Цветовая гамма и цветовая композиция

Цветовая гамма – это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком. рис.1

 

Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с теплым оттенком. рис.2

 

Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков. рис.3

 

Цветовая композиция

Цветовая композиция – это совокупность цветовых пятен ( на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон ( несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

а) Классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы). рис.4

 

рис.5 Спас Нерукотворный

б) Сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией. Пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас Нерукотворный (см. рис.5), и другие иконы, убранство храмов, Рембрандт (см. рис.6).

 

рис.6 Рембрандт Харменс ван Рейн Автопортрет

в) Сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

рис.7 Живопись Китая

 

рис.8 Живопись Японии

 

г) Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

рис.9 Вечелио Тициан

 

д) Простота, доходчивость и броскость. Примеры: геральдика, (не всегда),  изделия массовой культуры.

рис.10

 

е) Реклама. Один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется.

рис.11

 

2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция:

а) Эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

ри.12

 

б) Выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина…)

рис.13

 

в) Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

3)Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:

– триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

– триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий. См. рис.14

– любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый.

рис.14

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции. Применяется при: изображении одежд святых, для подчеркивания их святости (Красные с Синим одежды указывают на их связь с Господом, а зеленый подол подчеркивает их земное происхождение).

Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

Используется:

– В природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

– Там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать “космичность” произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).

– Там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Это синтез многоцветия и монохромии. Пример – пейзажная живопись.

Ахромотическая композиция. Состоит из Белого, Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.

Полухромотическая композиция. Серый заменяется  коричневым цветом.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.