Цветоведение. Цветовая гармония

Гармония – это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности  многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония – это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с  учетом всех их основных характеристик, таких как

  • цветового тона
  • светлоты
  • насыщенности
  • формы

– размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

  • Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
  •  Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
  •  Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
  •  Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме – это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов.

Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

  1. 1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля
  2. 1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного
  3. 1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического
  •  Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены
  •  Ясность и легкость восприятия
  •  Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы
  •  Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов
  • Организованность, порядок и рациональность

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

  • гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;
  • бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;
  • негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия “декоративности”. Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

К О Ж З Г С Ф П Б Ч Се

р

ы

й

Ко

р

и

ч

Зо

л

о

т

о

Се

р

е

б

р

о

К Х ? + + + + + ? + +
О Х + + + + ?
Ж Х ? + + + +
З Х ? + + ? + + +
Г Х ? + + + + +
С Х + + + + +
Ф Х ? + +
П Х + + +
Б Х + + + +
Ч Х + + +
Серый Х ?
Корич. Х +
Золото Х ?
Серебро Х

Пояснения

– ПЛОХО

— ОЧЕНЬ ПЛОХО

+ ХОРОШО

? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.