Ширина этой плёнки 24 мм.

В итоге, от всего разнообразия фотоплёнок осталось только два типа, получивших наибольшее распространение: 120-й (с вариацией: 220) и 135-й типы и два наиболее применяемых формата кадра: 24×36 мм и 6×6 см. Система APS (тип 240), которая планировалась как «могильщик» 135-го типа, так и не оправдала надежд её разработчиков, равно и как все предыдущие многочисленные попытки заменить или хотя бы потеснить фотовариант 35-мм киноплёнки.

С учётом стремительного развития цифровой фототехники, такое положение вещей уже не изменится.

Длина фотоплёнки типа 135

Количество кадров Длина плёнки в кассете, мм
12 722
24 1178
36 1634

Длина среднеформатных фотоплёнок

Тип плёнки Длина плёнки, мм Длина плёнки с ракордом, мм
min max
120 806 850 1475
220 1651 1702 2544

В вышеприведенных таблицах размеры пересчитаны с дюймовой системы в метрическую. Использовались исходные данные фирмы Kodak.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.