Два мастера – Александрас Мацияускас и Ромуальдас Пожерскис

Два мастера - Александрас Мацияускас и Ромуальдас Пожерскис

Два мастера – Александрас Мацияускас и Ромуальдас Пожерскис

Литовская фотографическая школа общепризнанна как уни­кальное явление в искусстве: яркий стиль, мощное содержа­ние, нравственное начало во многом определили ее своеобразие. Лицо школы отражает творчество ряда ведущих мас­теров. Александрас Мацияускас и Ромуальдас Пожерскис, фотографы талантливые и самобытные, в их числе. Они начинали в разное время, но судьба распорядилась так, что один стал учителем, а другой учеником.

А. Мацияускас родился в 1936 году, вся его жизнь связана с родным Каунасом. Здесь он закончил среднюю школу, работал на заводе сельхозма­шин, потом фоторепортером в газете «Вечерние новости». Он один из тех, кто вместе с Вилюсом Ясинявичюсом, Витасом Луцкусом и Виталием Бутыри­ным создавал в 60-е годы Кау­насский фотоклуб, сыгравший значительную роль в становле­нии современной литовской фотографии. Первая персо­нальная выставка Мацияускасв состоялась в музее Чюрлениса (1968), в последующие годы его работы экспонировались на выставках в Ленинграде, в Национальной парижской биб­лиотеке, в галерее фотографии в Варшаве, в музее в Арле, в брюссельской киногалерее, в библиотеке ООН в Нью-Йорке. Выставочный список 80-х годов особенно велик. А затем состоялась персональная выставка мастера в Англии, а в издательстве «Таймс энд Хад­сон» вышла монография, ото­бразившая его творческий путь за тридцать лет.

Фотография Александраса Мацияускаса

Фотография Александраса Мацияускаса

В первые же годы А. Мацияус­кас заявил о себе, смело обра­щаясь к режиссуре, создавая метафорические по стилю работы, в них использовалось крупное зерно и графичность контрастной печати. Он как бы «лепил» художественный образ по ходу съемки, при лаборатор­ной отделке не избегая даже приемов монтажа. Когда в своей «первомайской серии» он обратился к «фотографии жизни», то обогатил ее непри­вычной в то время пластикой широкоугольной оптики. Нащупав принцип новой творческой манеры, Мацияускас и Константин Кондаков с блеском утвердили ее в цикле «Базары», где главным героем являлся литовский крестьянин, его характер. Предметы сельского быта также обретали в этих снимках особую значимость.

Экспрессия и динамика выво­дили эти предметы-знаки, предметы-символы на первый план. Базар у Мацияускаса — это стихия народной жизни, сплетение характеров, гротеск и юмор, выплеснутые зрителю. В конце 70-х в цикле «Ветери­нарная клиника» проблема бытия приобретает у автора еще большую цельность и зао­стренность. На снимках — стра­дание живой плоти «братьев меньших» и рядом люди, их спа­сающие. Образы врачей решены обобщенно, нередко монументально, они прочитыва­ются как символы, несущие добро. Иногда кадр восприни­мается с почти физически ощу­тимым криком боли и тогда весь цикл может служить подо­бием ноева ковчега. В этой работе торжествует гуманисти­ческое начало и сострадание, побеждающие боль и смерть.

Фотография Александраса Мацияускаса

Фотография Александраса Мацияускаса

Естественным продолжением темы стал экологический цикл. Деревья, коряги, растения, раз­ давленные цивилизацией, обу­гленные, искалеченные, «заго­ворили», «закричали», требуя помощи и защиты. Здесь «кри­чащая» немота взывает к мило­сердию, снова и снова возвра­щает нас к вопросу: что есть человек и где мера его деяний?

В последнее время Мацияускас развил эту тему в суровой и жесткой по материалу серии «Память», созданной как раз­ мышление о жизни и смерти. Запечатлены кладбищенские памятники и надгробия, эти каменные плоскости, разбившие пространство на клетки и отсеки. Но жизнь продол­жается в летучих образах когда-то живших людей, чей облик сохранили выцветающие овальные портреты. Фотогра­фия, останавливающая время навечно, здесь она буквально исполняет эту роль…

Ромуальдас Пожерскис пришел в фотографию в середине семи­десятых, когда учился в Кау­насском политехническом институте. Его творческий взлет был стремительным: в 1977 году на конкурсе молодых фотографов в Арле, во Фран­ции, он получил два главных приза — фотографов и зрите­лей. Сегодня список наград завершает Гран-при Междуна­родной организации Красного Креста и Красного Полумесяца за серию «Последнее пристани­ще» о доме для престарелых.

За полтора десятилетия персо­нальные выставки Пожерскиса побывали в Америке и многих европейских странах, вышло несколько фотокниг, ему прису­ждены звание заслуженного деятеля искусств Литвы (1989) и Литовская национальная пре­мия по искусству (1991).

Фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Суть фотографии для Пожер­скиса в том, чтобы показать реальную жизнь. Такая фото­графия требует огромных уси­лий и тот, кто не выдержива­ет, — сворачивает на более легкий путь. В условиях непро­стых отношений народа с вла­стью Пожерскис воевал с офи­циозом своими снимками. И то, что он не мог показать или опубликовать их, только усили­вало внутренний протест, ста­новилось источником энергии, ведь запрет рождает противо­действие. В первом же его цикле «Победы и поражения» за внешним сюжетом угадыва­лась тема достоинства и чести, тема непокорившегося челове­ка. Затем последовали циклы «Старые города Литвы», «Дет­ская больница», получившие заслуженное признание.

Однако все это время Пожер­скис снимал свою главную тему — цикл «Отпущение грехов», — цикл «Отпущение грехов», частично показанный и публи­ковавшийся под названием «Сельские праздники». Лучшие негативы автор хранил у дру­зей, не без оснований опасаясь за их судьбу (съемка на рели­гиозную тему официально не одобрялась).

Работа над этим циклом более чем другая была подчинена генеральной идее литовской фотошколы: показать миру, что Литва и литовский народ живы, что они сохранили прочное основание, на котором зиждется здание нации. И если Мацияускас дал фотографичес­кое выражение размаху народ­ной стихии и поставил проб­лемы выживания в свойствен­ной ему символической форме, то Пожерскис показал духов­ные истоки стоического терпе­ния и силы своего народа.

Фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Грех и покаяние, веру в заветы отцов, плотские радости и кровную связь с родной землей, мир детства как самое светлое и чистое в этой жизни — все это находит зритель в цикле, впервые полно показанном в Чикаго в 1988 году и Москве в 1990-м (в США издан альбом «Литовские паломники» из 80 кадров).

Что значит выразить религиоз­ную идею в фотографии? У Пожерскиса важны и место действия, и атрибутика, и состояние людей, порыв, их охвативший. Но как соединить все в кадре так, чтобы идея обрела живую плоть и мощь? Трудно объяснить эту загадку фотографической формы, ту силу преображения, которой блестяще владеют и Мацияус­кас, и Пожерскис. Эта сила в их руках обращает фрагменты реальности в полные метафи­зического смысла картины народной жизни и духовного возрождения.

Автор: Валерий Стигнеев журнал «Советское фото»

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.