7 мифов об аналоговой фотографии и плёнке

Общаясь с людьми не имеющих опыта в съемке на плёнку столкнулся с рядом заблуждений, о которых сейчас пойдет речь.

1  Плёнка засвечивается при досмотре багажа в аэропорту

автор снимка Никита Куратов

автор снимка Никита Куратов

Я даже знаю кому этот миф выгоден – производителям защитных пакетов для плёнки. Но, к счастью, современное аэропортовое оборудование имеет достаточно малую мощность, иначе оператор бы порядочно облучался. У меня есть плёнка, которая пережила шесть аэропортовых проверок багажа, была отснята и успешно проявлена без каких-либо последствий. Единственный совет – носите плёнку в ручной клади, сканеры для неё гарантировано менее мощные, чем те, которые проверяют “большой” багаж. А вот защитные пакеты использовать как раз чревато последствиями – видя на мониторе чёрное пятно, работник аэропортовой службы безопасности с большой долей вероятности откроет пакет и просветит плёнку ещё раз, чтобы убедиться в содержимом.

2 Старые фотоаппараты могут снимать только на чёрно-белую плёнку.

автор снимка Никита Куратов

автор снимка Никита Куратов

Причина этого мифа, видимо, в том, что большинство советских фотолюбителей снимали на чёрно-белую плёнку. Так было не потому, что “Зенит” или “ФЭД” не могут снимать на цветную плёнку или слайд, а потому, что чёрно-белая плёнка была более доступна. К тому же, проявлять цветную плёнку (а “Кодак-экспрессов” в СССР не было) гораздо сложнее, чем чёрно-белую.
На самом деле любой фотоаппарат может снимать на абсолютно любую плёнку – хоть чёрно-белую, хоть цветную, хоть инфракрасную. Объектив камеры не может обесцвечивать изображение, которое он проецирует на плёнку, или ещё как-то таинственным образом воздействовать на цветную плёнку. Если зарядить цветную плёнку в фотоаппарат столетней давности, то получатся вполне нормальные цветные кадры.
Однако, в послевоенные годы действительно начали выпускаться камеры и объективы, в описаниях которых было указано, что они оптимизированы для съёмки на цветную плёнку. Но это не значит, что на более старых аппаратах можно было использовать только чёрно-белые материалы. Просто на более новых аппаратах картинки получались чуть ярче и с чуть меньшим количеством искажений.

3  Для проявки плёнки нужен красный фонарь.

автор снимка Никита Куратов

автор снимка Никита Куратов

У многих есть чёткая ассоциация – если я проявляю чёрно-белую плёнку, делаю я это при свете красного фонаря. Подозреваю, виной всему воспоминания из детства, когда суть процесса, выполняемого в ванной старшими, была непонятна, но точно запомнилось – в результате получались фотографии.
Так вот, красный фонарь полезен только при печати и только чёрно-белых фотографий. Дело в том, что сами по себе галогениды серебра, являющиеся основой фотоэмульсии, чувствительны только к сине-зелёному участку спектра. Однако, чтобы чёрно-белые фотографии выглядели естественным, в фотоэмульсию для современных фотоплёнок добавляют специальные вещества, делающие плёнку чувствительной ко всему видимому спектру. Расширение спектральной чувствительности фотоматериала называют сенсибилизацией. На заре становления киноиндустрии, когда первые массовые плёнки не были сенсибилизированы, приходилось продумывать цвета платьев, декораций и реквизита так, чтобы они на снимке (в кадре) получались естественных тонов – не слишком яркими и не слишком тёмными. Выпускалась даже специальная голубая помада, чтобы губы не выглядели чёрными. Но сейчас (да и уже давно – как минимум с 20х годов XX века) все фотоплёнки чувствительны ко всему видимому диапазону, поэтому красный фонарь, конечно, их засветит. Для проявки плёнка заряжается в проявочный бачок в тёмной комнате или в специальном тёмном контейнере, после чего плёнка до конца проявки остаётся в закрытом бачке.
Но чёрно-белые фотобумаги не сенсибилизируются. Во-первых, потому что это не нужно, поскольку на них проецируется негатив в белом свете, который в том числе содержит и синий участок спектра, к которому, в свою очередь, галогениды серебра фотобумаги чувствительны. А во-вторых, появляется возможность освещать тёмную комнату тем самым красным фонарём, который фотобумагу не засвечивает и позволяет видеть предметы, необходимые для печати.

4 Плёнку больше нигде не производят

Производство плёнки не только не сокращается, но появляются новые производители, а старые либо возобновляют, либо открывают новые или расширяют уже существующее. Так появился новый производитель во Франции, компания BERGGER, которая производит очень интересную плёнку для профессионалов, имеющую несколько слоев эмульсии для улучшение показателей воспроизведения полутонов и увеличения детализации BERGGER Pancro 400. Ilford расширяет производсто, а компания ADOX строит новый завод. Kodak возвращает к жизни слайдовую плёнку Ektachrome.

5 Химия для проявки плёнки ядовитая и опасная

автор снимка Никита Куратов

автор снимка Никита Куратов

Химия для классического чёрно-белого процесса сертифицирована для работы с детьми. Есть специфические вещества типо роданистого калия, которые реально являются токсичными, но надобность в них есть только в определённых очень нечастых случаях. Большинство веществ для проявки плёнки относятся к классу третьему классу токсичномти (умеренно токсичные). То есть при соблюдении стандартных норм предосторожности, они не вызывают негативного влияния даже через длительное время. Надо сказать, что вся бытовая химия относится так же к III классу токсичности. В шутку (не совсем конечно) мы говорим, что покажем самое опасное вещество в лаборатории… и показываем то, что купили в обычном продуктовом магазине, а именно 70 % ра-ор уксусной кислоты, попадание которой в пищевод вызывает сильнейший ожёг. Цветная химия — дело иное. Нет, это не яды, но контакт с этой химией, которая относится к условно канцерогенной, лучше исключить, но проявка цвета в домашних условиях не совсем хорошая затея. Из-за сложности технологического процесса C-41, лучше

6 Плёнка-это зерно и царапины

автор снимка Никита Куратов

автор снимка Никита Куратов

Плёнку не надо царапать, вот в чём секрет. Плёнка даёт прекрасные цвета, особенно если это слайд, совсем не хуже чем в цифре (на самом деле лучше). Фотоплёнка с идеальной цветопередачей  была создана еще еще в 1938-ом году. Речь идет о легендарной плёнки Kodakchrome. Разрешение при сканировании не самым мощным сканером с плёнки среднего формата выдает 50 MP. Цифровая технология принесла не качество в фотографию, а только скорость.

7 Плёнка-умерла?

Просто нет.

Похожие записи

No Comments

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.