Цветовая гамма

Цветовая гамма и цветовая тональность – по­нятия взаимосвязанные, но различные по содер­жанию.

Цветовая гамма – это совокупность различных, локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи с учетом характера их психофизиологического воздействия.

В зависимости от преобладания цветов конк­ретного психофизиологического воздействия цве­товые гаммы классифицируют как теплые, холод­ные и нейтральные, состоящие преимущественно из малонасыщенных или ахроматических цветов. Психофизиологический критерий допускает и такую классификацию: гамма легких или тяжелых, выступающих или отступающих, возбуждающих, угнетающих или успокаивающих цветов. Кроме того, гамма цветов может быть хроматической или ахроматической, светлой или темной, чистой или тусклой.

Озанфан и Жаннере говорили, что состав гам­мы подбирается сообразно природе впечатления, которое хотят вызвать. Так, она может быть сложной, используя активные и нейтральные цвета, если нужно выразить впечатление сложности. В архитектуре степень воздействия некоторых цветовых гамм столь значительна, что иногда их выбор специально оговаривается. Цветовое решение интерьера любого назначе­ния прежде всего характеризуется цветовой гам­мой основных поверхностей. Правильность её вы­бора особенно важна в помещениях для длитель­ного пребывания людей – как бытовых, так и производственных. Каждый из цветов, входящих в гамму, есть подлинный локальный цвет, колориметрически определяемый и имеющий числовое выражение. В проектной документации цвета представлены в виде натурных паспортов.

Сопоставленные вместе в плоскостной, объёмной или пространственной композиции, они вы­глядят иначе, чем каждый в отдельности. Из цве­тов паспортных, локальных они превращаются в цвета взаимообусловленные. Такое изменение про­исходит в силу оптических закономерностей цветосочетаний и цветового контраста. В реальном интерьере обусловленность пас­портных цветов многократно возрастает под воз­действием иных важных факторов и, прежде все­го, условий освещения. Так, теплая цветовая гамма, выбранная при стандартном источнике света, при цветном освещении может выглядеть как холодная. Однако в этом случае действуют зако­номерности взаимодействия цвета и света, выхо­дящие за пределы этого раздела. Цветовая гамма способна создавать в компози­ции впечатление общей тональности – серо-голу­бой, красно-коричневой, розовой, фиолетовой и т.д. Для этого цвета гаммы специально подбира­ют, соответственно размещают на плоскости или в пространстве.

 

Общая тональность достигается:

  • в простейшем случае составлением гаммы из одного цветового тона с любым количеством от­тенков, в частности по светлоте или насыщен­ности;
  • близостью по цветовому тону всех цветов гам­мы, например групп пурпурно-фиолетовых или желто-оранжевых;
  • решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по пло­щади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
  • количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
  • оптическим смешением дробности множества различных цветовых тонов, в том числе и поляр­ных;
  • созданием гармонической системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов, образующих соответственно одну, две и более тональностей.

Однако решающее значение в образовании об­щей тональности принадлежит цветности освеще­ния. Таким образом, цветовая тональность компо­зиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Это понятие, связанное с термином цветовой тон, адекватно колориту в живописи и столь же значительно, как интонации человеческой речи.

Тональное объединение цветов – важная за­кономерность, создающая целостность сочетания, исключающая хаотичность и пестроту. Каждая цветовая гамма содержит множество тональностей. Так, к теплой гамме относят крас­ные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тональ­ности и производные от них; к холодной – ча­стично пурпурные, фиолетовые, синие, голубые, голубо-зеленые тональности со всеми производны­ми, трудно поддающиеся учету. Из этих тональностей архитектор выбирает наиболее отвечающую задуманной композиции. Так, интерьерам ближневосточных зданий, роспи­сям православных храмов или дворцов итальян­ского Возрождения свойственна тональная цело­стность при широкой палитре цветов. Такая целостность, общая гамма и тональ­ность – одна из важнейших закономерностей по­строения гармонии и художественного образа.

В композиции могут одновременно присутство­вать две и более тональностей, образующие груп­пы с разным характером перехода одной в другую, что подчас создает большое цветовое напряже­ние. Образование гармонических пере­ходов одной тональности в другую хорошо просматривается в гармонической системе рядов, ос­нованной на ритме. Особо декоративно эффектны переливы раз­личных тональностей, созданные цветовым осве­щением интерьера. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов. Градация тональностей – активное средство, формирующее восприятие пространства и целост­ный художественный образ интерьера.

Вот пример осенних гамм цветов:

 

В обиходе понятие цветовая гамма часто тождественно понятию цветовая палитра, и все эти палитры-веера в цветотипировании есть ничто иное, как цветовые гаммы, которые используются конкретными типами внешности для решения определенных задач (в нашем случае задачи выглядеть оптимальным образом в правильно подобранных цветах). По сути и моя система цветовых паттернов есть выделение минимальных гамм из разнообразия цветов, присущих “сезону”.

 

  • natural-colours.livejournal.com
  • Леса Савахаты “Гармония цвета”

 

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.