Фокусировка источника света при печати точкой

Данный пост посвящен регулярно возникающему вопросу, что из фотоувеличителей (ФУ) стоит взять. Сам я тоже потратил некоторое время на выбор своих увелчителей. При этом хотя у меня и не было возможности попробовать все имеющиеся варианты, но анализируя информацию, я составил своё мнение, и именно его я излагаю. Я не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется мои соображения собранные в одном месте могут пригодится и другим. Во избежание вопросов, “а сам ты с чем работал”, мне довелось в своей жизни повозиться со следующими увеличителями в хронологическом порядке: Ленинград-4у, Азов и, мой нынешний выбор, Durst M605 (головы BW и Color). Ещё одно замечание, к сожалению я далеко не охватываю всё изобилие увеличителей выпускавшихся в мире, особенно те, которые предназначены для лабораторий и крупного формата.

Одно замечание, в связи с потерей интереса к плёнке у основной массы населения, на рынке, особенно западном, появилось в продаже множество качественных увеличителей слегка б/у (нерегулярная домашняя эксплуатация) за смешные деньги. Основной проблемой является их доставка в Россию, плюс то, что для дома многие брали неполные комплектации. Но те фирмы что до сих пор выпускают фотоувеличители просят за них в 3-10 раз больше, чем можно найти на рынке б/у… Поэтому брать ли вам новый ф/у или б/у решать вам, но на мой взгляд, чтобы брать новый, нужно чётко представлять, что вам не может дать б/у.

Итак начнём с продукции СССР и стран СЭВ. Сначала несколько общих замечаний. Наибольшей проблемой является нестабильность качества изготовления. Даже самые удачные конструкции губятся плохой сборкой, высокими допусками, плохими материалами. Второй проблемой является вопрос состояния увеличителя, в СССР ч/б фотография была массовым явлением, поэтому продукция делилась на две группы: увеличители для населения, увеличители для организаций (профессионалов). Первые были в основном узкого формата, вторые поддерживали широкий. При этом цена на них различалась радикально, стоимость проф моделей могла быть больше месячной зарплаты квалифицированного инженера, и потому они обычно оказывались или проф лаборатории, или у увлеченного любителя, или у людей у которых был доступ к “дефициту”. Стоит понимать, что увеличитель отработавший в проф. лаборатории может быть в существенно худшем состоянии, чем тот который “достали”, потому что была возможность. С другой стороны, увеличитель из лабы, если его не уработали до конца, может отличаться доработками и исправлениями “врождённых” дефектов. Поэтому покупать отечественную продукцию вслепую за сколько-нибудь существенные деньги не рекомендуется, естественно это не касается вариантов “отдам даром”.
Узкий формат:

  1. Самые дешевые варианты: УПА – разных марок, плюсы почти даром, минусы – качество очень не высокое. ПО общему мнению, система крепления к чемоданчику была настолько неустойчивой, что добиться параллельности плёнки и основания невозможно, особенно, если вы не печатаете карточки на документы, где его можно было бы жёстко склеить.
  2. Чуть подороже, Ленинграды -2,4,6, минусы качество тоже не очень, плюсы – конструкция на пантографе, т.е. при увеличении кадр не лезет на штангу, есть щелевая система фокусировки (на мой взгляд весьма резкая).
  3. Таврия – отзывов очень мало, но вроде по качеству умеренно, по конструктиву вроде Ленинграда на штанге.
  4. Более-менее качественные – Дон 110, 103 – из узкоформатных вроде лучшие. Минусы – выпускались малой партией, и лишь в конце 80-х – начале 90-х, когда качество падало ещё сильнее.

Средний формат:

  1. Крокусы. Плюсы: дешево, иногда почти даром. Минусы: оч. паршивые объективы, оч. паршивый конденсор. К тому же объективы на резьбу М42 (у наших в основном М39 – для узкого формата). Требуют переделки, на рынке встречаются переделанные, но их цена обычно сущ-но выше
  2. Нева-2, -4. Наша техника, Плюсы тоже очень недорого, качество оптики и конеденсоров обычно повыше, возможна доработка для печати точкой. Минусы: конструктив не слишком хорош, часто бывает разболтан.
  3. Азов Один из лучших отечественных (ключевое слово – отечественных wink.gif, такой тоже был в личном пользовании). Плюсы, механизированный, неплохая оптика, формат до 6х9, в теории даже автофокусный, есть штатная точка. Минусы: ТЯЖЕЛЫЙ (37 кг), оч. плохо разбирается, т.е. занимает много места, качество может гулять.
  4. Дон-7002. Модель полулегендарная, мне встречались упоминания, что была выпущена только опытная партия. Шансы встретить очень не велики. Если попадётся в хорошем состоянии (а это скорее будет зависеть не от эксплуатации, ибо появились они на закате ч/б домашней печати, а от качества сборки), то может оказаться очень удачным приобретением.
  5. Беларусь 912. Наш увеличитель на формат 9х12, наверное единственный из наших увеличителей на такой формат. Требует стационарного монтажа, сиречь отдельной комнаты или как минимум отдельного угла.

Дальше идет техника уже буржуйская, качеством выше, но и с существенно более высокой ценой.

Dusrt , одна из лучших и известных западных команий. Бывают версии головы: ч/б (B/W) – для печати цветом или на мультиконтрастной бумаги требуется вкладывать фильтры, голова для печати на мультиконтрасной бумаге (VC), голова для печати на цветной бумаге (Color). С 2006 года фирма не выпускает увеличителей, з/ч сейчас выпускаются только для 370 и 670 модели.

  • M30x – серия увеличителей на узкий формат, вроде Durst 370 – поддерживает печать с 6х7, но возможно потребует upgrade kit.
  • M60x – серия увеличителей на средний формат (до формата 6х7). 

    Про другие модели не в курсе

Есть модели фирм Beseler, Omega, но они представлены в основном на американском рынке (рассчитаны на напряжение 110В, хотя для некоторых моделей выпускаются блоки питания на 220в).
Модели фирмы Jobo – это OEM от фирмы LPL, как говорят вполне неплохие модели. Большинство моделей весьма легкие (до 10кг), при среднем формате 6х7 – на мой взгляд очень неплохо.
Kaiser – немецкая фирма, продающая большой выбор фотопринадлежностей. Среди прочего у них есть линейка фотоувеличителей. Из плюсов отмечается модульность конструкции, т.е. купив узкую модель можно последовательно проапгрейдить до среднего формата (вроде бы до недавнего времени комплектующие были в наличии), из минусов – редко встречается на рынке б/у, в основном можно найти новые по довольно высокой цене.фото
Leitz Focomatочень дорогой (как и любой товар от Лейки), фотоувеличитель. По отзывам отличное качество сборки, отличная оптика (некоторые утверждают, что лучшая из того есть на рынке, другие, что старшие модели конкурентов ей не уступают на форматах до A3). Из недостатков, ЦЕНА(!!!), а так же, редко встречается нарынке б/у, по некоторым данным неродные объективы очень плохо помещаются в стаканы Фокомата, т.е. работать с ними крайне неудобно.

Дам несколько ссылок, которые могут пригодится:

  1. Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 – 1991) – сайт Георгия Абрамова содержит IMHO наиболее полную информацию о советской фотопромышленности. В частности, есть раздел посвященный фотоувеличителям
  2. Darkroom.ru – сайт посвящен продаже обородувания для фотопечати, но так же есть раздел содержащий мануалы на многие импортные увеличители.
  3.  Photo.net (eng) – довольно крупное сообщество любителей фотографии, структура отображения форумов не слишком удобна, так что лучше пользоваться поиском. Но зато можно найти множество отзывов практически о любом девайсе…

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.