Дюссельдорфская школа фотографии

Дюссельдорфская школа фотографии — направление в художественной фотографии, связанное с изобразительной практикой класса Берндта и Хиллы Бехер в Художественной академии в Дюссельдорфе и ставшее формообразующим направлением в искусстве второй половины XX века. Круг представителей Дюссельдорфской школы принято ограничивать именами Андреаса Гурски, Кандиды Хефер, Томаса Руффа, Томаса Штрута, Эльгера Эссера, Лоренца Бергеса, Йорга Сассе и Акселя Хютте . Дюссерльдорфская школа фотографии является одним из наиболее важных явлений современной художественной фотографии и прецедентом современного художественного пространства.

Андреас Гурски

Андреас Гурски

Явление Дюссельдорфской школы фотографии связывают с деятельностью фотографичекого класса Художественной академии в Дюссельдорфе, руководителями которого с 1976 по 1998 годы были Берндт и Хила Бехер . За годы преподавания Бехеров в Художественной академии, класс закончило 87 учеников. В некоторых случаях понятие школы распространяется на всех выпускников класса — их оценивают как мастеров, имеющих непосредственное отношение к формированию современной фотографической практики. Но, как правило, термин ограничивают именами наиболее известных выпускников, добившихся творческого и коммерческого признания и обозначивших фотографию ключевым элементов современной художественной системы. К этому более узкому кругу представителей Дюссельдорфской школы принято относить Андреаса Гурски, Кандиду Хефер, Томаса Руффа, Томаса Штрута и других мастеров.

Кандида Хефер

Кандида Хефер

Общая характеристика

Важным обстоятельством в определении Дюссельдорфской школы фотографии является отсутствие унифицированного метода и единых художественных приемов. Каждый мастер исходил из собственной идеологической программы и собственного художественного почерка. Термин Дюссельдорфская школа фотографии не предполагает универсального стилистического единства. Тем не менее, работы мастеров Дюссельдорфской школы обнаруживают целый ряд общих признаков, которые позволяют говорить о школе как о едином явлении. В частности, это перечень визуальных и технических приемов: крупный формат, резкий фокус, компьютерная прорисовка предметов (в том числе деталей заднего плана), использование оргстекла, отсутствие ограничивающий рамы. Среди содержательных элементов можно назвать интерес к социальной теме и внимание к перспективной форме. В случае с Дюссельдорфской школой фотографии их можно рассматривать как инструмент создания символического или мифологического пространства.

Томас Штрут

Томас Штрут

Дюссельдорфская школа фотографии и Художественная академия

Дюссельдорфская школа фотографии и Художественная академия в Дюссельдорфе — явления, которые не следует смешивать. Художественная академия была и остается важнейшей институцией в сфере искусств. Дюссельдорфская школа фотографии — явление, сформировавшееся в ее рамках.

Специфика Художественной академии в Дюссельдорфе оказала воздействие на формирование Дюссельдорфской школы фотографии. Получившая художественную основу в эпоху романтизма в первой половине XIX века Академия художеств в Дюссельдорфе сохранила радикальный взгляд на искусство. Первыми директорами академии были Петер Йозеф фон Корнелиус (1819 — 1824) и Вильгельм фон Шадов (1826 — 1859). В cередине XX столетия преподавателями и выпускниками Академии были такие мастера как Йозеф Бойс, Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Ансельм Кифер, Маркус Люперц. Атмосфера Художественной академии была тем идеологическим и художественным ландшафтом, на фоне которого формировалась фотографическая школа.

Томас Руфф

Томас Руфф

Дюссельдорфская школа фотографии одновременно продолжала традицию Художественной академии и опровергала ее. Фотографическая школа сохранила традицию романтической панорамы или вида, но придала ему иной характер и значение (например, в работе Андреаса Гурски, Рейн II , 1999). Фотографическая школа сохранила интерес к темам социального и мифологического, но представила их менее радикальными, конфликтными и абстрактными, нежели живописцы или монументалисты Художественной академии в Дюссельдорфе (Рихтер, Кифер, Люперц).

Эльгер Эссер

Эльгер Эссер

Художественная система

Художественную систему Дюссельдорфской школы фотографии принято связывать с идеологией Нового ви́дения. Речь не только о художественных и визуальных приемах, но и об использовании самой идеологии нового и обращении в нестандартным фотографическим техникам как таковым. (В случае с Дюссельдорфской школы фотографии речь шла об использовании техник компьютерной обработки.)

Jorg Sasse

Jorg Sasse

В предметных фотографиях Берндта и Хилы Бехер, равно как и в фотографиях их учеников — Андреаса Гурски, Кандиды Хефер, Томаса Руффа принято усматривать влияние Августа Зандера и Карла Блоссфельда, а также представителей группы F/64 Анселя Адамса и Эдварда Вестона. Одним из важнейших мастеров, работы которого рассматривают как условную параллель снимков мастеров Дюссельдорфской школы, можно называть фотографии Эжена Атже . Отчасти его кадры предвосхищают предметное фронтальное построение кадра, получившее широкое распространение как на снимках Берндта и Хилы Бехер, так и других представителей Дюссельдорфской школы фотографии (Гурски, Хефер, Сассе и т. д.).

Аксель Хютте

Аксель Хютте

Итог и значение

Дюссельдорфская школа фотографии представляет собой специфическое направление. Изначально речь шла о локальном явлении — фотографическом классе академии в Дюссельдорфе: учениках, получивших образование на курсе Берндта и Хилы Бехер. Тем не менее Дюссельдорфскую школу фотографии можно считать создателями изобразительной стратегии и творческой практики, которая положена в основу современной фотографии. Дюссельдорфская школа фотографии позволяет рассматривать фотографию не только документом или пикториальной зарисовкой, но и инструментом современного художественного пространства.

источник WIKI

Выставка проекта Томаса Руффа

Выставка проекта Томаса Руффа

Документальный фильм про Дюссельдорфскую школу фотографии


Научная статья искусствоведа Екатерины Васильевой: «Дюссельдорфская школа фотографии»

Екатерина Васильева. Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, член Международной Ассоциации Искусствоведов (АИС), член Союза Художников России, член Союза Фотохудожников России. Более двадцати лет занимается вопросами истории и философии фотографии. Читает лекции по теории современного искусства и фотографии в Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей Школе Экономики в Москве, Центре Современного Искусства «Гараж», Информационно-Образовательном Центре «Фотодепартамент» и Государственном Центре Фотографии «РОСФОТО».


Книга «The Dusseldorf School of Photography»

ISBN: 1597111368
Publisher: Aperture
Hardcover : 320 pages
Language: English
Dimensions: 10,1 x 12,1 x 1,2 inches

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.